Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологическая реконструкция религиозного опыта

Поиск

 

Религиозная, или мистическая интуиция как предпосылка религиозного опыта

(гносеологическое введение)

 

Итак, человек – существо сложное и, в полноте своего состава, бесконечное.

 

На каждом уровне своего существа человек связан со всей реальностью в целом:

▪как физическое тело, причем организованное предельно сложно, человек участвует в обмене веществом и энергией с другими телами – на всех уровнях этого обмена: элементарном, атомарном, кристаллическом / клеточном, молекулярном, на уровне тканей, органов, тел, их систем, вплоть до метагалактического масштаба, а также – участвует во взаимодействии всех соответствующих сил и полей;

▪как сложная система психических функций – накапливает восприятия, осознанные и неосознаваемые, в их бесконечном множестве; непосредственно-целостно (эмоционально) реагирует на все (осознанно и неосознанно) воспринятое, т.е. накапливает тотальный эмоциональный фон своего существования; наконец, активно сортирует воспринятое, формируя идеальные модели (обобщенные представления, понятия, суждения, умозаключения) связей между восприятиями; множество этих моделей – так же неисчислимо, как и множество отраженных в них связей;

▪как свободный деятель (или личность, или разумно-волевое начало, или духовное начало) – стремится преодолеть собственные границы: физические (пространственно-временные границы тела), психические (индивидуальные возможности реагирования и познания), т.е. – ориентирован на бесконечное раскрытие своего потенциала собственными силами (на актуализацию своей бесконечной связанности с целым миром, вплоть до его оснований).

 

Бесконечный потенциал человека трансцендентен ему самому. Тем не менее, он ощущается человеком – как потребность максимального, или подлинного самоосуществления («цель человеческого существования – превосхождение себя»[124]). Стремление раскрыть максимум своих возможностей проявляется в человеке как смутная, но постоянная неудовлетворенность достигнутым; к сожалению, эта неудовлетворенность не обеспечена никакими четкими представлениями человека о том, к чему он предназначен. Поэтому он самостоятельно осуществляет себя – самотрансцендирует[125] – в основном путем открытого поиска, путем постоянных проб и ошибок. Однако опыт напрасных усилий всегда мучителен, и человек рано или поздно отказывается от собственных исканий и начинает полагаться на опыт чужой, – как правило, коллективный; это опыт проверенный, надежный – опыт традиции: семейной, общинной, сословной, культурной, т.п. И все же истории известны и исключительные случаи, когда подлинная цель жизненных усилий человека открывалась ему внезапно во всей своей бесконечной полноте и определенности. Подобные события исчерпывающих смысловых озарений (откровений абсолютной истины) создавали в истории культуры религиозные традиции.

 

Религиозная интуиция и религиозное избранничество

 

Итак, существует представление о различной восприимчивости людей к воздействию абсолютной реальности[126]: одни обладают исключительной восприимчивостью к нему (т.н. мистической одаренностью, или гениальностью), другие – умеренной, третьи – практически лишены ее. Это деление вообще соответствует принципу разной распределенности задатков у людей: одни, например, в большей мере предрасположены к интеллектуальному самопроявлению, другие – к художественному, третьи – к мистическому; и, соответственно, каждая из групп – меньше предрасположена к несвойственным ей типам задатков. Известно при этом, что отсутствие у кого-то исключительной одаренности к музыкальной композиции не означает, что такой человек не способен услышать гармонию музыкального произведения, сочиненного одаренным композитором. Так и с опытом восприятия абсолютного воздействия: отсутствие мистической гениальности не означает отсутствия возможности религиозного оыта, — просто он будет иметь другую интенсивность, чем у религиозного гения.

Приведенное деление объясняет чрезвычайный масштаб и смыслоемкость некоторых религиозных озарений – тех, что образуют религиозные традиции. Можно сказать, что религиозную историю человечества формируют люди, способные чутко воспринимать воздействие абсолютного – религиозно призванные / избранные, или т.н. религиозные харизматики, религиозные гении. Остальные – причастны абсолютному воздействию настолько, насколько они оказываются подвержены влиянию опыта религиозных гениев. Опыт абсолютного оформляется в восприятии предрасположенного к нему человека как обретение абсолютной полноты смысла, или полной ясности собственного предназначения в контексте абсолютной реальности, или – как переживание всей полноты истины, т.п.

Примеры особой восприимчивости к абсолютному могут быть взяты только из свидетельств религиозных преданий. Достоверность сюжетов преданий – не имеет фактической и доказательной силы и может быть уподоблена только силе выразительной достоверности художественных образов.

 

Примеры

1* религиозное становление как результат личного поиска абсолютной истины:

1*. 1) переживание мистической неудовлетворенности

(последовательность состояний: искание/призвание → бегство → испытание/обучение)

§ призвание к шаманству у якутов. – См.:

▫ Фрайкопф Г. Вселенная шамана: В.Г.Богораз-Тан, исследователь и путешественник, о своей жизни среди шаманов. Адаптация публикаций. – СПб.: ICAR, 1995. – 196 с. – Глава V. Психология шаманов; Глава VI. Приготовление к шаманству. – С. 73-96, 131-140, др.

§ переживание кризиса посвящения якутским шаманом Спиридоном Григорьевым, нганасанским шаманом Дюхадэ, иглуликским шаманом Ауа. – См.:

▫ Уолш Р. Дух шаманизма / Пер. с англ. С.Каноненко. – М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. – 288 с. – Гл.: Путешествие героя; Священный зов и кризис посвящения. – С. 31-41; 42-49

▫ Расмуссен К. Великий санный путь / Пер. с датск. А.В. Ганзен; Предисл. и прим. Л.А. Файнберга. – М.: Географгиз, 1958. – 184 с.; также: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rasmussen.html. – Дата доступа: 26.10.2008

▫ Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. – Гл.: Избрание. Дороги шамана. – С. 52-75

§ сны кризиса посвящения шамана нганасанского шамана Дюхадэ. – См.:

▫ Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. – Гл.: Избрание. Дороги шамана. – С. 52-75

§ духовные искания Авраама. – См.:

▫ Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 27

▫ Коран / Пер. И.Ю.Крачковского. – Минск, Ростов-на-Дону: МП «Фобос», 1990. – 448 с. (Воспр. изд-я: Коран. Душанбе, 1990). – Сура 6 (Скот): 74-90. – С. 92-93

▫ и л и: Коран. Перевод смыслов: Э.Р.Кулиев. Изд-е 6, испр. – [М.:] изд. дом «УММА», 2007. – 687 с. – Сура 6 (Аль-Анам / Скот): 74-91. – С. 151-153

▫ и л и: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 10-е изд. – М.: РИПОЛ-классик, 2007. – 912 с. – Сура 6 (Аль-Ан’ам / Скот): 74-90. – С. 92-93

§ пророческое призвание Моисея. – См.:

▫ Исх. 3: 1-7, 9-15, 18; 4: 1-17, 21-23, 27-31

§ пророческое призвание Ионы. – См.:

▫ Ионы 1: 1-12, 15; 2: 1-3, 8-11

§ искания Сиддхартхи Гаутамы. – См.:

▫ Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. – П.: [Б/и], 1919; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ezoterica.narod.ru/Budda.html. – Дата доступа: 22.09.2007

§ искушение Христа в пустыне. – См.:

▫ Мф. 4: 1-11

▫ Мк. 1: 12-13

▫ Лк. 4: 1-13

§ искания Магомета. – См.:

▫ Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 33-35

1*. 2) религиозное становление как результат озарения (просветления или откровения):

§ переживание пересотворения духами: нганасанский шаман Дюхадэ; переживание погружения в свет: иглуликский шаман Ауа. – См.:

▫ Уолш Р. Дух шаманизма / Пер. с англ. С.Каноненко. – М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. – 288 с. – Гл. Кульминация поиска: смерть и возрождение С. 64-74

▫ Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. – Гл.: Избрание. Дороги шамана. – С. 52-75

§ призвание Авраама. – См.:

▫ Быт. 12: 1-20

§ просветление Будды. – См.:

▫ Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. – П.: [Б/и], 1919; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ezoterica.narod.ru/Budda.html. – Дата доступа: 22.09.2007

▫ Мень А. История религии. В 7 кн. – М.: Изд. дом «Форум», 1997. – Кн. VII. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячел. до Р.Х. – Гл.: Жизнь и проповедь Будды Гаутамы; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svitlo.by.ru/istoria/istrelig/istrelig03.html. – Дата доуступа: 8.12.2008

§ явление Магомету ангела Джебраила: начало откровения. – См.:

▫ Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 33-35

2* внезапное обретение абсолютной истины

§ призвание и начало служения Моисея. – См.:

▫ Исх. 3: 1-7, 9-15, 18; 4: 1-17, 21-23, 27-31

§ пророческое призвание и пересотворение Исайи. – См.:

▫ Исайя 6: 1-9

§ обращение Савла. – См.:

▫ Деян. 8: 3; 9: 1-22; (22: 4-14)

3* интуитивная (мистическая) убежденность в реальности абсолютной истины

§ жертвоприношение Авеля. – См.:

▫ Быт. 4: 1-12

§ жертвоприношение Авраама. – См.:

▫ Быт. 22: 1-18

§ сон («лестница») Иакова. – См.:

▫ Быт. 28: 10-22

§ благовещение Деве Марии … – См.:

▫ Мф. 1: 18-25

▫ Лк. 1: 26-38

§ узнавание Христа его будущими учениками и теми из народа, кто был «открыт сердцем». – См.:

▫ Мф. 4: 18-22 (призвание галилейских рыбаков)

▫ Мк. 1: 16-20 (-«»-)

▫ Лк. 5: 1-11 (-«»-)

▫ Ин. 1: 40-42 (-«»-)

▫ Мф. 9: 18-26 (исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира)

▫ Мк. 5: 21-43 (-«»-)

▫ Лк. 8: 40-45 (-«»-)

▫ др. чудеса – см. по Согласованию Четвероевангелия

 

Содержание и структура религиозного опыта [127]

 

Опыт абсолютного воздействия называют религиозным и определяют как состояние, в котором человек обнаруживает себя пребывающим в живом и непосредственном единстве с абсолютным (существом или могуществом)[128]. В религиозном опыте абсолютное воздействие становится имманентным человеку, пробуждая его собственный безграничный потенциал и выступая по отношению к этому потенциалу горизонтом осуществления, однако при этом само абсолютное остается радикально трансцендентным человеку, т.к. является иной реальностью. Итак, религиозный опыт есть опыт абсолютного как имманентно-трансцендентного. Некоторые (наиболее смыслоемкие) события религиозного опыта открывают / конституируют религиозные традиции.

В различных культурных условиях религиозный опыт приобретает различные формы, но сохраняет, в большей или меньшей степени, содержательную и структурную идентичность. К универсальному содержанию религиозного опыта относят преображающее человека воздействие абсолютного, к характерным особенностям – способы и формы переживания этого воздействия.

Религиозный опыт может быть внезапным и сокрушающим или длящимся и ровным. Первое в большей мере характерно для культур с активными формами жизненного поведения, сложно дифференцированным самосознанием и индивидуальным характером его адаптации, второе – для культур с приспособительными формами поведения, синкретичным самосознанием и коллективным характером его усвоения. Однако это не типологическое, а скорее статистическое соответствие. Так, в развитых культурах встречаются личности, для которых безусловная убежденность в абсолютной реальности является не вдруг приобретенной или выстраданной, а естественной и служит само собой разумеющимся принципом жизни (как в традиционных культурах, где такая убежденность естественно усваивается с авторитетом традиции); и наоборот, в культурах, где постепенно, привычно аккумулируется и долго традируется накопленный поколениями мистический опыт, носителем которого является весь коллектив, этот опыт намеренно интенсифицируется в экстремальных личных переживаниях в ходе инициаций.

Событие обретения абсолютного смысла ярче прослеживается на опыте озарения (экстремального личного состояния непосредственной встречи с абсолютным).

Религиозный опыт как внезапное озарение представляет собой ситуацию «вторжения» абсолюта в ограниченный масштаб человеческого существа. В такой ситуации человек мог бы быть уничтожен этой бесконечно превосходящей его силой, если бы не заключал в себе в свернутом виде собственный абсолютный потенциал, собственную бесконечность. Этот личный трансцендентный потенциал актуализуется под воздействием бесконечности абсолюта – «резонирует» с ней, и человек преображается: его скрытый жизненный ресурс актуализуется, и человек сам становится бесконечным – существом, способным жить за счет собственных бесконечных ресурсов, не нарушая баланса с окружающим. Такая трансформация становится возможной в результате реорганизации иерархии планов человеческого существа – тела, души и духа, когда дух становится оранизующим ресурсы (силы) души и тела.

Итак, религиозный опыт возникает у человека либо под опосредованным (через интуицию), либо под непосредственным (прямым, сокрушающим) воздействием абсолютного. Состояние религиозного опыта заключается в том, что под воздействием абсолютного человек испытывает: 1. психологически – одновременную и полную захваченность ужасом и благоговением, 2. онтологически – сокрушительную утрату прежней, неполной, идентичности и обретение абсолютной перспективы собственной судьбы.

1.а. Ужас проявляется во внезапном и полном оцепенении (трансе, утрате воли, утрате сознательности[129], т.п.), которое является следствием сокрушительного вторжения бесконечной мощи абсолютного в ограниченный масштаб человеческого существа и которое в истории религий описано как «священный ужас», «священный трепет», «священный ступор», т.п.; в наивном опыте (по преимуществу коллективном, а значит, длящемся, ровном) трансцендентный страх проявляется, например, в постоянной и сдерживающей жизненное поведение осторожности, осмотрительности в отношении к окружающему.

1.б. Благоговение основано на переживании всепоглощающего восторга вследствие благодатной интенсивности абсолютного воздействия; это состояние в истории религий описано как «священный восторг», «благоговейный трепет», «божественный экстаз», т.п.; в наивном опыте трансцендентное благоговение проявляется, например, в чувстве благодарной (благоговейной) или осмотрительной (бережной) зависимости.

2. Результатом такого парадоксального опыта является обнаружение человеком своей онтологической недостаточности (укорененности, зависимости), что характеризуется терминами «чувство исходной зависимости», «чувство несамодостаточности», «чувство тварности»[130], т.п. Это чувство возникает на фоне нового горизонта опыта – обретенной внутренней целостности (эталон которой переживается в момент общения с абсолютным) и единства со всей реальностью.

Событие непосредственного воздействия абсолюта (в момент инициации, озарения, откровения) специфично именно парадоксальной и сокрушительной для человека одновременностью парализующего ужаса (оцепенения, транса, ступора, утраты воли, изумления, т.п.) и восторга (благоговейного, пленяющего, захватывающего, экстатического, освобождающего, т.д.). Это состояние поглощает человека целиком, лишая всяких ориентиров и требуя выхода в какой-то новый режим существования, в новую онтологическую перспективу. Результатом такого воздействия становится глубинная внутренняя трансформация человека – преображение (одноактное или продолжительное – зависит от способа обретения религиозного опыта).

Переживание абсолютного воздействия охватывает всего человека, в бесконечной целостности его состава, поэтому средоточие этой целостности – личность – оказывается эпицентром изменений, происходящих в человеке под воздействием абсолютного. Религиозный опыт обусловливает глубинную трансформацию человека: теперь человек становится знающим абсолютную истину и готовым жить в ее горизонте. Это событие и состояние обозначаются в истории религий терминами «озарение», «просветление», «пробуждение», «откровение», «постижение», «знание», т.п.

 

Религиозный опыт как опыт преображения

 

Абсолютное воздействие открывает человеку его подлинный масштаб. Причем, действуя извне, абсолютное в действительности инициирует глубинную внутреннюю составляющую человеческой природы – его личное (самодеятельное, духовное) начало. Властность, императивность абсолютного воздействия по отношению к человеческой личности называют кратофанией[131] (греч. «явление властности, властной силы»). Властность абсолютного означает, что преображение личности под его воздействием неминуемо, потому оно и ощущается как непреодолимая внутренняя потребность.

Воздействие абсолютного переживается человеком как событие, ошеломляющее своей радикальной инаковостью и при этом – мощью и подлинностью, и поэтому становится событием преображающим, онтологически переломным. Это переживание-потрясение захватывает человека целиком, задействует своим вторжением весь бесконечный потенциал его существа. В результате происходит потеря-обретение личной идентичности: от отождествления себя с тем или иным отдельным моментом своего личностного содержания человек переходит к обретению всей бесконечной полноты своего существа.

Религиозный опыт, т.о., – это состояние парадоксальной совмещенности двух реальностей, когда сквозь наличную психофизическую «ипостась» человека активно проступает (действует) его трансцендентное духовное ядро, причем не в виде какой-либо отдельной способности из тех, что называют творческими, а в бесконечной полноте своего состава, которая есть не что иное, как парадоксально заключенный в уникальной личности абсолют. В этом смысле встреча с абсолютным есть для человека встреча с его собственным трансцендентным – с бесконечной полнотой реальности, парадоксально замкнутой в его индивидуальности, т.е. с тем, что он подлинно есть, – в отличие от того, чем он частично и случайно представлен в своих отдельных наличных проявлениях.

Преображенный человек обретает харизму [132] – дар абсолютного воздействия, или особую силу, ве́дение, власть. Такой (удостоившийся дара благодати) человек становится харизматиком (носителем харизмы), а это значит, что во внутреннем мире его личности заключена внемирная сила, позволяющая ему преодолевать физическую и психическую недостаточность и связанные с ней немощь, недуги, сомнения и любые препятствия на пути исполнения данного ему предназначения. Харизма может быть и врожденным даром.

 

Религиозный опыт как переживание священного

 

Непосредственное воздействие абсолютного человек переживает как предельную интенсивность жизни, как полноту осуществления реальности (в том числе и собственной), как подлинность и совершенство. Это переживание открывает человеку действительный (абсолютный) смысл существования – и его собственного, и всецелого; оно задает новую, подлинную точку отсчета в осознании и осуществлении им своей судьбы. Измерением человеческого существования становится теперь бесконечность, и в этом горизонте человек становится существом, осознавшим и готовым реализовать свой бесконечный потенциал.

Воздействие абсолютного вызывает в человеке чувство (но не эмоцию, а скорее захватывающее состояние, полную поглощенность идеей) священного. Священное – это характеристика абсолютного воздействия как предельной ценности, благоговейное признание его источником и гарантом самой жизни.

 

Понятия с в я щ е н н о е – с а к р а л ь н о е – н у м и н о з н о е

 

В религиоведении для характеристики содержания религиозного опыта наряду с термином «священное» используются также термины «нуминозное» и «сакральное». Иногда все эти термины выступают как синонимы, но при этом все же сохраняют смысловые оттенки, которые актуализуются в соответствующих контекстах. Тогда названные термины приобретают следующие дифференцированные значения.

Священное [133] – в теологии и религиоведении характеристика переживания абсолютного воздействия как безусловного блага и предельной ценности; это переживание состоит в благоговении перед абсолютным и требует его почитания как условия возобновления его действия в мире.

Сакральное [134] – в религиоведении этот термин обозначает факты проявления в мире трансцендентной силы (абсолютного), действующей исключительно интенсивно и при этом амбивалентно. Сакральными считаются в различных традициях любые резкие отклонения от нормы, которые трактуются как избыток или недостаток силы, как благодатная или ущербная отмеченность силой (исключительная красота или уродство; особая физическая крепость или врожденная немощь; избранничество или отверженность; т.п.). Знаки силы воспринимаются как влияющие (благотворно или разрушительно) на окружение, а потому предметы, отмеченные силой, табуируются или регламентируются в отношении контактов с ними. В понятии сакрального отсутствует тот ценностный момент (проявляющийся в непроизвольном благоговении), который отчетливо различим в понятии священного; понятие сакрального выражает лишь особый онтологический статус явления и безразлично к его оценке, зато требует осторожности, осмотрительности в отношении к обозначаемой им силе.

Нуминозное [135] – термин религиоведения, обозначающий специфику, собственное содержание религиозного опыта, то особенное, что содержится именно в трансцендентном / абсолютном воздействии и чем опыт этого воздействия – религиозный опыт – отличается от творческого экстаза, нравственного самопожертвования или интеллектуального озарения. Опыт нуминозного радикально отличается от всех форм опыта – как естественного (физического, психического), так и трансцендентного (духовного, реализующегося в только что упомянутых формах), т.к. содержит в себе присутствие «совершенно иного»[136] – абсолюта, действующего во фрагментированном, дискретном мире с сокрушительной силой, одновременно пугающей и восхищающей, а в результате – всецело преображающей человека.

 

Понятия с в я щ е н н о е и п р о ф а н н о е [137]

 

Религиозный опыт становится моментом демаркации двух «измерений» реальности – священного / скарального и профанного [138]. В контексте абсолюта (основания всего существующего) наличный мир видится лишенным собственной силы и перспективы. Лишь те моменты наличных пространства и времени, которые отмечены причастностью к абсолюту, обретают статус священности / сакральности – особой исполненности силой.

Священное – категория, обозначающая качество объекта, которое ставит его в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и вызывающее благоговейное отношение к нему.

Профанное – категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, отсутствие у него качества святости. В профанном существовании реализуется онтология обыденности, посюсторонности, эмпирической явленности. При этом профанное не является антагонистом святого. Оно занимает промужеточное положение между святым и антисвятым – абсолютно несвятым, демоническим[139], инфернальным[140]. В латинском языке в значении слова profanus можно выявить два значения: pro-fanum как находящийся перед храмом, священным местом (fanum) и pro-fanum как удалившийся из храма, в смысле: отдалившийся от святой жизни, святого поведения, т.е. тот, кто порывает с религией, или вероотступник. Второе значение сейчас считается более аутентичным: профанный – десакрализованный. Это подтверждается строгим лингвистическим анализом слова. В культурном обиходе это слово сейчас употребляется расширительно: в смысле десакрализации и доступности. Профан – обычный человек, не посвященный, отделенный от божественного, непричастный к нему. Соответственно, профанная реальность – лишенная святого присутствия.

 

Религиозная вера как плод религиозного опыта

 

Человек предназначен к постоянному «превосхождению себя» и, в перспективе, к абсолютному личному самоосуществлению. Но содержание его предназначения скрыто от него самого и проявляется в нем лишь в виде неопределенной и настойчивой потребности к саморазвитию (самотрансцендированию). В исключительных случаях отдельным людям дается ясное и абсолютное понимание их предназначения, или – абсолютный смысл, абсолютная истина жизни (их собственной – в универсальном контексте).

Исключительные ситуации постижения полноты истины (события религиозного опыта) обусловлены религиозной (мистической) интуицией и результируется в религиозной вере.

Интуиция как основание веры. Как было показано, основой связанности человека (да и любой вообще единицы существования) с реальностью является способность восприятия.

 

У человека эта способность устроена наиболее сложно. Человек воспринимает: телесно (физически-чувственно, в ощущениях), душевно (а – психически-чувственно, в образах, и б – логически-отвлеченно, в понятиях) и духовно (синтетически / интуитивно), в бесконечно-конкретных смысло-образах (идеях-интуициях), которые постигает непосредственно-целостно, «всем своим существом» и в контексте которых мыслит и действует).

 

Интуитивное, или синтетическое, восприятие (безотчетно) содержит в себе исчерпывающий, бесконечный образ реальности. Содержания интуиции, идеи, в силу своей бесконечно-конекретной целостности, – невместимы в структуры фрагментированного сознания. Они даны сознанию лишь как смутные предпостижения истины. Однако идеи / интуиции могут проступать в сознании ясно и отчетливо в результате озарений. Осознанные интуиции (плоды озарений) становятся ясными и отчетливыми, но не доказуемыми истинами сознания, или содержаниями веры.

Вера [141] есть признание чего-либо истинным помимо чувственных и логических доводов. Т.е. вера есть не требующее доказательств, непосредственно-достоверное знание. Основанием веры является, как уже указано, интуитивное восприятие, в котором безотчетно отражается связанность человека с бесконечной реальностью. Все содержание интуиции невместимо в сознание, но отдельные ее моменты, осознаваясь, воспринимаются как самоочевидные, и потому безусловно достоверные, т.е. становятся, как уже указано, содержаниями, или истинами, веры. Таким образом, вера есть осознанная интуиция, или интуитивное знание.

Когда предметом ясного осознания становится все содержание интуиции – т.е. вся реальность как бесконечное и обусловленное абсолютным основанием единство – говорят о религиозной вере. Религиозная вера представляет собой парадоксальное по форме и безусловно достоверное по содержанию восприятие относительным человеком абсолютной реальности.

Способность восприятия абсолютного называют также: мистической интуицией, религиозной интуицией, духовной интуицией, интуицией единого, интуицией бесконечного, интуицией божественного, т.п. Актуализация этой способности в момент религиозного опыта дает религиозную веру.

Религиозная вера является непосредственным, полным и отчетливым знанием человека о действительности абсолюта – знанием, которое возникает как результат непосредственной «встречи» человека с абсолютным.

 

Формула определения 4

 

Актуализация связанности человека с абсолютным возможна при условии 1) осознания человеком своего потенциального единства с абсолютным, и 2) пробуждения всеобъемлющей мотивации (воли) к осуществлению этого единства. Предпосылкой осознания человеком своей связанности с абсолютным является неудовлетворенность ограниченностью, относительностью наличного существования (мистическая неудовлетворенность), результатом осознания становится безусловная убежденность в реальности абсолютного – религиозная вера. Действием религиозной веры становится осуществление человеком себя в абсолютном горизонте.

В связи со сказанным предыдущий вариант определения религии (религия есть осуществление связанности человека с абсолютным, которая актуализуется в единстве с абсолютным и результируется в веру / знание абсолютного) можно расширить до следующего разъяснения.

Религия есть осуществление связанности человека с абсолютным; эта связанность не дана актуально, а лишь потенциально задана, и для ее актуализации необходимо пробуждение (и осознание) потребности в ней; потребность реализуется в опыте единства с абсолютным и результируется в знание абсолютного (веру в абсолютное).

Или короче: религия есть осуществление потенциальной связанности человека с абсолютным, которая актуализуется в опыте единства с абсолютным и результируется в знание абсолютного – веру; содержание веры реализуется в символической системе представлений, деятельности и институтов.

Здесь говорится об актуализаци потенциальной связанности человека с абсолютом (определенной ранее как онтологическое основание религии), но не раскрывается механизм и содержание этой актуализации. Поэтому следующим шагом в уточнении определения религии будет выяснение этого механизма. Необходимо будет объяснить: 1) символическую форму фиксации религиозного опыта, — точнее, обретаемого в нем смысла, 2) механизмы трансляции религиозного смысла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.192.242 (0.013 с.)