Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)
§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку
Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, по предлагаемому тексту. Это задание проверяет: — коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка; — уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста. Формулировки задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку могут быть различными: 1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы. Оцените речевое оформление текста, назовите 2—3 характерных для данного текста средства выразительности, объясните их роль, приведите примеры. 2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблеме, поставленной автором. Оцените языковое оформление текста: отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности. 3. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента). Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 150 слов.
Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим его многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания, предшествующие части С.
Основными требованиями, предъявляемыми к экзаменационному сочинению-рассуждению, являются следующие: 1. Верное понимание, правильная интерпретация и комментирование основного содержания исходного текста: его темы, основной проблематики, идеи, а также позиции автора, т. е. его отношения к изображаемому. Высокая оценка за сочинение может быть поставлена при следующих условиях: а) основное содержание и проблематика текста (или — в соответствии с заданием — одна из важных проблем текста) поняты и прокомментированы верно, без фактических ошибок и искажений; б) верно сформулирована позиция автора по поднятым в тексте проблемам (проблеме). 2. Отражение собственной позиции выпускника, т. е. умение выразить собственное отношение к поднятым в тексте проблемам (или к одной из проблем), сформулировать свою позицию, совпадающую или не совпадающую с авторской, обосновать ее и привести аргументы, подтверждающие собственные суждения. Высокая отметка за сочинение может быть поставлена, если позиция автора сочинения: а) сформулирована четко и этически корректно; б) логично аргументирована с привлечением нескольких аргументов, которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте. 3. Понимание выпускником языковых особенностей исходного текста и роли языковых средств выразительности, используемых автором для передачи своей позиции, а также умение провести языковой анализ исходного текста: отметить средства языковой выразительности и оценить языковое оформление текста (объяснить роль языковых средств выразительности в тексте)1. Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если характерные для исходного текста языковые средства отмечены, верно объяснена их роль в тексте, приведены примеры2. 4. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Названное требование предполагает: а) логичность, последовательность, непротиворечивость и законченность текста сочинения; б) наличие в сочинении определенных композиционных частей, соответствующих коммуникативному замыслу автора сочинения и выделяемых с помощью абзацного членения. Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если оно характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения и отсутствием нарушений абзацного членения текста. 5. Точность, богатство, выразительность и правильность речевого оформления сочинения, т. е. точность выражения собственных мыслей, богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка в соответствии с избранным стилем речи, отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов. Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если работа характеризуется точностью выражения мыслей, разнообразием грамматических форм, уместным использованием выразительных средств языка, а также отсутствием орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок, связанных с основными нормами русского литературного словоупотребления.
Внимание! Так как задание части С предназначено для проверки не только умений и знаний по курсу русского языка, но и общей культуры учащихся, итоговая оценка за сочинение-рассуждение во многом зависит от того, насколько глубоко и полно понят смысл исходного текста, насколько убедительно и корректно изложена собственная точка зрения, насколько самостоятельными и оригинальными являются излагаемые выпускником суждения.
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие: 1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста; 2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста; 3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ. Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка. Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.
|