Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Так началась войнаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну… Вадим Шефнер
В сорок первом, в сорок памятном году Прокричали репродукторы беду. Роберт Рождественский
Было все так, как поется в песне: «22 июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началась война». Правда, объявили нам о начале войны в 12 часов дня, когда выступил по радио Нарком Вячеслав Молотов. Сказав о вероломном нападении гитлеровцев на Советский Союз, он закончил свою короткую речь словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Этот день остался в истории нашей страны «черным воскресением», перечеркнувшим мирную трудовую жизнь, планы и надежды людей. Позже этот день в России назовут «Днем памяти и скорби». К нему до сих пор возвращается мысль историков, поэтов, прозаиков. К нему возвращаются и те, кто родом из военного детства, кто пережил этот день расставаний и горестных слез. По-разному восприняли его дети и взрослые. Для взрослых это было страшной бедой, для многих детей, особенно несмышленышей, война казалась продолжением их игр в Чапаева. Подростки вместе со взрослыми бросились в военкоматы «записываться на войну». Но жизнь сама распорядилась судьбами детей и подростков военного времени. Сотни тысяч оказались на оккупированной немцами территории. Сотни тысяч лишились отцов и матерей и попали в детские дома, находящиеся далеко от дома. Оставшиеся в тылу подростки заменяли отцов и матерей, ушедших на фронт. Они взвалили на себя огромную ответственность не только за себя, но и за жизнь близких, за страну в целом. Дети повзрослели в считанные дни и недели. Погас юношеский блеск глаз, сурово сдвинулись брови, редко раздавался беззаботный смех. Жесткие военные обстоятельства жизни научили детей побеждать страх, усталость, голод и холод. Тяжелым для семьи было расставание с отцами и братьями, уходящими на фронт. Со многими это расставание было прощанием навсегда. Литература не оставалась в стороне. Она, отражая людское горе, вместе с тем старалась поднимать дух взрослых и детей, настраивать их на веру в победу. Эта вера основывалась на любви к родной стране и нравственном превосходстве народа.
Рекомендуем обсудить: Ю.Герман. «Война началась» В. Осеева. «Отцовская куртка» В. Голявкин. «Мой добрый папа»
О рассказе Юрия Германа «Война началась» (из повести «Вот как это было»)
Перу выдающегося ленинградского писателя Юрия Германа (1910-1967) принадлежат многие любимые взрослыми читателями романы, из которых наиболее известна трилогия о докторе Владимире Устименко. По мотивам этого романа, затрагивающего тему войны, был создан фильм «Дорогой мой человек». Проверяя себя на зрелость, Юрий Герман писал и для детей. Тема «дети и война», отражена им в повести «Вот как это было». Повесть состоит из отдельных рассказов, написанных от имени семилетнего ленинградского мальчика Мишки. Один из них называется «Война началась». Мишка, больной скарлатиной, лежит в инфекционном боксе госпиталя. Рядом с ним –– летчик Алексей Павлович. И вот беззаботным утром воскресного дня, когда больных кормят творожниками со сметаной, приходит известие о начале войны. Писатель показывает, насколько по-разному воспринимают его ребенок и взрослый, к тому же военный человек. Первый не понимает, почему нянечки ходят с заплаканными глазами, гладят его и целуют. Второй стремится, как можно скорее уйти на фронт. Вместе с рассказом о начале войны писатель рассказывает и о первой бомбежке того самого госпиталя, где находятся Мишка с Алексеем Павловичем. Бомба пробила бомбоубежище, куда отвели больных. Из всех больных живыми (хотя и ранеными) остались только Мишка и летчик. Так известие о войне, превратилось для обоих в реальность. Драматизм войны не столько изображен писателем в действии, сколько передан в молчании раненого летчика.
Юрий ГЕРМАН ВОЙНА НАЧАЛАСЬ (из повести «Вот как это было»)
Как раз это было воскресенье, и мы творожники со сметаной и сахаром ели. По три творожника. А если кто–нибудь хочет. Еще можно. Я четыре съел, а военный летчик Алексей Павлович – девять. Он поправляться стал, и нянечка даже с ног сбилась – все ему по штуке носила. Потом говорит: – Вы, Алексей Павлович, извините, я вам сразу полдесятка принесу, для вас это даже незаметно будет, а меня уж и ноги не носят…. Потом молоко пили с булками, потом подушками кидались, потом Алексей Павлович приказал: – Тише! А то я от вас укачиваюсь, как от морской качки. А мы все с кроватей повскакали. Его облепили и кричим: – Рассказывать, рассказывать, рассказывать… Очень весело нам было. Вдруг главный доктор пришел и крикнул: – Марш все по кроватям! Подсел к Алексею Павловичу и что–то с ним зашептал. Долго шептал. Потом мы все поняли, про что он шептал: про войну. Пока мы спали, как раз война началась. – проклятый Гитлер со своими фашистами напал на Советский Союз. Тут Алексей Павлович заторопился из больницы уходить. Спорили они, спорили с главным доктором, и даже до крика дошло у них. Алексей Павлович встал, и главный доктор перед ним стоит, руки в боки держит. – Не имеете права. – Алексей Павлович говорит. – Я должен явиться в свою военную часть, к своим товарищам–летчикам, к своему начальнику. А главный доктор в ответ: – Сейчас я ваш главный начальник. Алексей Павлович ему говорит: – Неправильно это. Вы – главный начальник над нянечками и сестрами, а не над военными летчиками. Тут главный доктор совсем закричал: – Вы, – кричит, – для меня не военный летчик, а больной скарлатиной, как все эти ребята! Уж если вы такой военный, так нечего было и скарлатиной болеть…И не повышайте на меня голос, потому что это дурной пример для всех ребят. Сегодня на меня скарлатина кричать будет, завтра корь, а послезавтра коклюш закричит! Алексей Павлович очень смутился и попросил прощения у главного доктора. А главный доктор ответил: – И вы меня извините. Пожали друг другу руки. И ушел главный доктор. А мы стали выспрашивать Алексея Павловича про войну. Военный летчик Алексей Павлович сел посредине нашей палаты и покашлял. Потом заговорил: – Напали на нас фашисты сегодня ночью и на многие города уже бомбы сбросили, на Киев, на Житомир и людей поубивали. Они сразу хотят нас запугать, но не будет этого, ребята, не таки мы с вами люди, чтобы испугаться Гитлера с его фашистами. Правильно я говорю? – Правильно! – закричали мы все. – Ура! И нам было даже странно смотреть на наших нянечек, которые ходили с заплаканными глазами и очень нас всех гладили, и тискали, и даже целовали – точно мы были летчики, или танкисты, или военные моряки… – – – Война началась, а у нас все по–прежнему в больнице. Лежим себе кушаем, лекарства разные глотаем... А после ужина мы с моим соседом Толей Захаровым решили уходить на фронт. Скучно же так лежать. И еще потому решили уходить, что давеча нам военный летчик Алексей Павлович так сказал: – Войну мы кончим нашей победой, потому что весь народ воевать будет. Весь, а мы? На дорогу мы начали себе откладывать продукты. По одной котлете от обеда, по полбулочки от завтрака, сахар от ужина. Картошку жареную в бумагу завернули и Яблоков пять штук. И как все заснут, мы давай шептаться: – Давай к танкистам пойдем. –Нет, к летчикам – К летчикам не возьмут, у них вокруг аэродрома часовые ходят… –А у танкистов не ходят? – Танки просто в лесу стоят. – А если к пулеметчикам? – Тогда уж лучше к артиллеристам. У них во какие пушки! Вот так мы однажды говорили, говорили, вдруг сирена завыла. Как прошлым летом. И гудки. Большой шум сделался. Я Захарову объясняю: – Знаешь, что это такое? Это учебная тревога. А Алексей Павлович спустил ноги с кровати и говорит: – Боюсь, ребята, что это не учебная. Тут все и началось. Нянечки бегают, сестра пришла, доктор, всех нас в подвал повели и говорят: – Это бомбоубежище. Отсек номер три для скарлатины. С корью разговаривать не смейте. Она во втором отсеке. По этому коридору не ходить – он для коклюша. Садитесь по скамейкам. Вот мы сидим, и Алексей Павлович с нами сидит – очень сердитый. Наши маленькие сразу на нем качаться начали. На ногах, на плечах. А которые побольше, его обороняют. В это время все и случилось. Я даже не помню, что случилось. Помню, что свистки какие–то свистят, и синие лампы передо мной качаются, и стрельба такая, что в ушах трещит. И пить очень хочется. И кто–то кричит рядом: – А–а–а–а! И еще кто–то тихонько говорит: – Ножку больно, ножку больно, ножку больно… Потом меня подняли и понесли. И я опять все забыл или заснул вдруг. Утром проснулся – палата другая. И все другое – не так, как у нас. И сидит рядом со мной Алексей Павлович – военный летчик. Спрашивает: – Что, брат, худо? Я на него смотрю и вижу: все лицо его перевязано бинтом, и голова перевязана, только один глаз смотрит и нос торчит. – С добрым. – говорю, – утром, Алексей Павлович. – Ничего себе, – отвечает, – доброе утро. Болит нога? Я ногой шевельнул и как завою. Тогда он мне все и объяснил. Фашисты в нашу детскую больницу бомбу с самолета сбросили. Пробила она потолок, полы и угодила в бомбоубежище. Поранило, говорит, кое кого. Рассказал и отвернулся. Я стал расспрашивать, кого поранило; он молчал, молчал, потом ответил: – Нас с тобой. – А еще? Молчит. – Где же все остальные? – спрашиваю. Молчит. Потом поднялся и стал ходить. Никогда я не думал, что может человек столько по комнате ходить из угла в угол. Наверное, часа три ходил – то быстрее, то медленнее. И вдруг за голову схватился, да как застонет, да зубами заскрипит… И заговорил: – Никогда вам этого не прощу, никогда! Умирать буду и не прощу!. Очень, наверное, у него голова болела. И очень он за это на фашистов сердился. Знаете, что случилось? Ранило–то меня серьезно! Это я сначала не понял, а потом, оказывается, о–хо–хо! И осколками и щепками. И чем хотите. Но я держался ничего себе. Это мне и доктор говорил, и сестра, и нянечка. Я на перевязках только кряхтел, а чтобы реветь – этого от меня никто не дождался. До самой осени меня все лечили и лечили. Скучно лежать–то! Попробуйте после скарлатины еще столько лежать. Алексей Павлович ушел, выписался. Очень мы с ним подружились. Только он такой сердитый под конец сделался – просто невозможно. Даже сам предупреждал: – Не разговаривай со мной, а то укушу. Я за себя не ручаюсь. А выписывать стали – просто другой человек сделался. Повеселел. Не ходит, а танцует. И нянечку Анну Васильевну на руках по всему коридору пронес.. Мы с ним, конечно, на прощание поцеловались, и он обещал ко мне в гости зайти. Очень много у меня еще знакомых сделалось за это время. Пока я лежал в военном госпитале. Это мои хорошие друзья. Попрощался я с ними уходя и вышел, опираясь на костыль. Посмотрела на меня мама и сказала: – Вот и кончилось твое детство, Мишка. И заплакала почему-то.
Вопросы для обсуждения: 1. Как встретили известие о начале войны Мишка и летчик Алексей Павлович? 2. Почему доктор не отпустил Алексея Павловича в воинскую часть? 3. Почему нянечки ходили в этот день с заплаканными глазами и целовали больных детей? 4. Как вы относитесь к подготовке Мишки бежать с другом на фронт? Что помешало им это осуществить? 5. Как Мишка и летчик, находясь в больнице, оказались ранеными? Как вы объясните, почему на вопрос Мишки, «где остальные больные», летчик ничего не ответил? 6. Почему Алексей Павлович при выписке из больницы был особенно весел, а до этого даже разговаривать с Мишкой не хотел? 7. Как вы понимаете слова Мишкиной матери, когда он вернулся из госпиталя»: «Вот и кончилось твое детство»? И почему она заплакала, говоря эти слова. 8. Как вы представляете дальнейшую жизнь Мишки, учитывая, что он живет в Ленинграде?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.009 с.) |