Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III религия и религии в критических исследованияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
14. История изучения религии до 2-й пол. XIX в. [158]
Изучение религии имеет давнюю традицию и осуществляется средствами теологии, философии, специальных гуманитарных дисциплин: истории, антропологии, этнографии, социологии, психологии, т.д., а со 2-й половины XIX в. – также и в рамках религиоведения.
Философия В философии независимый взгляд на религию, противостоящий теологическим доктринам, зарождается в древней Греции, в русле философских стратегий. Здесь формируются первые критические концепции религии, в основном – наивно-рационалистического характера. Так, Ксенофан из Колофона (570-478 г.г. до н.э.) определил религию как антропоморфную проекцию, т.е. как результат отчуждения человеком собственного образа, восполненного свойствами власти и могущества (ср. далее: Л.Фейербах). Натуралистическую теорию религии предложил Теаген Ригийский (VI в. до н.э.), утверждавший, что образы богов – это аллегории внешних природных явлений. К Эвгемеру (340-260 г.г. до н.э.) восходит теория религии, утверждавшая, что боги – это обожествленные древние цари и герои. Афинский тиран Критий (V в. до н.э.) считается автором политической теории религии, или теории обмана, определявшей религию как instrumentum regni: началом религии объявляется договор правителей и жрецов с народом. Демокрит из Абдер (460-370 г.г. до н.э.) предвосхитил психологический подход к объяснению религии, предположив, что она возникает из страха перед естественными силами (ср. далее: Дж.Толанд, др.). Посидоний из Апамеи (135-50 г.г. до н.э.) предвосхищает теорию естественной религии, предполагая, что религиозные идеи врождены человеку и происходят из разумной части его души (ср. далее: Э.Чербери, др.). В Средние века, когда доминирующим фактором европейской культуры становится христианство, изучение религии ведется средствами теологии и религиозной философии (патристики, схоластики), которые исходят из признания безусловной реальности религиозного объекта. Основными вопросами оказываются: обоснование реальности и природы Бога (личного трансцендентного абсолюта), соотношение разума и веры как путей постижения истины, природа истины и др. В рамках темы о природе религии оформляются следующие идеи: о христианстве как истинной религии и о ложности, соответственно, всех нехристианских (языческих) религий, о предоткровении (оправдывающем отклонение нехристианских религий от божественной истины), о заимствовании и искажении языческими народами монотеистической религии Моисея и др. Наибольшее влияние в христианском осмыслении природы веры имели идеи представителей восточной патристики Григория Назианзина (329-389 г.г.), Григория Нисского (335-394 г.г.), Василия Великого (330-379 г.г.), Дионисия Ареопагита (V в.) и др., западной патристики – Августина (354-430 г.г.), схоластики – Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.) и др. В целом, средневековая философия исходит из безусловной реальности источника религии – божественного абсолюта и религию, соответственно, трактует как аутентичный человеку путь познания и самоосуществления. В эпоху Возрождения оформляется идея об излишнести религии в связи с присутствием божественного начала в самой природе (концепция пантеизма). Пантеистическая философия выдвигает задачу познания не трансцендентно-суверенного Бога, а Бога в вещах. Эта идея выдвигается Николаем Кузанским (1401-1464 г.г.), развивается Джордано Бруно (1548-1600 г.г.), позже – Бенедиктом Спинозой (1632-1677 г.г.) и др. В Новое время общая линия развития философско-религиозных концепций ведет от пантеизма к атеизму. Эпоха Просвещения знаменуется интенсивной критикой теории откровения и догматов христианства, выдвигает концепцию деизма, в контексте которой обосновывает идею естественной религии (religio nаturalis), или религии разума, независимой от откровения. Автор концепции, Э.Чербери (1583-1648 г.г.), утверждает, что источником религии является не откровение, а разумное начало, врожденное человеку (ср. ранее: Посидоний), и все религии приемлемы лишь в той мере, в какой они заключают в себе принципы, не противоречащие разуму. Дж.Толанд (1670-1722 г.г.) в этом же ключе создает концепцию материализма (натуралистического пантеизма), в которой традиционные характеристики божественного присваиваются материальному миру. На этой основе Дж.Толанд возрождает тезис о происхождении религии из страха и надежды (ср. ранее: Демокрит), который делает уже совершенно ненужным сохраненное деизмом допущение бездеятельного Бога-творца. Французские просветители Вольтер (1694-1778 г.г.), К.Гельвеций (1715-1771 г.г.), А.Гольбах (1723-1789 г.г.), Ж.Ж.Руссо (1712-1778 г.г.) поддерживают идею естественной религии. В их работах деизм получает развитие в двух направлениях: к атеистической критике религии, которая достигает кульминации в материализме и атеизме А.Гольбаха, и к концепции религии как чувства у Ж.Ж.Руссо (считавшего именно чувство естественным проявлением религии). Немецкий просветитель Г.Лессинг (1729-1781 г.г.) предлагает трактовку естественной религии не как чего-то изначально данного, а как конечной цели развития ранних религий. В ином ключе ставит вопрос о природе религии немецкая классическая философия, выступая против рационализма (как интеллектуалистического, так и сенсуалистического) Просвещения. И.Кант (1724-1804 г.г.) разграничивает функции веры и разума и отказывается от рассмотрения вопроса о действительном существовании религиозных объектов. Он утверждает, что необходимость религии коренится не в онтологической, а всего лишь в этической плоскости – в сфере практического разума: религия нужна для обоснования принципов нравственного поведения; бессмертие, свобода, Бог – не теоретические догматы, но «предположения для необходимого практического стремления». Г.Гегель (1770-1831 г.г.) возвращает религию в рамки ratio, которое выступает у него диалектической логикой самораскрытия и самопознания абсолютного духа. В этом абсолютном саморазвертывании религия (которая неизменно трактовалась в идеализме как непосредственный и потому аутентичный опыт абсолюта) оказывается лишь низшей ступенью самопознания абсолюта (в несовершенных формах представления и веры) и уступает место единственной аутентичной форме абсолютной истины – философии. В диалектике абсолюта Г.Гегель находит место различным формам опосредующего абсолют человеческого духа, в том числе и его религиозным проявлениям. Так, конкретные религии Г.Гегель трактует как необходимые стадии воплощения религиозной идеи, завершающиеся возникновением христианства как абсолютной религии. Философия Г.Гегеля дает возможность для последующих материалистических выводов, в том числе в отношении природы религии. Так, его последователи Д.Штраус (1808-1874 г.г.), Б.Бауэр (1809-1882 г.г.) отрицают откровенное происхождение христианства (следуя в этом также английским деистам и французским просветителям) и трактуют Новый Завет только как продукт коллективного исторического мифотворчества. В том же материалистическом ключе трактует религию Л.Фейербах (1804-1872 г.г.). Если у Г.Гегеля абсолютная идея познает себя в человеческом сознании, то Л.Фейербах называет абсолютную идею простым порождением, продуктом этого сознания (ср. ранее: Ксенофан). Он утверждает, что причина религии – в раздвоении человека с самим собой, в отчуждении реальным человеком своей «родовой сущности», в ее компенсаторном гипостазировании (т.н. компенсаторная концепция религии, восходящая к античности и впоследствии развитая З.Фрейдом). Сведение Л.Фейербахом религии к «реальным земным основам» становится краеугольным камнем последующей материалистической критики религии К.Марксом (1818-1883 г.г.) и Ф.Энгельсом (1820-1895 г.г.), а через них наследуется различными школами неомарксизма. Марксистская философия представляет собой один из типов реакции на умозрительный рационализм классической философии. Другими типами этой реакции стали, например, философия жизни, интуитивизм и др. Представитель иррационалистической философии жизни Ф.Ницше (1844-1900 г.г.) дает культурно-антропологическую критику религии, а точнее – христианства. Отрицая состоятельность христианской теологии в деле становления человека, он заменяет ее мифом о вечном возвращении, который трактует как закон утверждения человеком своей воли в стихии вечного становления: человеческое самоутверждение есть проявление космической воли к власти. Еще одной формой реакции на умозрительный рационализм классической философии явилось позитивистски-ориентрованное направление, к которому можно отнести логическую семантику Г.Фреге (1848-1925 г.г.), позитивизм Р.Карнапа (1891-1970 г.г.), лингвистическую философию Л.Витгенштейна (1889-1951 г.г.), лингвистическую антропологию Э.Сепира (1884-1939 г.г.) и Б.Уорфа (1897-1941 г.г.), лингвистическую теорию Ф.Соссюра (1857-1913 г.г.) и др. Мыслители данного ряда исследуют религию через ее язык, рассматривая его, в основном, как систему символов, фиксирующих субъективный религиозный опыт и служащих языком интерсубъективной и кросс-культурной коммуникации. [9, c. 493; 20, c. 123-132] Такая исследовательская стратегия снимает вопрос о действительности содержания религиозных символов (и тем самым, о действительности абсолютной реальности) и принимает символы (знаки) религиозных языков за первичные религиозные факты. Значительное влияние на развитие концепций языка религии оказала феноменология Э.Гуссерля (1859-1938 г.г.), в частности, его утверждение о мотивированности сознания, в том числе языкового, опытом «непосредственно-очевидного», или «жизненным миром». Однако этот тезис (предупреждающий о различиях в системах смысла и языка, обусловленных различиями в типах опыта) не отменяет установки на приоритет воплощенного смысла (знака, символа, слова) над его истоком (вызвавшей его реальностью). Тот же принципиальный подход реализуется в культур-философском анализе мифа, данном Э.Кассирером (1874-1945 г.г.), Р.Бартом (1915-1980 г.г.) и др. Таковы, в самых общих чертах, даже не основные, а лишь некоторые значимые концепции философии религии.
Теология В любой теологии, особенно если она развивается в поликультурной среде, наряду с апологией содержания веры, неизбежно происходит сопоставление ее истин с истинами других религий. В христианской теологии такое сопоставление происходило в период становления христианства и его отмежевания от языческих религий, а также от иудаизма, и затем в новое время, в связи с эпохой географических открытий, когда утвердившееся и завоевавшее Европу христианство столкнулось снова с этническими и локальными религиями, обеспечивавшими интеграцию и стабильность развития своих обществ не хуже, чем это делало христианство в своей социально-культурной среде. Но если в первый период христианская теология утверждалась за счет критики других религиозных систем, то в новое время она переосмысливала себя в сопоставлении с ними, признавая их закономерное право на существование. Именно эта зрелая установка самопонимания в сравнении с другими стимулировала выделение из христианской теологии (прежде всего из протестантской ее ветви) сравнительного исследования религий. Источниками для обширных сопоставлений послужили следующие материалы. Начиная с XVII в., в поху географических открытий, интенсивного развития мореплавания и колониальной политики сильных европейских государств, европейские христианские церкви начали направляли на новые территории свои миссии. Очень скоро христианские миссионеры стали специально заниматься описанием тех религий, с которыми их приходилось сталкиваться на местах, главным образом для того, чтобы облегчить задачу своим последователям. Одними из первых составителей фундаментальных миссионерских описаний были иезуитские миссионеры испанцы Маттео Рикки (1552-1610) и Жозеф Лафито (1681-1746) и французский просветитель-экнциклопедист Шарль де Бросс (1709-1777). М.Рикки проповедовал в Китае, и изучая религии этой страны, счел, что учение Конфуция о природе божества близко христианскому. Несмотря на не вполне адекватную трактовку конфуцианства, его сообщение все же вызвало резонанс в европейских научных кругах, что стимулировало переводы классических китайских текстов с обширными комментариями к ним. Некоторые европейские просветители считали конфуцианство чуть ли не образцом «естественной религии» («религии разума»). Заметный резонанс вызвала у научной общественности книга Ж.Лафито «Нравы диких американцев, сравненные с нравами первобытных времен» (1723). При написании этой книги автор опирался не только на свои собственные наблюдения, но и на свидетельства иезуитских миссионеров о жизни ирокезов и алгонкинов, которые были собраны в 71-томном собрании «Jesuit Relations». Работа Ж.Лафито в концентрированной форме подвела итог многолетним коллективным исследованиям и позволила европейцам составить более или менее целостное представление о религиозных верованиях и обычаях индейцев Северной Америки. Ш. де Бросс представил научному сообществу данные о фетишистских верованиях Западной Африки. В своем «Трактате о богах-фетишах» (1760) он выдвинул положение о том, что фетишизм является изначальной формой религии и указал на существование модификаций фетишизма в религиях Египта и Греции. Эта мысль была развита Христофом Мейнерсом (1747-1810) и многими другими исследователями религии. тезис о том, что поклонение фетишам является основой всех религий, господствовал в европейском сознании вплоть до выхода в свет «Первобытной культуры» (1871) Эдуарда Тайлора, в которой была сформулирована теория анимизма. На смену миссионерским описаниям христианских священников XVI-XVIII вв. приходят сравнительные исследования христианских (прежде всего, протестантских) теологов к. XIX— 1-й пол. ХХ вв. (Д.Ф.Штраус, П.К.Тиле, О.Пфлейдерер, П.Шантепи де ля Соссей, А.Гарнак, Э.Трёльч, В.Шмидт, Н.Зёдерблом, Р.Отто, Г. ван дер Леув, Ф.Хайлер, Г.Ланчковски, др.). Эти исследования привели к образованию в к. XIX в. кафедр религиоведения на теологических факультетах ведущих западных университетов.
Этнография Важным источником возникновения религиоведения явилась этнография. В 1768 г. шотландский философ Адам Фергюсон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации, различающиеся между собой характером хозяйства и степенью развития отношений собственности. Эти – и сходные с ними – взгляды получили дальнейшее развитие, например, в работах Жана-Антуана Кондорсе, который попытался более детально охарактеризовать устройство общества в каждую из трех основных эпох его истории. Вообще, эволюционная концепция была одной из первых объяснительных парадигм этнографии для многообразия религиозных форм. Основоположником школы эволюционизма был английский этнограф и антрополог Э.Б.Тайлор (1832-1917). Эту концепцию разделяли видные исследователи – Дж.Фрэзер, Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Лэнг, она имела довольно продолжительное и сильное влияние в этнографии, культурной антропологии и социологии, пока новые данные (особенно о социально-культурном укладе сохранившихся бесписьменных народов) не обозначили ее границы. Сформировались противоположные эволюционизму концепции диффузионизма (о переносе верований и обрядов из одного региона в другой) и структурного функционализма (игнорировавшего вопрос о происхождении и развитии религии и фокусировавшего интерес на выявлении устойчивых отношений между элементами (в т.ч. религиозного характера) социальной системы и их функциями). Влиятельными представителями диффузионизма были Ф.Ратцель (1844-1904), Л.Фробениус (1873-1938), Ф.Гребнер, У.Риверс, Г.Эллиот-Смит, Т.Хейердал, др., структурного функционализма – А.Р.Радклифф-Браун (1881-1955), Б.Малиновский (1884-1942). Влиятельные самобытные концепции религиозного развития этносов сформировали Р.Маретт (1866-1943), П.Радин (1883-1959), Э.Эванс-Причард (1902-1973), К.Леви-Стросс (1908-2009). Восстановление в правах реформированного эволюционистиского взгляда на религиозное развитие народов (неоэволюционизм) обеспечили во второй половине ХХ в. работы Д.Стюарда, Л.Уайта, А.Вайда, Р.Раппопорта, др.
Палеоантропология В первой половине XIX в. эти идеи стали получать подтверждение в фактах первобытной археологии и палеоантропологии. В 1836 г. хранитель Национального музея древностей в Копенгагене Кристиан Юргенсен Томсен впервые обосновал археологическим материалом систему «трех веков» — каменного, бронзового и железного, а его ученик Йенс Якоб Ворсо создал метод относительной датировки археологических памятников. Вскоре французский археолог-любитель Буше де Перт выступил с утверждением, что находимые при раскопках грубые каменные орудия труда принадлежат первобытному человеку, жившему в одно время с вымершими ископаемыми животными. Приблизительно тогда же были сделаны раскопки и костных останков первобытного человека. Все это сделало логически естественным применение принципа эволюционизма (сформулированному в рамках естествознания) к изучению человека, его истории и культуры. В течение XIX в. в естествознании шла эмансипация научного сознания от авторитета религии и соответствующей трактовки природы человека. В этом вопросе теперь конкурировали две концепции – религиозная, креационизм, и естественнонаучная, эволюционизм. Первым манифестом естественного происхождения человека стала работа Ж.-Б.Ламарка «Философия зоологии» (1809). Он стал создателем первого целостного учения об эволюции органического мира и в этом отношении является предшественником Ч.Дарвина. В названной книге, а также в работе «Естественная история беспозвоночных» (в 7 т., 1815-1822) и других он предвосхитил ряд положений, послуживших основой доказательств эволюции биологических видов у Ч.Дарвина. По существу, Ж.-Б.Ламарк впервые обосновал возможность возникновения и развития жизни на Земле без участия сверхъестественных сил. Идеи Ж.-Б.Ламарка попали в общий контекст с серией открытий палеоантропологии. В 1856 г. в Северной Европе близ впадения р.Дюссель в р.Рейн (долина Неандер) было открыто захоронение, содержавшее человеческие кости необычного вида. Находка была объявлена останками человека вымершего типа. В 1861 г. скелет был описан как особый вид человека, названного homo neandertalensis. В 1887 г. в пещере Бек-о-Рош около Спи в Бельгии были обнаружены останки еще двух гоминид безусловно неандертальского типа. Скелетам сопутствовали грубые каменные орудия и кости давно вымерших в Европе животных. к началу ХХ в. был совершен еще ряд находок, на основании которых было установлено, что несколько десятков тысяч лет назад в Европе жили люди иного, исчезнувшего вида: по своим анатомическим особенносятм они ближе к животному миру, чем к homo sapiens. В этой ситуации сторонники идеи креацианизма (божественного происхождения человека) переживали сокрушительные испытания веры. Если допустить, что неандертальцы – предки человека, то трудно представить себе, чтобы эти далекие от совершенства существа могли быть богосотворенными и тем более, что они могли иметь веру в Бога. К тому же возраст останков определялся десятками тысяч лет, тогда как библейская история до рождества Христова насчитывала немногим более 5 тысячелетий. Теологи и религиозные ученые не принимали всерьез открытий палеоантропологии, утверждая, что неандерталец – не человек, а человекоподобная обезьяна. Однако палекоантропология не исчерпала еще своих открытий. В 1868 г. выходит книга Э.Геккеля, немецкого биолога, материалиста, последователя Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина, «Естественная история сотворения мира», где он выдвигает идею переходного звена между человеком и обезьяной, т.е. биологического вида, который обладал бы в равной степени чертами обезьяны и человека. В 1887 г. под влиянием этой идеи начинает свои палеоантропологические изыскания голландский врач Эжен Дюбуа. Он организует археологические исследования в Суматре на о.Ява, близ реки Соло. В 1891-1892 гг. он находит останки, по возарсту гораздо более древние, чем неандертальские. Свою находку Э.Дюбуа описывает как обезьяночеловека (греч. pitecantrpopos), или человекоподобную переходную форму с о.Ява. В 1907 г. дополнительная экспедиция на о.Ява по останкам животных установила возраст питекантропа примерно в 500-600 тыс. лет. В 1908 г. швейцарец О.Гаузер обнаружил неандертальское погребение около деревни Ле Мустье на юге Франции. Это захоронение имело явно выраженный ритуальный характер, что повзолило сделать предположение о существовании религиозных представлений и ритуалов в доисторическую эпоху. это был неожиданный аргумент в пользу позиции религиозных ученых, но он не был принят естествоиспытателями, которые склонны были видеть в ритуальности захоронения простую случайность. В первой половине ХХ в. число обнаруженных неандертальских захоронений достигло почти 90. Общее заключение по поводу этого вида существ было следующим: неандерталец – вымерший вид человека, имевший религиозные представления. Это было единодушным заключением ученых разных мировоззрений, удостоверенное характером захоронений. Археологические находки, последовавшие в течение ХХ в., доставили новые подтверждения если не религиозного, то по крайней мере символического (т.е. превышающего непосредственные утилитарные нужды) поведения древнейших людей.
Языкознание и филология Начавшееся в Европе в к. XVIII в. изучение восточных языков, прежде всего санскрита, стало дополнительным стимулом исследований религии. Уильям Джонс (1764-1794), сравнивая санскрит с классическими европейскими языками, обнаружил у них сходство и сделал вывод, что они принадлежат к одной языковой семье. Затем его вывод был расширен, и общие черты были обнаружены в индийской, греческой и римской мифологиях. Это послужило импульсом для развития сравнительной мифологии. Идеи У.Джонса были развиты немецким санскритологом Францем Боппом (1791-1867), автором первой сравнительной грамматики индоевропейских языков, которая оказала решающее влияние на последующее развитие филологии, мифологии, а также на становление современного религиоведения. Во Франции бесспорным лидером востоковедения был Эжен Бюрнуф (1801-1852), известный переводами древнеиндийских текстов, исследованиями по палийскому и зендскому языкам, индийской и иранской мифологии. Под влиянием быстро растущего интереса к Востоку в 1814 г. в Париже была открыта кафедра санскритологии, а в 1822 г. основано Азиатское общество. Сенсацию в европейских научных кругах вызвала расшифровка египетских иероглифов, осуществленная в 1822 г. Жаном Франсуа Шампольоном (1790-1832). Проникновение в тайну египетского письма открыло широкие перспективы для изучения древнеегипетской религии и для проверки некоторых фактов, изложенных в Библии. Однако наиболее влияние на библеистику XIX в. оказали археологические раскопки в Месопотамии, знакомство европейских ученых с ассиро-вавилонской культурой и успехи в изучении клинописи. Все это дало возможность по-новому взглянуть на библейские тексты и проследить их органическую связь с более древними религиозно-мифологическими пластами. Из этнографии и сравнительного языкознания выделилось изучение мифологии, включавшее выявление – через сравнение – фундаментальных смыслов, содержавшихся в мифах древних народов. Одним из наиболее известных исследователей мифологии был Георг Фридрих Крейцер (1771-1858). Изучая греческую мифологию, он пришел к выводу, что в ее основе лежит «изначальная мудрость», которая была занесена жрецами Востока, а затем ассимилирована исконным населением Греции. Эта «мудрость» может быть постигнута только опосредованно, через знаки, содержащиеся в мифах, а следовательно, ключом к ее раскрытию является изучение древнего символизма. В этом же направлении работа Готфрид Герман (1772-1848): он искал следы «восточного разума» не в официальной мифологии и религии, а в мистических культурах Древней Греции. Точку в цепи подобных гипотез поставил Жозеф фон Гёррес (1776-1848), который под влиянием открытых в его время древнеиндийских текстов выдвинул тезис о том, что Индия является колыбелью европейской цивилизации и что именно там можно обнаружить корни всех мифологических и религиозных традиций. Оппонентами этой школы сравнительной мифологии выступили Кристиан Готлиб Гейне (1729-1812) и Карл Мюллер (1797-1840). Гейне подчеркивал, что мифы изменялись во времени и что они неоднократно подвергались поэтической обработке. Следовательно, нельзя с уверенностью говорить об их изначальной рациональности. Гейне утверждал, что главная задача ученого состоит не в том, чтобы искать скрытый в мифах смысл, а в том, чтобы реконструировать процесс их формирования, проследить их развитие в истории человечества. Подобной точки зрения придерживался К.Мюллер, считавший, что все известные мифы имели длительное историческое развитие и дошли до нас значительно видоизмененными. Поэтому предпочтение нужно отдать историческому изучению разных мифологических традиций, а не интуитивн6ому выявлению базовых идей, присущих любому мифу. Он отрицал тезис о том, что все мифы имеют религиозную природу, и это было новым словом в сравнительной мифологии. Наиболее значительными фигурами среди многочисленных исследователей древних мифов в XIX в. являются Адальберт Кун (1812-1881), Вильгельм Шварц (1821-1899), Фридрих Уэлкер (1784-1868). Их взгляды во многом не совпадали, зачастую они решали одни и те же проблемы в противоположном ключе, однако результатом их исследований явилось формулирование основных методологических принципов исследования мифов, прежде всего выделение двух уровней мифологии – «высшей» и «низшей». К «высшей» мифологии относились общепринятые представления о богах и их деяниях. Она понималась либо как а) проявление надмирного разума, либо как б) своеобразное отражение в сознании людей природных явлений и исторических событий, либо как в) выражение человеком своего внутреннего мира. Под «низшей» мифологией понимались более грубые мифологические представления, которые накапливались в основном в фольклорном пласте культуры и считались либо вырождением «высшей» мифологии, либо ее базисом. Тезис о существовании «низшей» мифологии дал толчок для развития фольклористики, в связи с которым необходимо упомянуть братьев Якоба (1785-1863) и Вильгельма (1786-1859) Гриммов. В русле романтических идей своей эпохи братья Гриммы развивали взгляд о том, что в устном народном творчестве, в волшебных сказках и сагах можно обнаружить следы древних мифов и представлений о языческих богах. Они собрали богатейший фольклорный материал и, изучая его, обнаружили множество параллелей в устных традициях разных народов. Это относилось прежде всего к индоевропейским народам, в силу чего братья Гриммы вынуждены были признать общий источник этих традиций. Еще одним видным исследователем фольклора в XIX в. был Вильгельм Маннхардт (1831-1880), который изучал земледельческие обряды. сведения, которые он получал от своих корреспондентов из разных стран Европы, позволили ему обнаружить у сельских жителей XIX в. сохранившиеся в неприкосновенности архаические верования, в то числе веру в духов плодородия. Выясняя вопрос о происхождении аграрных культов, В.Маннхардт выдвинул предположение о том, что некоторые мифы, обряды и обычаи имеют своим источником «поэзию природы» первобытной эпохи (а не античности и даже не древнеарийской культуры, как предполагалось ранее); аналоги этой «поэзии природы» можно было тогда обнаружить у отсталых народов, не имеющих письменности. Научный опыт В.Маннхардта показал важность фольклористики и исследования аграрных культов для решения проблем истории религии. влияние этого опыта испытали в последующем многие ученые, в том числе Дж.Дж.Фрэзер (1854-1941).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.011 с.) |