Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О рассказе Софьи Поляковой «В гостях у раненых бойцов»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассказ повествует о первом посещении школьником Сережей госпиталя и о первой встрече его с ранеными фронтовиками. Ему предстояло прочитать для них вслух одно хорошее произведение. Сережа шел один, и ему было страшно увидеть раненых. Он по-своему представлял их пугающий облик. Однако раненые бойцы оказались добрыми людьми и совсем не страшными. Они не только поблагодарили Сережу за его чтение, но и поддержали начатую им игру «в стихи». Получилось весело и азартно. Сережа с хорошим настроением покинул госпиталь и решил приходить к бойцам еще. Его веселое и счастливое состояние от посещения госпиталя, когда он шел домой, поддерживало чирикание весенних воробьев. Обсуждая рассказ, важно проследить изменение внутреннего состояния мальчика – от страха к радости, происшедшее за время посещения раненых и объяснить его причину.
Софья ПОЛЯКОВА В ГОСТЯХ У РАНЕНЫХ БОЙЦОВ «Мурзилка», 1944, № 2–3, С.12–13
С маленькой книжечкой подмышкой шел Сережа в госпиталь. Светило солнце, и начинал уже таять снег. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончилась трудовая, холодная зима. Люди смотрели на солнце, и всем становилось весело. «А снегу-то конец пришел, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие.– Поздравляю!» Сереже тоже было весело глядеть на весну, он тоже говорил «снегу-то конец», а потом вдруг екнуло сердце: он боялся остаться в палате с ранеными. Сережа никогда не был в больнице, и теперь ему было страшно. Он думал, что раненые будут стонать, что у них страшные лица и страшные глаза, что им вовсе не хочется видеть его, Сережу. Чем ближе был госпиталь, тем медленнее шел теперь Сережа – для храбрости. Вот и серое здание – госпиталь. Сережа отдал пальто на вешалку, а ему дали большой, на взрослого, халат с печатями. На лестнице ничем не пахло, и было вовсе не страшно: лестница, как лестница, коридор, как коридор. Все это было не похоже на то, что Сережа ожидал увидеть. Он помедлил перед дверью в палату, а потом разом нажал ручку и открыл дверь. В палате было человек двадцать, все под одинаковыми одеялами и в одинаковых рубашках. Лица у раненых были спокойные, и на вид даже очень здоровые, даром, что у многих были забинтованы руки и ноги.
Сережа с порога сказал: – Здравствуйте! Я пришел к вам очень интересную книгу читать. Бойцы с ним приветливо поздоровались, а один раненый посмотрел на Сережу и сказал: – Иди сюда, я тебе рукава немного укорочу, а то утонешь. Сережа сел к нему на кровать, и раненый боец ловко подвернул ему рукава халата. – Так лучше будет, а то ты такой, а халат вот та-кой.– И боец рассмеялся. Сережа посмотрел на веселого бойца, на светлые солнечные квадраты на полу и перестал бояться. Он сел на стул посредине палаты и громко стал читать. Все внимательно слушали. Когда Сережа прочитал всю книжечку про то, как один человек на необитаемом острове, а друзья его нашли, на корабле отвезли на родину и спасли от смерти, все закричали: «Хороший рассказ! Это про наш Ленинград написано. Наш город в беду попал, а друзья его выручили!» Сережа совсем осмелел и говорит: – А теперь я прочту стихотворение, которое вчера сам сочинил. Все захлопали.
Письмо отцу Папа, друг сердечный мой, Возвратишься ль ты домой? Может, ты лежишь в больнице Может, бьешь немецких фрицев? Если бьешь немецких фрицев, Так уж бей их посильней. Если ты лежишь в больнице, Выздоравливай скорей. Сережино стихотворение всем понравилось, и его хвалили, а раненый боец, который Сереже поправил рукав халата, говорит: – Я тоже стихами говорить умею: буду бить врага, когда пройдет нога. – Хорошо! – сказали все. – «Хорошо, когда немец ушел» – говорят в нашей деревне. – Давайте стихами говорить! – крикнул Сережа. – Твоя очередь! – закричали ему – «Мне охота в морскую пехоту». И это правда, – сказал Сережа. – У меня друг есть Гриша. Он – краснофлотец. Его корабль вон из этого окна видно. Посмотрите. Несколько Бойцов встали и подошли к окну посмотреть на Гришин корабль на Неве. –– «Если Гриша и на крыше, все равно я выше Гриши». Угадай, почему? – спросил Сережу боец с самой далекой койки и прищурил один глаз. Угадал, – обрадовался Сережа.– Потому что вы – летчик. Все увлеклись этой игрой и забыли, что кричат чуть ли не во все горло. А летчик с самой дальней койки придумал стихотворение про петуха и громко закукарекал. Вошла сестра и говорит: – Как же так! Почему вы кричите и кукарекаете? Шум на весь госпиталь! У вас повысится температура, вы же – больные. – Не сердитесь, сестрица. Этого не случится. – «Не сердитесь» – передразнила сестра.– Мне попадет и вам попадет. А больше всех вот этому молодому человеку. Сестра показала пальцем на Сережу.– Чтобы сейчас же попрощаться и уходить! Сережа пожал всем руки. Неохота ему было уходить. Бойцы хлопали ему по плечу, благодарили и звали приходить еще. До свиданья, друзья, прогоняют меня, – сказал уже в дверях Сережа. Он ушел из госпиталя веселый и счастливый. «Хорошие люди лежат в палате номер три. Обязательно приду, когда не будет дежурить эта сердитая сестра», –думал он и поддевал мокрые сосульки. Со всех подоконников текло. Снег лежал рыжий, весенний. Сереже даже показалось, что чирикают воробьи на солнышке». Вопросы для обсуждения: 1. Зачем Сереже понадобилось идти в госпиталь? Почему он боялся заходить в палату к раненым? 2. Как он представлял себе раненых? И какими они оказались на деле? 3. Что соединило Сережу и раненых? Какую игру, сдружившую всех, мальчик придумал? 4. Почему он ушел из палаты веселый и счастливый? 5. Почему появилось желание навещать раненных впредь? 6. Как весна повлияла на настроение людей и сказалась на Сереже и на раненых бойцах?
О рассказе Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» Написан в первые годы войны. Передавался по радио. Впервые рассказ опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи»,(Свердлгиз, 1942). В рассказе Лев Кассиль покзывает ситуацию, когда не столько школьники помогали раненым, сколько раненые помогали школьникам. Речь в данном случае идет о третьекласснице Римме Лебедевой, которая перестала учиться. Свое нежелание она оправдывала перенесенными ею потрясениями, связанными с бомбежками немцев в тех местах, откуда она приехала. Усилия учителей и учеников не изменили ее отношения к учебе. Изменило – посещение госпиталя, где раненый в руку лейтенант Тарасов попросил ее написать письмо его дочери, такой же школьнице, как и Римма.
Когда он увидел, сколько ошибок она сделала в этом письме, он взялся учить ее правилам написания русских слов, а заодно и географией заинтересовал, рассказывая в каких местах живут его друзья. Эта дружба пробудила у девочки интерес к учебе. Тарасов увидел в ней свою дочь, а она в нем – заботливого учителя и отца. О том, что давала встреча детей с ранеными бойцами, что она значила для тех и других, мы и предлагаем вести разговор на материале данного рассказа.
Лев КАССИЛЬ ОТМЕТКИ РИММЫ ЛЕБЕДЕВОЙ
В город Свердловск приехала вместе со своей мамой девочка Римма Лебедева. Она поступила учиться в третий класс. Тетка, у которой жила теперь Римма, пришла в школу и сказала учительнице Анастасии Дмитриевне: – Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в плен попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду. – Хорошо,– сказала учительница,– я буду это иметь в виду, но мы постараемся, чтобы она могла учиться, как все. На другой день Анастасия Дмитриевна пришла в класс пораньше и сказала ребятам так: – Лебедева Римма еще не приходила?.. Вот, ребята, пока ее нет, я хочу вас предупредить: девочка эта, может быть, много пережила. Они были недалеко от фронта с мамой. Их село немцы бомбили. Мы с вами должны помочь ей прийти в себя, наладить учение. Особенно много не расспрашивайте ее. Условились? – Условились! – дружно ответили третьеклассники. Маня Петлина, первая отличница класса, усадила Римму на своей парте, рядом с собой. Мальчик, сидевший тут раньше, уступил ей свое место. Ребята давали Римме свои учебники. Маня подарила ей жестяную коробочку с красками. И третьеклассники ни о чем не расспрашивали Римму. Но училась она неважно. Она не готовила уроков, хотя Маня Петлина помогала ей заниматься и приходила к Римме на дом, чтобы вместе с ней решить заданные примеры. Слишком заботливая тетка мешала девочкам. – Хватит вам учиться-то,– говорила она, подходя к столу, закрывала учебники и убирала Риммины тетрадки в шкаф. – Ты ее, Маня, уж совсем замучила. Она не то, что вы – дома тут сидели. Вы себя с ней не сравнивайте. И эти теткины разговоры в конце концов подействовали на Римму. Она решила, что ей уже незачем учиться, и совсем перестала готовить уроки. А когда Анастасия Дмитриевна спрашивала, почему Римма опять не знает уроков, она говорила: – На меня тот случай очень подействовал. Я не в силах нормально учиться. У меня теперь сдали нервы. И когда Маня и подруги пробовали уговорить Римму, чтобы она училась как следует, она опять упрямо твердила: – Я почти что на самой войне была. А вы были? Нет. И не сравнивайте. Ребята молчали. Действительно, они не были на войне. Правда, у многих из них отцы и родственники ушли в армию. Но трудно было спорить с девочкой, которая сама была довольно близко от фронта. А Римма, видя смущение ребят, стала теперь прибавлять к теткиным словам еще свои собственные. Она говорила, что ей скучно учиться и неинтересно, что она опять скоро уедет на самый фронт и поступит там в разведчицы, а всякие диктовки и арифметики ей не очень нужны.
Недалеко от школы был госпиталь. Ребята часто ходили туда. Они читали раненым вслух книги, один из третьеклассников хорошо играл на балалайке, и школьники тихим хором пели раненым «Светит месяц» и «Во поле березонька стояла». Девочки вышивали кисеты для раненых. Вообще школа и госпиталь очень сдружились. Ребята сперва не брали с собой Римму. Они боялись, что вид раненых напомнит ей что-нибудь тяжелое. Но Римма упросила, чтобы ее взяли. Она даже сама сшила табачный кисет. Правда, он у нее вышел не очень складным. И когда Римма дала кисет лейтенанту, лежавшему в палате Э 8, раненый почему-то примерил его на здоровую левую руку и спросил: – Как вас звать-то? Римма Лебедева? – и негромко пропел: Ай да Римма – молодец! Вот так мастерица! Шила раненым кисет – Вышла рукавица. Но, увидев, что Римма покраснела и расстроилась, поспешно поймал ее за рукав своей левой, здоровой рукой и сказал: – Ничего, ничего, вы не смущайтесь, это я так, в шутку. Прекрасный кисет! Спасибо. А это даже хорошо, что и за рукавицу сойти может. Пригодится. Тем более, мне только для одной руки теперь и нужно. И лейтенант печально кивнул на обмотанную бинтами правую руку. – А вот вы мне сослужите в дружбу, – попросил он.– У меня тоже дочка есть, во втором классе учится. Олей зовут… Она мне письма пишет, а я вот ответа написать не могу... Рука... Может быть, сядете, возьмете карандашик? А я вам продиктую. Очень буду благодарен.
Конечно, Римма согласилась. Она гордо взяла карандаш, и лейтенант медленно продиктовал ей письмо для своей дочки Оли. – Ну, давайте поглядим, что мы тут с вами вместе насочиняли. Он взял левой рукой листок, исписанный Риммой, прочел, нахмурился и огорченно присвистнул: – Фью!.. Это некрасиво получается. Очень уж грубые ошибки ставите. Вы в каком классе? В третьем пора уже чище писать. Нет, это не годится. Меня дочка засмеет. «Нашел, скажет, грамотеев». Она хоть и во втором классе, а уж знает, что, когда слово «дочка» пишешь, после «ч», мягкий знак совершенно не требуется. Римма молчала, отвернувшись в сторону. Маня Петлина подскочила к самой койке лейтенанта и зашептала ему на ухо: – Товарищ лейтенант, она не в силах еще нормально учиться. Она еще не пришла в себя. На нее очень подействовало. Они почти около самого фронта с мамой были.– И она обо всем рассказала раненому. – Так, – промолвил лейтенант.– Не совсем это правильный разговор. Бедой и горем долго не хвастаются. Или уж терпят, или помочь горю-беде стараются, чтобы не стало их. Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились, как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам... Вот что, Римма: приходите-ка завтра после уроков на часок, потолкуем, и я вам еще письмецо продиктую,– неожиданно закончил он. И теперь каждый день после уроков Римма приходила в палату Э 8, где лежал раненый лейтенант. И он диктовал – медленно, громко, раздельно – письма своим друзьям. Друзей, родственников и знакомых у лейтенанта было необыкновенно много. Они жили в Москве, Саратове, Новосибирске, Ташкенте, Пензе. – «Дорогой Михаил Петрович!» Знак восклицательный, вверх дубинкой, – диктовал лейтенант.– Теперь пиши с новой строки. «Хочу знать», запятая, как двигается...» После «т» не надо мягкого знака в данном случае... «как двигается дело у нас на заводе». Точка. Потом лейтенант вместе с Риммой разбирал ошибки, исправлял и объяснял, почему надо писать так, а не этак. И заставлял найти на небольшой карте город, куда посылалось письмо. Прошло еще два месяца, и однажды вечером в палату Э 8 пришла Римма Лебедева и, хитро отвернувшись, протянула лейтенанту ведомость с отметками за вторую четверть. Лейтенант внимательно проглядел все отметки. – Ого! Это порядок! – сказал он.– Молодец, Римма Лебедева: ни одного «посредственно». А по русскому и географии даже «отлично». Ну, получайте вашу грамоту! Документ почетный. Но Римма отвела рукой протянутую ей ведомость. – Вы распишитесь... Вот тут, где написано «подпись родителей или лица воспитывающего»... Как – при чем вы? Кто же еще? А то мама в командировку уехала, а тетю я не хочу. Только ведь вы не можете... Рука... – Могу! – сказал лейтенант.– Я уже давно могу. Давайте сюда. Он поболтал в воздухе своей зажившей рукой и в графе «подпись родителей или лица воспитывающего» четко вывел: «Лейтенант А. Тарасов».
Вопросы для обсуждения: 1. Чем оправдывала Римма Лебедева свою плохую успеваемость? 2. Убедительно ли вам показалось это оправдание? 3. Как изменило ее отношение к учебе посещение госпиталя и знакомство с лейтенантом Тарасовым, раненым в руку? 4. Как подружились Римма Лебедева и лейтенант Тарасов? 5. Как получилось, что они стали нужны друг другу?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.008 с.) |