ТОП 10:

Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»



Рассказ "Судьба человека" был написан в 1956 году. Он был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. В его основе лежит реальный случай. Писатель отважился на запретную тему: русский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о "реабилитации" пленных, другие видели в рассказе ложь. Рассказ построен в форме исповеди. Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа, семья. Соколов – строитель, человек мирной профессии. Война перечеркивает жизнь Соколова, как и жизнь всей страны. Человек становится одним из бойцов, частью войска. В первый момент Соколов почти растворяется в общей массе, и это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Вся война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, с которой он сталкивается.

Лагерь для Соколова – испытание на человеческое достоинство. Там он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой?" Это – испытание потерей "своего". Попытка бегства – неудачна, так как таким способом из-под власти машины уйти нельзя. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя вызывающе, как человек, для которого высшее благо – смерть. И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жив.

После этого судьба посылает еще одно испытание, которое Соколов выдерживает: не предав в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды".

После бегства Андрей Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут еще одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое большое, что дает ему судьба, – это увидеть мертвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. И все-таки Соколов сохраняет в себе человеческое достоинство, несмотря ни на какие испытания. В этом и состоит идея Шолохова.

В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя повести появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нем отца. Так Шолохов вводит тему обновления человека после войны. В рассказе "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и, в то же время, – о великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Шолохов показывает красоту души и силу характера русского человека.

 

Поэзия подвига и героизма в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

"Не все солдаты встретят день победный,
Не всем прийти на праздничный парад.
Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
Не умирает мужество солдат."

Б. Серман

"Поэзия подвига и героизма" – основа всей повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." Наверное, именно благодаря этой поэзии читательский интерес к повести не угасает до сих пор. До сих пор мы с неослабевающим вниманием следим за передвижением маленького отряда старшины Васкова, почти физически ощущаем опасность, облегченно вздыхаем, когда ее удается избежать, радуемся смелости девушек и вместе с Васковым тяжело переживаем их гибель.

Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Писатель представил нам пять совершенно различных характеров. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, она — мать. Женька Комелькова – веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к женатому человеку. Соня Гуревич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – "прекрасная незнакомка", вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина... "Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!" Учиться бы, повидать бы большой город c его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями... Война помешала. Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала, Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними "вся Россия сошлась". И они держат.

Глупо погибает Галя Четвертак, но мы не осуждаем ее. Может быть, она была слишком слаба и неуверенна, но ведь женщина вообще не должна быть на войне. А Галя все-таки старалась по мере своих сил: несла на себе тяжелый груз вещей, шла по ледяной земле в одной берестяной чуне. Пусть она не совершила подвига» не вступила в прямую схватку с врагом, но она и не отступила, упрямо идя вперед и выполняя приказания старшины. Смерть Сони Гурвич кажется случайностью, но она связана с самопожертвованием. Ведь, когда она бежала навстречу своей гибели, ее вело естественное душевное движение сделать приятное доброму и заботливому старшине – принести оставленный кисет. Так же жертвует собой и Лиза Бричкина. Смерть ее ужасна и мучительна. Пусть она пала не па поле боя, но при этом погибла при исполнении своего долга, спеша поскорей перейти болото и привести подмогу.

В конце концов со старшиной остались две самые храбрые и стойкие девушки – Рита Осянина и Женька Комелькова. Женька, спасая старшину, убила немецкого солдата, размозжив ему голову прикладом винтовки. Она же бесстрашно купается на глазах у врагов, изображая простую деревенскую девушку. И она же отводит врагов за собой в лес, подальше от раненой Риты Осяниной. Рита ранена осколком в то время, как она отстреливалась от врагов. Это была не первая перестрелка, где девушки показали себя. Увы, силы были неравны, и Рите с Женей суждено было погибнуть мучительной смертью: одна была ранена в живот и пустила себе пулю в лоб, другую в упор добили немцы. Тяжелые испытания выпали и на долю старшины Васкова. Ему было суждено схоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в последней исступленной схватке жестоко отомстить врагам, а потом еще до конца дней нести в душе тяжесть оттого, что не уберег девушек.

Каждая из девушек оплатила свой "личный счет" к захватчикам. У Риты Осяниной на второй день войны погиб муж, у Жени на глазах расстреляли всю семью, родители Сони Гурвич погибли. Этот "личный счет" каждой связан со счетом всей страны. Ведь сколько женщин и детей остались вдовами и сиротами. Поэтому, мстя немцам за себя, девушки мстили и за всю страну, за всех ее жителей. Героини повести, молоденькие девушки, были рождены для любви и материнства, а вместо этого взяли в руки винтовки и занялись неженским делом – войной. Даже в этом уже состоит немалый героизм, ведь все они сами добровольно пошли на фронт. Истоки их героизма – в любви к Родине. Отсюда начинается путь к подвигу. Подлинная поэзия подвига и героизма требует простоты, естественности, реализма. Именно такова повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие..." Это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек, преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.

Б. Васильев «А зори здесь тихие...»

" Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны.
И мы в историю заглядываем снова.
Чтоб день сегодняшний измерить днем войны."

М. Ножкин

Почти шестьдесят пять лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла. Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

Идут годы... Создаются все новые и новые произведения о тех тяжелых для страны годах. Читая книги о войне, мы оказываемся там, потому что в свой час в том пространстве войны были наши деды, прадеды или отцы и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и не чья-нибудь, а их память отзывается в нас, если не отучились чувствовать глубоко и сильно. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех почти девочках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. И в своем сочинении я хочу рассказать о повести Васильева.

Повесть «А зори здесь тихие...» рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы. Старшина выделяет пять девушек и, командуя своей боевой единицей, думая, что немцев гораздо меньше, решает уничтожить немецких захватчиков. Задание Васков выполняет, правда, слишком дорогой ценой. Невысокого мнения были о своем командире девушки: «Пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из Устава». Опасность сблизила всех шестерых, изменив мнение о старшине. Несомненно, Васков – стержень повествования. Он вобрал в себя лучшие качества воина, готового подставить себя под пули, но только спасти девушек. Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Васков сразу выделил ее среди других: «...строга, не смеется никогда». Осянина погибает последней из девушек, раненная в живот. Перед смертью девушка рассказывает о том, что у нее маленький ребенок. Его она вверяет старшине, как самому дорогому человеку.

Рыжая красавица Комелькова трижды спасает группу. Первый раз в сцене у протоки. Во второй – спасла от смерти старшину, когда на него насел немец. В третий – приняла огонь на себя, уведя от раненой Осяниной фашистов. Автор любуется девушкой: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца». Общительная, озорная, любящая жизнь, Комелькова пожертвовала собой ради других. В отличие от неё Четвертак была маленькой и неброской. Старшина жалеет ее, как ребенка, проявляет заботу и внимание, когда девушка простудилась. Находится для неё и шутка. У девушки кружится голова после спирта. «Голова у меня побежала», – говорит она старшине. – «Завтра догонишь». Особую симпатию вызывает у старшины Лиза Бричкина, спокойная, рассудительная, так подходящая ему по характеру. Да и старшина нравится Бричкиной «твердым немногословием и мужской основательностью». Страшной смертью умирает Лиза, проваливаясь в трясину. Впрочем, смерть всегда страшна, в каком бы виде она ни была.

Эта книга произвела на меня очень сильное впечатление. Я увидела, что девушки не испугались и не растерялись. Ценою своей жизни они выполнили свой долг перед Родиной. Особенно восхищает меня подвиг Жени Комельковой. Она сражается с фашистами до последнего. Но смерть не властна над такими людьми, потому что они отстаивают свободу.

Да, они совершили подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши воины знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников. Иначе они поработят весь мир. Бойцы сражались за будущее, за людей, за правду и чистую совесть мира. Тысячи людей не щадили себя, отдавали свои жизни за правое дело. Они исполнили свой долг и победили фашизм. И мы помним, что они победили для того, чтобы мы могли жить под чистым небом и ясным солнце». И нам надо жить так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Я думаю, мы будем достойными преемниками этих людей.

«У войны – не женское лицо» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»)

" Не забыли. Не забудем. Помним.
Того вовеки не затмить годам..."

Б. Серман

У каждого человека свое представление о войне. Для одних война – это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других – сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие...» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом её прелесть. Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей – вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны – не женское лицо», то есть женщины и война – понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.

Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Камельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась воина. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу. Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.

Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь; сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комелькову. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо...»

Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война – явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны – не женское лицо».

«...Чтоб не было забыто, что было на войне» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»)

" Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье! "

А. Твардовский

Великая Отечественная война 1941-1945 годов знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв. Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать семь миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать семь миллионов! Целая страна погибших. Смерть многих из них вошла в историю, чтобы быть примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «А зори здесь тихие...» Б. Васильев. Повесть была написана в 1969 году, почти через двадцать пять лет после окончания войны, и прозвучала траурным гимном всем тем, кто совершил свой подвиг не на полях сражений, а просто честно выполняя свой солдатский долг. Возможно, этим и объясняется простота сюжета.

Удаленная от фронта застава, где служат женщины-зенитчицы. Неожиданно они узнают о появлении немецких десантников. Старшина Васков вместе с пятью девушками отправляется на задержание немцев. Во время операции все девушки погибают, но раненый старшина все же берет десантников в плен. Однако именно эта простота и сделала повесть Б. Васильева одним из самых человечных произведений о войне. Собранная по воле случая небольшая группа людей оказывается единым сплоченным коллективом, готовым на самоотверженные поступки во имя друг друга. Между ними всеми много общего: общая цель – победить немцев, отомстить за то горе, что они принесли каждому из них, за разрушенное и поруганное прошлое, в котором остались их мечты и желания.

Федот Васков опекает и заботится о каждой из девушек: о Лизе Бричкиной и Соне Гурвич, о Гале Четвертак и Рите Осяниной, о красавице Жене Комельковой. Борис Васильев находит самые точные слова для выражения состояния своего героя. Острыми, лаконичными фразами он передает чувства людей, оказавшихся на нейтральной полосе между жизнью и смертью. «0дно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют – значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!»

И они действительно держали до последнего вздоха. Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу; Галю Четвертак скосила автоматная очередь; Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины; Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненной Риты Осяниной.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».

Все кажется просто и естественно, как-то буднично, без пафоса и традиционных громких фраз: «3а Родину! За Сталина!» Наверное, именно поэтому жизнь и смерть девушек выглядят так достоверно. В них не просто веришь, а начинаешь осознавать, что патриотизм не просто красивое слово, а то чувство, которое скрыто внутри каждого из нас и которое проявляется в момент истины. Ведь нельзя обмануть ближнего в минуту смертельной опасности.

Кроме того, гибель этих девушек подчеркивает мысль Б. Васильева о том, что война – самое несправедливое и страшное зло на земле. Недаром Васков размышляет о будущем, когда с каждого спросится: «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили?» Хотя и понятно, что не с Васкова спрос, а с тех, кто затеял эту страшную войну. Повесть Б. Васильева удивительно пронизана тонкой лирикой и чистотой, несмотря на кровь и смерть. Ее главное достоинство заключается в ее жизнеутверждающем начале. Пусть девушки погибли, выполняя свой солдатский долг, но о них помнят и будут помнить всегда.

Об этом, как и о своеобразной связи времени поколений, говорит эпилог повести, состоящий из письма туриста своему другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Я хотел помочь им донести плиту – и не решился. А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы». Подтекст, свойственный авторской манере Б. Васильева, позволяет прочесть между строк, что слово свое Васков сдержал, он усыновил Ритиного сына, который стал капитаном-ракетчиком, что все эти годы Васков помнил о погибших девушках и что самое главное – уважение современных молодых людей к военному прошлому. Неизвестный молодой человек хотел помочь донести мраморную плиту до могилы, но не решился. Испугался задеть чьи-то святые чувства. И пока на земле люди будут испытывать подобное уважение к павшим, не будет войны – вот он, основной смысл новости «А зори здесь тихие...»







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.018 с.)