Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и современное состояние религиоведения

Поиск

 

Становление религиоведения как дисциплины, всесторонне и критически исследующей феномен религии, относят ко 2-й половине XIX в. Ведущими основателями дисциплины были (помимо уже названных) Й.Бахофен (1815-1887), Л.Х.Джордан (1855-1923), А.Дитрих (1866-1908), А. ван Геннеп (1873-1957), Х.Узенер (1834-1905), М.Ястров (1861-1921) и др.

В н. ХХ в. довольно влиятельными оказались концепции протестантских теологов В.Шмидта (1868-1954), создателя «культурно-исторической школы» и автора идеи прамонотеизма, и Р.Отто (1869-1937), введшего в широкий религиоведческий оборот категорию «священного / святого». В это же время было основано одно из важных направлений религиоведения – феноменология религии. Его классиком считается протестантский теолог Г. ван дер Леув (1890-1950), находившийся под влиянием идей Р.Отто и К.Ясперса и применивший для исследования религии феноменологический метод, представленный в философии М.Шелера и Э.Гуссерля. В последующие десятилетия в близком направлении развивал свои идеи немецкий теолог Г.Меншинг (1901-1978), создавший направление «понимающего религиоведения» и провозгласивший целью исследования раскрытие и определение «жизненной среды» конкретной религии. Заметное влияние на развитие религиоведения оказали идеи школы «мифа и ритуала», которую представляли С.Хук, Э.О.Джемс, Г.Виденгрен, З.Мовинкель, др. В середине ХХ в. еще одним близким к феноменологии религии подходом стал предложенный М.Элиаде метод «морфологии священного». Его взгляды сформировались под влиянием философии экзистенциализма, психоанализа К.Г.Юнга, структурализма К.Леви-Стросса. М.Элиаде считал основной задачей истории религии выявление специфического элемента всех религий – «иерофании» (проявления священного / святого в событиях человеческой истории). Всех исследователей феноменологического подхода объединяет стремление объяснить суть религии не выходя за ее рамки, вне ее исторической и общественной обусловленности, но как феномен sui generis (самобытный, не сводимый ни к каким другим). Феноменологические подходы оказали значительное влияние на развитие религиоведения, были дополнены новыми методологическими установками (в работах Й.Ваха, Р.Петтаццони), но не стали магистральным его направлением. В настоящее время они развиваются наряду с другими подходами.

Современное религиоведение представляет собой комплекс исследовательских дисциплин, предметом изучения которых является религия.

Общая структура современного религиоведения может быть представлена в следующих разделах:

 

 

Историческое религиоведение Контекстуальное религиоведение Систематическое религиоведение  
  История религий Сравнительная мифология Анализ священных текстов Сравнительная филология религии Сравнительная религиозная лингвистика Психология религии Социология религии Этнология религии География религии Сравнительное религиоведение Феноменология религии
                           

 

Историческое религиоведение исследует содержание и формы конкретных религий. В своих положениях историческое религиоведение опирается на сведения из истории, археологии, этнографии, палеоантропологии, сравнительной лингвистики и ряда других фактографических дисциплин.

Контекстуальное религиоведение исследует религию в контексте специальных дисциплин: социологии (социология религии), психологии (психология религии), географии (география религии).

Систематическое религиоведение исследует: а) собственное специфическое содержание религиозных феноменов (феноменология религии) и б) универсальные религиозные структуры (сравнительное религиоведение).

Не входят в состав религиоведения, но пересекаются с ним (нередко служа его методологическими основаниями) сопредельные ему теология религии и философия религии.

 

В последних наиболее широко изданных русскоязычных учебниках религиоведения структура дисциплины дается следующим образом.

Введение в общее религиоведение: учбеник / Под ред.проф. И.Н.Яблокова. – М.: КДУ, 2007. – 472 с.:

- философия религии,

- социология религии,

- психология религии,

- феноменология религии,

- история религии,

- религиозная антропология.

Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с. – (Серия «Учебное пособие»):

- история религии,

- социология религии,

- антропология религии,

- психология религии,

- феноменология религии.

В очерке: Х.Хоффманн. О религии и религиоведении. – Севастополь: Издательский дом «Максим», ЧП Арефьев М.Э., 2006. – 124 с. – структура дисциплины дана в следующих разделах:

- общее религиоведение, история и феноменология религии,

- психология религии,

- социология религии,

- этнология религии,

- география религии.

В немецком Справочнике основных понятий религиоведения (Handbuch religionswissenschaftlicher grundbegriffe / unter Mirarbeit von Gunter Kehrer u. Hans G. Kippenberg. Hrshg. von Hubert Cancik, Burkhard Gladigow, Mattias Laubsher. – Stutgart; Berlin; Koln; Mainz; Kohlhammer. – Bd. 1-5. – 1988-2001) материал систематического раздела структурирован следующим образом:

- культура и религия,

- социология религии,

- психология религии,

- география религии,

- эстетика религии,

- этнология религии,

- дидактика религиоведения.

Во всех приведенных случаях используется академически стереотипное разделение частей религиоведения по принципу перечисления дисциплин, в контексте которых ведутся исследования религии. Если же структурировать религиоведение не по разделам гуманитарного знания, а по подходам к изучению религии, то приведенная выше классификация (историческое религиоведение – контекстуальное религиоведение – систематическое религиоведение) будет более организованно представлять содержание религиведения.

 

Основные персоналии религиоведения и их вклад в развитие дисциплины по отраслям указаны в нижеприведенной таблице. Подробнее следует обозначить некоторые идеи социологии и психологии религии, т.к. эти отрасли имели конститутивное значение для развитоия религиоведения.

Основной задачей психологии религии является исследование связей, которые имеют место между религией и психической жизнью личности и общественных групп. Другими словами, она занимается анализом влияния религии на психику человека, а также изучает обратную зависимость и влияние определенных психических процессов на формирование религиозных представлений, отношений и поведения. Психология религии пытается составить типологии религиозных переживаний и состояний. В исследованиях религии методами психологии используются также подходы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, клинической психологии, психиатрии.

Возникновение психологии религии как направления религиоведческих исследований относится к 80-м гг. XIX в. Ему предшествовали такие события, как основание в 1879 г. в Лейпциге первой в мире психологической лаборатории В.Вундтом и прикладные психологические исследования Г.С.Халя. Открывают психологию религии такие работы, как «The Psychology of Religion; an empirical study of the growth of religious consciousness» Э.Д.Старбака (1899, о дисциплинарной автономии, целях и исследовательских методах психологии религии), «Многообразие религиозного опыта» У.Джеймса (1902, анализ и типология интенсивных религиозных состояний). Под влиянием исследований Г.С.Халя и идей У.Джеймса психологическую обусловленность религиозности исследовал Дж.Х.Леуба (1868-1946). Но после успеха психолого-религиведческих исследований в 20-е гг. ХХ в. в этой сфере наступает кризис, связанный с общим отходом психологии от интроспективных исследований в сторону объективных количественных методов, а также с доминированием позитивистской и бихевиористской (поведенческой) исследовательских парадигм. Ситуация изменилась после Второй мировой войны, во многом в связи с работами Г.В.Оллпорта (1897-1967), предметом особого интереса которого было значение религиозности в структуре личности человека. Другим значимым направлением психологии религии были исследования религии методами психоанализа. Основу этих исследований заложил З.Фрейд (1856-1939), далее они были развиты К.Г.Юнгом (1875-1961), разработавшим т.н. аналитическую психологию. Ему принадлежит идея коллективного бессознательного как сферы формирования архетипов – базовых символических реакций психики на восприятие мистических (трансцендентных) феноменов. Идеи К.Г.Юнга плодотворно разрабатывали К.Кереньи, Э.Нойманн. Значительный вклад в развитие психоаналитических исследований религии внес Э.Фромм (1900-1981), считавший религией каждую систему мыслей и действий, разделяемых определенной группой людей, предоставляющей индивиду систему ориентации и предмет почитания. Заметный вклад в развитие психологии религии внесли французские исследователи Х.Делакруа, Т.Флурнуа, Э.Бутро, др. Ведущими исследователями в области психологии религии в Германии являлись В.Келбах и Я.Шарфенберг. Плодотворным стало развитие психологии религии в скандинавских странах: датчанин В.Гробаек изучал религиозность детей и пожилых людей; широко известны работы норвежцев Е.Берграва и Х.Сундена, предложившего оригинальную интерпретацию религиозности в духе теории ролей, которая оказала большое влияние на многих ученых Швеции, Финляндии, Голландии. Примечательной оказалась позиция некоторых историков религии, использовавших психологические интерпретации. Так, канадский ученый У.Кантвелл Смит (1916-2000), сводивший религию к вере, подчеркивал, что важнейшей чертой веры является ее передача последующим поколениям через традицию и предлагал в религиоведении использовать двойной критерий истинности, учитывающий как требования объективизма, так и правду верующего о своей вероисповедной системе. В целом в сфере психологии религии исследовательский эффект был выше в аспекте собственно психологии и значительно ниже – в собственно религиоведческом направлении. Тем не менее, результаты этих исследований очень значимы для развития религиоведения.

Основным предметом интереса социологии религии являются взаимоотношения, устанавливающиеся между религией и обществом. Среди ее важнейших задач – изучение организационной стороны религий, а также проблема генезиса, эволюции и структуры различных форм религиозной институциональности – церквей, сект, деноминаций, т.д. Основателями социологических исследований религии считают Э.Дюркгейма (1858-1917) и М.Вебера (1864-1920). Их видными преемниками были М.Мосс (1872-1950), Л.Леви-Брюль (1857-1939), др. Стимул к развитию самих социологических исследований дали философия позитивизма (прежде всего, идеи О.Конта), идеи эволюционизма (Г.Спенсер), теория исторического материализма (К.Маркс). Э.Дюркгейм представил религию как «общественный факт». Источником религии он считал коллективные представления, трактуя религию (как и мораль) как проявление коллективного сознания: через символику и ритуалы она выполняет интеграционную роль, представляя собой договор, позволяющий контролировать дисциплину группы. М.Вебер изучал влияние религиозной этики на различные сферы общественно-экономической жизни. Ему принадлежит исследование зависимости между протестантской этикой и капиталистическим общественно-экономическим укладом. Эту же проблематику развивал Э.Трёльч (1865-1923). Работы немецкого социолога Й.Ваха (1898-1955) дали четкие критерии демаркации между религиоведением, историей религии, теологией и философией религии. Ему принадлежит также анализ типов религиозных организаций, структуры связей в религиозных группах, а также типология религиозного лидерства. Важны для развития социологии религии работы французкского ученого Г. Ле Бра, Ф.Боларда, Х.П. и В.Годдийнов, О.Шредера, американских ученых Дж.Китагавы, Х.Беккера, Дж.М.Йингера, др.

 

15.1. Основные периодические издания по религиоведению

 

1. Antaios, Stuttgart: l, 1959/60 -12,1970/71

2. Annual Review of Social Sciences of Religion, Den Haag: l, 1977-6,1982

3. Anthropos, Freiburg i.d. Schweiz: l, 1906 –

4. Archives de Sociologie des Religions, Paris: l, 1956 –

5. Archiv für Religionswissenschaft, Leipzig: l, 1898 - 37,1942/43

6. Archiv für Religionspsychologie, Göttingen: l, 1914 –

7. Eranos, Zürich l, 1933 –

8. History of Religions, Chicago: l,1961 –

9. Imago, Leipzig: l, 1912 - 23,1937; затем как American Imago, Detroit: l, 1939/40 –

10. Internationales Jahrbuch für Religionssoziologie, Köln 1965ff.

11. Journal of Religion in Africa, Leiden: l, 1967/8 –

12. Religion, Journal of Religion and Religions, Newcastle: l, 1971 –

13. Journal of Scientific Study of Religion, Storrs, CT: l,1961 –

14. Kairos, Salzburg: l, 1964 –

15. Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie, Köln l, 1956 –

16. Nederlands Theologisch Tijdschrift, s'Gravenhage: l, 1946/7 –

17. Numen, Leiden: l, 1954 –

18. Studies in the History of Religion (приложение к «Numen»), Leiden: l, 1954 –

19. Religious Studies, Cambridge: l, 1966 –

20. Review of religious research: l, 1959/60 –

21. Revue de L'Histoire des religions, Paris: l, 1980 –

22. Studie e materiali di storia delle religioni, Bari: l, 1925 (позднее: Religioni e civiltà)

23. Studies in comparative religions, Bedfont: l, 1967 –

24. Temenos, studies in comparative religion, Helsinki: l, 1965 –

25. Visible Religion, Leiden: l, 1983 –

Zeitschrift für Missionswissenschaft und Religionswissenschaft, Münster: 1,1911 – Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte, Köln: l, 1948 –

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.008 с.)