Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм религиозного традированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сформировавшись, религия существует как традиция передачи священного знания, которое содержит символический «код» абсолютной истины. Передача знания представляет собой 1) передачу суммы информации (составляющей содержание, или смысл традиции) и 2) передачу приемов ее использования (механизм осуществления смысла). Информация и навыки ее применения составляют вместе структуру религиозной деятельности, которая есть не что иное, как проекция структуры личности (субъекта данной деятельности). Это означает, что религиозная традиция передается через воспроизводство определенного типа личности. В религиозной традиции это личность, преображенная трансцендентным (абсолютным) воздействием, способная вместить в себя абсолютную истину, или пребывающая в ней, т.е. – духовная (мотивированная абсолютным) и бессмертная (реализующая себя в абсолютной перспективе). Такая личность вырабатывает систему аутентичной своему знанию деятельности, и структура этой деятельности служит моделью для воссоздания того же типа личности.
Тождество личности и деятельности как основа религиозного традирования
Таким образом, цепочка личность – деятельность – личность (или точнее: личностный смысл – система приемов его осуществления – воссоздание личностного смысла посредством системы приемов) представляет собой схему существования религиозной (вообще любой культурной) традиции. Религиозная традиция передается (в ее специфическом смысловом ядре) через воссоздание личности определенного типа. Механизмом (средством) передачи традиции является ритуал. Он представляет собой сложную, иерархизированную систему сакрального поведения[155]. Под сакральным поведением здесь понимается деятельность, имеющая целью контакт (общение или единение) с абсолютным. Искусство воссоздания такого контакта и служит основным содержанием священного знания, передававшегося от специалиста к неофиту, от учителя к ученику[156]. Именно связь учитель – ученик является основным (но не единственным) каналом передачи священного знания. Эта связь основана на понимании личности как единства деятельности[157]. Единство деятельности обеспечивает единство личности. Целостная личность – свободная личность, полностью владеющая собой, основой ее самообладания является дух (религиозно мотивированная воля). Единство личности достигается в процессе продолжительного исполнения ритуала. Ядром ритуала является жертвоприношение, точнее – усилие концентрации внимания на цели, смысле жертвы.
Резюме антропологическое
Базовая потребность личности
Единственная безусловно данная человеку реальность – восприятие собственного существования, в его связи с окружающим. Этот опыт сложен, он складывается из разных режимов восприятия: телесного (физического), психического (страстного – пассивного переживания воздействий), духовного (волевого – консолидирующего, активного, разумного, свободного). В каждом жизненном акте эти режимы синкретичны, и для их различения необходимо понимать специфику каждого из них. В культуре это понимание формируется под влиянием потребности абсолютного самоосуществления. Смысл любой существующей единицы – быть. Чем сложнее единица реальности, тем полнее она стремится быть, полнее осуществить себя. В человеке желание «бытия», или стремление иметь и длить свое существование является определяющим. Оно выражается: минимально – в стремлении к сбалансированному физическому выживанию в среде обитания; более полно – в стремлении к благополучному выживанию за счет среды, но в режиме сбалансированного, оправданного обмена с ней; затем – в стремлении к выживанию вопреки законам среды, даже вопреки главному ее закону – смерти, через соблюдение дугого закона – трансцендентного; наконец, максимально – в обретении единства с самим трансцендентным источником жизни. Эта максимальная цель означает, что человек в своем самоосуществлении не хочет быть зависимым от преходящих условий, т.е. не хочет жить за счет других единиц существования, но стремтся выжить за счет собственных ресурсов, в потенциальной неисчерпаемости которых безотчетно уверен. Причем выживание в последнем случае мыслится абсолютно: как бессмертие. Все названные жизненные стратегии нашли свое выражение соответственно: в примитивных религиях, в ранних и зрелых архаичных религиях, наконец, в исторических (в том числе мировых) религиях. Суть каждой религиозной стратегии заключалась в технике перевода потенциальной неисчерпаемости жизненных ресурсов, т.е. потенциального бессмертия – в бессмертие актуальное. Техника состояла в восстановлении правильной иерархии планов человека: дух (самодеятельная – свободная, разумная сила) по определению предназначен управлять телом (инертным, всегда нуждающимся в новом материале субстратом) и контролировать психику (восприимчивость, аффектацию – через дисциплинирующую рациональность, самоанализ).
Жертва как условие абсолютного самосохранения
Жертва состоит в отказе от частного жизненного интереса ради сохранения возможности жить как таковой. Простейшая жертва – отказ от части физических средств к существованию, более зрелая – частичный отказ от ближайших целей выживания, т.е. смещение внимания от насущного к трансцендентному, наиболее последовательная – отказ от целей конечного существования и соединение с самим источником жизни, т.е. полное смещение внимания на соединение с абсолютным.
Формула определения 5
Исходным событием любой религии является религиозный опыт – событие встречи человека с религиозным объектом, абсолютным. Именно обретение религиозным избранником абсолютной истины делает его центром консолидации тех, кто готов или стремится следовать его программе подлинного жизнеосуществления. Сообщество последователей 1) фиксирует символы абсолютной истины, или священное предание (формирует религиозные представления), 2) разрабатывает символические техники их неискаженной трансляции – ритуал и культ (разрабатывает систему религиозной деятельности), 3) устанавливает и распределяет функции общения с абсолютом (организует религиозные институты). Т.е. исторически любая религия разворачивается как система универсальных компонентов: религиозных представлений, религиозной деятельности, религиозных институтов. Но началом этого развертывания является событие религиозного опыта – в той или иной его форме. Встреча человека с абсолютным является событием, которое в символически свернутом виде задает исчерпывающую (абсолютную) перспективу человеческой самореализации. Имеется в виду, что в религиозном опыте человек получает (постепенно вырабатывает сам или нечаянно обретает «извне») абсолютную формулу (цель) своего предназначения, которое, однако, еще предстоит реализовать. Методическое и вдохновенное движение к этой цели и составляет содержание религии. Итак, религию, в конечном счете, можно определить следующим образом. Религия есть систематическое (в единстве представлений, деятельности и институтов) осуществление связанности человека с абсолютным.
Консервация и неискаженная трансляция опыта единения с абсолютным становится механизмом религиозной традиции, которая существует как система представлений, деятельности, институтов. Аутентичность трансляции религиозного смысла обеспечивается сообразованием (посредством религиозных практик) внутренних структур включенной в традицию личности с каноническим смыслом (системой представлений), в котором зафиксирована структура религиозного опыта. Преломление и, как следствие, размывание канона в личных особенностях его воспреемников постепенно приводит к деформации религиозной традиции, к дефициту традиционно канонизированной и институциализированной религиозности, к ее угасанию или расщеплению и появлению новых религиозных движений. Новые религиозные движения переходят из аморфного или маргинального состояния в магистральное и смыслозадающее через новые (значительные) события религиозного опыта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.007 с.) |