ТОП 10:

Для руководителей детского чтения,



Снабженное текстами

Литературных произведений

Для обсуждения с подростками

 

 

Москва, 2015

 

 

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати

и массовым коммуникациям

в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)».

Тихомирова И.И. Родом из военного детства

(читаем, размышляем, выражаем в слове):

Метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных

произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. – М.:РШБА, 2015. – 344 с.

 

(Приложение к журналу «Школьная библиотека» Серия «В помощь педагогу–библиотекарю». Вып )

Книга одного из лучших специалистов по чтению в стране И.И. Тихомировой приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и к Году Литературы. Она призвана отдать дань поколению, которое в детском возрасте пережило ужасы войны, показать на какой литературе духовно росло это поколение, снабдить родителей, учителей, библиотекарей качественной литературой по этой теме.

Тип издания соответствует ранее созданному автором пособию «Добру откроем сердце» Как в том, так и в этом пособии общая тема разбита на разделы, в каждом из которых дано введение в тему, методическая аннотация на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения, представлены сами тексты этих произведений и вопросы для обсуждения.

Цель пособия – в Год Литературы и в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая нация» познакомить взрослых и подростков с лучшими произведениями художественной литературы об участии детей в Великой Отечественной войне, созданными в период с июня 1941 по май 1945 гг., содействовать формированию исторического и патриотического сознания нынешних школьников, привить им уважительное отношение к боевым и трудовым традициям ушедших поколений.

Всего в пособии кратко очерчены 34 литературных портрета писателей военного времени. Их произведения это самобытное явление прозы детской литературы, созданной очевидцами и участниками войны.

Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой теме. Взрослым и детям предоставлена возможность выбора из нескольких произведений по избранной теме наиболее для них интересных. Задача вопросов побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного мнения о поступках героев.

Подавляющее большинство рекомендуемых для чтения литературных текстов – это рассказы, удобные для целостного восприятия. Они не требуют много времени для чтения вслух и дают возможность вести обсуждение по свежим впечатлениям.

 

ISBN 978–

© И.И. Тихомирова, 2015

© Русская школьная библиотечная ассоциация,

 

Содержание

Предисловие

Раздел 1. Так началась война

Раздел 2. Вместо отцов

Раздел 3. Сиротство

Раздел 4. Память сердца

Раздел 5. В блокадном Ленинграде

Раздел 6. Под властью оккупантов

Раздел 7. Русские мальчики

Раздел 8. Вместе с партизанами

Раздел 9. О разведчиках

Раздел 10. Они спасали раненых

Раздел 11. В гостях у раненых бойцов

Раздел 12. Будущие адмиралы

Раздел 13. Храбрые девчонки и мальчишки

Раздел 14. Подвиги юных

Раздел 15. Война и гуманизм

Раздел 16. Победа

Раздел 17. Возвращение

Заключение

 

Указатель авторов и названий произведений для обсуждения Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

На тему военного детства, говоря словами Виктора Драгунского, «у нас писано-переписано, читано-перечитано». Но произведения, о которых пойдет речь в данном пособии – уникальны. Уникальность их определена тем фактом, что все они написаны в период с июня 1941 по май 1945 года, зачастую с фронтов действующей армии, по горячим следам событий военного времени. Их создавали писатели, которые своими глазами видели, пережили, или слышали из первых уст, как мужали дети перед лицом войны.

Часто авторы – военные корреспонденты, – вернувшись с фронтов боевых действий, читали свои произведения по радио. Многие произведения печатались в журналах для детей, издаваемых в те годы. Из журналов не переставали выходить в период войны «Костер», «Мурзилка» и «Дружные ребята».

Война глазами детских журналов – это значительная часть истории детской советской литературы. В этой истории оставили заметный след такие писатели классики как В. Каверин, Н.Тихонов, А.Платонов, Л.Пантелеев, Л.Кассиль, М.Зощенко, А. Толстой, М.Пришвин. Их произведения – это самобытное явление духовной прозы в детской литературе на военную тему.

Если сегодня не познакомить детей с этими произведениями, то они, скорее всего, никогда их не прочтут. И в этом будет наша вина: не все они вошли в послевоенные сборники литературных произведений для детей. Почему именно в сборники? Да потому, что наиболее оперативными в военные годы был жанр рассказа. Объемные повести и романы о военном детстве появились позднее, часто уже в послевоенное время.

Мы попытались cобрать «горячие» рассказы и выбрать из них те, что были написаны о детях военной поры и адресованы им. Каждый рассказ, как маленький сколок войны, добавляет и уточняет самое важное: духовное знание о базовом источнике победы народа – о любви к Родине. Из частных случаев военного времени, отраженных в рассказах о детях, вырисовывается судьба целого поколения победителей.

Иногда считают, что пока живы люди того поколения, чье детство совпало с годами войны, надо обратиться к ним, а не к литературе, чтобы именно они рассказали нынешним детям, как жилось им в те годы. Согласимся, живые воспоминания очевидцев бесценны. Их память многое сохранила. Однако художественные произведения о детях военного времени и их участии в борьбе с фашистами, имеют достоинства, превосходящие личные воспоминания.

Переживания и ощущения героев художественных произведений нередко оказываются глубже, чем у реально живших людей. Тем более, что у многих, казалось бы, вымышленных героев, были вполне реальные прототипы, у которых писатели подмечали определенные черты характера или использовали рассказы о пережитых ими военных событиях в своих произведениях .

Каждый из авторов, написавших об эпизодах войны, создал свою образную реальность. В этой самобытной реальности 1941–1945 гг. у всех произведений есть общее – раскрытие души героев, осмысление нравственных истоков свершенных ими подвигов.

Читать об этих фактах сегодняшним детям надо не для общего кругозора, а для того, чтобы они прочувствовали ту героическую эпоху и осознали свою идентичность с поколением прадедов, рано понявших свою ответственность за общее дело борьбы с фашизмом и участвующих в этом деле по мере сил и способностей.

Как известно, в российской начальной школе, нет уроков истории, где закладывались бы основы патриотизма, осознания себя наследниками героического прошлого нашей страны. Сегодняшнее юное поколение обнаруживает плохое знание прошлого своей Родины. Сведения о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов они получают чаще всего из кинофильмов, в которых не всегда достоверно показывается картина войны и ее участники.

Не всегда убедительны и литературные произведения на военную тему, написанные в наши дни. Порой они подгоняются под представления о прошлом, внедряемые средствами массовой информации.

Не случайно поэт Николай Майоров, погибший на фронте в 1942 году, словно предчувствуя искажение правды о войне в послевоенную эпоху, писал: «Пройдут века, и вам солгут портреты, где нашей жизни ход изображен…». Его, как и многих других, беспокоил вопрос: какими запомнят их «мальчишки новой эпохи», дойдут ли до них подлинные портреты и события войны?

 

Цикл рассказов, какой мы предлагаем вам для чтения и разговора с детьми на тему Отечественной войны, отвечает на этот вопрос положительно.

Сегодня, когда Российское историческое общество ставит цель развить историческое сознание наших школьников, привить уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений, к их боевым и трудовым традициям, особенно важно знакомить детей с настоящей, а не придуманной в угоду кому-то историей Родины. Для того, чтобы первые впечатления о Великой Отечественной войне легли в основу исторического сознания нынешних детей, мы и даем убедительные в своей подлинности первоисточники темы «дети и война».

Долг сегодняшних взрослых и их детей сохранить верность тем, кто сражался, добывая победу в жестокой войне, кто спас от фашизма на том витке истории все человечество. И чем больше лет и десятилетий будут заслонять нашу Победу другие события, тем важнее будут для всех нас возрождение истоков духовной силы нашего народа, гордости за тех, кто победил их в 1945 году.

Пусть этим духовным богатством вдохновляются наши дети – правнуки уходящего поколения и пусть оценивают на примере их героизма свои собственные силы и возможности.

Постигая героические дела своих сверстников, испытывая сопричастность их подвигу, страданиям, выносливости, дети пройдут проверку твердости собственного характера и любви к Родине.

В структуре пособия составитель придерживается того же тематического принципа, который был соблюден в издании, названном «Добру откроем сердце». В зависимости от содержания рассказов, мы выделили 17 тематических разделов, среди которых произведения о начале и завершении войны, о подвигах детей, о сиротстве, о юных разведчиках и партизанах, о жизни в тылу, о русских мальчиках, о жизни в блокадном Ленинграде и на других оккупированных фашистами территориях страны, о работе девочек в госпиталях, о солдатской жизни подростков и о самой Победе.

По каждой теме предлагаем несколько рассказов разных писателей, сопровождаемых общим вступлением, аннотациями и вопросами для свободного обсуждения их с детьми.

Как показал опыт, такое расположение материала удобно, как для родителей, читающих и разговаривающих дома со своим ребенком, так и для учителей и библиотекарей, имеющих дело с группами детей.

По существу, это готовый материал для творческого использования, как в индивидуальном общении, так и в коллективном собеседовании с классом или с группой детей, пришедших в библиотеку.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.008 с.)