Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Эпидемиологические исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В разделе описаны понятия, цели и задачи эпидемиологии как науки. Представлены основные методы эпидемиологических исследований, основные статистические показатели, факторы риска.
Вопросы для изучения: Цель: освоить основные методы эпидемиологических исследований; освоить методики расчета и анализа показателей здоровья населения, оценка риска; уметь применить методы эпидемиологических исследований для изучения здоровья населения.
2.1. Эпидемиология как наука: сфера применения, задачи Термин «эпидемиология» происходит от греческих слов эре, что означает на или над, demos - народ и logos - наука. Итак, эпидемиология - это наука о том, что распространено среди народа, и что с народом происходит.
В современном постиндустриальном информационном обществе происходит быстрое изменение условий жизни, эволюционная адаптация человека к которым не может иметь аналогичных темпов. Чрезвычайно важно создать каналы для получения достоверной информации о закономерности и особенности формирования здоровья населения, о возможном неблагоприятном (или благоприятном) влиянии факторов, которые уже существуют или тех, которые вновь возникают, их приоритетности, разработать результативные методы профилактики, диагностики и лечения современной патологии. Объективная информация о возникновении, распространения заболеваний, факторы риска среди населения, полученная по данным эпидемиологических исследований, позволяет руководителю любого уровня управления здравоохранением оценивать здоровье населения; определять приоритеты как насчет общественного здоровья, так и относительно его охраны; принимать обоснованные решения, обеспечивающие улучшение здоровья населения, которое обслуживается.
Эпидемиологическая информация используется и при принятии людьми индивидуальных решений относительно своего здоровья (например, решения бросить курить, подняться на этаж не лифтом, а ступеньками, использование контрацептивов, преимущества в характере питания и т.п.). Широкое использование эпидемиологических методов в изучении здоровья населения связано с формированием среди населения патологии нового типа. В большинстве экономически развитых стран на смену эпидемиям инфекционных болезней пришли «эпидемии» сердечно-сосудистых, злокачественных и психических заболеваний, неспецифических заболеваний легких и других неинфекционных болезней. Эти заболевания не только распространены среди населения, но и занимают ведущие места в общей структуре смертности населения и инвалидности. Во второй половине XX в. результаты эпидемиологических исследований хронических болезней стали основой для изменений в стиле жизни и культуре населения, что проявилось, например, в снижении заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний посредством внедрения программ здорового образа жизни, контроля за артериальным давлением, уровнем холестерина и др.
2.2. Характеристика эпидемиологических методов исследований
Рис. 4. Типы эпидемиологических исследований по характеру вмешательств, задачами, которые решаются и организацией исследований В зависимости от цели эпидемиологические исследования разделяются на поисковые, которые выдвигают гипотезу и на те, что проверяют гипотезу.
Рис. 5. Классификация эпидемиологических методов по параметрам времени
Рис.6. Классификация продольных эпидемиологических исследований по времени сбора данных и формированию отбора.
Исследования с применением описательных эпидемиологических методов в основном проводятся как поперечные, а аналитические и экспериментальные - как продольные. Продольные эпидемиологические исследования делятся на проспективные и ретроспективные (рис. 6). Основными методами описательной эпидемиологии являются описание отдельных случаев и описание серии случаев.
Описание отдельных случаев - это способ медицинского исследования, который заключается в подробном описании данных, полученных путем наблюдения одного или нескольких случаев заболеваний (не более 10 больных) и позволяет привлечь внимание медиков к новым или малоизвестных болезням, их проявлениям или сочетаниям болезней. Длительное, динамическое (лонгитудинальные) или постоянное наблюдение за определенным контингентом называют продольным исследованием. Оно позволяет устанавливать связь между действием факторов риска и возникновением заболеваний, даже в тех случаях, когда эти события разделены значительным промежутком времени. Различают короткие лонгитудинальные исследования продолжительностью до трех лет и полные долгосрочные исследования от рождения до зрелости. Обычно аналитические исследования начинаются с ретроспективного исследования.
Ретроспективное исследование чаще проводится как исследования «случай-контроль». При проведении такого вида исследования формируются две группы. Сначала осуществляется отбор группы пациентов с исследуемым заболеванием (первая группа) и подобной по другим признакам группы лиц без этого заболевания (вторая группа). Затем ретроспективно (по архивным данным или воспоминаниям, суждениям; данным, полученным в ходе интервью или анкетирования участников исследования) оценивается частота воздействия возможного фактора риска в обеих группах. Выявление в группе больных большей доли лиц, подвергнутых (экспонируемых) исследуемом фактору, чем в контрольной группе, означает, что между развитием заболевания и действием этого фактора существует определенная связь. Продольные проспективные исследования, в основном, проводятся как когортные исследования. Когортные исследования - лучшая замена настоящего эксперимента в ситуации, когда эксперимент невозможен.
При проведении исследования в когорту включаются лица, не имеющие изучаемого заболевания, но оно может проявиться в дальнейшем (например, в исследовании факторов риска развития рака эндометрия все включенные в когорту женщины не должны иметь заболеваний матки). Группа лиц, которая включена в когорту, может быть разделена на две (экспонированы, т.е. те, которые подпадают под влияние фактора риска, и неэкспонированы) или несколько категорий (например, нет влияния, незначительное влияние, значительное влияние). Затем эту когорту наблюдают в течение определенного времени, чтобы установить, у кого из ее участников возникает исследуемый результат. В период наблюдения за когортой регулярно измеряются все факторы, которые, как считается, могут повлиять на появление или развитие заболевания, и регистрируются все новые случаи заболеваний. Когортные исследования и исследования «случай-контроль» при кажущемся сходстве существенно отличаются друг от друга. Сравнительная характеристика когортного исследования и исследования «случай-контроль» представлена в табл. 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика когортного исследования и исследования «случай – контроль»
Экспериментальные эпидемиологические исследования делятся на: Схема неконтролируемого исследования (его еще называют исследованием «до» и «после») заключается в том, что отбирается группа больных, которая подвергается вмешательству, и через определенный промежуток времени оценивается результат. Такой вид исследования считается слабо научно-обоснованным.
2.3 Скрининг - источник информации о состоянии здоровья населения в эпидемиологических исследованиях.
Цель скрининга - выявление и охват врачебным контролем каждого случая, требующего наблюдения. Эти исследования позволяют получить данные о факторах риска, частоту возникновения различных заболеваний у населения, описать их естественное развитие, а также способствуют лучшему пониманию патогенеза заболеваний. Важнейшей практической задачей скрининга является выявление заболеваний в максимально ранней стадии.
Таблица 3. Примеры скрининговых исследований
Скрининг проводится с помощью скрининговых тестов — диагностических тестов, предназначенных для масового обследования людей, которые не считают себя больными, для выявления лиц с признаками заболевания или факторами риска. К скрининговым тестам не относят нестандартизированные вопросы при сборе анамнеза (например, курит ли пациент), а также тесты, что используют для углубленной диагностики заболеваний. Примеры скрининговых исследований приведено в таблице 3.
В процедурном отношении массовое обследование состоит в распределении обследуемых с помощью скрининговых тестов на две группы. Одну будут составлять вероятно больные, а другую — те, у кого с большей вероятностью болезнь исключена (рис. 7).
Рисунок 7. Процедура массового обследования
Идеальных скрининговых тестов нет, потому для снижения числа диагностических ошибок комитет экспертов ВОЗ по санитарной статистике в XI докладе (Женева, 1968) предложил ряд требований к диагностическим тестам, которые могут быть применены для скрининга. Точность и воспроизводимость характеризуют эффективность скринингового теста. Скрининговый тест не считается эффективным, если ему недостает точности. Точность скрининговых тестов измеряется в первую очередь по таким показателям, как чувствительность и специфичность (таблица 4).
Таблица 4. Сроки эффективности (показатели точности) скринингового теста
a - истинно позитивные; b-ошибочно позитивные; c-ошибочно негативные; d-истинно негативные
Чувствительность определяется как часть лиц с позитивным результатом теста в популяции с исследуемым заболевшими, то есть чувствительность — величина, которая является тем процентом больных, состояние которых было правильно определено при проведении теста как «позитивный». Если чувствительность скринингового теста составляет 70 %, это значит, что из 100 лиц, которые имеют патологию, на выявление которой направлен тест, у 30 лиц тест будет негативным (патология не диагностирована). Чувствительный тест редко пропускает пациентов, у которых имеется заболевание. Тест с плохой чувствительностью пропустит ряд таких случаев и даст большое количество ошибочно негативных результатов, то есть лица, которые потенциально имеют заболевание, по тесту будут определены как свободные от болезни. Для врача-практика чувствительный тест особенно информативен в том случае, когда он дает негативный результат.
Специфичность определяется как часть лиц с негативным результатом теста в популяции без исследуемого заболевания. Специфичность — величина, предопределенная тем процентом больных, состояние которых было правильно определено при проведении теста как «негативный». Например, если специфичность теста составляет 93 %, это обозначает, что в 7 из 100 здоровых пациентов тест даст позитивный результат (здоровых отнесут к больным). Специфичный тест, как правило, не относит здоровых к категории больных. Тест с плохой специфичностью будет показывать наличие заболевания у лиц, которые в действительности здоровые (ошибочно позитивные результаты).
Одним из основных требований, которые выдвигаются к скрининговым тестам, является воспроизводимость. Под воспроизводимостью понимается вероятность того, что при повторных измерениях определенного стойкого явления, сделанных разными людьми, на разных приборах, в разное время и в разных местах, будет получен одинаковый результат. Точный тест, но с плохой воспроизводимостью, например, за счет разброса в результатах, полученных разными лицами или в разных лабораториях (колебание между разными наблюдателями) или в одной и той же лаборатории (колебание в пределах одного наблюдателя), может дать результат, который будет очень далек от истинного значения, хотя усредненный результат приближается к истинному.
2.4. Факторы риска. М етодик а расчета рисков
Одной из главных|головных| задач эпидемиологического подхода является изучение причин заболеваний. Знания о причинах помогают определить подходы к|до| решению трех основных клинических задач: профилактики, диагностики и лечения. Иногда|подчас| трудно доказать|доказывать| наличие определенной причины заболевания|, поэтому|оттого| теперь|нынче| рядом с|наряду с| термином|термином| «причина заболевания|» часто употребляют термин|термин| «фактор риска», который иногда обозначает причину заболевания, а иногда определение| риску. Эти категории настолько сильно связаны|повязал| друг с другом и настолько интегрированы|интегрируемые|, что обычно в наличии| целая цепь причинно-следственных связей, когда причина может быть следствием(результатом) фактора риска и даже наоборот, когда причина может создать ситуацию риска для данного заболевания.
Несмотря на|несмотря на| то, что факторы риска часто не являются определяющими при возникновении заболеваний, в последние годы интерес к ним остаётся неизменно высоким. Это связано|повязал| с тем, что: • непосредственные причины многих хронических неинфекционных заболеваний до сих пор неизвестны (например, злокачественных новообразований, ишемической болезни сердца, эндокринных заболеваний и |да| др.); • большинство заболеваний являются полиэтиологичными|, поэтому|оттого| трудно установить значимость каждой из возможных непосредственных| причин; • существует возможность применения знаний о факторах риска на практике: для профилактики, прогнозирования возникновения, для выяснения особенностей передачи заболеваний и в диагностическом процессе. В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний и их последствий (бактериологических, химических, физических, механических|механичных| и других неблагоприятных| действий), что прямо или опосредствованно предопределяют патологические| изменения|смену| в организме, факторы риска создают благоприятный фон для возникновения заболевания. Фактор риска может оказаться непрямым маркером заболевания, благодаря его связи с одним или несколькими| причинными факторами, то есть он может находиться| под воздействием причинного фактора. Для выяснения того, является ли фактор риска причиной или определителем (маркером) заболевания, необходимо провести| несколько различных|различных| типов исследований. Сила доказательств определяется типом исследования. Эксперимент был бы самым лучшим способом для выяснения, действительно ли потенциальный фактор увеличивает вероятность развития заболевания|. Однако изучить|изучить| действие большинства факторов риска на человеке при помощи|посредством| экспериментальных исследований невозможно, поэтому|оттого| обычно приходится|доказывается| использовать| более «щадящие|» методы исследования — эмпирические (описательные и аналитические).
Во время этих исследований изучается распространение факторов риска, время появления и частота заболеваний или их последствий среди участников исследования, а затем|а потом| при помощи| методов математической статистики устанавливаются| причинно-следственные связи. По результатам|по результатам| описываемых| исследований формируется гипотеза о причинах |заболеваний|, что потом|затем| проверяется в аналитических и по возможности в экспериментальных исследованиях. Широкое применение в аналитических эпидемиологических исследованиях, благодаря своей наглядности, нашли показатели риска, которые количественно отображают эффект действия фактора риска. Под риском обычно понимают вероятность какого-то неблагоприятного события или результата.
Хотя риск вводится как «индивидуальный» показатель, он не может измеряться непоср
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.012 с.) |