Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин



Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каж­дой картинке;

- обучать составлению рассказа в соответствии с планом;

коррекционно-развивающие:

- развивать словарь прилагательных;

- развивать у детей мыслительную деятельность и память;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: серия сюжетных картин «Щенок» (рис. 25—27), игрушки — щенок и взрослая собака.

Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Разложить картинки в правильной последова­тельности.

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам, но перед этим я хочу, чтобы вы сравнили этих двух игрушечных собак.

3. Беседа по картинкам.

Совместно с логопедом дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная — щенок слабый и т.д. (Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изоб­раженными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратил­ся во взрослую собаку).

Беседа по серии картинок

- Куда направлялся мальчик?

- Придумайте для мальчика имя.

- Кто встретился на его пути?

- Какое решение принял мальчик?

- Почему мальчик решил взять щенка?

- Как Вася назвал своего щенка?

- Как мальчик заботился о щенке?

- Каким стал щенок?

- Что вы можете сказать о времени года на пер­вой, второй и третьей картинках?

- Что случилось однажды летом?

4. Составление плана рассказа.

Логопед просит детей по каждой картинке соста­вить одно предложение. Таким образом, дети пос­тепенно составляют план рассказа.

Примерный план

1. Мальчик находит щенка.

2. Забота о щенке.

3. Рекс приходит на помощь.

Несколько детей повторяют составленный план. После этого логопед предлагает дать название будущему рассказу.

Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.
А у щетки половой Палка есть над головой. Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.
Палка — щелк щенков с плеча, Хлопок по плечам.
Два щенка ушли пища. Обойти вокруг своего стула и сесть на него.

 

6. Рассказы детей.

Логопед говорит о том, что сначала рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.

Щенок

(примерный рассказ, составленный детьми)

Однажды Вася вышел погулять. Вдруг он услы­шал, как кто-то скулит. Оказалось, что это малень­кий беззащитный щенок. Васе щенок очень понра­вился, и он решил забрать его домой. Дома он за ним ухаживал и построил для щенка будку.

Скоро щенок вырос и стал большим и сильным. Вася решил покатать Рекса на лодке. Он попросил у своего брата лодку. А брат забыл, что в лодке была маленькая щель. Когда Вася и Рекс заплыли на сере­дину реки, лодка стала заполняться водой. Вася не умел плавать. Он стал тонуть. Собака подплыла к хозяину и помогла ему выбраться на берег.

7. Итог занятия.

Логопед подводит итог и оценивает составлен­ные рассказы детей.

8. Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.

 

Занятие 31.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

(с одним закрытым фрагментом)

Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);

- обучать составлению плана;
коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение рассказывать по плану;

- развивать воображение и творческие способ­ности детей;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28— 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье — путь к уменью», «Ученье — свет, неученье — тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Собери портфель».

Дети делятся на две команды и соревнуются в сборе портфеля в школу. Среди школьных прина­длежностей находятся предметы, которые нельзя укладывать в портфель - игрушки и т.д.

2. Объявление темы.

Логопед выставляет картинки и при этом гово­рит, что сегодня дети будут составлять рассказ по серии картинок, но третья картинка закрыта, и им придется сочинить окончание рассказа.

3. Беседа по картинкам.

- Какое время суток на первой картинке?

- Куда ходит мальчик: в школу или детский сад?

- Чем вы можете это доказать?

- Назовите мальчика по имени.

- Что собирается делать Миша?

- Какая обстановка у него в комнате?

- Как вы думаете: готов Миша идти в школу?

- Чем отличается первая картинка от третьей? (Временем суток.)

- Что вы можете сказать о настроении мальчика на третьей картинке? Какой он? (Грустный, оза­боченный, печальный, сердитый, потерянный.)

- Чем он озабочен?

- Правильно ли мальчик готовился к школе?

- Что произошло дальше?

4. Физкультминутка.

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, приседать и вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

5. Составление плана рассказа.

Предложить детям короткими предложениями, выражающими их главную мысль, озаглавить каж­дую картинку. Третий пункт плана называет логопед.

Примерный план

1. Перед сном.

2. Утром.

3. Что случилось дальше?

После составления плана дети придумывают название для будущего рассказа.

6. Рассказы детей.

Нужно напомнить детям о том, что рассказ нужно начинать составлять с названия, а дальше — по плану. На усмотрение педагога можно дать начало рассказа. Это зависит от контингента детей.

Пример рассказа, составленного ребенком

Вася пришел из школы и сел за компьютер играть в игры. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все вещи в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами. Шел урок. Васе стало очень стыдно, что он опоз­дал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.

7. Рассматривание недостающего фрагмента.

Логопед открывает третью картинку, и дети срав­нивают окончание своих рассказов с изображен­ным на картинке.

8. Итог занятия.

- Чье окончание рассказа вам понравилось боль­ше всего?

- Как можно назвать мальчика Васю?

- Что нельзя делать, как Вася?

 

Занятие 32.

Составление рассказа «Как я проведу лето»

(на заданную тему)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению рассказа на задан­ную тему;

коррекционно-развивающие:

- пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»;

- развивать умение логически выстраивать свои высказывания;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать умение правильно и с пользой про­водить свободное время.

Оборудование: сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед).

Предварительная работа: по заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они прове­дут лето. Воспитатели проводят беседы по данной теме.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Отгадай загадку».

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — ... (Лето.)

Игра «Подбери признак»

- Лето (какое?) - ...

- Солнце летом (какое?) — ...

- Море (какое?) — ...

- Лес (какой?) — ...

- Речка (какая?) — ...

2. Объявление темы.

Сегодня мы будем придумывать рассказ, кото­рый называется «Как я проведу лето». Каждый из вас должен подумать, как бы ему хотелось провести лето и составить рассказ.

3. Беседа по теме.

- Кто из вас ждет лето?

- Почему вы его ждете?

- С кем вы проведете лето?

- Где вы собираетесь отдыхать?

- Как нужно готовиться к поездке?

- Где, по-вашему, лучше всего отдыхать летом?

- Если вы останетесь дома и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Рассмотрите картинки и скажите, как отдыхают дети? Логопед оценивает ответы детей на вопро­сы и анализирует их. Затем обращается к детям: «Представьте, что вы со своей семьей проведете лето на море (эмоциональная пауза).

А теперь начинайте сочинять свой рассказ. Обдумайте его от начала до конца. Лучше всего начать с того, как вы будете готовиться к поездке, что произойдет, когда вы приедете на море и закон­чить, чем вас порадовало лето и море».

Если кто-то из детей захочет рассказать об отды­хе у бабушки, то такая инициатива должна быть поощрена.

4. Рассказы детей.

Логопед может предложить свое начало рас­сказа, а может опереться на помощь «сильного» ребенка, который выйдет рассказывать первым. Еще нужно напомнить детям, что рассказы не долж­ны быть похожи друг на друга.

Заслушиваются 2—3 рассказа.

5. Физкультминутка.

Мы сено косили,

Косили, косили,

Мы сено носили,

Носили, носили.

Мы сено собрали,

Собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

6. Составления рассказов детьми (продолжение).

7. Итог занятия.

- О каком времени года говорили?

- Как лучше всего провести лето?

- Что больше всего вам нравится в этом времени года?

ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ И СКАЗОК

Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работа­ет. Пришел к нему медведь:

- Мужик, я тебя сломаю.

- Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

- Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дуб­равы вылезает:

- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

- Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

- Мужик, куда ты едешь?

- Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

- Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

- А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

- Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

- Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Косточка

Л.Н. Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:

- Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмея­лись, а Ваня заплакал.

Улетают журавли

И. С. Соколов-Микитов

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потя­нулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимают­ся с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

 

Грибы

В. П. Катаев

К Жене и Павлику приехала из города погостить дво­юродная сестра Инночка.

- Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

- Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

- Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

- Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты соби­раешь грибы, Павлик.

- Ага! — кричит Женя. — Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

- Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

- А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.

- У меня совсем мало, — говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

 

Купание медвежат

В. В. Бианки

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпус­кала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустил­ся удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка оста­лись очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хоро­шо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Подружилась лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля, и пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как тебя я угощу!

Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик, сама стряпала!

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал, стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу. Так всю кашу сама и съела. А как съела лиса кашу и говорит:

- Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.

- Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же ты теперь ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком. Поставил кувшин на стол и говорит:

- Кушай, лисонька! Право, больше потчевать нечем.

Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.

- Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, — говорит.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.011 с.)