Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ошибки чтения, встречающиеся у учеников II класса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. В результате несформированности синтеза слогов в слово невозможность чтения слогов и слов при усвоении всех букв. 2. Побуквенное чтение с правильным слитным последующим повторением слов и с хорошим пониманием прочитанного. 3. При побуквенном чтении прочитанное слово в предложении не соотносится с его значением, при повторении заменяется другим словом, в какой-то степени сходным по звучанию (со скамейки повторяется как "хозяйки", слезть - "есть", под дождем - "костюм" и т. п.). Таким образом, слово, которое зрительно воспринято правильно, искажается при воспроизведении. 4. Наблюдаются замены слов другими: а) словами, не сходными по буквенному составу (дети - "домики"); б) словами, сходными по буквенному составу, родственными словами или формой одного и того же слова (шарф - "шкаф", не жми - "не жмись", следи -"сидит", зима - "зимняя", со скамейки - "со скамейкой" и т. п.). 5. Вставки согласных звуков (весь - "весть"). 6. Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении (птицы - "потицы", кормила - "коромила"). 7. Опущение конечной гласной (за грибами - "за грибам"). 8. Перестановки звуков (взяла - "звяла", ниточки - "ниточки", дверь - "древерь"). 9. Замены гласных при чтении (рожок некоторые дети читают как "ружок", другие - как "рожук"). 10. Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих (т и "д"; ф и "в"; б и "п"; ц и "щ"; ш и "щ"; щ и "ч"; пальто - "пальдо", одевается - "отевается", форточку - "фордочку"). 11. Пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова бессмысленными звукосочетаниями (ослик читается иногда как "осик", кормила - как "комила"). 12. Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу: слово со стечением согласных заменяется более простым фонетическим словом (ствол прочитывается как "стол", лампа - как "лапа"). Рассмотренные ошибки при чтении у учеников I - II классов вспомогательной школы, естественно, затрудняют или делают невозможным понимание прочитанного текста, предложения. Так, ученику I класса предлагалось в конце учебного года прочитать следующий текст: Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. Этот текст ребенок воспроизвел следующим образом: "Зайку борстила хозаика,
Паде дождием соталась заик,
Сто стакамеики слезт е мого,
Бес до неточеки промояк". Прочитанный текст не соотносился со смыслом. Затруднения в осмыслении прочитанного наблюдаются также при побуквенном способе чтения. Нарушения смысловой стороны чтения наблюдаются не только I в случаях искаженного воспроизведения печатного текста. В ряде случаев при довольно хорошем техническом уровне чтения, даже при усвоении способа чтения целыми словами, некоторые дети не осмысливают прочитанный текст. В этом случае правильно прочитанное слово не соотносится в процессе чтения со словом устной речи. Интересен тот факт, что тот же текст, прочитанный или пересказанный педагогом, усваивается довольно быстро и правильно. Таким образом, нарушения чтения у учащихся I - II классов вспомогательной школы можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоения букв; 2) побуквенного чтения; 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова; 4) нарушения понимания читаемого. Остановимся на распространенности и особенностях указанных проявлений нарушений чтения у учеников I - II классов. Неусвоение букв. У умственно отсталых детей это нарушение выражается в разной степени: от неусвоения нескольких букв до 20 - 25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные (преимущественно а, о, у) и длительные согласные (ш, р, с, х и др.). Усвоение различных букв алфавита неодинаково. Одни буквы усваиваются быстро и прочно, другие - с трудом. Реже встречаются нарушения в усвоении а, у, о, ы, м, ф; чаще - к, х, н, п, ж, б, в, з, и. Особенно трудно усваиваются д, т, г, е, причем в одних случаях буквы совсем не называются, в других - заменяются. Наиболее часты следующие замены: д - "л", х - "к", ж -"з", г - "т", г - "к", д - "у", ж - "ш", т - "г", д - "т", р - "л". Замены г - "к", ж - "з", ж - "ш", д - "т", р - "л" можно объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы; г - "т", т - "г", к - "л" - сходством по графическому признаку; д - "л", х - "к" - сходством по нескольким признакам; д - "л" сходны не только графически, но и по артикуляции. Сходные графически буквы х и к обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции. Одни дети, не усвоившие букв, умеют читать слоги, иногда простые фонетические слова, состоящие из знакомых букв, другие - нет. Неусвоение букв обнаружено у 51% учеников I класса и лишь 1,5% - II класса. У учащихся II класса уже сформирован стойкий образ звуко-буквы и соотнесение графического образа буквы с акустико-кинестетическими образами звука не вызывают у этих детей затруднений, за очень немногими исключениями. Количество букв, не усвоенных учащимися II класса, сравнительно невелико, 2 - 3 буквы. Часто в процессе чтения эти буквы все же трансформируются в звуки. Слова с буквами, которые не называются изолированно, часто прочитываются. Побуквенное чтение. У умственно отсталых детей отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети произносят раздельно простые слоги, нанизывая буквы и называя их поочередно (са читается как с, а без последующего слияния). В других случаях изолированно называют буквы, затем произносят слог (с, а - са). В ряде случаев дети могут соотнести со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные побуквенно. Среди учеников I класса побуквенное чтение, по нашим данным, наблюдается у 49% детей с нарушениями чтения, во II классе - лишь у 26% детей. Искажения звуковой и слоговой структуры слова при чтении. У умственно отсталых детей в процессе чтения отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру. В I классе, по нашим данным, искажения читаемых слов отмечены у 38% учеников. Во II классе искажения звуко-слоговой структуры слова выявлены у 10% учеников. Распространенность отдельных форм искажений слов в I и II классах различная. В I классе: 1) замены звуков в словах (при правильном назывании изолированных букв) (лиса - "ниса"); 2) перестановка звуков (утка - "тука", арбуз - "рабуз"); 3) замены читаемого слова другим словом либо асемантичным звукосочетанием (шкаф - "шапка", марка - "рака"); 4) пропуски согласных при стечении (кукла - "кула", лампа - "лапа", "лама"); 5) вставки гласных в середине слова между согласными при их стечении (пасла - "пасала", кукла - "кукала"); во II классе: 1) замены слов другим словом или асемантичным звукосочетанием; 2) перестановка звуков; 3) замены звуков в словах; 4) пропуски согласных при стечении. Количество искажений звуко-слоговой структуры слова в I классе гораздо больше, чем во II. Во II классе почти отсутствуют такие формы искажений, как пропуски согласных при отсутствии их стечения, пропуски гласных, перестановки слогов в слове. Меняются и количественные соотношения различных форм искажений слова, встречающихся и в I, и во II классе. Так, в I классе самыми распространенные являются замены звуков в словах. Во II классе - замены слов другими словами. Этот факт подтверждает в какой-то степени усиление роли догадки на более высоких этапах формирования навыка чтения. Ошибки искажений структуры читаемых слов являются наиболее распространенными среди всех других ошибок как в I, так и во II классе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.007 с.) |