Тема: «Листья. Описательный рассказ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Листья. Описательный рассказ»



Цели:

1. Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.

2. Закрепить признаки осени.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать навыки организационного поведения.

Оборудование: игрушка или изображение Незнайки, предметные кар­тинки, игра «Давай подумаем», картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 18), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто скажет, какой лист у березы (клена и т.д.). (Березовый, кленовый и т.д.)

 

2.Игра «Помоги Незнайке».

-Незнайка гулял в лесу и собрал букет из осенних листьев.

-Послушайте и угадайте, о каком листике вам расскажет Незнай­ка. (На наборном полотне изображения дубового, березового и кленово­го листьев желтого цвета.)

-Я в лесу нашел осенний листик.

-Вы догадались, о каком листике рассказал Незнайка? (Нет.)

Вывод: чтобы догадаться, о каком предмете рассказывают, должны быть названы все его признаки.

Логопед составляет картинно-графический план (см. задание на дом 18).

-Давайте теперь поможем Незнайке правильно составить рассказ.

Составление описательного рассказа по плану (2—3 детьми по це­почке).

-Я нашел в лесу березовый лист. Он желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий.

 

3.Упражнение «Посмотри и расскажи».

Рассматривание картинно-графического плана и составление рас­сказа:

-логопедом с детьми;

-детьми самостоятельно.

 

4.Физкультминутка (см. занятие 10).

 

5.Игра «Поправь Незнайку».

· Это кленовый лист. Он синий, маленький, гладкий, тяжелый.

· Это сосновая иголка. Она красная, короткая, колючая, тупая тяжелая.

· Это березовый лист. Он голубой, огромный, шершавый, тяжелый.

 

6.Игра «Угадай по описанию».

Вызванный ребенок прячет картинку с изображением листика и говорит:

-У меня листик желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий. Какой это листик? (Это березовый листик.)

И т.д.

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 18.

 

Занятие 19

Тема: «Овощи. Словоизменение»

Цели:

1. Уточнить знания об овощах, расширить словарь по теме.

2. Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

3. Формировать фразу с противительным союзом А.

4. Развивать внимание, память, правильное речевое дыхание моторику, темп и ритм.

Оборудование: полоски разного цвета, предметные картинки, кар­тинка «Огород», муляжи овощей, игрушка или изображение гнома, мяч, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Садится на место тот, кто назовет цвет полоски.

 

2.Упражнение «Посмотри и ответь».

Рассмотреть картинку «Огород», задать детям вопросы по ней:

- Что это за место?

- Какое время года изображено?

- Что растет в огороде, на грядках?

- Назовите овощи, которые растут в огороде. (Выставлять по одной картинке — дети называют овощи.)

 

3.Упражнение «Душистые овощи».

-Душистые овощи выросли в огороде. Давайте понюхаем их аро­мат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»

 

4.Игра «Что растет в огороде?».

-В огороде растет много разных овощей. Я буду показывать вам картинки, где нарисован один овощ, а вы называйте, какие овощи растут в огороде, во множественном лице.

-Это помидор, а в огороде растут... (помидоры).

Далее логопед ставит картинку, а дети говорят фразу: «Это огурец, а в огороде растут огурцы».

 

5.Физкультминутка. Дети водят хоровод:

Поднялся наш огород,

Все под солнышком растет.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

 

Затем дети изображают водителей грузовиков и проговаривают текст в разном темпе: медленно, быстрее, быстро:

Едем, едем мы с тобой на машине грузовой.

Овощи везем домой.

 

6.Игра «Огородик гнома».

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

-У нас в огороде растет репа, а у гнома в огородике - репка. И т.д.

 

7.Игра «Толстячки — худышки».

-Много овощей выросло в огороде. Есть овощи-толстячки. (На­звать.) А есть овощи-худышки. (Назвать.)

Логопед называет овощ - дети или надувают, или втягивают щеки.

 

8.Итог занятия.

На дом: задание 19.

 

Занятие 20

Тема: «Звук и буква А (знакомство)»

Цели:

1. Учить ориентироваться относительно своего тела.

2. Познакомить со звуком и буквой А.

3. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

4. Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.

5. Формировать навыки звукового анализа.

6. Развивать внимание, память, общую и артикуляторную мото­рику.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, изображение феи Фонетики, красный кружочек (символ звука «А»), карточки с изоб­ражением большой и маленькой буквы А, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).

 

2.Упражнение «Знакомство со звуком „А"».

-Девочка Аня заблудилась и заплакала: «А-а-а-а!» Услышала Аню фея Фонетика, нашла девочку и отвела домой. Обрадовалась Аня. А фея ей говорит: «Ты плакала, и я услышала очень грустный звук «А». Послушай, как можно произносить звук «А» радостно: «А-а-а-а!» Давай споем с тобой звук «А» вместе», - предложила Ане фея. И они спели: «А-а-а-а-а-! А-а-а-а! А-а-а-а!»

-Какой звук произносила Аня, когда плакала? Как произносила Аня звук «А»? (Грустно.) Как научила Аню произносить звук «А» фея Фонетика? (Радостно.) Как фея и Аня пели звук «А»?

-Вывод: звук «А» можно петь. Это гласный звук.

 

3.Упражнение «Долго — коротко, тихо - громко».

Уточнить артикуляцию звука «А». Произнести его перед зеркалом хором и индивидуально: долго, коротко, громко, тихо.

 

4.Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

Познакомить детей с символом звука «А» (красный кружочек).

Предложить узнать его среди других гласных (поднять символ, если слышишь звук «А»).

 

5.Физкультминутка (см. занятие 16).

 

6.Упражнение «Где звук «А»?

-Фея Фонетика принесла для нас картинки. Послушайте, как я произнесу названия картинок: Аня, астры, Алик, аист, арка.

-Какой звук вы услышали в начале слова «Аня» (астры, Алик и т.д.)?

 

7.Упражнение «Знакомство с буквой А».

Рассмотреть карточки с изображением печатной буквы А, боль­шой и маленькой.

Прочитать буквы хором и индивидуально.

 

8.Игра «Отгадай-ка».

Предложить детям отгадать загадки (отгадки на картинках):

· В этом домике жильцы все - отличные пловцы. Что за дом у них такой? До краев налит водой?

· Стою на крыше, всех труб выше.

· Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный.

-Что объединяет эти загадки?

 

9.Итог занятия.

На дом: задание 20.

 

Занятие 21

Тема: «Овощи. Предлоги В, НА, С, ИЗ»

Цели:

1. Расширять и активизировать глагольный словарь по теме (выкапывают, срезают, выдергивают, срывают, поливают и т.д.).

2. Уточнить и закрепить правильное употребление предлогов В, НА, С, ИЗ (в земле, на земле, из земли, с грядки и т.д.).

3. Учить правильно использовать творительный падеж существи­тельных без предлога в значении орудийности.

4. Формировать умение составлять сложноподчиненные предло­жения.

5. Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание.

Оборудование: предметные картинки, картинка «В огороде», игра «Вершки - корешки», наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто назовет овощ во множественном числе.

 


2.Игра «Куча-мала».

Назвать овощи по контурным изображениям, наложенным друг на друга.

 

3.Беседа по картинке.

Рассмотреть картинку «В огороде». Уточнить, где и как растут ово­щи. Задать вопросы:

- Как называется это место? (Это место называется огород.)

- Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)

- Какие овощи вы видите на грядках?

 

4.Упражнение «Вершки и корешки».

- Определите, какие овощи растут в земле, а какие - на кустиках на земле. (Картофель растет в земле. Помидоры растут на кустиках на земле. И т.д.)

 

5.Упражнение «Собираем урожай».

- Как убирают картофель (морковь, лук, помидоры, огурцы, ка­пусту и т.д.)? (Картофель выкапывают. Морковь и лук выдергивают. Помидоры и огурцы срывают. Капусту срезают. И т.д.)

 

6.Физкультминутка (см. занятие 19).

 

7.Составление предложений по картинке.

Петя выкапывает картофель из...

Дима срывает помидоры с...

Катя выдергивает морковь из...

 

8.Упражнение «Помощники».

- Чем поливают грядки?

- Чем выкапывают картофель?

- Чем вскапывают землю?

- Чем землю рыхлят?

- Чем срывают, выдергивают овощи?

- Чем срезают капусту?

 

9.Упражнение «Что нам нужно в огороде?». Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

- Что нужно, чтобы копать землю (поливать овощи, складывать ово­щи, рыхлить землю и т.д.)? (Чтобы копать землю, нужна лопата. И т.д.)

 

10.Игра «4-й лишний».

Предложить детям назвать «лишний» овощ и объяснить свой выбор.

· В земле: картофель, свекла, помидор, репа.

· На земле: огурец, помидор, горох, лук.

 

Итог занятия.

На дом: задание 21.

 

Занятие 22

Тема: «Овощи. Словоизменение. Словообразование»

Цели:

1. Закрепить обобщающее понятие «овощи».

2. Учить правильно согласовывать числительные 1-5 с существи­тельными.

3. Учить образовывать относительные прилагательные от сущест­вительных в мужском, женском и среднем роде.

4. Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание.

Оборудование: предметные картинки, карточки с цифрами, силу­этные изображения и муляжи овощей, игрушечная посуда, изоб­ражения или игрушки трех поваров и Незнайки, наборное полотно или магнитная доска.

 


Ход занятия

1.Организационный момент.

Садится на место тот, кто назовет овощи ласково.

 

2.Игра «Помоги Незнайке».

Назвать овощи по силуэтным затемненным изображениям. По­вторить обобщающее понятие.

-Пришел Незнайка в огород. Видит только тени растений, а назвать их не может. Помогите Незнайке. (Это лук. Это капуста. И т.д.)

-Назовите все одним словом.

 

3.Игра «Незнайкины покупки».

- В магазин привезли много разных овощей. Незнайка купил овощи и захотел их сосчитать, но забыл как.

Предложить детям сосчитать овощи, которые купил Незнайка: помидор, огурец, кабачок, тыква, луковица, картофелина, — считать с числами 1-5. (Один помидор, два помидора, три помидора, четы­ре помидора, пять помидоров. И т.д.)

 

4.Физкультминутка (см. занятие 19).

 

5.Игра «Готовим обед».

- Что можно сварить из овощей? (Поставить на наборное полот­но картинку с изображением кастрюли.) (Из овощей можно сварить суп.)

- Что можно выжать из овощей? (Поставить на наборное полот­но картинку с изображением стакана (соковыжималки).) (Из овощей можно выжать сок.)

- Что еще можно приготовить из овощей? (Поставить на набор­ное полотно картинку с изображением салатника, блендера, пирога, чтобы была видна овощная начинка.) (Из овощей можно приготовить начинку для пирогов, салат, пюре.)

- Как называется профессия людей, которые готовят еду?

- Мы будем варить суп из картофеля (положить картофелину в иг­рушечную кастрюлю). И у нас получится картофельный суп.

- Мы будем делать салат из картофеля (имитировать нарезку кар­тофелины и положить картофелину в игрушечный салатник). И у нас получится...

- Мы приготовим пюре из картофеля (имитировать приготовле­ние пюре). И у нас получится...

 

6.Упражнение «Какой? Какое?».

Друзья Незнайки повара Федя, Вася, Петя тоже приготовили обед.

- Федя сварил суп из гороха. Какой суп сварил Федя? (Федя сва­рил гороховый суп.)

- Вася сделал пюре из картофеля. Какое пюре сделал Вася? (Вася сделал картофельное пюре.)

- Петя нарезал огурцы для салата. Какой салат приготовил Петя? (Петя приготовил огуречный салат.)

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 22.

 

Занятие 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.135 с.)