Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные религиведческие центры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТАБЛИЦА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
См. соответствующий файл
[1] Процесс и результат изменения человеком реальности называют культурой (в широком смысле этого слова), от лат. cultura – возделывание. [2] Трансцендентное/-ый, от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы. В религиоведческий оборот термин трансцендентное был введен шведским теологом и религиоведом Н.Зёдербломом (1866-1931) в связи с определением религии в статье «Holiness» («Святость») для «Encyclopedia of Religion and Ethics» в 1913 г. – См. об этом: Ahn G. Religion // Theologische Realenzyklopädie/ Müller, Gerhard; Balz, Horst; Krause, Gerhard (Hrsg.). – Bd. 36. – Berlin; New-York: de Gruyter, 1976–2005. – Bd. 28. – S. 513-559.
[3] Означивание – выделение феномена из неразличимого множества других в связи с включением его в сферу жизненных интересов и фиксация его выделенности некой отметкой, знаком (см. далее п.п. 5.1, 11.4), в частности, – именем. Имя символически фиксирует содержание феномена, его смысл для человека. [4] Абсолют, от лат. absolutus – независимый, законченный, доведенный до совершенства; производное от лат. solus – только один, единственный, ни от чего не зависящий. См. также сноску в п. 11.2. [5] Мистический, от греч. μυστικός – таинственный (скрытый). См. также сноску в п. 3. [6] Гений, от лат. genius, высшая степень одаренности, – человек, обладающий высшей степенью одаренности; в древнеримской мифологии – дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей жизни и руководящий его действиями и помыслами; позже – вообще добрый или злой дух. – См.: Словарь иностранных слов: св. 21000 сл. / Отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз.–Медиа, 2005. – 817 с. – С. 157. Термин «религиозный гений» использовал, в числе других, румынский религиовед М.Элиаде (1907-1986). – См., напр.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. – Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. Перев, с фр. 2-е изд., исправл. – М., Критерион, 2002. – 464 с.; Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перев. с фр. – М., Критерион, 2002. – 512 с.; Т. 3. От Магомета до Реформации. Перев. с фр. – М., Критерион, 2002. – 352 с. [7] См.: У.Джемс. Многообразие религиозного опыта. Репринт. – СПб.: Изд-во «Андреев и Сыновья», 1992. – 418 с. – Лекция 1. Религия и невроз; Лекция 3. Реальность невидимого; др. – С. 20-36, 56-72, др. [8] Харизма (греч. χάρις, χάρισμα – милость, (божественный) дар, благодать) – внутренняя сила, притягательность личности, одаренность в каком-либо отношении. – См.: Забияко А.П. Харизма; Лещинский А.Н., Немова Е.А. Харизматические церкви // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006 – 1256 с. – С. 1143-1145; Никола У. Харизма // Иллюстрированный философский словарь / Пер. с ит. – М.: БММ АО, 2006. – 584 с. – С. 168-169; Харизма // Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005. – 817, [15] с. – С. 736. [9] Термин немецкого социолога (в т.ч. социолога религии) М.Вебера (1864-1920). – См., напр.: Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ); Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира; др. / Пер. с нем. М.Левиной // Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с. – С. 78-308; 7-42. [10] Термин американского мифолога Дж.Кэмпбелла (1904-1987). – См., напр.: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», «Аст» – Киев: «Ваклер», 1997. – 384 с.; др. работы Дж.Кэмпбелла. [11] Такое обозначение фаз становления «религиозного героя» (религиозной личности) дает американский антрополог, действующий профессор Калифорнийского университета Р.Уолш. Характеристика фаз здесь дана по его схеме. – См.: Уолш Р. Дух шаманизма - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – 288 с.). Дж.Кэмпбелл, на которого ссылается Р.Уолш, выделяет следующие фазы становления религиозного героя: уединение – инициация – возвращение. – См.: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», «Аст» – Киев: «Ваклер», 1997. – 384 с.). Дж.Кэмпбелл трактует их как расширение универсальной схемы обрядов перехода, систематически описанных французским этнографом А. ван Геннепом (1873-1957). – См.: Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с. [12] Аскеза – от греч.: ᾄσκησις – упражнение (в чем-л. гимнастов, атлетов); άσκητἠς – упражняющийся в чем-л. (гимнаст, атлет, борец); позже – отшельник, монах; άσκητός – искусно сделанный, приготовленный; приобретаемый посредством упражнения; обученный, искусный, ловкий. Аскеза, или аскетизм – тип религиозного опыта, основанный на психофизической практике подавления плотских и чувственных сторон человеческого существования ради достижения «высокой духовной цели», или – более функционально – высокой степени самоконтроля, самообладания, смирения. Первоначально в греческой интеллектуальной традиции, давшей этот термин, аскетизм понимался как система физических упражнений атлетов. Позже, в стоицизме, – как совершенствование интеллектуально-нравственных качеств путем воздержания от удовлетворения (сверх разумной необходимости) физических и чувственных потребностей, как практика обуздания страстей. Далее, в кинизме, – как воздержание вплоть до крайних форм самоограничения; аналогично – в неопифагореизме и неоплатонизме. Затем христианство, унаследовавшее обширный арсенал аскетических учений и практик иудаизма и эллинизма, применило слово ᾄσκησις для обозначении форм религиозного подвижничества (например: самоограничение в пище, отказ от имущества в пользу бедных, безбрачие, пустынничество, др.). Вообще, такой тип подвижничества (практики физического и чувственного самоограничения ради достижения высокой степени самоконтроля, смирения, внутренней силы и чистоты) обнаруживает себя практически во всех религиях мира, восходя к глубокой архаике. Аскетические практики издавна выступали средством достижения ритуальной чистоты (святости – см. …) – состояния, необходимого для общения с трансцендентным религиозным объектом (священным – см. …) – с духами, богами, т.п. Многие формы аскетизма восходят к магическим корням и связанным с ними табу (см. …), к обрядам инициаций и связанным с ними шаманским (см. …) практикам. Состояния религиозной избранности (шаманская болезнь, ритуальная смерть и возрождение, т.п.) сопровождались физическими и духовными подвигами аскезы, демонстрировавшими избранность кандидата. И т.д. – См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – Репринт: СПб, 1899. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – 1370 ст.ст. – Ст. 206; Словарь иностранных слов: св. 21.000 сл. / Отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стер. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. – 817 с. – С. 73; Религиоведение: Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – 1256 с. [13] Термин немецкого социолога М.Вебера. – См., напр.: Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с. – С. 78-308; др. [14] См., напр., свидетельства религиозных преданий: духовные искания Авраама. – См.: Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 27; Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 10-е изд. – М.: РИПОЛ-классик, 2007. – 912 с. – Сура 6 (Аль-Ан’ам / Скот): 74-90. – С. 92-93 (или: Коран / Пер. И.Ю.Крачковского. – Минск, Ростов-на-Дону: МП «Фобос», 1990. – 448 с. (Воспр. изд-я: Коран. Душанбе, 1990). – Сура 6 (Скот): 74-90. – С. 92-93; Коран. Перевод смыслов: Э.Р.Кулиев. Изд-е 6, испр. – [М.:] изд. дом «УММА», 2007. – 687 с. – Сура 6 (Аль-Анам / Скот): 74-91. – С. 151-153); пророческое призвание и начало служения Моисея. – См.: Исх. 3: 1-7, 9-15, 18; 4: 1-17, 21-23, 27-31; пророческое призвание Ионы. – См.: Ионы 1: 1-12, 15; 2: 1-3, 8-11; пророческое призвание и пересотворение Исайи. – См.: Исайя 6: 1-9; обращение Савла. – См.: Деян. 8: 3; 9: 1-22; (22: 4-14); искания и просветление / пробуждение Сиддхартхи Гаутамы (Будды). – См.: Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. – П.: [Б/и], 1919; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ezoterica.narod.ru/Budda.html. – Дата доступа: 22.09.2007; искушение Христа в пустыне. – См.: Мф. 4: 1-11; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-13; искания Магомета. – См.: Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 33-35; и др. См., далее, этнографические описания: Анохин А. Материалы по шаманству у алтайцев // Сб. Музея антропологии и этнографии. – Т. 4, вып. 2. – [Б/м], 1924. – 149 с.; Расмуссен К. Великий санный путь / Пер. с датск. А.В. Ганзен; Предисл. и прим. Л.А. Файнберга. – М.: Географгиз, 1958. – 184 с.; Попов А.А. Тавгийцы. – М.–Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. – 110 c.; Богораз-Тан В. – См., напр.: Фрайкопф Г. Вселенная шамана: В.Г.Богораз-Тан, исследователь и путешественник, о своей жизни среди шаманов. Адаптация публикаций. – СПб.: ICAR, 1995. – 196 с. См., также, культурологические и религиоведческие обобщения: Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с.; Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.; Кэмпбелл Дж. Маски бога. Созидательная мифология. Т. I. Кн. 1. – М.: Золотой Век, 1997. – 332 с.; Т. I. Кн. 2. – М.: Золотой Век, 1998. – 412 с.; Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности. - М.: Открытый мир, 2006. – 320 с.; Уолш Р. Дух шаманизма / Пер. с англ. С.Каноненко. – М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. – 288 с.; Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / Пер. с англ. – Киев: «София», 2000. – 480 с.; др. См., наконец, художественные интерпретации: Гессе Г. Игра в бисер / Пер. с нем. С.К.Апта; Вступ. ст. Н.С.Павловой. – М.: Правда, 1992. – 496 с. – Три жизнеописания: 1. Кудесник. – С. 396-435; Кастанеда К. Учения дона Хуана: Путь знания индейцев яки; Отдельная реальность; Путешествия в Икстлан; Сказки о силе; др. – Любое издание; др. [15] Священное – характеристика переживаемого в религиозном опыте воздействия безусловной абсолютной реальности как безусловной ценности, как предмета благоговения. См. также сноски в п.п. 11.2, 11.4. [16] Нуминозное, от лат. numen – божество; numinous – божественное воздействие, божественная воля, сила, власть.См. также сноску в п. 11.4. [17] См., в том чиле: Забияко А.П. Религиозный опыт // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – 1256 с. – С. 866-867. См. также сноску в п. 11.4. [18] Транс, от фр. transir – оцепенеть. [19] Экстаз (греч. έκστασις – смещение, перемещение, исступление, восторг) – термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; обозначает выход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались гнетущй, болезненный экстаз (греч. < hibris > – страсть, опьянение) и облегчающий экстаз (в котором человек приобщается к трансцендентной истине бытия). Экстаз предполагает предварительное очищение души (греч. < katarsis >), прошедшей все этапы добродетельной жизни. – См.: Аверинцев С.С. Экстаз // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 759. См. также далее п. 11.4. [20] Мистический, от мистика (греч. μυστικός – таинственный / скрытый) – опыт и практика, состоящие в непосредственном восприятии трансцендентного. В различных религиозных традициях мистические практики культивируются с целью переживания в экстазе непосредственного единения с абсолютом и оформляются в теологические и философские доктрины. – См.: Аверинцев С.С. Мистика // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 368.
[21] Внутренняя целостность – синхронизированность всех уровней (планов) мотивации человека (физического, психического, разумно-волевого / духовного) вокруг абсолютного символа (ценности), вне соотнесенности с которым человек себя не представляет.
[22] Здесь термин представления означает систему синтетических, символически оформленных образов, соединяющих в себе (имплицитно или эксплицитно) все познавательные формы: образы, эмоции, понятия, идеи (интуиции).
[23] Подобное структурирование религиозных систем было предложено, в частности, французским социологом Э.Дюркгеймом (1858-1917), немецким социологом Й.Вахом (1898-1955), др. [24] См.: Данилов А. В. Основы систематического религиоведения: учебно-методическое пособие. – Минск: «Зорны верасень», 2009. – 296 с.
[25] Символ, от греч. sύmbolon – знак, примета. – См. далее сноску в п. 12.1. [26] Знак ( от др.-русск. знакъ ← общеслав. znati в значении отличать, заметить; также англ. sign, фр. signe, нем. Zeihen, итал. signe) – феномен, заключающий в себе и выражающий собой некое отличное от него содержание. См. далее сноску в п. 12.1. [27] Миф, отгреч. mύJoV – предание, сказание. – См. далее сноску в п. 12.2. [28] Предание (греч. παραδоσις – передача, оставление в наследство; идентично: лат. traditio – трансляция, передача) – повествование, передающее сведения о реальных лицах и событиях, возникающее из рассказов очевидцев, но при переходе от одного лица другому подвергающееся метафорическим интерпретациям, иногда изменяющим смысл события. Различают исторические (о конкретных людях и событиях) и священные (об исключительно значимых лицах и событиях) предания. – См. в том числе: Предание / Статья из БСЭ // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа 16.09.2008. [29] На основе обобщения характеристик мифа, данных М.Элиаде, Е.Мелетинским, В.Топоровым, др. [30] Парадигма (греч. παράδειγμα – пример, образец) – 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. – См.: Парадигма (А.П.Огурцов) // ФЭС. – С. 460-461. [31] Прецедент (лат. praecedens (praecedentis) – идущий впереди, предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. – См.: Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / Отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова Изд-е 3, стереотип. – М.: Рус.яз.–Медиа, 2005.- 817 с. – С. 536. [32] Классификация составлена на основе следующих работ: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энц.», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335; Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с фр. В.Большакова. – М.: Инвест-ППП, СТ «ППП», 1996. – 240 с.; Шода М.Ю. Мифология древнего мира: Учебн. пос. для студентов 1-го курса отд. культурологии ФМО. – Минск: БГУ, 2007. – 131 с. [33] Архетип (греч. άρχέτυπον, от άρχή – начало и τύπος – образ) – 1. Прообраз, идея (в позднеантичной философии: Филон Александрийский и др.). 2. Изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов восприятия, содержащиеся в т.н. коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и т.д. (в «аналитической психологии» К.Г.Юнга). – См.: Архетип // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 42. [34] Любая модель реальности, которая стремится быть исчерпывающей, обязательно вырабатывает представления о начале, устройстве и судьбе (конце) мира. [35] Космогонический, от космогония (греч. κοσμογονία – от κόσμος, мир, Вселенная и γονή, γονεία, рождение) – совокупность представлений о возникновении (рождении) мира. Космос (греч. κόσμος, лат. mundus): 1. термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и прекрасно упорядоченного целого. В дофилософском употреблении значение слова «космос» варьируется от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутренней структуры, особенно социальной – политической и военной. – См.: Лебедев А.В. Космос // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 281; 2. порядок, упорядоченность; строение, устройство; государственный строй, правовове устройство, надлежащая мера; мировой порядок, мироздание, мир; наряд; украшение, краса, – отсюда: в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции – мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом (принципом) вселенная. – См.: Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая Российская Энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с.; Т. 2. К-Я. – 720 с. – Т. 2. – С. 9-10. [36] Хтонический (греч. χθών – земля, почва) – имеющий отношение к стихийным производительным силам земли, к миру земных недр, где заключены эти силы, т.п. Хтонические существа и божества олицетворяют: существа – необузданную мощь рождающих сил земли (поэтому они часто чудовищны); боги – земные силы. – См.: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335. [37] Тератологический (греч. τέρα̃ς – знамение; чудо; чудовище; τέρα̃το-λογος – небывалый) – результат необузданного порождения; причудливый, фантастический образ животного или растения; уродливое животное или растение; т.п. – См.: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь, сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 1236. [38] Теогонический, от теогония (греч. q εογονία, от θεος – бог и γονή – рождение, роды; род, происхождение; рожденное, плод, дитя, потомство; рождающее, семя) – совокупность представлений о происхождении богов. – См.: Лосев А. Теогония // Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: Гос. научн. изд. «Сов. энциклопедия», 1960-1970. – [2956] с. – Т. 5. – М.: «СЭ», 1970. – С. 197; Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энц. в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 275. [39] Антропогонический, от антропогония (греч. ̉άνθρωπος – человек и γονή – рождение, роды; род, происхождение; рожденное, плод, дитя, потомство; рождающее, семя) – повествующий о происхождении (в т.ч. рождении) человека. Антропогонические мифы являются составной частью космогонических. – См.: Иванов В.В. Антропогонические мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 87-89; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. [40] Грех (греч. άμαρτία – ошибка, заблуждение, проступок, грех) – уклонение человека от собственного предназначения; нарушение религиозных предписаний; вина ослушания Бога; предосудительный поступок; др. – См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. – 4-е изд., стер. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – [2956] с. – Т. 1. – С. 456; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 63; Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. Изд-е 7-е, стер. – М.: «СЭ», 1968. – 900 с. – С. 140; др. [41] Космологический, от космология (греч. κόσμος – мир, Вселенная, а также строй, порядок, в противоположность хаосу, и λόγος – слово, учение) – повествующий о строении мира. – См. в т.ч.: Наан Г. Космология// Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: Гос. научн. изд. «Сов. энциклопедия», 1960-1970. – [2956] с. – Т. 3. – М.: «СЭ», 1964. – 584 с. – С.72-74; Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 2. – М.: «БСЭ», 1998. – 720 с. – С. 9-10; др. Космос. – См. также сноску в п. 12.3. [42] Астральный (от лат. astralis) – звездный. – См.: Словарь иностранных слов: более 2100 слов / Отв.ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. Изд-е 3-е стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. – 817 с. – С. 76. [43] Инфернальный – связанный с адом. Ад (греч. ̉Αΐδης, лат. locus infernus) – в разных мифологиях: «преисподняя», «изднанка мира», «нижнее место», «место сокрытия», «место наказания», т.п. См. далее сноску в п. 11.4. [44] Демон (греч. δαίμων – божество (доброе и злое), бог) – термин вошел в широкий культурный оборот из греческой мифологии, где обобщенно обозначал некую неопределенную и неоформленную божественную силу, злую или (реже) благодетельную, часто определяющую судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная, роковая сила, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, она молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. И т.д. – См.: И[ванов] В. Демон // Мифы народов мира. Энц. в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энц.», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 366-367; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 282; др. См. также сноску в п. 11.4. [45] Рай, от греч. παράδειος – рай < др.-ир. pairidaēza -; возм., заимств. из др.-ир. ср.-авест. rā́y - «богатство, счастье», др.-инд. rāy -, rās «состояние, сокровище, богатство», rayíѕ ִ «дар, владение», которые родственны лат. rēs «дело, имущество», др.-инд. rā́ti «дает, дарует», — т.е., интерпретируя: <место благоденствия>; или: <место, «где человек всегда с богом»>. – См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / М.Фасмер; Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. – 4-е изд., стер. – М: ООО “Мздательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – [2956], [4] с.- Т. 3. – С. 434; др [46] Эсхатологический, от эсхатология (греч. ̉έσχατος – последний, крайний и λόγος – учение) – религиозное учение о судьбах мира и человека; различаются индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни отдельной человеческой души, и всемирная эсхатология, т.е. учение о конце мира и о том, что последует за этим концом. – См.: Аверинцев С.С. Эсхатология // Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: ГНИ «Советская энциклопедия», 1960-1970. – Т. 5. – М., 1970. – С. 580-582; Аверинцев С.С. Эсхатология / /Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев., Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: «СЭ», 1989. – 815 с. – С. 775; др. [47] Сотериологический, от сотериология (греч. σωτηρία – искупление, спасение, избавление и λόγος, учение) – система представлений о способах обретения вечного блаженства в загробном мире. – См.: Овсиенко Ф.Г. Сотериология // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006 – 1256 с. – С. 998-999; др. [48] Ритуал (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с трансцендентным объектом. – См. в т.ч.: Ритуал // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С.560; др. [49] См.: Lamb R. Religious rituals // Encyclopedia of Anthropology. 2005. – SAGE publications. – SAGE-reference-online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sage-ereference.com/anthropology/Article_n761.html. – Дата доступа: 15.09.2009. [50] См.: Ayegboyin D. Sacrifice // Encyclopedia of African Religion. 2008 / SAGE Publications. – SAGE-reference-online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sage-reference.com/africanreligion/Article_n362.html. – Дата доступа: 15.09.2009; Токарев С.А. Жертвоприношения // Философская энциклопедия. В 5 т. / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М: Советская Энциклопедия, 1962. – Т. 2. – 576 с. – С. 127-128. [51] Жертвоприношение (от жертва <ст.-слав. жрътва < жърт – творю жертву, жъръцъ – жрец, священник; родственно лит. giriú, girti – хвалить, gẽras – хороший, др.-прусск. girtwei – хвалить, др.-инд. gr¸ņā́ti – воспевает, превозносит, восхваляет; gir – хвала, награда, авестийск. āγairyāt – превозносится, gir – хвала, награда, хвалебная песнь, лат. grātus – желанный, приятный, благодарный. – См.: Фасмер М. Этимол. сл. русск. яз. В 4 т. – М.: Астрель-АСТ, 2003. – Т. 2. Е-М. – С. 50) – обобщенно: заключающийся в приношении даров трансцендентным существам: обожествленным предметам, духам умерших предков, богам, т.д. [52] Магия (от греч. μα ˘ γεία – колдовство, волшебство, чародейство) – система действий, призванных мистическим образом (непосредственным воздействием воли) влиять на мир и его объекты (явления природы, предметы, людей, животных, духов).
[53] Культ религиозный (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религиозное почитание каких-либо предметов или трансцендентных сущностей и существ. – См.: Токарев С.А. Культ // Философская энциклопедия. В 5 т. / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М: Советская Энциклопедия, 1964. – Т. 5. – 584 с. – С. 111-112; др. определения. [54] См., в том числе, следующие работы: Васильева Е.Н. Теория «церковь—секта»: от М.Вебера до наших дней [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Исследовано в России» / Институт философии РАН. – С. 1194-1210. – Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/114.pdf. – Дата доступа: 20.05.2009; Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Иснтитута теологии БГУ. – Минск: БГУ, 2008. – 103 с.; Терюкова Е.А. Типология религиозных объединений // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с. [55] Институт (от лат. institutum) – установление, учреждение. – См.: Словарь иностр. слов: св. 21000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз.-Медиа, 2005. – 817 с. – С. 263. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. [56] Церковь (семантически – от греч. ̉Εκκλησία, созвание, и еврейского [ kagal ], собрание; фонетически – от греч. Κυριακόν – дом Господень) – 1) место собрания верующих; 2) объединение верующих; 3) мистическое единство верующих. [57] Секта (лат. secta – школа, учение) – обособление религиозных организаций и групп, отколовшихся от тех или иных традиционных церквей и религий и образующих оппозицию им. – См.: Клибанов А. Сектантство // Философская энциклопедия. В 5-ти т.т. – М: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960 – 1970. – [2996] с. – Т. 4. – С. 574-474. [58] Деноминация, лат. denominatio – переименование, наделение специальным именем. – См.: Кобызов Р.А. Деноминация// Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006 – 1256 с. – С. 282-283; Деноминация // Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005. – 817, [15] с. – С. 205. [59] См.: Adherents.com: National & World Religion Statistics. – Church Statistics. – World Religions [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adherents.com/. – Дата доступа: 10.09.2009. [60] См.: Real International Statistics on Religion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.religionstatistics.net/statofrel1.htm. – Дата доступа: 10.09.2009. [61] См.: Пучков П.И. О классификации религий // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам гл. ред.), В А.Попов, П.И.Пучков (зам гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с. [62] См.: Пучков П.И. Цит. соч. [63] См.: Adams C.J. Classification of Religions // Encyclopaedia Britannica [Элетронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/497215/classification-of-religions/. – Дата доступа: 20.09.2009. [64] Полизоизм (греч. πολύ - – много, ζω̃ον – животное) – представления о мистических животных первопредках, влияющих на жизнь людей. [65] Полидемонизм (греч. πολύ - – много, δαίμων – божество, дух) – представления и ритуалы, основанные на вере в существование множества духов, регулирующих все стороны природной и общественной жизни, властно и непредсказуемо распоряжающихся человеческой судьбой. Термин был введен впервые немецким мифологом М.Мюллером, развит впоследствии Э.Тайлором и др. – См.: Забияко А.П. Полидемонизм // Религиоведение: Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с. – С. 772. [66] Териантропоморфизм, от териантропия (греч. θηρίον – дикое животное и άνθρωπος – человек) – термин для обозначения трансформации человека в животное (в мифологии или в спиритизме). Термин стал известен в Европе благодаря работе датского этнографа Я. де Гроота (1901), посвященной религиозной системе Китая. В некоторых источниках также встречается термин зоантропия. – См.: Териантропия // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/... – Дата доступа: 11.09.2009. [67] Таксономический (от греч. τάξις – расположение в порядке, устроение, определение, назначение и νόμος – обычай, закон) – расположенный в иерархическом порядке. – См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст.ст. 1226; 852. [68] См., напр.: Mensching G. Die Religion: Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze. – München: Wilhelm Goldmann Verlag, [б/г]. – 396 s.; Heiler F. Die Religionen der Menschheit / Goldammer K. (hg.). – Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1999. – 672 s.; Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества; Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм // Религия и общество: Хрестом. по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с. – С. 664-677; 677-699; Одиноченко В.А. Рэлигиязнауства: Вучэб.дапам. – Минск: Университэцкае, 2001. – 240 с.; Хоффманн Х. О религии и религиоведении. – Севастополь: Издательский дом «Максим», ЧП Арефьев М.Э., 2006. – 124 с.; Пучков П.И. О классификации религий // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам гл. ред.), В А.Попов, П.И.Пучков (зам гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.; и др. [69] Неолитическая революция – период человеческой истории, знаменующийся превращением собирателей и охотников в земледельцев и скотоводов, или переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Основное содержание неолитической революции: развитие земледелия, одомашнивание растений и животных, изобретение гончарного ремесла и образование оседлых поселений. Этот процесс привел к 4–3-му тысячелетиям до н.э. к появлению первых цивилизаций (в Месопотамии, Западной Азии, Египте, Китае, Японии, Америке). Период неолитической революции датируют примерно 10–6-м или 10–3-м тысячелетиями до н.э. Первыми и наиболее значительными очагами неолитической революции были: - Передняя Азия (территории современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании – т.н. «плодородный полумесяц», или «плодородный серп»), где к 7–6 тысячелетиям до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство (выращивание пшеницы, ячменя, гороха; разведение коз) и появились первые города (Чатал-Хююк, Джармо, Иерихон); - Мезоамерика (территория современной Мекски), где к к. 3–н. 2 тысячелетий до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; - Перу (соответствующая современная территория), где во 2-й пол. 2 тысячелетия до н.э. сложилась земледельческая экономика, культивировавшая маис, но при сохранении большого значения рыболовства; а также: - Северо-Западная Индия (долина р.Инд) – в 4–3 тысячелетиях до н.э.; - Восточный Китай (долина р.Хуанхэ); - Северная Африка (долина р.Нил) – в 6–1 тысячелетиях до н.э.; др. –– См., в частности: Atlas of the World’s Religions // Smart N. (ed.). – Oxford: Oxford Univ.Press, 1999. – 240 p. – P. 19; Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М. –СПб.: Рудомино – Университетская книга, 1997. – 415 с. – 22. Первобытное общество. – С. 239-242; Латов Ю. Неолитическая революция // Кругосвет: Онлайн Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NEOLITICHESKAYA_REVOLYUTSIYA.html. – Дата доступа: 10.02.2011; др. [70] Осевое время (нем. Achsenzeit) – термин, введенный немецим философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует и в настоящее время. Ясперс датирует осевое время 800-200 гг. до н.э. По его мнению, все учения осевого времени (которые в измененном виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого архаичных, традиционных норм жизни. (Имеются в виду такие, например, новые для того времени философские системы, как конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, буддизм, зороастризм, античная философия, др.). Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800-200 гг. до н.э. в качестве особой эпохи в эволюции общественных систем: в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности, государственного управления и т.п. – См.: Осевое время // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Осевое_время. – Дата доступа: 15.03.2010. [71] Развитие, усложнение одной из сторон человеческого существования не означает автоматического развития, усложнения и всех остальных. Эволюция одного из факторов может сочетаться со стагнацией или деградацией других. Поэтому смену историко-культурных периодов, в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.23 (0.011 с.) |