ТОП 10:

Особенности проблематики произведения «Горячий снег» Юрия Бондарева



"Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет."

А. Ахматова

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели.

Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали свое право на так называемую "окопную правду". Их творчество получило наименование "прозы лейтенантов". Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они "выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили" и "видели пот и кровь войны на своей гимнастерке", составили целую плеяду хорошо известных нынешнему читателю имен: Бакланов, Богомолов, Бондарев, Воробьев, Быков, Астафьев. Хотелось бы отметить одну общую особенность их произведений о войне – мемуарность.

В особой художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев в романе "Горячий снег". Это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но солдаты, офицеры, генералы, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей.

В романе раскрывается, по существу, лишь один военный эпизод, который служит переломным моментом во всем дальнейшем ходе сражений. Идут жестокие бои под Сталинградом. В центре внимания автора батарея, входящая в артиллерийский заслон, перед которой поставлена задача: любой ценой не пропустить огромные танковые силы врага, рвущиеся к городу на помощь окруженным фашистским войскам. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому непререкаем приказ генерала Бессонова: "Ни шагу назад!" Но солдаты и сами понимают это. Писатель с большой художественной правдой изображает своих героев: молодого лейтенанта Кузнецова, командира орудия Уханова, санинструктора Зою. В их будничных поступках и действиях он видит проявление героического. Беспредельное мужество и стойкость сочетается у этих людей с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Рождающееся в жестоких условиях чистое и светлое чувство любви Кузнецова и Зои свидетельствует о силе человеческого духа. Изображая батальные сцены одной батареи, Бондарев передаст атмосферу всей войны с ее драматизмом. За один день лейтенант Кузнецов, сдерживавший немецкие танки, смертельно уставший, поседевший, становится старше на двадцать лет.

Писатель открывает нам "окопную правду" и истинные масштабы этой битвы. Рисуя встречу генерала Бессонова с Верховным Главнокомандующим, автор подчеркивает ее стратегическое значение. Незаурядное мастерство Бондарева проявилось в умении создавать глубоко психологические образы не только рядовых участников войны, но и крупных военачальников. Большим достижением писателя является образ мужественного, прямого и проницательного генерала Бессонова. Но угроза смерти и общее дело часто стирают границы между чинами. Мы видим, как после боя Кузнецов устало и спокойно докладывает генералу. Война ужасна, она диктует свои жестокие законы, ломает судьбы людей. Человек, попадая в экстремальные ситуации, проявляет себя неожиданно, полностью раскрывается как личность.

Война – проверка характера. Причем могут выступить как хорошие, так и плохие черты, которые в обычной жизни незаметны. Два главных героя романа, Дроздовский и Кузнецов, прошли такую проверку. Кузнецов не смог послать товарища под пули, сам оставаясь а это время в укрытии, он разделил участь бойца Уханова, отправившись вместе с ним на выполнение задания. Дроздовский же не смог переступить через свое "я". Он мечтал отличиться в бою, совершить геройский поступок, но в решительный момент струсил. Нам искренне жаль молодого солдата, который должен выполнять бессмысленный приказ своего командира Дроздовского, посылающего его на верную смерть.

Правдиво изображая сложные взаимоотношения людей на войне, где рядом с подлинным героизмом порой проявляется и трусость, рядом с высокой человечностью – жестокость, главное свое внимание Бондарев сосредоточил на выявлении в героях тех качеств, которые обеспечили победу над врагом. Невозможно даже перечислить все произведения, воспевшие героизм нашего народа в Великой Отечественной войне. Перебирая все то, что было создано писателями о тех огневых годах, хочется вспомнить строки Якуба Коласа, полные чувства великой благодарности воинам-победителям: «Какую песню о победе, Какой сложить о вас рассказ? Богатыри, язык мой беден, Чтобы воспеть, прославить вас!»

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любить Родину, быть стойкими в трудных испытаниях. Значение этих книг все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. И вклад писателей в общее дело борьбы за мир – это их произведения, которые смело можно считать оружием в руках художников.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.003 с.)