Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г.В. Плеханова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г.В. Плеханова.



Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марксизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руководством коммунистической партии совершит социалистическую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на общественной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости. Безусловно, это утопическое учение, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут промышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть самодержавие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. После победы социалистической революции рабочие должны установить «диктатуру пролетариата». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалистическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле­дующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народниками, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вскоре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток установления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «возникнет обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке».

Главной задачей группы «Освобождение труда» её члены считали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возникновения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, которые разошлись по всей России.

Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В1888 г. такой кружок возник в Казани, впоследствии в него был принят бывший студент Владимир Ульянов.

В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнён за участие в попытке покушения на Александра Ш (1887 г.). Это оказало огромное влияние на Владимира. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключён. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. После получения диплома занял должность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Самаре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведёт нелегальную работу. У него формируется марксистское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что старый, несправедливый мир надо разрушить и построить новый, более справедливый — социализм.

В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марксистские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», главное содержание которой сводилось к полемике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплочённую партию, которая поведёт за собой рабочих и крестьян.

В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В.И. Ульянов, Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

Но петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марксистских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошёл в XX век и мировую историю.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIX в.

2. Какие причины вызвали рабочее движение?

3. Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIX в.?


Культура России во второй половине XIX в.

Развитие образования

Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьёзные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России.

После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения на­рода. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счёт так называемые вольные школы.

Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право поступать в университеты. Существовали также мужские реальные училища, где преподавались математика, физика, химия и т. п. В 90-х гг. было открыто 300 женских учебных заведений.

Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х гг. было 7 университетов, после реформы открыто ещё 2 (в Одессе и Томске). Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).

Русская наука

Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов. Русский физиолог И.Н. Сеченов в 1863 г. выпустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обусловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К.А. Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И.И. Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза. Математик П.Л. Чебышев исследовал теорию чисел и теорию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А.Г. Столетов исследовал магнетизм и фотоэлектрические явления, основал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д.И. Менделеев создал периодическую систему элементов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию. А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания, П.Н. Яблочков создал трансформатор и электрическую дуговую лампу. Профессор А.С. Попов продемонстрировал изобретённый им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учитель физики К.Э. Циолковский разработал теорию реактивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект дирижабля. Большую известность получили работы этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Новой Гвинеи. Учёный и путешественник Н.М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Профессор-историк С.М. Соловьёв в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смерти учёного (1879 г.) вышел 29-й том, доводивший изложение до 1775 г. Ученик Соловьёва, не менее известный историк В.О. Ключевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а также труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепостного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.

Русская литература. Печать

В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение её пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлёвых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф.М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойдённый мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л.Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. В 1860–70-е гг. продолжается литературная деятельность И.С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождём разночинной молодёжи был поэт Н.А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начи­нается литературная деятельность А.П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата № 6», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Короленко и другие писатели.

Во второй половине ХIХ в. основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Огромную популярность в 70–80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д.И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешёвые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.

Живопись

В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И.П. Крамской.

В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И.П. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование — передвижники. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Толстого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания.

Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В.Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала общественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Тройка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Вершиной реализма в русской живописи справедливо считается творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В.И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье». Художник В.А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девочка с персиками». Многие картины художников второй половины XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.

Скульптура, архитектура

Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей: модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Большой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М.М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Пётр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» и др. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественного и культурного значения — был открыт памятник А.С. Пушкину (на Тверской). Автор его — скульптор А.И. Опекушин. Под руководством М.О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль, стилизация под старину, с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В.О. Шервуд), здание городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А.И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома.

В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, НижнемНовгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шохин) в Москве.

Музыка. Театр

Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская». В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Все эти произведения вошли в мировую музыкальную классику. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы — С.И. Танеев, А.К. Лядов, С. Рахманинов, А.Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».

Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан, прежде всего, с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культурное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 1860–70 гг. в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как эпоха великих реформ повлияла на развитие культуры России?

2. Чем можно объяснить несоответствие: низкий уровень грамотности населения и высочайшие достижения российской науки?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.59.242 (0.018 с.)