Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абзац и сложное синтаксическое целое.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста - сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно- синтаксическим членением. Это присуще речи эмоциональной, в которой абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию. Например:
Весь остаток дня они неспешно плыли в тумане. Бесцельно и неизвестно куда. После того как люди пришли в себя и осознали свое положение, стоять на месте было уже невозможно. И они плыли. Быть может, приближаясь к земле, а возможно, напротив, удаляясь от нее. Но все-таки в этом имелась какая-то иллюзия движения. Вся надежда была на то, что туман рассеется и тогда станет ясней, что к чему. Во всяком случае, ночью можно будет увидеть звезды, если рассеется туман. Перво-наперво необходимо было ухватиться за звезды. И еще была надежда, что натолкнутся на какой-либо остров. А там будет легче сориентироваться. Так они и плыли пока в никуда – все время в туман. (Ч.Айтматов. Пегий пес, бегущий краем моря).
Нетрудно представить себе этот текст, оформленным в один или два абзаца, но автор посчитал нужным выделить восемь частей. Выделение каждого абзаца в данном тексте создает такое впечатление, словно мысль – волна медленно выплывает в сознании автора-рассказчика. Если представить себе этот отрывок, написанным слитно, то потеряется его эмоционально-экспрессивная нагрузка. Контрольные вопросы и задания Задание 1. Ниже приведено высказывание К. Паустовского, состоящее из нескольких предложений. Все они объединены одной темой (одной основной мыслью).
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь... Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
1 Прочитайте предложение, которое определяет тему высказывания. В каких предложениях раскрывается эта тема? 2 Повторением какого слова закрепляется связность данного текста? 3 Попробуйте прочитать предложения данного текста в таком порядке: последнее, второе, третье, первое. Сохраняется ли при этом последовательное изложение мысли? Дайте развернутый ответ. 4 На основе какого вида связи построен данный текст? Задание 2. Прочитайте приведенный ниже текст.
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарными предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись. (С.Я.Маршак).
1 Какова основная мысль С.Я.Маршака? 2 Какие мысли раскрываются в каждом абзаце этого текста? Как оформляется на письме абзац? Что служит сигналом его начала и конца при чтении вслух? 3 Проследите, при помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?
Задание 3. Прочитайте высказывание А.М.Горького. Какими признаками текста оно обладает? Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно и просто. Будешь понимать людей и их мысль – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо!
1 Почему этот небольшой текст расчленен на абзацы? О каких двух сторонах языкового общения людей говорится в каждом из них? 2 Сколько предложений в тексте? Как это определить при восприятии текста на слух? Как это обозначается на письме? 3 Выделите из первого предложения словосочетание, которое могло бы послужить названием темы, общей для использованных выше текстов. Одинакова ли основная мысль каждого из них? Докажите. Раздел 2.Функционально-смысловые типы речи Во внешнем облике речи, и ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например осень, лес, горы, речку, другое – рассказать о событии, приключении, третье – объяснить, истолковать причины каких – либо явлений – природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам: 1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; 2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; 3) мир в причинно-следственных связях. В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения. Разумеется, в каждом из этих случаев строй языка будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысл. (По Солганик Г.Я. Стилистика текста).
Глава 1. Описание как функционально- Смысловой тип речи Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета. В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей. При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: 1) введение (общее впечатление); 2) описание деталей; 3) заключение (вывод, оценка). Существует несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению. Так, например, в художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные, субъективно воспринимаемые признаки, наиболее ярких сторон предмета. Поэтому в художественной литературе, публицистике описание - важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление. Деловое (научное) описание включает в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, оно обычно лишено эмоциональности, образности, живости (надо отметить, что в научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований). Этим различием определяется и своеобразие языковых средств в описаниях разных стилей. В целом для текстов описательного типа характерно выражение значения одновременности действия и его статичности соответствующими видо-временными формами глаголов-сказуемых. Например, только в настоящем времени: «На дворе, в городе Одессе, зима. Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара… Мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми волнами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках». (И.Бунин). Или только в прошедшем: «Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, изрезанная колеями, следами давней жизни отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака…». (И.Гончаров). Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами: «Чистый четверг. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег. В полях к горизонту, все серебристо». (И Бунин). Часто в описании употребляются эллиптические предложения (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающимся из текста): «День был жаркий, слегка мглистый. Повсюду под ленивым ветром – вертящиеся крылья мельниц, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. В голубоватой дымке – очертания городов, соборов, башен». (А.Толстой) Характерной особенностью структуры сложного синтаксического целого описательного типа является параллельная связь предложений: «Спокойное солнце северной Сирии только что начинала свой обход… Огромная синяя чаша озера золотилась под утренними лучами. Густая трава на берегах была влажной и прохладной. В ранней тишине особенно четко слышались голоса птиц, доносившихся из густых тростниковых зарослей…». (А. Алимжанов). Как правило, представление той или иной картины в описании дается в пространственной или временной перспективе, для чего используются опорные обстоятельственные слова: «… Рвы и каналы окружали крепостную стену, где разместились дворцы и сады султана. А внутри были разбиты сады, где находились бассейны с прохладной рудниковой водой. Дворец наместника высился в центре, за второй стеной крепости. Вокруг дворца на почтительном расстоянии, за кирпичными оградами, стоят обвитые зеленью и утопающие в зелени и цветах дома, похожие на малые дворцы, в них обитали самые богатые вельможи города» (А.Алимжанов). В данном тексте обстоятельственные слова со значением места: внутри, в центре, вокруг дворца, за кирпичными оградами - являются обязательным элементом описания обстановки. В устных высказываниях или при чтении текстов, представляющих описание природы или обстановки, подобные слова, связывая предложения в тексте, являясь их скрепами, создают особую интонацию перечисления. Для описания портрета характерно употребление составного именного сказуемого: «Лицо Абая, казалось, излучало какой-то мягкий свет. Полное и круглое, оно не было тронуто ни одной морщинкой. Абай был в полном расцвете своих двадцати девяти лет. Глаза были ясны, горящий внутренним огнем чистый их взгляд был и красив и пронзителен». (М.Ауэзов). Надо отметить, что в описании-характеристике, в отличие от описания портрета автор не ограничивается изложением только внешних примет человека, но называет черты его характера, приводит биографические данные, описывает наклонности и интересы: «Один Байсал, сидящий на переднем месте, смотрит прямо на Кунанбая. Байсал высок, у него румяное лицо, внушительная внешность. Взгляд больших синеватых глаз холоден, - в нем сдержанность, способность сохранить тайну в самой глубине души». (М.Ауэзов). Контрольные вопросы и задания Задание 1. Прочитайте тексты. Проанализируйте их с точки зрения сферы их использования и принципов отбора языковых средств. Образец анализа текста: Текст относится к научной сфере общения. В нем сообщаются точные сведения, научно проверенная информация. Подобный текст можно встретить в энциклопедии, справочнике и т.п. Для него характерны объективность, обобщенность, неэмоциональность, которые проявляются благодаря целенаправленному отбору содержания и языковых средств.
1. Италия – государство на юге Европы. Занимает южные склоны Альп, Паданскую низменность, Аппенинский полуостров, острова Сицилию, Сардинию и ряд более мелких. Протяженность границ-9054км.-80% морские, 20% сухопутные, проходящие большей частью по Альпам, отделяя Италию от Франции, Швейцарии и Югославии. Италия омывается Адриатическим, Ионическим. Лигурийским и Тиррекским морями, являющимися частями Средиземного моря. Площадь Италии – 301 тыс. км. Население – 55 млн. человек. Столица – Рим. 2. Непроходимые леса – его соседи, экзотические животные – его друзья. Поэтому он – сказочен, хотя и суперсовременен. Добро пожаловать в Сидней! Смотришь вниз с Сиднейской башни, высота которой 325 метров, и кажется, что паришь над миром. Отсюда открывается прекрасный вид: знаменитый Хабор Бридж – мост через залив Порт – Дженсон, роскошные торговые центры на берегу океана, Дом оперы, похожий одновременно на бабочку и на гигантскую раковину, считающийся символом Сиднея. В центре города находится самый известный городской пляж Бондсит Бич. Чуть дальше – уникальный национальный парк «Голубые горы»… Париж… Я шел и смотрел: какая музейная чистота в этом городе, какой порядок! И что за день, что за красота! Сколько ослепительной белизны, во всяческих видах сверкающей в небесной сини, среди еще сквозной черноты деревьев, осыпанной изумрудными мушками! Сколько пышных живых цветов на картинах, на мраморных и гранитных плитах!
Задание 2. Прочитайте текст. Установите видо-временную форму глаголов – сказуемых. Определите перспективу описания по обстоятельственным словам. Выпишите предложения со сравнительными конструкциями и выявите их текстовые функции. Озаглавьте текст.
Когда мы обогнули восточный берег острова и повернули к южному, нас ослепила великолепная и громадная картина … Группа гор тесно жалось к одной главной горе – это первая большая гора, которую увидели многие из нас. Как она была хорошо убрана! На вершине белелся снег, а бока покрыты темною, местами бурою растительностью; кое-где ярко зеленели сады. В разных местах по горам носились облака. Там белое облако стояло неподвижно, как будто прильнуло к земле, а там раскинулось на горе другое, тонкое и прозрачное, как кисея, и сеяло дождь; гора опоясывалась радугами. В одном месте кроется целый лес в темноте, а тут вдруг обольется ярко лучами солнца, как золотом, крутая окраина с садами. Не знаешь, на что смотреть, чем следить за этой игрой света. (И. А. Гончаров). •Расскажите, какую картину увидели путешественники. В чем, по – вашему, заключалось великолепие увиденного? •Найдите в тексте следующие структурно – композиционные части: 1) общее впечатление от увиденного, пережитого; 2) собственно описание природы; 3) обобщение (оценка).
Задание 3. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.
Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок. Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор. Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.
Задание 4. Прочитайте и запишите прилагательные, связанные с описанием осенних листьев. Какие из них передают: а) чистый цвет; б) оттенки, переходность тонов; в) форму; г) осязательные впечатления; д) в каких из прилагательных изображение качеств соединено с эмоциональным отношением к ним?
Лист красный, кожаный листок, зеленуший листище, желтенький листок, бледно – зеленый, нежно – оранжевый, золотистый, рыжий темно – оранжевый, озорной, веселый, жесткий, багровый, яркий, лимонный, желтый, прозрачный, золотой, мертвый, последние листы, осенний. Составьте небольшой текст – описание осени.
Задание 5. Опишите один из портретов художников («Джоконда» Леонардо да Винчи. «Незнакомка» Крамского. «Пушкин» О. Кипренского и т.п.) Используйте в работе портретную лексику. Обратите внимание: художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в работе важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, главное в нем. В связи с этим текст, содержащий описание портрета, обладает следующими структурно – композиционными особенностями: общая характеристика, история создание портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д. Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д. Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д. Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д. Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.
Задание 6. Прочитайте текст. Определите, какими языковыми средствами добивается М. Ауэзов изображения внутреннего состояния героя. Отметьте прилагательные, подчеркивающие внешние качества персонажа.
В этой юрте он казался каким – то особенным человеком, непохожим на других. Короткие темные волосы, гладко – зачесанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые черные глаза делали Абиша самым красивым жигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно. (М. Ауэзов).
•Проверьте, знаете ли вы значение следующих слов и словосочетаний. Подберите к ним синонимы: обширный лоб, хорошо очерченные губы. Не широкая кость, хрупкий, напряжение, изящно. •Придумайте заголовок к данному тексту.
Задание 7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Какие свойства предметов передаются с помощью качественных прилагательных? Почему зрительные образы преобладают в этом тексте?
Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые молитвенные коврики, изречения, писанные на материи арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шелковые занавески. На дверях и окнах висели красивые сюзане. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели на груде одеял Кунанбай и Алшинбай. (М. Ауэзов).
•Объясните значения следующих слов и словосочетаний: причудливые узоры, молитвенные коврики, изречения, арабская вязь, груды подушек, сюзане. •Опишите свою комнату, используя односоставные предложения номинативного характера.
Задание 8. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста.
Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было одним из величайших археологических открытий 20 века. После долгих терпеливых поисков были обнаружены каменные ступени, ведущие к запечатанной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и малые статуэтки, золотые ларцы, золотые модели колесниц, расписанные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотым. Внутри него – три таких же ящика. В одном ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченных гроба, один в другом, имеющие форму человеческого тела. В последнем из них сделанном из чистого золота, лежала запеленутая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной маской на лице. • Ответьте на вопросы: 1) В какой сфере деятельности человека чаще встречаются подобные тексты? 2) Какие признаки предметов в тексте передаются относительными прилагательными? (Выпишите из текста словосочетания «относительное прилагательное + существительное»). • Обратите внимание на: а) обстоятельственные слова пространственного значения, используемые в качестве средств смысловой связи между предложениями; б) определения, имеющие особое смысловое значение при описании окружающей обстановки. Выпишите их.
Задание 9. Прочитайте текст.
Часто я бывал и в нижних залах. Ты знаешь мою страсть к книгам, а там, в этих сводчатых залах, книгохранилище. Там прохладно и вечная тень, окна с железными толстыми решетками, сквозь решетки видна радостная зелень кустов, радостный солнечный день все такой же, такой же, как и сто, двести лет тому назад. Там устроены в стенах ниши с полками, и на этих полках мерцают тусклым золотом десятки тысяч корешков, чуть ли не все главнейшее достояние русской и европейской мысли за последние два века. В одной зале – огромный телескоп. В другой – гигантский планетарий. На стенах – снова портреты, редчайшие гравюры. …И долго я стоял очарованный. (И. Бунин).
• Часть признаков обстановки в данном тексте – описании передается эллиптическими предложениями, указывающими только на наличие предметов в каком – либо месте. Выпишите эти предложения. Что придает тексту такая структура предложений? • Какой вид описания представлен в данном тексте (художественный, публицистический, научный, деловой)? С помощью каких выразительных средств дано описание обстановки и внутреннего состояние персонажа? Выпишите их из текста и прокомментируйте.
Задание 10. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их. Предварительно ознакомьтесь со словами и словосочетаниями.
Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью; инкрустация – украшения (узоры, рисунки), врезанные в изделия из иного материала; мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого–либо. Музей расположен в доме, где Джамбул Джабаев прожилпоследние годы своей жизни. Здесь им были задуманы и исполнены многие произведения, представляющие классические образцы художественно – словесного творчества. Над входом дома – музея круглый барельеф с портретом Джамбула, рядом даты жизни акына – 1846- 1945. К дому прилегает сад, посаженный Джамбулом, его переводчиками, многочисленными друзьями и гостями. Рядом гараж, в котором помещена легковая автомашина «М-1»- подарок поэту в день празднования 70-летия творческой деятельности. В глубине сада среди пышных яблонь и груш – мавзолей, построенный в 1946 году по проекту архитектора А.Белоцерковского. Угловая комната в левом крыле здания служила Джамбулу рабочим кабинетом. Обстановка кабинета скромна: старинный стол, кресло, радиоприемник, домашняя библиотека с кипами книг на русском и казахском языках, портреты Абая, Лермонтова, Пушкина, Шевченко. Рядом с кабинетом расположена комната с двумя окнами, выходящими на север, - спальня акына. Почти вся мебель в ней – дорогие ему вещи. От двери стоит шкаф с одеждой. В углу шифоньер с инкрустацией. В простенке между окнами зеркало с предметами туалета и подарками. Напротив спальни – столовая. Здесь перебывало много разных посетителей, приезжавших к Джамбулу: М. Шолохов и Л. Соболев, М. Ауэзов и С. Буденный. В центре столовой стол. На нем рядом с самоваром подарок выдающегося ученого – ботаника, академика Б. Келлера: чайный сервиз из русского фарфора. Ученый преподнес его акыну в знак уважения и любви к его поэзии. Литературно – мемориальный музей Джамбула Джабаева – безмолвный свидетель его жизни, творчества, деятельности.
• Используя фрагменты предложений, составьте свой вариант описание обстановки. Перескажите текст. Соблюдая интонацию перечисления, создаваемую однородными подлежащими и обстоятельственными словами.
1) Над входом дома… Рядом… В глубине сада… 2) Угловая комната в левым крыле… Обстановка комнаты… 3) Рядом с кабинетом… Направо от двери…В углу… В простенке… 4) Напротив спальни… В центре… Рядом с самоваром… Задание 11. Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем: «Дом – музей М.О.Ауэзов», «Достопримечательности нашего города».
Задание 12. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Одним из крупнейших на древнем караванном пути был Тараз – «город купцов», о котором сохранилось немало интересных сведений восточных авторов, в том числе византийского посла Земарха, побывавшего в 586 году в ставке западнотюркского кагана Дизабула. По данным арабского путешественника Х века аль – Максиди, он был густозастроенным, с многолюдным предместьем, обнесенным крепостными стенами, со рвом и четырьмя воротами городом. Окружность города составляло тогда 4-4,5 километра. Тараз был столицей тюрок – караханидов. В городе чеканились монеты. Исследования, проведенные археологами, выявили, что еще в 1 тыс. до н.э. Тараз представлял собой город классического образа с цитаделью, шахристаном, торгово-ремесленными рядами, имел мощеные улицы, водопровод, канализацию, общественные бани. Судя по размахам градостроительства, памятникам материальной культуры, выявленным при раскопках, перед нами огромный средневековый город, достигший своего наивысшего расцвета в IX-XII веках. Развитие же местной строительной культуры можно проследить и по архитектурному облику многих городов, и по конструкциям культовых сооружений. Не вызывает сомнений, что зодчие этих городов отлично владели не только строительными приемами, складывавшимися на протяжении многих столетий, но и сложной теорией архитектуры. К примеру, выдающимся памятником архитектуры XI-XII вв. является мавзолей Айша-Биби близ Тараза. Он имеет кубическое основание, стены соразмерные одной четвертой диагонали исходного квадрата, по четырем углам которых возвышаются изящные колонны, облицованные, как и стены, разной терракотой. Система небольших ниш, колонок, сводов, арок придают памятнику законченный вид, создавая впечатление гармонии, внутреннего совершенства и согласованности. Лексический комментарий к тексту: зодчий – строитель, архитектор; цитатель – в старину: внутренняя городская крепость; терракота – желтая или красная обожженная глина. Задания к тексту 1. Составьте цитатный план текста. 2. Опираясь на текст, дайте устное описание города Тараза и мавзолея Айша-Биби. Обратите внимание на следующее структурно-композиционные части создаваемого вами текста: 1) общее представление о городе (мавзолее); 2) описание деталей; 3) оценка. 3. Выпишите из текста 3 предложения, насыщенных однородными членами предложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.67 (0.015 с.) |