Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные религиведческие центры

Поиск

ТАБЛИЦА:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

См. соответствующий файл

 


[1] Процесс и результат изменения человеком реальности называют культурой (в широком смысле этого слова), от лат. cultura – возделывание.

[2] Трансцендентное/-ый, от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы. В религиоведческий оборот термин трансцендентное был введен шведским теологом и религиоведом Н.Зёдербломом (1866-1931) в связи с определением религии в статье «Holiness» («Святость») для «Encyclopedia of Religion and Ethics» в 1913 г. – См. об этом: Ahn G. Religion // Theologische Realenzyklopädie/ Müller, Gerhard; Balz, Horst; Krause, Gerhard (Hrsg.). – Bd. 36. – Berlin; New-York: de Gruyter, 1976–2005. – Bd. 28. – S. 513-559.

 

[3] Означивание – выделение феномена из неразличимого множества других в связи с включением его в сферу жизненных интересов и фиксация его выделенности некой отметкой, знаком (см. далее п.п. 5.1, 11.4), в частности, – именем. Имя символически фиксирует содержание феномена, его смысл для человека.

[4] Абсолют, от лат. absolutus – независимый, законченный, доведенный до совершенства; производное от лат. solus – только один, единственный, ни от чего не зависящий. См. также сноску в п. 11.2.

[5] Мистический, от греч. μυστικός – таинственный (скрытый). См. также сноску в п. 3.

[6] Гений, от лат. genius, высшая степень одаренности, – человек, обладающий высшей степенью одаренности; в древнеримской мифологии – дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей жизни и руководящий его действиями и помыслами; позже – вообще добрый или злой дух. – См.: Словарь иностранных слов: св. 21000 сл. / Отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз.–Медиа, 2005. – 817 с. – С. 157.

Термин «религиозный гений» использовал, в числе других, румынский религиовед М.Элиаде (1907-1986). – См., напр.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. – Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. Перев, с фр. 2-е изд., исправл. – М., Критерион, 2002. – 464 с.; Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перев. с фр. – М., Критерион, 2002. – 512 с.; Т. 3. От Магомета до Реформации. Перев. с фр. – М., Критерион, 2002. – 352 с.

[7] См.: У.Джемс. Многообразие религиозного опыта. Репринт. – СПб.: Изд-во «Андреев и Сыновья», 1992. – 418 с. – Лекция 1. Религия и невроз; Лекция 3. Реальность невидимого; др. – С. 20-36, 56-72, др.

[8] Харизма (греч. χάρις, χάρισμα – милость, (божественный) дар, благодать) – внутренняя сила, притягательность личности, одаренность в каком-либо отношении. – См.: Забияко А.П. Харизма; Лещинский А.Н., Немова Е.А. Харизматические церкви // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006 – 1256 с. – С. 1143-1145; Никола У. Харизма // Иллюстрированный философский словарь / Пер. с ит. – М.: БММ АО, 2006. – 584 с. – С. 168-169; Харизма // Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005. – 817, [15] с. – С. 736.

[9] Термин немецкого социолога (в т.ч. социолога религии) М.Вебера (1864-1920). – См., напр.: Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ); Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира; др. / Пер. с нем. М.Левиной // Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с. – С. 78-308; 7-42.

[10] Термин американского мифолога Дж.Кэмпбелла (1904-1987). – См., напр.: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», «Аст» – Киев: «Ваклер», 1997. – 384 с.; др. работы Дж.Кэмпбелла.

[11] Такое обозначение фаз становления «религиозного героя» (религиозной личности) дает американский антрополог, действующий профессор Калифорнийского университета Р.Уолш. Характеристика фаз здесь дана по его схеме. – См.: Уолш Р. Дух шаманизма - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – 288 с.). Дж.Кэмпбелл, на которого ссылается Р.Уолш, выделяет следующие фазы становления религиозного героя: уединениеинициациявозвращение. – См.: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», «Аст» – Киев: «Ваклер», 1997. – 384 с.). Дж.Кэмпбелл трактует их как расширение универсальной схемы обрядов перехода, систематически описанных французским этнографом А. ван Геннепом (1873-1957). – См.: Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.

[12] Аскеза – от греч.: ᾄσκησις – упражнение (в чем-л. гимнастов, атлетов); άσκητἠς – упражняющийся в чем-л. (гимнаст, атлет, борец); позже – отшельник, монах; άσκητός – искусно сделанный, приготовленный; приобретаемый посредством упражнения; обученный, искусный, ловкий.

Аскеза, или аскетизм – тип религиозного опыта, основанный на психофизической практике подавления плотских и чувственных сторон человеческого существования ради достижения «высокой духовной цели», или – более функционально – высокой степени самоконтроля, самообладания, смирения.

Первоначально в греческой интеллектуальной традиции, давшей этот термин, аскетизм понимался как система физических упражнений атлетов. Позже, в стоицизме, – как совершенствование интеллектуально-нравственных качеств путем воздержания от удовлетворения (сверх разумной необходимости) физических и чувственных потребностей, как практика обуздания страстей. Далее, в кинизме, – как воздержание вплоть до крайних форм самоограничения; аналогично – в неопифагореизме и неоплатонизме. Затем христианство, унаследовавшее обширный арсенал аскетических учений и практик иудаизма и эллинизма, применило слово ᾄσκησις для обозначении форм религиозного подвижничества (например: самоограничение в пище, отказ от имущества в пользу бедных, безбрачие, пустынничество, др.).

Вообще, такой тип подвижничества (практики физического и чувственного самоограничения ради достижения высокой степени самоконтроля, смирения, внутренней силы и чистоты) обнаруживает себя практически во всех религиях мира, восходя к глубокой архаике. Аскетические практики издавна выступали средством достижения ритуальной чистоты (святости – см. …) – состояния, необходимого для общения с трансцендентным религиозным объектом (священным – см. …) – с духами, богами, т.п. Многие формы аскетизма восходят к магическим корням и связанным с ними табу (см. …), к обрядам инициаций и связанным с ними шаманским (см. …) практикам. Состояния религиозной избранности (шаманская болезнь, ритуальная смерть и возрождение, т.п.) сопровождались физическими и духовными подвигами аскезы, демонстрировавшими избранность кандидата. И т.д. – См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – Репринт: СПб, 1899. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – 1370 ст.ст. – Ст. 206; Словарь иностранных слов: св. 21.000 сл. / Отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стер. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. – 817 с. – С. 73; Религиоведение: Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – 1256 с.

[13] Термин немецкого социолога М.Вебера. – См., напр.: Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с. – С. 78-308; др.

[14] См., напр., свидетельства религиозных преданий:

духовные искания Авраама. – См.: Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 27; Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 10-е изд. – М.: РИПОЛ-классик, 2007. – 912 с. – Сура 6 (Аль-Ан’ам / Скот): 74-90. – С. 92-93 (или: Коран / Пер. И.Ю.Крачковского. – Минск, Ростов-на-Дону: МП «Фобос», 1990. – 448 с. (Воспр. изд-я: Коран. Душанбе, 1990). – Сура 6 (Скот): 74-90. – С. 92-93; Коран. Перевод смыслов: Э.Р.Кулиев. Изд-е 6, испр. – [М.:] изд. дом «УММА», 2007. – 687 с. – Сура 6 (Аль-Анам / Скот): 74-91. – С. 151-153);

пророческое призвание и начало служения Моисея. – См.: Исх. 3: 1-7, 9-15, 18; 4: 1-17, 21-23, 27-31;

пророческое призвание Ионы. – См.: Ионы 1: 1-12, 15; 2: 1-3, 8-11;

пророческое призвание и пересотворение Исайи. – См.: Исайя 6: 1-9;

обращение Савла. – См.: Деян. 8: 3; 9: 1-22; (22: 4-14);

искания и просветление / пробуждение Сиддхартхи Гаутамы (Будды). – См.: Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. – П.: [Б/и], 1919; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ezoterica.narod.ru/Budda.html. – Дата доступа: 22.09.2007;

искушение Христа в пустыне. – См.: Мф. 4: 1-11; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-13;

искания Магомета. – См.: Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 33-35; и др.

См., далее, этнографические описания: Анохин А. Материалы по шаманству у алтайцев // Сб. Музея антропологии и этнографии. – Т. 4, вып. 2. – [Б/м], 1924. – 149 с.; Расмуссен К. Великий санный путь / Пер. с датск. А.В. Ганзен; Предисл. и прим. Л.А. Файнберга. – М.: Географгиз, 1958. – 184 с.; Попов А.А. Тавгийцы. – М.–Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. – 110 c.; Богораз-Тан В. – См., напр.: Фрайкопф Г. Вселенная шамана: В.Г.Богораз-Тан, исследователь и путешественник, о своей жизни среди шаманов. Адаптация публикаций. – СПб.: ICAR, 1995. – 196 с.

См., также, культурологические и религиоведческие обобщения: Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с.; Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.; Кэмпбелл Дж. Маски бога. Созидательная мифология. Т. I. Кн. 1. – М.: Золотой Век, 1997. – 332 с.; Т. I. Кн. 2. – М.: Золотой Век, 1998. – 412 с.; Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности. - М.: Открытый мир, 2006. – 320 с.; Уолш Р. Дух шаманизма / Пер. с англ. С.Каноненко. – М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. – 288 с.; Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / Пер. с англ. – Киев: «София», 2000. – 480 с.; др.

См., наконец, художественные интерпретации: Гессе Г. Игра в бисер / Пер. с нем. С.К.Апта; Вступ. ст. Н.С.Павловой. – М.: Правда, 1992. – 496 с. – Три жизнеописания: 1. Кудесник. – С. 396-435; Кастанеда К. Учения дона Хуана: Путь знания индейцев яки; Отдельная реальность; Путешествия в Икстлан; Сказки о силе; др. – Любое издание; др.

[15] Священное – характеристика переживаемого в религиозном опыте воздействия безусловной абсолютной реальности как безусловной ценности, как предмета благоговения. См. также сноски в п.п. 11.2, 11.4.

[16] Нуминозное, от лат. numen – божество; numinous – божественное воздействие, божественная воля, сила, власть.См. также сноску в п. 11.4.

[17] См., в том чиле: Забияко А.П. Религиозный опыт // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – 1256 с. – С. 866-867. См. также сноску в п. 11.4.

[18] Транс, от фр. transir – оцепенеть.

[19] Экстаз (греч. έκστασις – смещение, перемещение, исступление, восторг) – термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; обозначает выход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались гнетущй, болезненный экстаз (греч. < hibris > – страсть, опьянение) и облегчающий экстаз (в котором человек приобщается к трансцендентной истине бытия). Экстаз предполагает предварительное очищение души (греч. < katarsis >), прошедшей все этапы добродетельной жизни. – См.: Аверинцев С.С. Экстаз // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 759. См. также далее п. 11.4.

[20] Мистический, от мистика (греч. μυστικός – таинственный / скрытый) – опыт и практика, состоящие в непосредственном восприятии трансцендентного. В различных религиозных традициях мистические практики культивируются с целью переживания в экстазе непосредственного единения с абсолютом и оформляются в теологические и философские доктрины. – См.: Аверинцев С.С. Мистика // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 368.

 

[21] Внутренняя целостность – синхронизированность всех уровней (планов) мотивации человека (физического, психического, разумно-волевого / духовного) вокруг абсолютного символа (ценности), вне соотнесенности с которым человек себя не представляет.

 

[22] Здесь термин представления означает систему синтетических, символически оформленных образов, соединяющих в себе (имплицитно или эксплицитно) все познавательные формы: образы, эмоции, понятия, идеи (интуиции).

 

[23] Подобное структурирование религиозных систем было предложено, в частности, французским социологом Э.Дюркгеймом (1858-1917), немецким социологом Й.Вахом (1898-1955), др.

[24] См.: Данилов А. В. Основы систематического религиоведения: учебно-методическое пособие. – Минск: «Зорны верасень», 2009. – 296 с.

 

[25] Символ, от греч. sύmbolon – знак, примета. – См. далее сноску в п. 12.1.

[26] Знак ( от др.-русск. знакъ ← общеслав. znati в значении отличать, заметить; также англ. sign, фр. signe, нем. Zeihen, итал. signe) – феномен, заключающий в себе и выражающий собой некое отличное от него содержание. См. далее сноску в п. 12.1.

[27] Миф, отгреч. mύJoV предание, сказание. – См. далее сноску в п. 12.2.

[28] Предание (греч. παραδоσις – передача, оставление в наследство; идентично: лат. traditio – трансляция, передача) – повествование, передающее сведения о реальных лицах и событиях, возникающее из рассказов очевидцев, но при переходе от одного лица другому подвергающееся метафорическим интерпретациям, иногда изменяющим смысл события. Различают исторические (о конкретных людях и событиях) и священные (об исключительно значимых лицах и событиях) предания. – См. в том числе: Предание / Статья из БСЭ // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа 16.09.2008.

[29] На основе обобщения характеристик мифа, данных М.Элиаде, Е.Мелетинским, В.Топоровым, др.

[30] Парадигма (греч. παράδειγμα – пример, образец) – 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. – См.: Парадигма (А.П.Огурцов) // ФЭС. – С. 460-461.

[31] Прецедент (лат. praecedens (praecedentis) – идущий впереди, предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. – См.: Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / Отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова Изд-е 3, стереотип. – М.: Рус.яз.–Медиа, 2005.- 817 с. – С. 536.

[32] Классификация составлена на основе следующих работ: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энц.», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335; Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с фр. В.Большакова. – М.: Инвест-ППП, СТ «ППП», 1996. – 240 с.; Шода М.Ю. Мифология древнего мира: Учебн. пос. для студентов 1-го курса отд. культурологии ФМО. – Минск: БГУ, 2007. – 131 с.

[33] Архетип (греч. άρχέτυπον, от άρχή – начало и τύπος – образ) – 1. Прообраз, идея (в позднеантичной философии: Филон Александрийский и др.). 2. Изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов восприятия, содержащиеся в т.н. коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и т.д. (в «аналитической психологии» К.Г.Юнга). – См.: Архетип // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 42.

[34] Любая модель реальности, которая стремится быть исчерпывающей, обязательно вырабатывает представления о начале, устройстве и судьбе (конце) мира.

[35] Космогонический, от космогония (греч. κοσμογονία – от κόσμος, мир, Вселенная и γονή, γονεία, рождение) – совокупность представлений о возникновении (рождении) мира. Космос (греч. κόσμος, лат. mundus): 1. термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и прекрасно упорядоченного целого. В дофилософском употреблении значение слова «космос» варьируется от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутренней структуры, особенно социальной – политической и военной. – См.: Лебедев А.В. Космос // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 281; 2. порядок, упорядоченность; строение, устройство; государственный строй, правовове устройство, надлежащая мера; мировой порядок, мироздание, мир; наряд; украшение, краса, – отсюда: в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции – мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом (принципом) вселенная. – См.: Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая Российская Энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с.; Т. 2. К-Я. – 720 с. – Т. 2. – С. 9-10.

[36] Хтонический (греч. χθών – земля, почва) – имеющий отношение к стихийным производительным силам земли, к миру земных недр, где заключены эти силы, т.п. Хтонические существа и божества олицетворяют: существа – необузданную мощь рождающих сил земли (поэтому они часто чудовищны); боги – земные силы. – См.: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335.

[37] Тератологический (греч. τέρα̃ς – знамение; чудо; чудовище; τέρα̃το-λογος – небывалый) – результат необузданного порождения; причудливый, фантастический образ животного или растения; уродливое животное или растение; т.п. – См.: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь, сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 1236.

[38] Теогонический, от теогония (греч. q εογονία, от θεος – бог и γονή – рождение, роды; род, происхождение; рожденное, плод, дитя, потомство; рождающее, семя) – совокупность представлений о происхождении богов. – См.: Лосев А. Теогония // Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: Гос. научн. изд. «Сов. энциклопедия», 1960-1970. – [2956] с. – Т. 5. – М.: «СЭ», 1970. – С. 197; Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энц. в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 321-335; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 275.

[39] Антропогонический, от антропогония (греч. ̉άνθρωπος – человек и γονή – рождение, роды; род, происхождение; рожденное, плод, дитя, потомство; рождающее, семя) – повествующий о происхождении (в т.ч. рождении) человека. Антропогонические мифы являются составной частью космогонических. – См.: Иванов В.В. Антропогонические мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 87-89; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст.

[40] Грех (греч. άμαρτία – ошибка, заблуждение, проступок, грех) – уклонение человека от собственного предназначения; нарушение религиозных предписаний; вина ослушания Бога; предосудительный поступок; др. – См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. – 4-е изд., стер. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – [2956] с. – Т. 1. – С. 456; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 63; Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. Изд-е 7-е, стер. – М.: «СЭ», 1968. – 900 с. – С. 140; др.

[41] Космологический, от космология (греч. κόσμος – мир, Вселенная, а также строй, порядок, в противоположность хаосу, и λόγος – слово, учение) – повествующий о строении мира. – См. в т.ч.: Наан Г. Космология// Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: Гос. научн. изд. «Сов. энциклопедия», 1960-1970. – [2956] с. – Т. 3. – М.: «СЭ», 1964. – 584 с. – С.72-74; Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998. – Т. 2. – М.: «БСЭ», 1998. – 720 с. – С. 9-10; др. Космос. – См. также сноску в п. 12.3.

[42] Астральный (от лат. astralis) – звездный. – См.: Словарь иностранных слов: более 2100 слов / Отв.ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. Изд-е 3-е стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. – 817 с. – С. 76.

[43] Инфернальный – связанный с адом. Ад (греч. ̉Αΐδης, лат. locus infernus) – в разных мифологиях: «преисподняя», «изднанка мира», «нижнее место», «место сокрытия», «место наказания», т.п. См. далее сноску в п. 11.4.

[44] Демон (греч. δαίμων – божество (доброе и злое), бог) – термин вошел в широкий культурный оборот из греческой мифологии, где обобщенно обозначал некую неопределенную и неоформленную божественную силу, злую или (реже) благодетельную, часто определяющую судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная, роковая сила, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, она молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. И т.д. – См.: И[ванов] В. Демон // Мифы народов мира. Энц. в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая российская энц.», 1998. – Т. 1. А-К. – 672 с. – С. 366-367; Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст. 282; др. См. также сноску в п. 11.4.

[45] Рай, от греч. παράδειος – рай < др.-ир. pairidaēza -; возм., заимств. из др.-ир. ср.-авест. rā́y - «богатство, счастье», др.-инд. rāy -, rās «состояние, сокровище, богатство», rayíѕ ִ «дар, владение», которые родственны лат. rēs «дело, имущество», др.-инд. rā́ti «дает, дарует», — т.е., интерпретируя: <место благоденствия>; или: <место, «где человек всегда с богом»>. – См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / М.Фасмер; Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. – 4-е изд., стер. – М: ООО “Мздательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – [2956], [4] с.- Т. 3. – С. 434; др

[46] Эсхатологический, от эсхатология (греч. ̉έσχατος – последний, крайний и λόγος – учение) – религиозное учение о судьбах мира и человека; различаются индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни отдельной человеческой души, и всемирная эсхатология, т.е. учение о конце мира и о том, что последует за этим концом. – См.: Аверинцев С.С. Эсхатология // Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: ГНИ «Советская энциклопедия», 1960-1970. – Т. 5. – М., 1970. – С. 580-582; Аверинцев С.С. Эсхатология / /Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев., Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: «СЭ», 1989. – 815 с. – С. 775; др.

[47] Сотериологический, от сотериология (греч. σωτηρία – искупление, спасение, избавление и λόγος, учение) – система представлений о способах обретения вечного блаженства в загробном мире. – См.: Овсиенко Ф.Г. Сотериология // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006 – 1256 с. – С. 998-999; др.

[48] Ритуал (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с трансцендентным объектом. – См. в т.ч.: Ритуал // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с. – С.560; др.

[49] См.: Lamb R. Religious rituals // Encyclopedia of Anthropology. 2005. – SAGE publications. – SAGE-reference-online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sage-ereference.com/anthropology/Article_n761.html. – Дата доступа: 15.09.2009.

[50] См.: Ayegboyin D. Sacrifice // Encyclopedia of African Religion. 2008 / SAGE Publications. – SAGE-reference-online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sage-reference.com/africanreligion/Article_n362.html. – Дата доступа: 15.09.2009; Токарев С.А. Жертвоприношения // Философская энциклопедия. В 5 т. / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М: Советская Энциклопедия, 1962. – Т. 2. – 576 с. – С. 127-128.

[51] Жертвоприношение (от жертва <ст.-слав. жрътва < жърт – творю жертву, жъръцъ – жрец, священник; родственно лит. giriú, girti – хвалить, gẽras – хороший, др.-прусск. girtwei – хвалить, др.-инд. gr¸ņā́ti – воспевает, превозносит, восхваляет; gir – хвала, награда, авестийск. āγairyāt – превозносится, gir – хвала, награда, хвалебная песнь, лат. grātus – желанный, приятный, благодарный. – См.: Фасмер М. Этимол. сл. русск. яз. В 4 т. – М.: Астрель-АСТ, 2003. – Т. 2. Е-М. – С. 50) – обобщенно: заключающийся в приношении даров трансцендентным существам: обожествленным предметам, духам умерших предков, богам, т.д.

[52] Магия (от греч. μα ˘ γεία – колдовство, волшебство, чародейство) – система действий, призванных мистическим образом (непосредственным воздействием воли) влиять на мир и его объекты (явления природы, предметы, людей, животных, духов).

 

[53] Культ религиозный (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религиозное почитание каких-либо предметов или трансцендентных сущностей и существ. – См.: Токарев С.А. Культ // Философская энциклопедия. В 5 т. / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М: Советская Энциклопедия, 1964. – Т. 5. – 584 с. – С. 111-112; др. определения.

[54] См., в том числе, следующие работы: Васильева Е.Н. Теория «церковь—секта»: от М.Вебера до наших дней [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Исследовано в России» / Институт философии РАН. – С. 1194-1210. – Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/114.pdf. – Дата доступа: 20.05.2009; Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Иснтитута теологии БГУ. – Минск: БГУ, 2008. – 103 с.; Терюкова Е.А. Типология религиозных объединений // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

[55] Институт (от лат. institutum) – установление, учреждение. – См.: Словарь иностр. слов: св. 21000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз.-Медиа, 2005. – 817 с. – С. 263. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.

[56] Церковь (семантически – от греч. ̉Εκκλησία, созвание, и еврейского [ kagal ], собрание; фонетически – от греч. Κυριακόν – дом Господень) – 1) место собрания верующих; 2) объединение верующих; 3) мистическое единство верующих.

[57] Секта (лат. secta – школа, учение) – обособление религиозных организаций и групп, отколовшихся от тех или иных традиционных церквей и религий и образующих оппозицию им. – См.: Клибанов А. Сектантство // Философская энциклопедия. В 5-ти т.т. – М: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960 – 1970. – [2996] с. – Т. 4. – С. 574-474.

[58] Деноминация, лат. denominatio – переименование, наделение специальным именем. – См.: Кобызов Р.А. Деноминация// Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006 – 1256 с. – С. 282-283; Деноминация // Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005. – 817, [15] с. – С. 205.

[59] См.: Adherents.com: National & World Religion Statistics. – Church Statistics. – World Religions [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adherents.com/. – Дата доступа: 10.09.2009.

[60] См.: Real International Statistics on Religion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.religionstatistics.net/statofrel1.htm. – Дата доступа: 10.09.2009.

[61] См.: Пучков П.И. О классификации религий // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам гл. ред.), В А.Попов, П.И.Пучков (зам гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.

[62] См.: Пучков П.И. Цит. соч.

[63] См.: Adams C.J. Classification of Religions // Encyclopaedia Britannica [Элетронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.britannica.com/EBchecked/topic/497215/classification-of-religions/. – Дата доступа: 20.09.2009.

[64] Полизоизм (греч. πολύ - – много, ζω̃ον – животное) – представления о мистических животных первопредках, влияющих на жизнь людей.

[65] Полидемонизм (греч. πολύ - – много, δαίμων – божество, дух) – представления и ритуалы, основанные на вере в существование множества духов, регулирующих все стороны природной и общественной жизни, властно и непредсказуемо распоряжающихся человеческой судьбой. Термин был введен впервые немецким мифологом М.Мюллером, развит впоследствии Э.Тайлором и др. – См.: Забияко А.П. Полидемонизм // Религиоведение: Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с. – С. 772.

[66] Териантропоморфизм, от териантропия (греч. θηρίον – дикое животное и άνθρωπος – человек) – термин для обозначения трансформации человека в животное (в мифологии или в спиритизме). Термин стал известен в Европе благодаря работе датского этнографа Я. де Гроота (1901), посвященной религиозной системе Китая. В некоторых источниках также встречается термин зоантропия. – См.: Териантропия // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/... – Дата доступа: 11.09.2009.

[67] Таксономический (от греч. τάξις – расположение в порядке, устроение, определение, назначение и νόμος – обычай, закон) – расположенный в иерархическом порядке. – См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – Репринт: Греческо-русский словарь / Сост. А.Д.Вейсман. Изд. 5-е. – СПб: изд-е автора, 1899. – VIII с. + 1369 ст.ст. – Ст.ст. 1226; 852.

[68] См., напр.: Mensching G. Die Religion: Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze. – München: Wilhelm Goldmann Verlag, [б/г]. – 396 s.; Heiler F. Die Religionen der Menschheit / Goldammer K. (hg.). – Stutt­gart: Philipp Reclam jun., 1999. – 672 s.; Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества; Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм // Религия и общество: Хрестом. по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с. – С. 664-677; 677-699; Одиноченко В.А. Рэлигиязнауства: Вучэб.дапам. – Минск: Университэцкае, 2001. – 240 с.; Хоффманн Х. О религии и религиоведении. – Севастополь: Издательский дом «Максим», ЧП Арефьев М.Э., 2006. – 124 с.; Пучков П.И. О классификации религий // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам гл. ред.), В А.Попов, П.И.Пучков (зам гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.; и др.

[69] Неолитическая революция – период человеческой истории, знаменующийся превращением собирателей и охотников в земледельцев и скотоводов, или переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Основное содержание неолитической революции: развитие земледелия, одомашнивание растений и животных, изобретение гончарного ремесла и образование оседлых поселений. Этот процесс привел к 4–3-му тысячелетиям до н.э. к появлению первых цивилизаций (в Месопотамии, Западной Азии, Египте, Китае, Японии, Америке). Период неолитической революции датируют примерно 10–6-м или 10–3-м тысячелетиями до н.э. Первыми и наиболее значительными очагами неолитической революции были:

- Передняя Азия (территории современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании – т.н. «плодородный полумесяц», или «плодородный серп»), где к 7–6 тысячелетиям до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство (выращивание пшеницы, ячменя, гороха; разведение коз) и появились первые города (Чатал-Хююк, Джармо, Иерихон);

- Мезоамерика (территория современной Мекски), где к к. 3–н. 2 тысячелетий до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса;

- Перу (соответствующая современная территория), где во 2-й пол. 2 тысячелетия до н.э. сложилась земледельческая экономика, культивировавшая маис, но при сохранении большого значения рыболовства;

а также:

- Северо-Западная Индия (долина р.Инд) – в 4–3 тысячелетиях до н.э.;

- Восточный Китай (долина р.Хуанхэ);

- Северная Африка (долина р.Нил) – в 6–1 тысячелетиях до н.э.; др. ––

См., в частности: Atlas of the World’s Religions // Smart N. (ed.). – Oxford: Oxford Univ.Press, 1999. – 240 p. – P. 19; Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М. –СПб.: Рудомино – Университетская книга, 1997. – 415 с. – 22. Первобытное общество. – С. 239-242; Латов Ю. Неолитическая революция // Кругосвет: Онлайн Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NEOLITICHESKAYA_REVOLYUTSIYA.html. – Дата доступа: 10.02.2011; др.

[70] Осевое время (нем. Achsenzeit) – термин, введенный немецим философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует и в настоящее время. Ясперс датирует осевое время 800-200 гг. до н.э. По его мнению, все учения осевого времени (которые в измененном виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого архаичных, традиционных норм жизни. (Имеются в виду такие, например, новые для того времени философские системы, как конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, буддизм, зороастризм, античная философия, др.). Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800-200 гг. до н.э. в качестве особой эпохи в эволюции общественных систем: в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности, государственного управления и т.п. – См.: Осевое время // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Осевое_время. – Дата доступа: 15.03.2010.

[71] Развитие, усложнение одной из сторон человеческого существования не означает автоматического развития, усложнения и всех остальных. Эволюция одного из факторов может сочетаться со стагнацией или деградацией других. Поэтому смену историко-культурных периодов, в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.23 (0.011 с.)