Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпидемиологические исследования в психиатрии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпидемиологические исследования в психиатрии Эпидемиология (греч. epidemia - от epi - над, demos - народ; logos - учение) - наука, изучающая распространение заболеваний среди населения разных стран, регионов, географических областей. В психиатрии представлен ее раздел, изучающий распространение психических расстройств. Учет душевнобольных по мере развития психиатрии осуществлялся на основании преимущественно статистических данных психиатрических лечебниц и других медицинских учреждений, в которых находились психически больные, а также неоднократной переписи душевнобольных. Известно, например, что в первой половине XIX в. на 1000 человек населения в различных странах Запада приходилось 2-3 психически больных, а в России - 1 больной. В XIX в. эти исследования носили преимущественно характер переписей госпитализированных психически больных. Развитию эпидемиологии психических заболеваний в России способствовали исследования таких выдающихся психиатров, как В.А.Гомбах, П.И.Якоби, В.И.Яковенко и др. В первой половине XX в. начали проводиться клинико-статистические и социально-гигиенические исследования, а начиная с 1950-х годов - клинико-эпидемиологические и клинико-социальные исследования как на основе учетно-отчетной статистической информации, так и, особенно, путем выборочных и сплошных клинико-эпидемиологических и социально-гигиенических исследований. Наиболее важными показателями эпидемиологии психических расстройств являются заболеваемость, болезненность населения и риск заболеваемости. § Понятие «психические болезни» - не исчерпывается психозами § Психоз - выраженная форма психических нарушений, при которой психические реакции грубо противоречат реальным отношениям,что проявляется в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения. § К психическим болезням в широком понимании, помимо психозов, относятся и более легкие расстройства психики: § неврозы, § психопатии, § умственное недоразвитие § соматогенные, § интоксикационные, § органические, § психические дисфункции, не достигающие степени психозов. Психиатрия подразделяется так же: § Общая - исследует основные, свойственные многим психическим болезням закономерности развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, проблемы восстановления. § Частная психиатрия - исследует соответствующие вопросы при отдельных психических заболеваниях. История психиатрии ведет свое начало со времен древней Греции, где соперничали 2 школы: 1) Книдская школа (связанная с именем Платона) стремилась к постижению универсалий в медицине, т.е. направляла свои усилия на классификацию и наименование болезней. 2) школа Гиппократа, основанная на взглядах Аристотеля и была направлена на всестороннее исследование разнообразных проявлений болезни, её собственного развития у отдельных больных - т.е. представители этой школы больше заботились не о диагнозе, а о прогнозе развития заболевания.
После длительного застоя в психиатрии, в эпоху Возрождения (Средние века) - начался новый этап. § Во II половине XVI века Platter создал первую в истории классификацию психозов (23 вида психических болезней, размещенных в 4 классах), § Впервые причины помешательств были подразделены на внешние и внутренние. § Sydenham. Им была создана нозологическая система, включавшая 2400 болезней, разделенных на классы, порядки и семейства.
§ Положение радикально меняется после открытий Коха и Пастера (найдены возбудители ряда инфекционных заболеваний - что вселяло надежду на открытие причин всех болезней). § Создана «нозологическая система психических болезней» Крепелина, согласно которой каждая нозология должна отвечать требованиям: § единая причина, § одинаковые проявления, § течение, § исход, § анатомические изменения § Последние десятилетия в психиатрии вновь стали преобладать гиппократовские идеи. Ряд исследователей (Conrad) выдвинул идею «единого эндогенного психоза» в виде нескольких разновидностей: § непрерывно - прогредиентных, § приступообразных, § рекуррентных, § циклотимических. § Клиническое изучение психозов позволило обнаружить одинаковые психопатологические состояния при нозологически разных психозах. § Дополнительным ключом к пониманию природы психических заболеваний послужили и успехи психофармакотерапии (нейролептики, тимолептики, транквилизаторы). § Новые способы лечения сильно изменили проявления и течение психических болезней, дополнительно способствуя пониманию их патогенеза (афоризм: «Лечение помогает понять природу болезней») § синдром - закономерное сочетание отдельных симптомов, представляющее собой своеобразную интеграцию предшествовавшего течения заболевания, позволяющее прогнозировать дальнейшую динамику состояния и заболевания в целом. § Отдельный симптом приобретает диагностическую значимость только в совокупности и взаимосвязи с другими симптомами (образуя симптомокомплекс или синдром). § Нозологическая самостоятельность болезни - выявляется в совокупности всех особенностей её развития, т.е. собственном патогенезе. § Каждый этап проявления болезни - продукт ее предшествующего развития, потенциально обусловливающий особенности дальнейшего течения. § Психическая болезнь может: § продолжаться непрерывно, до конца жизни; § она может закончиться выздоровлением, полным или с остаточными дисфункциями в виде стойкого, более или менее тяжелого психического дефекта. Организации психиатрической помощи в России и юридических аспектах ее Стационарное лечение психически больных осуществляется: § в специальных психиатрических больницах § специализированных отделениях многопрофильных больниц (обычно для лечения больных с пограничными непсихотическими состояниями (неврозы, и т.д.) § Внебольничная психиатрическая помощь осуществляется в: § ПНД, работающих по территориальному принципу § дневных психиатрических стационарах § В системе особых психоневрологических интересов получают лечение больные, страдающие хроническими психзаболеваниями, § Умственно отсталые дети обучаются в специальных вспомогательных школах. Юридические аспекты оказания психиатрической помощи 1993 год - закон «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» § Психиатрическая помощь - бесплатно. § Психиатрическое освидетельствование - проводится по просьбе или с согласия § Врач (проводящий освидетельствование) - должен представиться как психиатр § Диспансерное наблюдение устанавливается независимо от согласия лица, § Стационарное лечение - согласие письменное (кроме принудительного § Показания для недобровольной госпитализации: § Опасен для себя и окружающих § Беспомощное состояние (не способен адекватно обеспечить удовлетворение жизненных потребностей) § Возможность дальнейшего существенного ухудшения психического состояния без лечения Больной, поступивший в порядке недобровольной госпитализации - в течение 48 часов должен быть осмотрен комиссией врачей – (определяется обоснованность госпитализации). - если таковая присутствует - заключение комиссии передается в суд с целью получения санкции на продлениесрока госпитализации. § Для дальнейшего продления срока госпитализации: - повторное освидетельствование комиссией: - 1 раз в месяц первые полгода, - в дальнейшем один раз в 6 месяцев.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИАТРИИ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ Деонтология в психиатрии Медицинская деонтология (греч. — учение о должном) — положения, правила, определяющие этические принципы поведения медицинских работников при выполнении их профессиональных обязанностей и во взаимоотношениях с коллегами. Идея о врачебной этике и врачебном долге своими корнями уходят во времена глубокой древности. Непреходящее значение имеют требования к врачу, его поведению и деятельности, сформулированные греческим врачом Гиппократом (V—IV вв. до н.э.), получившие название «Клятва Гиппократа». Вопросам медицинской этики и деонтологии врачи всех времен уделяли особое внимание. Большой вклад в развитие идей медицинской этики и деонтологии внес выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов (1810—1881). В условиях научно-технического прогресса вопросы медицинской деонтологии приобретают особое значение. Достижения в области таких наук, как генетика, иммунология, реаниматология, трансплантология, выдвинули ряд новых этических и правовых проблем, имеющих не только медицинский, но и междисциплинарный характер. Для обозначения и оценки всего комплекса этих проблем был предложен новый термин «биоэтика» [Поттер В.Р., 1971]. Содержание понятия «биоэтика» выходит за рамки сугубо профессиональной медицинской деятельности, оно включает в себя также философские, религиозные, правовые и другие составляющие. Психиатрия отличается рядом особенностей от других медицинских дисциплин, ей присущи свои этические и медико-деонтологические проблемы. В последние десятилетия в сферу деятельности психиатров все больше включается, помимо выраженных психических расстройств, широкий спектр пограничных психических нарушений. В обществе все еще существует настороженное и подозрительное отношение к психически больным. Поэтому наличие психиатрического диагноза у лица, его пребывание на лечении или под наблюдением психиатрического учреждения, если это становится известно окружающим, могут создать для него дополнительные трудности как в социальном существовании, так и в профессиональной деятельности. Практика оказания психиатрической помощи регламентируется законом. Но законом не могут быть предусмотрены частные вопросы этики. Врач же имеет дело с конкретным человеком и индивидуальными особенностями его состояния. В своей практической деятельности врач-психиатр руководствуется положениями Закона и принципами врачебной этики, основные требования которой следующие: деятельность врача должна быть направлена на благо больного, соблюдение его интересов и врачебной тайны. Следует иметь в виду, что успешность в осуществлении эти-ко-деонтологического принципа во врачебной деятельности зависит не только от личных качеств и гуманистических установок врача, но и от его компетентности и уровня профессионализма. У врача нередко возникают проблемы этико-медицинского и деонтологического характера, связанные с границами врачебного вмешательства. Речь идет, во-первых, об оформлении диагноза лицам, обнаруживающим пограничные психические расстройства, адаптированным к жизни и выявленным при массовых обследованиях (например, диспансеризации); и, во-вторых, об обоснованности применения к больным различных исследовательских методик. Конечно, в решении этих вопросов мнение врача имеет чаще всего решающее значение. Однако известно, что мотивами для проведения различных процедур могут быть не только необходимость получения дополнительных данных для оценки состояния больного, определения показаний к его лечению, но и стремление получить новую научную информацию, а также обучение медицинских работников. Поэтому правилом является то, что сложные методы исследования, травматичные лечебные мероприятия, съемки и звукозапись с научными и педагогическими целями проводятся только с согласия больного. В последнее время терапевтический арсенал психиатрии обогатился новыми эффективными лекарственными лечебными средствами и нелекарственными методами, позволяющими существенно модифицировать психическое состояние и поведение индивидуума, причем степень такой модификации и ее направленность в силу специфики деятельности психиатра определяется им зачастую без учета мнения пациента. Влияние на индивидуума может осуществляться с помощью химических или физических воздействий, последствия которых не всегда можно предусмотреть или контролировать. Этическое значение вопросов, связанных с подобным воздействием, еще более возрастет, если в арсенал врачебных средств войдет целенаправленное влияние на те или иные структуры мозга, вызывающее изменение поведения. Последние достижения нейрофизиологии делают подобную перспективу достаточно реальной. Другим путем, изменяющим психическое состояние и поведение индивидуума, являются различные методы психотерапевтического вмешательства. Несмотря на их разнообразие, все они сводятся в конце концов к тому, что поведение одного человека изменяется другим в ранее планируемом направлении и в соответствии с представлениями психотерапевта о желаемом и должном, которые не обязательно могут разделяться пациентом. Разумеется, психотерапия должна стремиться к использованию достижений научного прогресса для совершенствования методов исследования и воздействия, расширения возможностей врача и увеличения терапевтического эффекта. Однако при этом необходима разработка этических критериев, позволяющих определить приемлемые направления и допустимые пределы применения этих достижений. Ниже будут приведены основные положения Кодекса профессиональной этики психиатров, принятого на пленуме правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г. Этот Кодекс гласит: Во взаимоотношениях с коллегами главными этическими основаниями служат честность, справедливость, порядочность, уважение к их знаниям и опыту, а также готовность передать свои профессиональные знания и опыт. Экспертиза трудоспособности Экспертиза трудоспособности осуществляется врачебно-консультативными комиссиями (ВКК) и врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК). Вопросы временной утраты трудоспособности, а также облегчения условий труда на определенный период после выписки (освобождение от работы в ночную смену, на солнце, командировок) решает ВКК. Выдается больничный лист сроком на 4 месяца при непрерывном лечении и 5 месяцев — при прерывающемся больничном листе. Если больному необходимо для долечивания продлить больничный лист, этот вопрос решает ВТЭК. При стойкой утрате трудоспособности (при хроническом течении болезни, частых обострениях, резком снижении работоспособности, профессиональных навыков) ВТЭК устанавливает группу инвалидности: · 1 группа инвалидности назначается больным при полной стойкой утрате трудоспособности с необходимостью постоянного ухода и надзора за больным. · 2 группа инвалидности определяется при полной стойкой утрате профессиональной трудоспособности, однако больные могут выполнять простую неквалифицированную работу и обслуживать себя. · 3 группа инвалидности назначается лицам, частично утратившим трудоспособность. Они нуждаются в сокращении рабочего дня, уменьшении объема трудовой деятельности, переведении на работу более низкой квалификации. · Инвалидность с детства устанавливается лицам до 16 лет (учащимся — до 18 лет). Если инвалидность наступила у работающего подростка или учащегося среднего специального учебного заведения и высшего учебного заведения в возрасте до 18 лет, то ему устанавливается инвалидность в связи с заболеванием Переосвидетельствование инвалидов 2 и 3 групп проводится через год, 1 группы — через 2 года, а при хронических психозах и Явлениях стойкого дефекта инвалидность устанавливается бессрочно и переосвидетельствование не проводится. Клиническое обследование Опрос больного и сбор анамнеза В психиатрии опрос больного считается важнейшим методом обследования. Большинство симптомов психических расстройств можно выявить только со слов больного (явления психического автоматизма, навязчивые мысли и опасения, бредовые идеи, многие обманы чувств, деперсонализационные и дереализационные нарушения и др.) Некоторые психические нарушения на основании наблюдения за поведением больного можно лишь заподозрить (слуховые галлюцинации, когда больной к чему-то прислушивается; бред преследования — по напряженному и испуганному виду и т. д.). При резком возбуждении, ступоре, нарушенном сознании расспрашивать приходится после того, как эти состояния минуют. С больным в психотическом состоянии лучше беседовать, предварительно получив о нем сведения от родных и близких, но при непсихотических расстройствах первым лучше расспрашивать самого больного, что повышает его доверие к врачу. Опрос требует от врача определенных навыков, которые приобретаются в процессе накопления профессионального опыта. С одной стороны, больному всегда надо дать высказаться, а с другой — инициатива всегда должна быть в руках врача. Какая-либо единая схема невозможна. Начинать обычно приходится с того, что послужило причиной обращения к психиатру. От врача всегда требуются выдержка, терпение, неизменная доброжелательность и сочувствие даже при явно враждебном отношении к нему больного. Однако всегда необходимо сохранять дистанцию, не допускать фамильярности. Никогда не следует скрывать от больного цели расспроса, представляться кем-либо другим, а не врачом-психиатром. При отказе отвечать на вопросы важнейшие из них все же должны быть заданы и отмечена реакция больного на них. В задачу расспроса входит выяснить, насколько больной понимает происходящее вокруг, ориентирован в месте и времени, сохранена память на важнейшие события в его жизни и на события, предшествовавшие обращению к врачу. Больного просят дать объяснение тем его поступкам или высказываниям, которые у других могли вызвать подозрение о психическом расстройстве. Если больной сам не высказывается о своих болезненных переживаниях, то ему задают наводящие вопросы о галлюцинациях, бреде и других расстройствах, наличие которых можно предположить, судя по его поведению или по полученным о нем сведениям. Всегда полезно задать вопрос о наличии суицидальных мыслей не только в настоящем, но и когда-либо в прошлом. Важно также выяснить отношение больного ко всем выявленным болезненным переживаниям и особенностям поведения: отсутствие критики, частичное, неустойчивое или достаточное критическое отношение к ним. Расспрос больного следует проводить в отсутствие его родных и близких. Анамнез в психиатрии принято разделять на субъективный и объективный, хотя эти обозначения весьма условны. Субъективный анамнез. Сведения от самого больного собираются в процессе его опроса. Анамнез болезни сводится к выяснению, когда и какие ее признаки впервые появились, какие события этому предшествовали, как эти проявления изменялись, когда исчезали и т. д. Анамнез жизни включает воспоминания: в какой семье вырос, кто родители, как учился, какие в детском и подростковом возрасте были нарушения поведения (побеги из дома и т. д.). Важно выяснить, было ли злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими дурманящими средствами, в каком возрасте началось, насколько интенсивным было. Существенными являются данные о том, как больной оценивает свой социальный статус — трудовой и семейный: удовлетворен ли им, чем тяготится и чего ему недостает. Представляет интерес спросить больного о тех событиях прошлой жизни, которые он сам считает самыми тяжелыми, как он их переживая, были ли суицидальные мысли и попытки, Соматический анамнез, кроме перенесенных тяжелых заболеваний, должен учитывать сведения о черепно-мозговых травмах, даже с мгновенной потерей сознания, о нейроинтоксикациях и мозговых инфекциях и склонность к аллергическим реакциям. Объективный анамнез — сведения, получаемые от родных и близких и других лиц, хорошо знающих больного. Эти сведения лучше получать от каждого по отдельности, в отсутствие других. Название «объективный» является условным, так как каждый опрашиваемый в свой рассказ привносит субъективное отношение к больному. Врач должен руководить беседой, узнавая факты и пресекая попытки навязать себе чужое мнение. Так же собирают анамнез болезни: выясняют, когда и какие ее проявления возникли и что этому могло способствовать, а также анамнез жизни: сведения о наследственной отягощенности (психические болезни, слабоумие, алкоголизм и наркомании, суициды среди кровных родственников, а также наличие среди них лиц с необычно тяжелым характером). От родителей можно узнать об особенностях развития в детстве. Далее им задают те же вопросы, что и самому больному. Важно выяснить, о чем больной умолчал и что представил по-иному. Осмотр больного Осмотр психиатра отличается от обычного соматического. Должны быть отмечены следы повреждений (кровоподтеки, ссадины, рубцы от бывших порезов и ожогов, многократных инъекций, следы от странгуляционной борозды на шее) и описаны в истории болезни, что важно для возможных последующих экспертиз. Если в психиатрический стационар поступает неизвестный без документов, то должны быть описаны его основные внешние приметы: рост, телосложение, цвет глаз и волос, приблизительный возраст, родимые пятна, татуировки и рубцы на теле, а также имеющиеся физические недостатки. Неврологический осмотр проводится по правилам, излагаемым в учебниках нервных болезней. Важно отметить так называемые минимальные нарушения (асимметрия лицевой иннервации, сухожильных рефлексов и т. д.), которые могут быть следствием резидуального органического (посттравматического и др.) поражения головного мозга. Соматический осмотр больных, неспособных предъявить жалобы, должен быть особенно тщательным. При наличии некоторых видов бреда, негативизме больные могут намеренно утаивать соматические нарушения. Если из-за резкого возбуждения и сопротивления больного осмотреть не удается, то это должно быть отмечено в истории болезни. Наблюдение за поведением больного Наблюдение за поведением осуществляет не только врач. В стационарах дежурный средний медицинский персонал ведет специальные дневники, где отмечает за период своей смены особенности поведения каждого больного, находящегося под строгим или усиленным наблюдением. Об остальных больных записи делают по мере надобности (нарушения режима, конфликты, отказ от еды или видимые внешние проявления психических расстройств). Врач начинает наблюдение с первого контакта с больным. При возбуждении отмечают его особенности: целенаправленные действия или бессмысленные стереотипно повторяющиеся движения, возгласы, мимика, реакция на окружающее. При заторможенности надо оценить ее степень. Во время беседы отмечаются особенности интонации голоса больного (монотонность, скорбность и т. д.), живость мимики, жесты, а также особенности речи (быстрая, медленная, задержки, тихая и т.д.). На поведении могут ярко отражаться галлюцинации (больной к чему-то пристально приглядывается, прислушивается, принюхивается) и бред (крайняя подозрительность и настороженность, внезапная агрессия по отношению к кому-либо). Специальные клинические карты и шкалы для оценки психических расстройств В связи с компьютеризацией медицинской документации получили распространение различные стандартизированные оценки психических нарушений, например формализованные истории болезни. Идею возможности подобной оценки еще в 1918 г. высказал выдающийся немецкий психиатр Э. Крепелин. С середины 60-х годов было предложено множество схем, карт с перечислением симптомов и шкал, где выраженность каждого симптома, кроме того, оценивается в баллах. Выделяют два основных типа шкал — самооценки и «объективные». Шкалы самооценки заполняет сам больной. В основном они предназначены для непсихотических расстройств, например для больных с неврозами, которые дают оценки в баллах каждой из своих жалоб (утомляемость, раздражительность, плохой сон и т. д.) до и после лечения. «Объективные шкалы» заполняются врачом на основании клинического обследования больного. В баллах оценивается тяжесть каждого симптома — суммарный балл отражает тяжесть состояния. Например, в первой разработанной в нашей стране шкале Ю. Л. Нуллера и И. Н. Михаленко (1966) для оценки тяжести депрессий градуировались в баллах степень угнетения настроения, тревога, страх, идеи самообвинения, двигательная заторможенность и др.
Эпидемиологические исследования в психиатрии Эпидемиология (греч. epidemia - от epi - над, demos - народ; logos - учение) - наука, изучающая распространение заболеваний среди населения разных стран, регионов, географических областей. В психиатрии представлен ее раздел, изучающий распространение психических расстройств. Учет душевнобольных по мере развития психиатрии осуществлялся на основании преимущественно статистических данных психиатрических лечебниц и других медицинских учреждений, в которых находились психически больные, а также неоднократной переписи душевнобольных. Известно, например, что в первой половине XIX в. на 1000 человек населения в различных странах Запада приходилось 2-3 психически больных, а в России - 1 больной. В XIX в. эти исследования носили преимущественно характер переписей госпитализированных психически больных. Развитию эпидемиологии психических заболеваний в России способствовали исследования таких выдающихся психиатров, как В.А.Гомбах, П.И.Якоби, В.И.Яковенко и др. В первой половине XX в. начали проводиться клинико-статистические и социально-гигиенические исследования, а начиная с 1950-х годов - клинико-эпидемиологические и клинико-социальные исследования как на основе учетно-отчетной статистической информации, так и, особенно, путем выборочных и сплошных клинико-эпидемиологических и социально-гигиенических исследований. Наиболее важными показателями эпидемиологии психических расстройств являются заболеваемость, болезненность населения и риск заболеваемости. § Понятие «психические болезни» - не исчерпывается психозами § Психоз - выраженная форма психических нарушений, при которой психические реакции грубо противоречат реальным отношениям,что проявляется в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения. § К психическим болезням в широком понимании, помимо психозов, относятся и более легкие расстройства психики: § неврозы, § психопатии, § умственное недоразвитие § соматогенные, § интоксикационные, § органические, § психические дисфункции, не достигающие степени психозов. Психиатрия подразделяется так же: § Общая - исследует основные, свойственные многим психическим болезням закономерности развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, проблемы восстановления. § Частная психиатрия - исследует соответствующие вопросы при отдельных психических заболеваниях. История психиатрии ведет свое начало со времен древней Греции, где соперничали 2 школы: 1) Книдская школа (связанная с именем Платона) стремилась к постижению универсалий в медицине, т.е. направляла свои усилия на классификацию и наименование болезней. 2) школа Гиппократа, основанная на взглядах Аристотеля и была направлена на всестороннее исследование разнообразных проявлений болезни, её собственного развития у отдельных больных - т.е. представители этой школы больше заботились не о диагнозе, а о прогнозе развития заболевания.
После длительного застоя в психиатрии, в эпоху Возрождения (Средние века) - начался новый этап. § Во II половине XVI века Platter создал первую в истории классификацию психозов (23 вида психических болезней, размещенных в 4 классах), § Впервые причины помешательств были подразделены на внешние и внутренние. § Sydenham. Им была создана нозологическая система, включавшая 2400 болезней, разделенных на классы, порядки и семейства.
§ Положение радикально меняется после открытий Коха и Пастера (найдены возбудители ряда инфекционных заболеваний - что вселяло надежду на открытие причин всех болезней). § Создана «нозологическая система психических болезней» Крепелина, согласно которой каждая нозология должна отвечать требованиям: § единая причина, § одинаковые проявления, § течение, § исход, § анатомические изменения § Последние десятилетия в психиатрии вновь стали преобладать гиппократовские идеи. Ряд исследователей (Conrad) выдвинул идею «единого эндогенного психоза» в виде нескольких разновидностей: § непрерывно - прогредиентных, § приступообразных, § рекуррентных, § циклотимических. § Клиническое изучение психозов позволило обнаружить одинаковые психопатологические состояния при нозологически разных психозах. § Дополнительным ключом к пониманию природы психических заболеваний послужили и успехи психофармакотерапии (нейролептики, тимолептики, транквилизаторы). § Новые способы лечения сильно изменили проявления и течение психических болезней, дополнительно способствуя пониманию их патогенеза (афоризм: «Лечение помогает понять природу болезней») § синдром - закономерное сочетание отдельных симптомов, представляющее собой своеобразную интеграцию предшествовавшего течения заболевания, позволяющее прогнозировать дальнейшую динамику состояния и заболевания в целом. § Отдельный симптом приобретает диагностическую значимость только в совокупности и взаимосвязи с другими симптомами (образуя симптомокомплекс или синдром). § Нозологическая самостоятельность болезни - выявляется в совокупности всех особенностей её развития, т.е. собственном патогенезе. § Каждый этап проявления болезни - продукт ее предшествующего развития, потенциально обусловливающий особенности дальнейшего течения. § Психическая болезнь может: § продолжаться непрерывно, до конца жизни; § она может закончиться выздоровлением, полным или с остаточными дисфункциями в виде стойкого, более или менее тяжелого психического дефекта. Организации психиатрической помощи в России и юридических аспектах ее Стационарное лечение психически больных осуществляется: § в специальных психиатрических больницах § специализированных отделениях многопрофильных больниц (обычно для лечения больных с пограничными непсихотическими состояниями (неврозы, и т.д.) § Внебольничная психиатрическая помощь осуществляется в: § ПНД, работающих по территориальному принципу § дневных психиатрических стационарах § В системе особых психоневрологических интересов получают лечение больные, страдающие хроническими психзаболеваниями, § Умственно отсталые дети обучаются в специальных вспомогательных школах. Юридические аспекты оказания психиатрической помощи 1993 год - закон «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» § Психиатрическая помощь - бесплатно. § Психиатрическое освидетельствование - проводится по просьбе или с согласия § Врач (проводящий освидетельствование) - должен представиться как психиатр § Диспансерное наблюдение устанавливается независимо от согласия лица, § Стационарное лечение - согласие письменное (кроме принудительного § Показания для недобровольной госпитализации: § Опасен для себя и окружающих § Беспомощное состояние (не способен адекватно обеспечить удовлетворение жизненных потребностей) § Возможность дальнейшего существенного ухудшения психического состояния без лечения Больной, поступивший в порядке недобровольной госпитализации - в течение 48 часов должен быть осмотрен комиссией врачей – (определяется обоснованность госпитализации). - если таковая присутствует - заключение комиссии передается в суд с целью получения санкции на продлениесрока госпитализации. § Для дальнейшего продления срока госпитализации: - повторное освидетельствование комиссией: - 1 раз в месяц первые полгода, - в дальнейшем один раз в 6 месяцев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.012 с.) |