Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И Я пришла. Меня зовут ПобедаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И.Эренбург
Эту радостную тему хочется начать с речи русского писателя и общественного деятеля Николая Тихонова (1896–1979), обращенной к детям и опубликованной в майском номере журнала «Костер» за 1945 год. Вот что он говорил: «Мы не ждали 22 июня. Но мы жаждали, чтобы наступил день, когда последний удар свалит с ног черное чудовище – фашизм. Мы сказали, что мы придем в логово фашистов, и пришли. И время ответило радостным звоном. Это часы пробили 23 часа в ночь на 9 мая. Что случилось в этот час? Случилось великое: советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков...Девятое мая – это триумф всего советского народа, всех его сыновей и дочерей, всех его патриотов. Мы были свидетелями событий, о которых можно написать тома. Но мы вмещаем их в одно слово: Победа! Победа – это значит, что враг решительно и бесповоротно разбит, он сам признал это. Всем народом, всей душой творили мы дело победы. И вот оно взошло над нашими просторами, солнце Победы, солнце славы». Победа венчала войну, которая длилась 1418 дней и унесла с собой неисчислимые человеческие жертвы погибших в боях, в концлагерях, умерших от голода и холода, но не сдавшихся врагу и победивших. Среди тех, кто приближал этот час, участвовали и дети. О Победе над Германией Леонид Леонов высказал очень важную мысль: «Мы защитили не только наши жизни и достояние, но и само звание человека, которое хотел отнять у нас фашизм». В день Победы 9 мая в 22 часа столица нашей Родны Москва салютовала доблестной Советской Армии, одержавшей эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. О том, как встречали этот день советские люди, и как радовались возвращению солдат с фронта, писатели рассказали в своих произведениях. Мы предлагаем прочитать и обсудить: С.Алексеев «Радость Победы» Е. Носов «Красное вино победы» Н.Чуковский «В последние дни»
О рассказе Сергея Алексеева «Радость Победы» Этот рассказ известного детского писателя вряд ли нуждается в комментариях. О его содержании говорит само название. Сергей Алексеев (1922–2008) посвятил свое творчество, адресованное детям, военной истории нашей Родины. К этой славной истории принадлежит и День Победы – 9 мая 1945 года. Как был подписан немецкими генералами акт о безоговорочной капитуляции, и как отмечало это событие в Берлине командование союзных войск, где главной фигурой дня был Маршал Жуков, рассказывает детям писатель. Думается, что этот восторженный рассказ не столько требует обсуждения, сколько того, чтобы разделить эту великую радость, к которой шла наша армия более четырех лет и пришла. Эту радость, как самый великий праздник, когда пошел в пляс даже прославленный полководец Советской Армии, передал нам Сергей Алексеев в своем рассказе и зарядил этой радостью своих читателей.
Сергей АЛЕКСЕЕВ РАДОСТЬ ПОБЕДЫ
После падения Берлина война продолжалась всего несколько дней. Фашистская Германия была окончательно разбита. Карлсхорст. Так называется один из пригородов Берлина. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года здесь собрались представители Советского Верховного главнокомандования и представители командования войск союзников. Вместе с Советским Союзом против фашисткой Германии сражались Соединенные Штаты Америки, Англия и Франция. Они были нашими союзниками. Вместе с нами и они отмечали победу над фашистской Германией. Сюда в Карлсхорст прибыли и фашистские генералы. Им предстояло подписать документ о безоговорочной капитуляции. Капитулировать – значит признать полное свое поражение, полностью сдаться победителям.. Понурые, недовольные вошли в зал фашистские генералы. Председательствовал маршал Жуков. Посмотрел Жуков сурово на фашистских генералов: – Изучили акт о безоговорочной капитуляции? Готовы его подписать? – Готовы, – глухо ответили фашистские генералы. После подписания акта маршал Жуков устроил торжественный прием в честь советских и зарубежных гостей. Прием был не только торжественным, но и веселым. Радость победы гуляет в зале. Слышится в смехе. Светится в глазах. Начались песни. Начались танцы. Кто–то из советских генералов ударил «русского» танец быстрый, лихой, с пристуком. Кто–то повернулся к маршалу Жукову. Стал приглашать: – Товарищ маршал! ––Что вы. Что вы, – засмущался Жуков – Георгий Константинович! Заколебался Жуков. Вспомнил молодость. Уговорили боевые товарищи маршала Жукова. Случилось невероятное – «капитулировал» маршал Жуков. Сдался Жуков. Сплясал он лихого русского. Обступили маршала и наши и зарубежные гости. –Жуков танцует! – Маршал Жуков танцует «русского». – И «русского» и «советского». – улыбается Жуков. – И «советского» и «победного», – прошло по залу. Вскоре, в июне 1945 года. В Москве, на красной площади, состоялся грандиозный Парад Победы. Грозно чеканили шаг, шли по Красной площади воины–победители. Парад принимал Маршал Советского Союза прославленный полководец Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков»
О повести Евгения Носова «Красное вино победы» «Это радость со слезами на глазах» – поется в песне «День победы» на слова Вл. Харитонова. Повесть выдающегося советского писателя, Героя социалистического труда за вклад в литературу, Евгения Носова (1925–2002), отрывок из которой мы приводим – прозаическая иллюстрация этих слов песни… Речь идет о том, как встречали известие о Победе раненые бойцы, находящиеся в госпитале. Одно то, что это были тяжело раненные: кто без руки, кто без ноги – вызывает боль. Но день Победы врывается в госпиталь в три часа ночи – и ночь превращается в День. Ликование пополам с причитаниями женщин, стоявшими перед окнами госпиталя, невольно вызывает слезы. Повесть названа так потому, что в День победы каждому из раненых в честь праздника наливали по стакану красного вина. Рассказ трогает самые глубины сердца, вызывает зрительные и слуховые образы, ощущение личного присутствия среди раненых и среди тех, кто стоит перед растворенными окнами госпиталя и поздравляет раненых с Победой. Останутся ли наши дети равнодушными, воспринимая, например, сцену, когда девушка кидает в окно букет цветов солдату, а они рассыпаются: солдат не может их схватить потому, что у него нет рук. Апофеоз радости в сочетании с трагизмом ситуации передан писателем–художником творчески потрясающе. В этом рассказе нет детей. Только слышен голос ребенка причитающей матери – «Мам – не надо». Одного этого достаточно, чтобы осознать истинный смысл несовместимости понятий «дети и война». Мы оставляем на усмотрение взрослых, сочтут ли они необходимым прочитать этот рассказ сегодняшним школьникам, или воздержатся, пожалев причинять им душевную боль, Но самим взрослым понять и прочувствовать, как это было, чтобы никогда этого не было, очень важно. Рассказ носит автобиографический характер. Евгений Носов – участник войны. Будучи раненым, он лежал в госпитале в городе Серпухове. Там и застала его весть о Победе, которую он так впечатляюще сумел отразить в своей повести. Самые известные его произведения – «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы» и «Шопен, соната номер два».
Евгений НОСОВ
КРАСНОЕ ВИНО ПОБЕДЫ (отрывок из повести) «Три часа ночи… Я вдруг остро ощутил, что госпитальные часы отбили какое–то иное, новое время… Что–то враз обожгло меня изнутри, гулкими толчками забухала в подушку напрягшаяся жила на виске. Внезапно Саенко вскинул руки, потряс в пучке лунного света кулаками. – Все! Конец! Конец, ребята! – завопил он.– Это, братцы, конец! – И, не находя больше слов, круто, яростно, счастливо выругался на всю планету. Михай свесил ноги с кровати. Пытаясь прийти в себя, как о сук, потерся глазами о правый обрубок руки. – Михай, победа! – ликовал Саенко. Спрыгнул с койки Бугаев, схватил подушку, запустил ею в угол, где спал Саша Самоходка. Саша заворочался, забормотал что–то, отвернул голову к стене. – Сашка, проснись! Бугаев запрыгал к Сашиной койке и сдернул с него одеяло. Очнувшийся Самоходка успел сцапать Бугаева за рубаху, повалил к себе на постель. Бугаев, тиская Самоходку, хохотал и приговаривал – Дубина ты бесчувственная. Победа, а ты дрыхнешь! Ты мне руки не заламывай. Это уж дудки! Не на того нарвался. Мы, брат, полковая разведка. Не таких вязали, понял? –Это у меня… нога привязана…. – сопел Самоходка. –Я бы тебе… вставил, куда надо… – Бросьте вы, дьяволы! – окликнул Бородухов.– Гипсы поломаете. – А, хрен с ними! – тряхнул головой Саенко. Он дурашливо заплясал в проходе между койками, нарочно притопывая гипсовой ногой–колотушкой по паркету. Эх, милка моя, Юбка лыковая… Бугаев, бросив Самоходку, принялся подыгрывать, тряся, будто бубном, шахматной доской с громыхающими внутри фигурами. У меня теперь нога Тоже липовая. За окном в светлой лунной ночи сочно расцвела малиновая ракета, переспело рассыпалась гроздьями. С ней скрестилась зеленая. Где–то резко рыкнула автоматная очередь. Потом слаженно забасили гудки: должно быть, трубили буксиры на недалекой Оке. – Братцы! – Саенко застучал кулаком в стену соседней палаты. – Эй, ребята! Слышите! Там тоже не спали и в ответ забухали чем–то глухим и тяжелым. Скорее всего резиновым набалдашником костыля. Прибежала сестра Таня, щелкнула на стене выключателем. – Это что еще такое? Сейчас же по местам! Но губы ее никак не складывались в обычную строгость. Наша милая, терпеливая, измученная бессонницами сестренка! Тоненькая, чуть ли не дважды обернута полами халата, перехваченная пояском, она все еще держала руку на выключателе. Вглядываясь, что мы наторили. – Куда это годится, все перевернули вверх дном. Взрослые люди, а как дети… Бугаев! Поднимите подушку. Саенко! Сейчас же ложиться! Здесь Анатолий Сергеевич, зайдет, посмотрит… Таня озабоченно подсела к Капешкину и озабоченно потрогала его пальцы. – Спите, спите. Капешкин. Я вам сейчас атропинчик сделаю. И всем немедленно спать! Но никто, казалось, не в силах был утихомирить пчелино загудевшие этажи. Где-то кричали, топали ногами, выстукивали морзянку на батарее. Анатолий Сергеевич не вмешивался. Понимал, что сегодня и он не властен. Меж тем за окном все чаще, все гуще взлетали в небо пестрые ликующие ракеты, и от них по стенам и лицам ходили цветные всполохи и причудливые тени деревьев. Город тоже не спал Часу в пятом под хлопки ракет во дворе пронзительно заверещал и сразу же умолк госпитальный поросенок. Едва только дождались рассвета, все, кто был способен хоть как–то передвигаться, кто сумел раздобыть более или менее нестыдную одежку – пижамные штаны или какой–нибудь халатишко, а то и просто в одном исподнем белье. – повалили на улицу. Саенко и Бугаев, распахнув для нас оба окна, тоже поскакали из палаты. Коридор гудел от стука и скрипа костылей. Нам было слышно, как госпитальный садик наполнялся бурливым гомоном людей, высыпавших из соседних домов и переулков. – Что там, Михай? – А-ай-ай… – качал головой молдаванин. – Что? – Цветы несут…Обнимаются, вижу… Целуются, вижу… Люди не могли наедине, в своих домах, переживать эту радость и потому, должно быть устремились сюда, к госпиталю, к тем, кто имел отношение к войне и победе. Кто–то снизу заметил высунувшегося Михая, послышался девичий возглас: «Держите!» – и в квадрате окна мелькнул подброшенный букет. Михай, позабыв, что у него нет рук, протянул к цветам куцые предплечья. Но не достал и лишь взмахнул в воздухе пустыми рукавами. – Да миленькие ж вы мои–и–и! – навзрыд запричитала какая–то женщина, разглядевшая Михая. – Ох да страдальцы горемычные–и–и! Сколько кровушки вашей пролита–а–а… – Мам, не надо…– долетел тревожно–взволнованный детский голос. – Ой да, сиротинушки вы мои беспонятныи–и–и! – продолжала вскрикивать женщина.– Да как же я с вами теперь буду! Что наделала война распроклятая, что натворила! Нету нашего родимого–а–а… – Ну не плач, мам… Мамочка! Брось, Насть. Глядишь, еще объявится, – уговаривал старческий мужской голос.– Мало ли что… – Ой да не вернется он теперь во веки вечныи–и–и… И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой… Ухавший барабан будто отсчитывал чью–то тяжелую поступь: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна… Но вот сквозь четкий выговор труб пробились отдельные людские голоса, потом мелодию подхватили другие, сначала неуверенно и нестройно, но постепенно приладились и, будто, обрадовавшись, что песня настроилась, пошла, запела дружно, мощно, истово, выплескивая еще оставшиеся запасы ярости и гнева. Высокий женский голос, где то на грани крика и плача, как острие, пронизывал хор: Идет война народная–йя–яя. От этой песни всегда что–то закипало в груди, а сейчас, когда нервы у всех были на пределе, она хватала за горло, и я видел, как стоявший перед окном Михай судорожно двигал челюстями и вытирал рукавом глаза. Саша Самоходка первым не выдержал. Он запел, ударяя кулаком по щитку кровати, сотрясая и койку, и самого себя. Запел, раскачиваясь туловищем, молдаванин. Небритым кадыком задвигал Бородухов. Вслед за ним песню подхватили в соседней палате, потом наверху, на третьем этаже. Это была песня–гимн, песня–клятва. Мы понимали, что прощаемся с ней – отслужившей, демобилизованной, уходящей в запас… Оркестр смолк, и сразу же, без роздыха, лихо, весело трубы ударили «яблочко». Дробно застучали каблуки. Эх, Гитлер–фашист, Куда топаешь?! До Москвы не дойдешь – Пулю слопаешь! Частушка была явно устаревшая, времен обороны Москвы, но в это время она звучала особенно злободневно, как исполнившееся народное пророчество. И уже совсем разудало, с бедовым бабьим ойканьем, с прихлопыванием в ладоши. Я по карточкам жила Четыре годочка – Ненаглядного ждала Своего дружочка! Э–ой–ой–ой,йи–и–и–их. Между тем начался митинг. Было слышно, как что–то выкрикивал наш замполит. Голос его и без того не шибко речистый, простудно–сиплый, теперь дрожал и поминутно рвался. Когда он неожиданно замолкал, мучительно подбирая нужные слова, неловкую паузу заполняли дружные всплески аплодисментов. Да и не особенно было важно, что он сейчас говорил…» Вопросы для обсуждения: 1. Как раненые бойцы встретили известие о Победе? 2. Что значит фраза: «Госпитальные часы отбили какое–то иное, новое время»? 3. Кто из раненых вам особенно запомнился? 4. Какое впечатление произвела на вас реакция на известие о Победе городских жителей, поздравляющих раненых бойцов, находящихся в госпитале? 5.. Как передан автором эмоциональный накал тех, кто в госпитале, и тех, кто был снаружи? 6.. Почему автор считает, что содержание речей на митинге по случаю Дня Победы не было важным, о чем бы, и как бы ни говорили выступающие – все встречалось аплодисментами? 7. Обратили ли вы внимание как единодушно встречали День Победы люди разных национальностей, лежащие в госпитале?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.011 с.) |