Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и дизайн статистических исследований.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В подразделе анализируется содержание статистического исследования, его виды, этапы и программы. Вопросы для рассмотрения: —Что является целью и заданиями статистического исследования? —Что может быть объектом и единицей статистического исследования? —Какие существуют виды статистических исследований по времени, по объёму? —Какие используются методы сбора статистического материала? Цель: ознакомить с содержанием этапов статистического исследования, планом и программой статистического исследования, статистическими таблицами. Статистическое исследование требует специальной подготовки для проведения его на высоком научном уровне. Процесс статистического исследования можно разделить на этапы: · составление плана статистического исследования, разработка программы; · регистрация и сбор статистического материала; · разработка и сводка данных; · статистический анализ; · внедрение результатов исследования в практику. Организация статистического исследования. Составление плана исследования предусматривает решение ряда организационных вопросов, которые заключаются в формулировке цели, задач исследования, выборе объекта и единицы наблюдения, места и срока проведения исследования, источников получения информации, формы практической реализации, а также метода статистического исследования.
Цель статистического исследования отвечает на вопрос «для чего изучать?». Она предусматривает определение характерных явлению закономерностей и связей этого явления с другими, разработку мероприятий по снижению влияния неблагоприятных факторов на здоровье, внедрение результатов работы в практику охраны здоровья и разработку мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи. Задача отвечает на вопрос «что делать?». Например, заданием статистического исследования может быть изучение уровня и структуры явления (заболеваемости, смертности) в определенных группах населения, частоты, явления в группах, на которые влияют разные факторы (окружающая среда, биологические, социальные), объем и качество медицинской помощи, отдельным группам населения. При подготовке наблюдения, кроме цели, необходимо определить, что именно подлежит обследованию — установить его объект.
Объект статистического наблюдения должен иметь временные пределы для изучения совокупности. Например, при изучении распространенности заболеваний и смертности населения необходимо очертить границы данной совокупности — среди каких групп населения это явление должно изучаться. Если не определить точно объект и время исследования, то получены данные не дадут полного представления об уровне и составе явления. При проведении переписи населения объектом исследования будет совокупность лиц, которые живут постоянно на определенной территории. При этом важно знать, кого переписывать: население, которое фактически живет на момент переписи, или которое живет постоянно. Данные о численности фактического населения важно знать для организации разных видов обслуживания, в том числе медицинского, а численность населения, которое живет постоянно, — для определения состава разных контингентов (например, детей дошкольного или школьного возраста для планирования обеспеченности их школами и детскими дошкольными заведениями). Таким образом, выбор и определение объекта зависит от цели и задач статистического наблюдения. Вместе с определением объекта нужно определить единицу наблюдения. Она должна быть четко обозначена: при изучении заболеваемости зубов и полости рта единицей наблюдения может быть как больной человек, так и отдельное заболевание, в зависимости от задачи и цели исследования.
При изучении заболеваемости по данным обращений, в амбулаторно - поликлинические заведения за единицу наблюдения берут только первичное посещение. При определении числа новорожденных учитывают только рожденных живыми. При составлении плана статистического исследования отрабатываются не только формы учетных документов и правила их заполнение, но и рассматриваются вопросы о том, кто будет их заполнять, контролировать правильность и полноту собранных данных, а также другие организационно-методические вопросы, которые возникают при сборе статистических материалов. На первом этапе назначаются также исполнители и закладывается смета. Методы (виды) исследования. В зависимости от характера проведения наблюдения по времени различают наблюдения текущие, периодические и одномоментные. Если сбор материала проводится систематически, с постоянной регистрацией фактов при их возникновении, то это будет текущее наблюдение. Если оно проводится регулярно, но не постоянно, тогда это будет периодическое наблюдение. Текущее статистическое исследование — это выявление явлений, которые быстро изменяются на протяжении времени и являются беспрерывным процессом, который нуждается в текущей регистрации. Таким методом определяется заболеваемость отдельных групп, рождаемость, смертность населения и др. Одномоментные наблюдения отображают состояние явления на определенный момент времени, которое называется критическим моментом наблюдения. Примером может быть перепись населения или перепись лиц, которые обратились в поликлинику на определенный момент времени, реестр коек, учреждений здравоохранения, хронометраж работы врачей или средних медицинских работников, профилактический обзор, и тому подобное. Такие наблюдения показывают статику явлений, изменение которых на протяжении времени происходит относительно свободно. При необходимости используются сочетания обеих форм статистического исследования. Относительно полноты учета фактов наблюдения статистические исследования разделяются на сплошных и выборочные (частичные). Сплошное исследование охватывает все единицы наблюдения, которые входят в состав совокупности, которая изучается (генеральная совокупность). Это нужно для установления абсолютных размеров явлений (численность населения, количество коек, больных СПИДом и тому подобное). Проведение такого исследования — это очень громоздкий, экономически не выгодный, метод, который нуждается в значительных расходах. Разработка материала обычно требует много времени, хоть, на первый взгляд, метод наиболее достоверен. Если сплошное наблюдение невозможно или нецелесообразно, нужно проводить несплошное. Оно не требует полного учета всех единиц совокупности, а удовлетворяется определенной частью. Несплошное исследование может быть монографическим, основного массива, выборочным. Монографическое описание используется для детальной, углубленной характеристики типичных единиц совокупности. Детальное описание работы отдельных типичных или передовых лечебно-профилактических заведений имеет значение для обобщения и формирования элементов передового опыта и его распространения. Использование метода основного массива позволяет изучать объекты, которые сосредоточивают большинство единиц наблюдения. Например, если известно, что основная часть население с болезнями полости рта и зубов (80-90%) лечится в двух специализированных клиниках города, то исследование организации медицинской помощи данным контингентам проводится в указанных больницах. Недостаток метода заключается в том, что остается неизученной некоторая часть больных и результаты могут отличаться от тех, которые получены для основного массива. Выборочным называется исследование, при каком характеристика всей совокупности фактов дается за некоторой их частью, которая отобрана случайным путем.
Репрезентативность выборочной группы достигается правильным отбором единиц наблюдения. Выбор единиц наблюдения может быть проведений методами: • случайного отбора — жеребьевка, лотерея, механический отбор в случайном порядке и тому подобное; • механического отбора — согласно определенной численности совокупности по определенному принципу (каждый пятый, десятый или другой); • гнездовым — из всей совокупности формируют гнезда (группы), наиболее типичные объекты, которые потом изучают сплошным или выборочным методом; • направленного отбора, который заключается в том, что отбираются лица с одинаковым стажем, возрастом или статью и тому подобное. Чаще всего в выборочных статистических исследованиях используются комплексно разные способы отбора, которые обеспечивают высокую достоверность результатов.
Методы учета и сбора медико-статистической информации. В случае непосредственного учета фактов необходимые статистические данные получают путем особенного учета единиц совокупности — осмотра, измерения, взвешивания, и записываются в индивидуальные карты наблюдения.
Документальный учет, как первичный, основывается на систематической регистрации фактов, например, в лечебно - профилактических учреждениях. Такие данные из разных официальных документов выкопировывают в карту для изучения. Выкопировка данных в разработанный статистический документ может быть использована, например, для получения информации о составе лиц, которые обращались за медицинской помощью, о самих медицинских учреждениях, их деятельности, кадрах, и по другим вопросам в соответствии с программой разработки. Сбор медико-статистической информации путем опроса проводят экспедиционным и корреспондентским методами, собственно регистрацией. Используя экспедиционный метод исследователь опрашивает больного и с его слов самостоятельно заполняет карту исследования, которое обеспечивает контроль за правильностью ответов. В случае саморегистрации особа, которая обследуется, заполняет карту самостоятельно. Применяя корреспондентский метод, исследователь рассылает карты для обследования с соответствующими указаниями относительно их заполнения. Имея заполненные карты (с ответами на вопрос) респондент отсылает их на адрес исследователя. Анкетный метод используется при невозможности непосредственного наблюдения за исследуемым явлением. Анкеты рассылают конкретным лицам, однако их ответы бывают неполные, неточные. Недостатком этого метода является то, что правильность заполнения анкет зависит от понимания сформулированных вопросов. Поэтому анкетный метод используется в качестве вспомогательный к другим, при отсутствии более надежных способов ли получения данных. Часто он бывает целесообразным в социологических исследованиях. Выбор методов опроса определяется задачей и программой наблюдения. Наиболее надежным является экспедиционный, но он нуждается в наибольших расходах. Способ саморегистрации менее расходный, потому его используют при возможности заполнения карт лицами, которые подлежат обследованию. Этот метод часто используют при переписях. Корреспондентский способ нуждается в наименьших расходах, но не всегда полученные с его помощью данные достоверны. Он может быть использован в качестве вспомогательного, учитывая его субъективность, неточность. Одновременно с разработкой методов сбора материала проводится подготовка к группировке и сводке данных. Планом статистического исследования должно предусматриваться, на какие группы нужно разделить явление. Смысл такого распределения совокупности на качественно однородные группы заключается в необходимости показать их особенности, связь с другими, взаимозависимость. При изучении стоматологической заболеваемости по нозологическим формам больные в этих группах качественно неоднородные: дети, молодежь, особы преклонных лет, потому каждую группу заболеваний необходимо разделить еще на качественно более однородные - по полу, возрасту и тому подобное.
Принцип группирования статистического материала должен определять врач, который хорошо знает его методологический базис. Признаки единиц совокупности, которые лежат в основе группировки, называется сгруппированными. Они бывают вариационными (количественными) и имеют численное определение. Вариационное группирование проводится по числовым значениями признаков (группировка больных по возрасту, срокам заболевания, количеством пораженных зубов, детей, по массе тела, росту и тому подобное). Качественно определенные признаки называются атрибутивными: распределение больных по группам заболеваний, по населению, по полу, профессии и тому подобное. При группировке по атрибутивным признакам, которые не имеют количественного выражения, число групп предопределено самим признаком (пол, профессия, заболевание). При проведении статистической группировки можно качественно однородную группу (мужчины) разделить на возрастные группы (по вариационному признаку) — это будет комбинационное группировка. Группировка — это основа сводки статистического материала, и при условии соблюдения всех правил позволяет сделать правильные выводы и установить определённые закономерности, характерные для опытной совокупности. На первом этапе разрабатываются программы статистического наблюдения, разработка и сводка статистического материала, анализа данных. Вопросы о признаках, которые будут изучаться, решается после определения единицы с учетом задач исследования. При изучении заболеваемости, программными признаками могут быть пол, возраст, вредные привычки, дата обращения, за медицинской помощью, стаж работы, ее место и тому подобное. Для обеспечения однообразия данных, которые регистрируются относительно каждой единицы наблюдения, программа наблюдения оформляется в виде учетного документа. При проведении статистического исследования источниками информации могут быть официальные отчётно - учетные или специально разработаны учетные документы. Если программа исследования не выходит за пределы действующих официальных отчетно - учетных документов (статистический талон для регистрации окончательного диагноза, врачебное свидетельство о смерти, талон амбулаторного пациента но др.), то после разработки для составления отчета лечебно - профилактического учреждения их можно использовать для прикладных статистических исследований.
Если программа исследования нуждается в получении материалов, которых нет в официальных документах, разрабатывается специальный учетный документ. Он может иметь форму бланк анкеты, карты, или быть записанный в компьютерной базе данных. На карту или в компьютерную базу вносят признаки, которые регистрируются на каждую единицу наблюдения: данные одного новорожденного или умершего, одного больного и тому подобное. Программа разработки (сводка) — составление макетов таблиц. Таблица имеет общее название, которое должно содержаться в ее верхней части. В ней коротко отмечают ее суть, время и место получения данных. Статистическая таблица должна также иметь данные о числовом измерении явления, которое изучается (%, %о, абсолютные числа) и подсчитаны итоги исследованных признаков.
В статистической таблице есть подлежащее и сказуемое. Подлежащим называют объект изучения. Это могут быть единицы статистической совокупности, их группы (диагнозы, виды заболеваний населения по возрастным группам и тому подобное). Сказуемым статистической таблицы может быть перечень количественных показателей, которыми характеризуется объект изучения, то есть подлежащее таблицы. Названия единиц или групп (подлежащего) ставится слева таблицы, а название сказуемого в заголовках граф. В верхней части над заглавием таблицы ставится их нумерация (таблица 1, 2, Из...). Статистическое подлежащее разделяется горизонтальными линиями на строки, статистическое сказуемое, — вертикальными линиями на графы. Пересечение горизонтальных и вертикальных линий формирует клетки, где записываются цифровые данные. Горизонтальные ряды и вертикальные столбцы чисел и их итог должен иметь одно и то же число в клетке по строкам итогов. Графы и строки тоже должны иметь четкое название. В названии таблицы, строк и граф, нужно указать единицу измерения. Макеты таблиц могут быть разработочными, когда сведения даны отдельно по каждому признаку. Потом на их основе складываются аналитические таблицы, в которых представленные даны по группам признаков в целом.
Выделяют такие виды статистических таблиц: • простые; • групповые; • комбинационные. Простая таблица — числовое распределение данных по одному признаку. В такой таблице нет группирований, она не характеризует связь между признаками. Простые таблицы дают мало информации, хотя наглядны и просты для анализа. Примером простой таблицы может быть таблица 11.
Таблица 11. Распределение госпитализированных больных по диагнозу.
В групповой таблице, в отличие от простой, может быть не один, а два и больше сказуемых, то есть явление характеризуется не одним, а двумя и больше признаками, не связанными между собой (таблица. 12).
Таблица 12. Распределение госпитализированных больных по возрасту.
Для более полной характеристики явлений группирования по одному признаку бывает недостаточно. Для того, чтобы раскрыть взаимосвязи и более полно охарактеризовать типы явлений, проводится комбинационное группирование по двум или больше признаками, взятыми в сочетании. Таким образом, в комбинационной таблице подлежащим являются группы по одному признаку, а сказуемым — несколько связанных между собой групп. Она может быть использована для углубленного анализа статистического материала. Пример комбинационной - таблица. 13. В комбинационной таблице, как и в групповой, должно быть не менее двух дополнительных, связанных между собой признаков (сказуемых). Это дает возможность комбинировать, сравнивать и тем самым устанавливать связь между ними. Такие таблицы используются для углубленного анализа и изучения зависимости между разными признаками одного явления или несколькими явлениями, которые отличаются только одним признаком. Таблица 13. Распределение госпитализированных больных по возрасту и полу
Построение и оформление статистических таблиц основывается на основных общепринятых правилах. Таблица должна быть небольшой по размеру. Иногда целесообразнее построить две или три небольших таблицы, чем одну большую. Название таблицы, строки подлежащего и графы сказуемого должны быть сформулированы точно, коротко и понятно с приведением единиц измерения. Название таблицы должно определять пространство и период, к которым принадлежат данные. Строки подлежащего и графы сказуемого размещаются по принципу «от части к общему», то есть, в первую очередь, отображают составляющие части, а в конце делают итоги. Строки подлежащего и графы сказуемого могут быть пронумерованы для удобной ссылки на цифры таблицы. Отсутствие цифровых данных отмечается буквами н.д. («нет данных»). Округление чисел в таблице проводится с одинаковой точностью (до 0,1; до 0,01 и т.д.). Содержанием второго этапа статистического исследования является: • сбор материала; • текущий контроль регистрации. Текущий контроль регистрации может проводиться как на этапе заполнения учетных документов, так и при формировании компьютерной базы данных. Неправильно оформленные учетные документы возвращаются на доработку или изымаются из последующего анализа. На третьем этапе исследование проводится: • шифровка материала по признакам, которые подлежат учету; • распределение единиц наблюдений на однородные группы; • подсчет по группам и сводка в таблице; • расчет производных величин. Использование компьютерной техники на современном этапе позволяет автоматизировать значительную часть процедур третьего этапа. Завершающая стадия исследования — четвертый этап — это анализ, интерпретация и сравнение данных. Анализ их в статистической таблице целесообразно начать с итогов, которые дают общее воображение о приведенных результатах. Потом анализируют данные строк и граф и определяют более характерные из них, что является базой формирования статистических закономерностей. Анализ проводится на основе сравнения данных с контрольной группой, с действующими нормативами, со средними уровнями в регионах, со стандартами, с данными других заведений, оценивается также их динамика. Любая аналитическая работа завершается литературным оформлением, формулировкой выводов исследования и разработкой предложений, для внедрения результатов исследования в практику здравоохранения. Дизайн статистического исследования. Организацию и планирования статистического исследования в условиях доказательной медицины, которая динамически развивается, называют дизайном статистического исследования, который включает такие элементы клинических исследований: • выбор исследуемых контингентов; • объем исследования; • рандомизация и стратификация; • этика проведения исследования; • анализ и интерпретация результатов; • публикация результатов. Планирование любого исследования стоит начинать с четкой формулировки цели (гипотезы) и задач исследования. Цель исследования должна выделяться как научной новизной, так и практической значимостью. Поэтому первым этапом планирования исследования является тщательный и системный обзор литературы исследуемой проблемы. Отличной практикой относительно этого считается проведение целевого анализа проведенных раньше аналогичных исследований. При планировании нового исследования не нужно с точностью дублировать ранее проведенное исследование, в котором ожидаемый результат однозначно установлен. Проведение же нового исследования стоит считать обоснованным как с научной, так и с практической, точек зрения, если раньше проведено аналогичное исследование: • не отвечало всем современным требованиям (статистически недостаточный объем выборки, не проведенная рандомизация); • было направлено на другую цель исследования (другие методы диагностики лечения или профилактики); • выполнялось в других исследуемых контингентах (по возрастно-половым характеристикам или другими характеристиками исследуемых). Отличительным признаком исследований относительно принципов доказательной медицины есть наличие основного документа, который определяет порядок проведения исследования, — протоколу исследования. В нем формулируется цель исследования, четко определяется его дизайн, детально описываются методика отбора контингента исследуемых, формирования групп, проведения диагностических и лечебных процедур, регистрации результатов и статистической обработки данных. Исследователь еще к началу работы должен четко представлять, что и как он будет делать на каждом этапе. Нарушать порядок проведения исследования, зафиксированный в протоколе, можно только в исключительных случаях, и все отклонения необходимо регистрировать в отчетных документах. Четкая формулировка цели исследования облегчает задание выбора дизайна исследования. Дизайн клинического исследования является планом его проведения и зависит от цели исследования. Рассмотрим три распространенных варианта дизайна, которые используются при испытании лекарственных средств. Клиническое исследование в одной группе (single group design). При проведении исследования в одной группе все исследуемые пациенты получают одинаковое экспериментальное лечение. Эта модель исследования направлена на то, чтобы сравнить результаты лечения с исходным состоянием. Таким образом, испытанных не рандомизируют по группам лечения. Клиническое исследование в параллельных группах (parallel group design). При проведении клинических исследований в параллельных группах пациенты двух или больше групп получают разную терапию. Для достижения статистической достоверности (для исключения систематической погрешности) пациенты распределяются по группам методом случайного распределения (рандомизации). «Перекрестная» модель (Сгоssоуег design). В отличие от планов исследований в параллельных группах, «перекрёстные» модели позволяют оценить эффекты как исследуемых лекарственных препаратов, так и сравнительных курсов лечения на тех же исследуемых пациентах, которых рандомизируют в группы, где проводят одинаковое курсовое лечение, но с разной последовательностью. Отбор исследуемого контингента (объекта исследования) достаточно ответственный этап проведения исследования. Это контингент, относительно которого исследователь хочет получить выводы об определенных закономерностях исследуемого явления или об эффективности нового метода, исходя из результатов исследования. Группы исследуемых формируются на основе отбора по показателям, которые могут повлиять на результат исследования с помощью критериев включения и критериев исключения. Критерии включения определяют главные характеристики, которые должны быть представлены в исследуемом контингенте, который интересует исследователя (например, наличие определенного диагноза, определенный возраст и др.). Критерии исключения направлены на обеспечение «чистоты» исследования, а иногда и безопасности исследований благодаря исключению, например, лиц, у которых действие апробируемого метода лечения может привести к проблемам, связанным со здоровьем. Они также обеспечивают выключение тех факторов, которые могут повлиять на результаты исследование. Обычно списки критериев включения и исключения являются достаточно длинными и включают много пунктов. Объем рандомизированных контролируемых исследований в основном определяется по: • ожидаемым клинически значимым эффектам (изменение в желаемую сторону относительного риска результата заболевания на 20 % обычно считается клинически значимым): • желаемым степеням достоверности оценки результата (часто отражается как ошибка первого типа на уровне не ниже 0,05; и ошибка второго типа, которая часто принимается на уровне 0,1-0,2). Достаточно глубоко вопрос выборочных исследований с методическим обоснованием выборки изложен в монографии Г. Шварца «Выборочный метод: Руководство по применению статистических методов оценивания» (М.: Статистика, 1978).
Рандомизированные исследования отличаются от других видов исследований формированием основной и контрольной групп методом рандомизации — случайным способом отбора исследуемых в группы, что позволяет исключить все возможны расхождения между сравниваемыми группами, потенциально способные повлиять на результат исследования. Для рандомизации обычно используются специальные компьютерные программы, построенные на алгоритме генерации случайных чисел. Наряду с рандомизацией при формировании основной и контрольной групп применяют метод стратификации. Стратификация обеспечивает пропорциональное распределение исследуемых по группам с учетом факторов, которые существенно влияют на результаты исследования. Тогда как рандомизация призвана нивелировать влияние на результаты эксперимента всех возможных факторов, оставляя лишь возможность случайных расхождений между группами исследования, стратификация позволяет полностью устранить влияние ограниченного числа факторов. Стратификацию применяют также для повышения репрезентативности выборки, «подгоняя» ее состав в соответствии с популяцией в целом. Этика проведения исследования контролируется комитетом по этике заведения, где происходит исследование, или Комиссией по вопросам этики МОЗ Украины. К началу фактического проведения рандомизированного контрольного клинического исследования протокол исследования должен быть подан на рассмотрение в локальный или центральный комитет по вопросам этики для его утверждения. При этом к началу проведения процедуры рандомизации каждому пациенту в доступной форме необходимо объяснить цель исследования, возможные осложнения или неудобства и возможны преимущества, связанные с участием больного в исследовании. Только при условии письменного согласия больного можно проводить исследование. Анализ и интерпретация результатов исследований сводится к установлению разницы (конечных точек) между основной и контрольной группами больных и определению этой разницы. В статистический анализ важно включать всех сначала рандомизированных больных, а не только тех, которым лечение проведено в четком соответствии с протоколом исследования. Практически в любом относительно большом рандомизированном контролируемом клиническом исследовании часть больных в силу тех или других причин будет выпадать из исследования (например, через отказ от последующего участия в исследовании, через плохую переносимость лечения, через установление ранее не обнаруженных критериев исключения или нарушения режима приема препарата). Исследование, в котором больше 15% изначально рандомизированных больных выбыло или не получило лечения в четком соответствии с протоколом, считается некачественно выполненным. Результаты анализа дискретных показателей обычно представляются в виде снижения абсолютного риска (АР) неблагоприятного (нежелательного) результата и относительного риска (ОР) нежелательного результата. Публикация результатов исследования в медицинском журнале должна быть непременным завершающим атрибутом любого рандомзированного контролируемого клинического исследования, независимо от его результатов. В последние годы все актуальнее звучит утверждение о том, что вся бесплатная помощь должна быть эффективной. Проблема снижения стоимости медицинских услуг усложнена многообразием действующих практик и отсутствием достоверной информации об эффективности многих медицинских вмешательств. Врачу-практику трудно найти время и развить навыки отслеживания, сбора, критического оценивания и интерпретации исследовательских данных. Для интеграции нового знания в процесс принятия решения врачами разрабатываются клинические стандарты и руководства, в основу которых ложатся принципы медицины, основанной на доказательствах. Для того, чтобы помочь более легко ориентироваться в огромном потоке информации, каждому врачу необходимо овладеть методологией исследований и статистикой. Вопросы для контроля: 1. Что такое статистическое исследование? 2. Какие основные этапы статистического исследования 3. Что такое программа исследования, какие ее виды? 4. В чем заключается суть дизайна статистических исследований?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.011 с.) |