Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В становлении и развитии дизайнаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования общенациональных рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов XVIII века проходят общенациональные выставки торгово-промышленного характера в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене(1788), Санкт-Петербурге (1828) и др. Кроме чисто коммерческой направленности, выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достижений.
В 1756 году Англия стала инициатором официального показа промышленных изделий. Первая всемирная выставка открылась 1861 году в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно возрастающей промышленности. Для экспозиции выставки архитектором Джозефом Пакстоном (рис.)был построен дворец из стекла и стали – Кристалл-палас (Хрустальный дворец, рис.1.17), который стал прообразом архитектуры будущего[1]. В выставочной архитектуре произошел сдвиг от живописности и украшательства к инженерии, что стало главной тенденцией развития архитектуры XX века. Со второй половины XIX века начали меняться экономические условия, технический уровень и потенциал, но эстетический фон эпохи менялся медленно. Неспособность к самостоятельному художественному формообразованию приводила к обновлению старых стилей, либо эклектике – механическому соединению различных стилей. При этом стилевые формы одной исторической эпохи использовали в качестве формального языка современности – возникали такие курьезы, как, например, чугунные литые колонны готической формы. Этот эклектизм отразился и в первых экспонатах промышленных выставок. Инженеры, создавая опытные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей, насосов и сенокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в иные времена, обильно покрывали их орнаментикой методом литья, чеканки и т.д. Прототипом выставочного оборудования – витрин, стендов, подставок – служили шкафы и комоды, «горки» для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей, спальные ложа – элементы парадного интерьера. Все это называлось «миобель для экспозитов». Натуральные экспонаты, промышленные изделия просто «тонули» в антураже «неоготик», «неоренессансов», «а ля рюсс», в бесконечных фронтонах, пилястрах, каннелюрах, фризах-карнизах. [5]
Экспозиция выставок делалась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные товары, и на одном стенде оказывались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь. Не было тематического разделения. В результате – рядом с кабинетной мебелью – паровой молот и электрический телеграф Сименса. Как только здание павильона было закончено и уходили архитекторы и строители, на смену им приходили не художники и дизайнеры, а приказчики фирм, которые размещали экспонаты и украшали раздел выставки по своему вкусу без всякой системы. Полностью отсутствовала композиционная идея – концепция выставки. Роль объемных доминант в «экспозитах» разных стран выполняли разнообразные «ворота» – вестибюли в виде уменьшенных копий знаменитых храмов и дворцов данной страны. Первая промышленная выставка в России состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова, где в XIX в. был торговый порт, в здании теперешнего Зоологического музея. Выставка работала с 15 мая по 6 июня, представляя экспонаты, выставленные 324 экспонентами, из которых 15 являлись казенными (государственными) предприятиями. 108 участников – фабриканты, заводчики, мастера и художники – были отмечены медалями, учрежденными в честь выставки (51 золотая и 39 серебряных), и 82 экспонента были удостоены «публичной похвалы». Первая Российская промышленная выставка позволила сделать несколько выводов, которые касались перспектив развития экономики страны: · выставка наглядно и достаточно полно продемонстрировала состояние промышленности практически всей России (экспонировались изделия из 33 губерний страны); · выставка дала толчок к дальнейшему усовершенствованию продукции и ее качества как следствие борьбы с представленными на выставке конкурентами («петербургские торговцы только на выставке узнали о многих значительных московских фабриках, о которых до того времени не имели никакого представления и даже о существовании их не слыхали»); · выставка показала, что многие изделия, выдаваемые за иностранные, сделаны руками русских мастеров и их произведения могут достойно конкурировать с изделиями, изготовленными за рубежом, поколебав, по словам «Санкт-Петербургских ведомостей» (№72,1829 г.), «вредное и закоренелое предубеждение в пользу всего заморского»; · выставка вскрыла значительное отставание России в производстве сельскохозяйственных машин; · успех выставки доказал необходимость и пользу проведения регулярных смотров отечественной промышленности; · организатор выставки – специальный комитет, созданный при Мануфактурном совете, которому Министерством финансов было поручено непосредственное наблюдение за выставкой, в целом справился со своими задачами. Эта организационная структура была в основном сохранена и при подготовке участия России на всемирных выставках. В дальнейшем российские промышленные выставки стали проводиться с интервалом в два года поочередно в Петербурге, Москве и Варшаве. Опыт первых выставок показал, что промышленность не может каждый год делать быстрые успехи и что необходим более продолжительный интервал между ними. Поэтому, начиная с 1843 г. этот интервал был увеличен до четырех лет. До 1872 г., когда в Москве состоялась знаменитая Политехническая выставка, на основе экспонатов которой возникли Политехнический и Исторический музеи, было проведено 14 промышленных выставок. Следующая, 16-я по счету выставка проводилась только в 1896 г. в Нижнем Новгороде, фактически подведя итоги развития страны в XIX в.
В начале XX века наравне с всемирными промышленными многоотраслевыми выставками стали устраивать и специализированные выставки. С появлением нового архитектурного стиля модерн и в связи с этим – развитием ремесел, новых строительных технологий, во всех странах стали открываться выставки ремесел, архитектуры, конструкций, строительных материалов в русле достижений нового стиля. Все знаменитые архитекторы и строители этого периода прошли через «горнило» первых промышленных выставок, где могли дать свободу своей фантазии, попробовать новые технологии, смело экспериментировать в проектировании выставочных павильонов. Всемирные промышленные выставки стали своеобразной творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу строительной техники. Многие выставочные сооружения и павильоны принадлежат к лучшим образцам новаторской архитектуры. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона в Лондоне и Эйфелева башня[2] инженера Александра Гюстава Эйфеля в Париже (рис. 1.18), построенная для Всемирной выставки 1889 года (высотой 123 метра) стали символами всемирных выставок, символами достижений техники конца XIX – начала XX века. Всемирные промышленные выставки как своеобразная творческая лаборатория сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Значение этих выставок состояло в том, что: · впервые были представлены промышленные изделия для всеобщего обозрения; · несмотря на эстетические недостатки первых промышленных образцов, начинается широкое обсуждение проблем формообразования и осознание всей серьезности социально-эстетических аспектов создания предметной среды; · начинается исследование общих принципов формообразования в сфере промышленного производства.
ПЕРВЫЕ И ШКОЛЫ ДИЗАЙНА Во власти промышленности созидание культуры путем сведения вместе искусства и техники. Массовое производство потребительских вещей, отвечающих высоким эстетическим представлениям, стало бы благом не только для людей с тонким художественным восприятием, самым широким слоям народа был бы открыт доступ к понятиям вкуса и приличия... Петер Беренс
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.007 с.) |