Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменологическая реконструкция религиозного опытаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Религиозная, или мистическая интуиция как предпосылка религиозного опыта (гносеологическое введение)
Итак, человек – существо сложное и, в полноте своего состава, бесконечное.
На каждом уровне своего существа человек связан со всей реальностью в целом: ▪как физическое тело, причем организованное предельно сложно, человек участвует в обмене веществом и энергией с другими телами – на всех уровнях этого обмена: элементарном, атомарном, кристаллическом / клеточном, молекулярном, на уровне тканей, органов, тел, их систем, вплоть до метагалактического масштаба, а также – участвует во взаимодействии всех соответствующих сил и полей; ▪как сложная система психических функций – накапливает восприятия, осознанные и неосознаваемые, в их бесконечном множестве; непосредственно-целостно (эмоционально) реагирует на все (осознанно и неосознанно) воспринятое, т.е. накапливает тотальный эмоциональный фон своего существования; наконец, активно сортирует воспринятое, формируя идеальные модели (обобщенные представления, понятия, суждения, умозаключения) связей между восприятиями; множество этих моделей – так же неисчислимо, как и множество отраженных в них связей; ▪как свободный деятель (или личность, или разумно-волевое начало, или духовное начало) – стремится преодолеть собственные границы: физические (пространственно-временные границы тела), психические (индивидуальные возможности реагирования и познания), т.е. – ориентирован на бесконечное раскрытие своего потенциала собственными силами (на актуализацию своей бесконечной связанности с целым миром, вплоть до его оснований).
Бесконечный потенциал человека трансцендентен ему самому. Тем не менее, он ощущается человеком – как потребность максимального, или подлинного самоосуществления («цель человеческого существования – превосхождение себя»[124]). Стремление раскрыть максимум своих возможностей проявляется в человеке как смутная, но постоянная неудовлетворенность достигнутым; к сожалению, эта неудовлетворенность не обеспечена никакими четкими представлениями человека о том, к чему он предназначен. Поэтому он самостоятельно осуществляет себя – самотрансцендирует[125] – в основном путем открытого поиска, путем постоянных проб и ошибок. Однако опыт напрасных усилий всегда мучителен, и человек рано или поздно отказывается от собственных исканий и начинает полагаться на опыт чужой, – как правило, коллективный; это опыт проверенный, надежный – опыт традиции: семейной, общинной, сословной, культурной, т.п. И все же истории известны и исключительные случаи, когда подлинная цель жизненных усилий человека открывалась ему внезапно во всей своей бесконечной полноте и определенности. Подобные события исчерпывающих смысловых озарений (откровений абсолютной истины) создавали в истории культуры религиозные традиции.
Религиозная интуиция и религиозное избранничество
Итак, существует представление о различной восприимчивости людей к воздействию абсолютной реальности[126]: одни обладают исключительной восприимчивостью к нему (т.н. мистической одаренностью, или гениальностью), другие – умеренной, третьи – практически лишены ее. Это деление вообще соответствует принципу разной распределенности задатков у людей: одни, например, в большей мере предрасположены к интеллектуальному самопроявлению, другие – к художественному, третьи – к мистическому; и, соответственно, каждая из групп – меньше предрасположена к несвойственным ей типам задатков. Известно при этом, что отсутствие у кого-то исключительной одаренности к музыкальной композиции не означает, что такой человек не способен услышать гармонию музыкального произведения, сочиненного одаренным композитором. Так и с опытом восприятия абсолютного воздействия: отсутствие мистической гениальности не означает отсутствия возможности религиозного оыта, — просто он будет иметь другую интенсивность, чем у религиозного гения. Приведенное деление объясняет чрезвычайный масштаб и смыслоемкость некоторых религиозных озарений – тех, что образуют религиозные традиции. Можно сказать, что религиозную историю человечества формируют люди, способные чутко воспринимать воздействие абсолютного – религиозно призванные / избранные, или т.н. религиозные харизматики, религиозные гении. Остальные – причастны абсолютному воздействию настолько, насколько они оказываются подвержены влиянию опыта религиозных гениев. Опыт абсолютного оформляется в восприятии предрасположенного к нему человека как обретение абсолютной полноты смысла, или полной ясности собственного предназначения в контексте абсолютной реальности, или – как переживание всей полноты истины, т.п. Примеры особой восприимчивости к абсолютному могут быть взяты только из свидетельств религиозных преданий. Достоверность сюжетов преданий – не имеет фактической и доказательной силы и может быть уподоблена только силе выразительной достоверности художественных образов.
Примеры 1* религиозное становление как результат личного поиска абсолютной истины: 1*. 1) переживание мистической неудовлетворенности (последовательность состояний: искание/призвание → бегство → испытание/обучение) § призвание к шаманству у якутов. – См.: ▫ Фрайкопф Г. Вселенная шамана: В.Г.Богораз-Тан, исследователь и путешественник, о своей жизни среди шаманов. Адаптация публикаций. – СПб.: ICAR, 1995. – 196 с. – Глава V. Психология шаманов; Глава VI. Приготовление к шаманству. – С. 73-96, 131-140, др. § переживание кризиса посвящения якутским шаманом Спиридоном Григорьевым, нганасанским шаманом Дюхадэ, иглуликским шаманом Ауа. – См.: ▫ Уолш Р. Дух шаманизма / Пер. с англ. С.Каноненко. – М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. – 288 с. – Гл.: Путешествие героя; Священный зов и кризис посвящения. – С. 31-41; 42-49 ▫ Расмуссен К. Великий санный путь / Пер. с датск. А.В. Ганзен; Предисл. и прим. Л.А. Файнберга. – М.: Географгиз, 1958. – 184 с.; также: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rasmussen.html. – Дата доступа: 26.10.2008 ▫ Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. – Гл.: Избрание. Дороги шамана. – С. 52-75 § сны кризиса посвящения шамана нганасанского шамана Дюхадэ. – См.: ▫ Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. – Гл.: Избрание. Дороги шамана. – С. 52-75 § духовные искания Авраама. – См.: ▫ Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 27 ▫ Коран / Пер. И.Ю.Крачковского. – Минск, Ростов-на-Дону: МП «Фобос», 1990. – 448 с. (Воспр. изд-я: Коран. Душанбе, 1990). – Сура 6 (Скот): 74-90. – С. 92-93 ▫ и л и: Коран. Перевод смыслов: Э.Р.Кулиев. Изд-е 6, испр. – [М.:] изд. дом «УММА», 2007. – 687 с. – Сура 6 (Аль-Анам / Скот): 74-91. – С. 151-153 ▫ и л и: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 10-е изд. – М.: РИПОЛ-классик, 2007. – 912 с. – Сура 6 (Аль-Ан’ам / Скот): 74-90. – С. 92-93 § пророческое призвание Моисея. – См.: ▫ Исх. 3: 1-7, 9-15, 18; 4: 1-17, 21-23, 27-31 § пророческое призвание Ионы. – См.: ▫ Ионы 1: 1-12, 15; 2: 1-3, 8-11 § искания Сиддхартхи Гаутамы. – См.: ▫ Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. – П.: [Б/и], 1919; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ezoterica.narod.ru/Budda.html. – Дата доступа: 22.09.2007 § искушение Христа в пустыне. – См.: ▫ Мф. 4: 1-11 ▫ Мк. 1: 12-13 ▫ Лк. 4: 1-13 § искания Магомета. – См.: ▫ Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 33-35 1*. 2) религиозное становление как результат озарения (просветления или откровения): § переживание пересотворения духами: нганасанский шаман Дюхадэ; переживание погружения в свет: иглуликский шаман Ауа. – См.: ▫ Уолш Р. Дух шаманизма / Пер. с англ. С.Каноненко. – М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. – 288 с. – Гл. Кульминация поиска: смерть и возрождение С. 64-74 ▫ Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. – Гл.: Избрание. Дороги шамана. – С. 52-75 § призвание Авраама. – См.: ▫ Быт. 12: 1-20 § просветление Будды. – См.: ▫ Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. – П.: [Б/и], 1919; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ezoterica.narod.ru/Budda.html. – Дата доступа: 22.09.2007 ▫ Мень А. История религии. В 7 кн. – М.: Изд. дом «Форум», 1997. – Кн. VII. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячел. до Р.Х. – Гл.: Жизнь и проповедь Будды Гаутамы; то же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svitlo.by.ru/istoria/istrelig/istrelig03.html. – Дата доуступа: 8.12.2008 § явление Магомету ангела Джебраила: начало откровения. – См.: ▫ Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1995. – 221 с. – С. 33-35 2* внезапное обретение абсолютной истины § призвание и начало служения Моисея. – См.: ▫ Исх. 3: 1-7, 9-15, 18; 4: 1-17, 21-23, 27-31 § пророческое призвание и пересотворение Исайи. – См.: ▫ Исайя 6: 1-9 § обращение Савла. – См.: ▫ Деян. 8: 3; 9: 1-22; (22: 4-14) 3* интуитивная (мистическая) убежденность в реальности абсолютной истины § жертвоприношение Авеля. – См.: ▫ Быт. 4: 1-12 § жертвоприношение Авраама. – См.: ▫ Быт. 22: 1-18 § сон («лестница») Иакова. – См.: ▫ Быт. 28: 10-22 § благовещение Деве Марии … – См.: ▫ Мф. 1: 18-25 ▫ Лк. 1: 26-38 § узнавание Христа его будущими учениками и теми из народа, кто был «открыт сердцем». – См.: ▫ Мф. 4: 18-22 (призвание галилейских рыбаков) ▫ Мк. 1: 16-20 (-«»-) ▫ Лк. 5: 1-11 (-«»-) ▫ Ин. 1: 40-42 (-«»-) ▫ Мф. 9: 18-26 (исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира) ▫ Мк. 5: 21-43 (-«»-) ▫ Лк. 8: 40-45 (-«»-) ▫ др. чудеса – см. по Согласованию Четвероевангелия
Содержание и структура религиозного опыта [127]
Опыт абсолютного воздействия называют религиозным и определяют как состояние, в котором человек обнаруживает себя пребывающим в живом и непосредственном единстве с абсолютным (существом или могуществом)[128]. В религиозном опыте абсолютное воздействие становится имманентным человеку, пробуждая его собственный безграничный потенциал и выступая по отношению к этому потенциалу горизонтом осуществления, однако при этом само абсолютное остается радикально трансцендентным человеку, т.к. является иной реальностью. Итак, религиозный опыт есть опыт абсолютного как имманентно-трансцендентного. Некоторые (наиболее смыслоемкие) события религиозного опыта открывают / конституируют религиозные традиции. В различных культурных условиях религиозный опыт приобретает различные формы, но сохраняет, в большей или меньшей степени, содержательную и структурную идентичность. К универсальному содержанию религиозного опыта относят преображающее человека воздействие абсолютного, к характерным особенностям – способы и формы переживания этого воздействия. Религиозный опыт может быть внезапным и сокрушающим или длящимся и ровным. Первое в большей мере характерно для культур с активными формами жизненного поведения, сложно дифференцированным самосознанием и индивидуальным характером его адаптации, второе – для культур с приспособительными формами поведения, синкретичным самосознанием и коллективным характером его усвоения. Однако это не типологическое, а скорее статистическое соответствие. Так, в развитых культурах встречаются личности, для которых безусловная убежденность в абсолютной реальности является не вдруг приобретенной или выстраданной, а естественной и служит само собой разумеющимся принципом жизни (как в традиционных культурах, где такая убежденность естественно усваивается с авторитетом традиции); и наоборот, в культурах, где постепенно, привычно аккумулируется и долго традируется накопленный поколениями мистический опыт, носителем которого является весь коллектив, этот опыт намеренно интенсифицируется в экстремальных личных переживаниях в ходе инициаций. Событие обретения абсолютного смысла ярче прослеживается на опыте озарения (экстремального личного состояния непосредственной встречи с абсолютным). Религиозный опыт как внезапное озарение представляет собой ситуацию «вторжения» абсолюта в ограниченный масштаб человеческого существа. В такой ситуации человек мог бы быть уничтожен этой бесконечно превосходящей его силой, если бы не заключал в себе в свернутом виде собственный абсолютный потенциал, собственную бесконечность. Этот личный трансцендентный потенциал актуализуется под воздействием бесконечности абсолюта – «резонирует» с ней, и человек преображается: его скрытый жизненный ресурс актуализуется, и человек сам становится бесконечным – существом, способным жить за счет собственных бесконечных ресурсов, не нарушая баланса с окружающим. Такая трансформация становится возможной в результате реорганизации иерархии планов человеческого существа – тела, души и духа, когда дух становится оранизующим ресурсы (силы) души и тела. Итак, религиозный опыт возникает у человека либо под опосредованным (через интуицию), либо под непосредственным (прямым, сокрушающим) воздействием абсолютного. Состояние религиозного опыта заключается в том, что под воздействием абсолютного человек испытывает: 1. психологически – одновременную и полную захваченность ужасом и благоговением, 2. онтологически – сокрушительную утрату прежней, неполной, идентичности и обретение абсолютной перспективы собственной судьбы. 1.а. Ужас проявляется во внезапном и полном оцепенении (трансе, утрате воли, утрате сознательности[129], т.п.), которое является следствием сокрушительного вторжения бесконечной мощи абсолютного в ограниченный масштаб человеческого существа и которое в истории религий описано как «священный ужас», «священный трепет», «священный ступор», т.п.; в наивном опыте (по преимуществу коллективном, а значит, длящемся, ровном) трансцендентный страх проявляется, например, в постоянной и сдерживающей жизненное поведение осторожности, осмотрительности в отношении к окружающему. 1.б. Благоговение основано на переживании всепоглощающего восторга вследствие благодатной интенсивности абсолютного воздействия; это состояние в истории религий описано как «священный восторг», «благоговейный трепет», «божественный экстаз», т.п.; в наивном опыте трансцендентное благоговение проявляется, например, в чувстве благодарной (благоговейной) или осмотрительной (бережной) зависимости. 2. Результатом такого парадоксального опыта является обнаружение человеком своей онтологической недостаточности (укорененности, зависимости), что характеризуется терминами «чувство исходной зависимости», «чувство несамодостаточности», «чувство тварности»[130], т.п. Это чувство возникает на фоне нового горизонта опыта – обретенной внутренней целостности (эталон которой переживается в момент общения с абсолютным) и единства со всей реальностью. Событие непосредственного воздействия абсолюта (в момент инициации, озарения, откровения) специфично именно парадоксальной и сокрушительной для человека одновременностью парализующего ужаса (оцепенения, транса, ступора, утраты воли, изумления, т.п.) и восторга (благоговейного, пленяющего, захватывающего, экстатического, освобождающего, т.д.). Это состояние поглощает человека целиком, лишая всяких ориентиров и требуя выхода в какой-то новый режим существования, в новую онтологическую перспективу. Результатом такого воздействия становится глубинная внутренняя трансформация человека – преображение (одноактное или продолжительное – зависит от способа обретения религиозного опыта). Переживание абсолютного воздействия охватывает всего человека, в бесконечной целостности его состава, поэтому средоточие этой целостности – личность – оказывается эпицентром изменений, происходящих в человеке под воздействием абсолютного. Религиозный опыт обусловливает глубинную трансформацию человека: теперь человек становится знающим абсолютную истину и готовым жить в ее горизонте. Это событие и состояние обозначаются в истории религий терминами «озарение», «просветление», «пробуждение», «откровение», «постижение», «знание», т.п.
Религиозный опыт как опыт преображения
Абсолютное воздействие открывает человеку его подлинный масштаб. Причем, действуя извне, абсолютное в действительности инициирует глубинную внутреннюю составляющую человеческой природы – его личное (самодеятельное, духовное) начало. Властность, императивность абсолютного воздействия по отношению к человеческой личности называют кратофанией[131] (греч. «явление властности, властной силы»). Властность абсолютного означает, что преображение личности под его воздействием неминуемо, потому оно и ощущается как непреодолимая внутренняя потребность. Воздействие абсолютного переживается человеком как событие, ошеломляющее своей радикальной инаковостью и при этом – мощью и подлинностью, и поэтому становится событием преображающим, онтологически переломным. Это переживание-потрясение захватывает человека целиком, задействует своим вторжением весь бесконечный потенциал его существа. В результате происходит потеря-обретение личной идентичности: от отождествления себя с тем или иным отдельным моментом своего личностного содержания человек переходит к обретению всей бесконечной полноты своего существа. Религиозный опыт, т.о., – это состояние парадоксальной совмещенности двух реальностей, когда сквозь наличную психофизическую «ипостась» человека активно проступает (действует) его трансцендентное духовное ядро, причем не в виде какой-либо отдельной способности из тех, что называют творческими, а в бесконечной полноте своего состава, которая есть не что иное, как парадоксально заключенный в уникальной личности абсолют. В этом смысле встреча с абсолютным есть для человека встреча с его собственным трансцендентным – с бесконечной полнотой реальности, парадоксально замкнутой в его индивидуальности, т.е. с тем, что он подлинно есть, – в отличие от того, чем он частично и случайно представлен в своих отдельных наличных проявлениях. Преображенный человек обретает харизму [132] – дар абсолютного воздействия, или особую силу, ве́дение, власть. Такой (удостоившийся дара благодати) человек становится харизматиком (носителем харизмы), а это значит, что во внутреннем мире его личности заключена внемирная сила, позволяющая ему преодолевать физическую и психическую недостаточность и связанные с ней немощь, недуги, сомнения и любые препятствия на пути исполнения данного ему предназначения. Харизма может быть и врожденным даром.
Религиозный опыт как переживание священного
Непосредственное воздействие абсолютного человек переживает как предельную интенсивность жизни, как полноту осуществления реальности (в том числе и собственной), как подлинность и совершенство. Это переживание открывает человеку действительный (абсолютный) смысл существования – и его собственного, и всецелого; оно задает новую, подлинную точку отсчета в осознании и осуществлении им своей судьбы. Измерением человеческого существования становится теперь бесконечность, и в этом горизонте человек становится существом, осознавшим и готовым реализовать свой бесконечный потенциал. Воздействие абсолютного вызывает в человеке чувство (но не эмоцию, а скорее захватывающее состояние, полную поглощенность идеей) священного. Священное – это характеристика абсолютного воздействия как предельной ценности, благоговейное признание его источником и гарантом самой жизни.
Понятия с в я щ е н н о е – с а к р а л ь н о е – н у м и н о з н о е
В религиоведении для характеристики содержания религиозного опыта наряду с термином «священное» используются также термины «нуминозное» и «сакральное». Иногда все эти термины выступают как синонимы, но при этом все же сохраняют смысловые оттенки, которые актуализуются в соответствующих контекстах. Тогда названные термины приобретают следующие дифференцированные значения. Священное [133] – в теологии и религиоведении характеристика переживания абсолютного воздействия как безусловного блага и предельной ценности; это переживание состоит в благоговении перед абсолютным и требует его почитания как условия возобновления его действия в мире. Сакральное [134] – в религиоведении этот термин обозначает факты проявления в мире трансцендентной силы (абсолютного), действующей исключительно интенсивно и при этом амбивалентно. Сакральными считаются в различных традициях любые резкие отклонения от нормы, которые трактуются как избыток или недостаток силы, как благодатная или ущербная отмеченность силой (исключительная красота или уродство; особая физическая крепость или врожденная немощь; избранничество или отверженность; т.п.). Знаки силы воспринимаются как влияющие (благотворно или разрушительно) на окружение, а потому предметы, отмеченные силой, табуируются или регламентируются в отношении контактов с ними. В понятии сакрального отсутствует тот ценностный момент (проявляющийся в непроизвольном благоговении), который отчетливо различим в понятии священного; понятие сакрального выражает лишь особый онтологический статус явления и безразлично к его оценке, зато требует осторожности, осмотрительности в отношении к обозначаемой им силе. Нуминозное [135] – термин религиоведения, обозначающий специфику, собственное содержание религиозного опыта, то особенное, что содержится именно в трансцендентном / абсолютном воздействии и чем опыт этого воздействия – религиозный опыт – отличается от творческого экстаза, нравственного самопожертвования или интеллектуального озарения. Опыт нуминозного радикально отличается от всех форм опыта – как естественного (физического, психического), так и трансцендентного (духовного, реализующегося в только что упомянутых формах), т.к. содержит в себе присутствие «совершенно иного»[136] – абсолюта, действующего во фрагментированном, дискретном мире с сокрушительной силой, одновременно пугающей и восхищающей, а в результате – всецело преображающей человека.
Понятия с в я щ е н н о е и п р о ф а н н о е [137]
Религиозный опыт становится моментом демаркации двух «измерений» реальности – священного / скарального и профанного [138]. В контексте абсолюта (основания всего существующего) наличный мир видится лишенным собственной силы и перспективы. Лишь те моменты наличных пространства и времени, которые отмечены причастностью к абсолюту, обретают статус священности / сакральности – особой исполненности силой. Священное – категория, обозначающая качество объекта, которое ставит его в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и вызывающее благоговейное отношение к нему. Профанное – категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, отсутствие у него качества святости. В профанном существовании реализуется онтология обыденности, посюсторонности, эмпирической явленности. При этом профанное не является антагонистом святого. Оно занимает промужеточное положение между святым и антисвятым – абсолютно несвятым, демоническим[139], инфернальным[140]. В латинском языке в значении слова profanus можно выявить два значения: pro-fanum как находящийся перед храмом, священным местом (fanum) и pro-fanum как удалившийся из храма, в смысле: отдалившийся от святой жизни, святого поведения, т.е. тот, кто порывает с религией, или вероотступник. Второе значение сейчас считается более аутентичным: профанный – десакрализованный. Это подтверждается строгим лингвистическим анализом слова. В культурном обиходе это слово сейчас употребляется расширительно: в смысле десакрализации и доступности. Профан – обычный человек, не посвященный, отделенный от божественного, непричастный к нему. Соответственно, профанная реальность – лишенная святого присутствия.
Религиозная вера как плод религиозного опыта
Человек предназначен к постоянному «превосхождению себя» и, в перспективе, к абсолютному личному самоосуществлению. Но содержание его предназначения скрыто от него самого и проявляется в нем лишь в виде неопределенной и настойчивой потребности к саморазвитию (самотрансцендированию). В исключительных случаях отдельным людям дается ясное и абсолютное понимание их предназначения, или – абсолютный смысл, абсолютная истина жизни (их собственной – в универсальном контексте). Исключительные ситуации постижения полноты истины (события религиозного опыта) обусловлены религиозной (мистической) интуицией и результируется в религиозной вере. Интуиция как основание веры. Как было показано, основой связанности человека (да и любой вообще единицы существования) с реальностью является способность восприятия.
У человека эта способность устроена наиболее сложно. Человек воспринимает: телесно (физически-чувственно, в ощущениях), душевно (а – психически-чувственно, в образах, и б – логически-отвлеченно, в понятиях) и духовно (синтетически / интуитивно), в бесконечно-конкретных смысло-образах (идеях-интуициях), которые постигает непосредственно-целостно, «всем своим существом» и в контексте которых мыслит и действует).
Интуитивное, или синтетическое, восприятие (безотчетно) содержит в себе исчерпывающий, бесконечный образ реальности. Содержания интуиции, идеи, в силу своей бесконечно-конекретной целостности, – невместимы в структуры фрагментированного сознания. Они даны сознанию лишь как смутные предпостижения истины. Однако идеи / интуиции могут проступать в сознании ясно и отчетливо в результате озарений. Осознанные интуиции (плоды озарений) становятся ясными и отчетливыми, но не доказуемыми истинами сознания, или содержаниями веры. Вера [141] есть признание чего-либо истинным помимо чувственных и логических доводов. Т.е. вера есть не требующее доказательств, непосредственно-достоверное знание. Основанием веры является, как уже указано, интуитивное восприятие, в котором безотчетно отражается связанность человека с бесконечной реальностью. Все содержание интуиции невместимо в сознание, но отдельные ее моменты, осознаваясь, воспринимаются как самоочевидные, и потому безусловно достоверные, т.е. становятся, как уже указано, содержаниями, или истинами, веры. Таким образом, вера есть осознанная интуиция, или интуитивное знание. Когда предметом ясного осознания становится все содержание интуиции – т.е. вся реальность как бесконечное и обусловленное абсолютным основанием единство – говорят о религиозной вере. Религиозная вера представляет собой парадоксальное по форме и безусловно достоверное по содержанию восприятие относительным человеком абсолютной реальности. Способность восприятия абсолютного называют также: мистической интуицией, религиозной интуицией, духовной интуицией, интуицией единого, интуицией бесконечного, интуицией божественного, т.п. Актуализация этой способности в момент религиозного опыта дает религиозную веру. Религиозная вера является непосредственным, полным и отчетливым знанием человека о действительности абсолюта – знанием, которое возникает как результат непосредственной «встречи» человека с абсолютным.
Формула определения 4
Актуализация связанности человека с абсолютным возможна при условии 1) осознания человеком своего потенциального единства с абсолютным, и 2) пробуждения всеобъемлющей мотивации (воли) к осуществлению этого единства. Предпосылкой осознания человеком своей связанности с абсолютным является неудовлетворенность ограниченностью, относительностью наличного существования (мистическая неудовлетворенность), результатом осознания становится безусловная убежденность в реальности абсолютного – религиозная вера. Действием религиозной веры становится осуществление человеком себя в абсолютном горизонте. В связи со сказанным предыдущий вариант определения религии (религия есть осуществление связанности человека с абсолютным, которая актуализуется в единстве с абсолютным и результируется в веру / знание абсолютного) можно расширить до следующего разъяснения. Религия есть осуществление связанности человека с абсолютным; эта связанность не дана актуально, а лишь потенциально задана, и для ее актуализации необходимо пробуждение (и осознание) потребности в ней; потребность реализуется в опыте единства с абсолютным и результируется в знание абсолютного (веру в абсолютное). Или короче: религия есть осуществление потенциальной связанности человека с абсолютным, которая актуализуется в опыте единства с абсолютным и результируется в знание абсолютного – веру; содержание веры реализуется в символической системе представлений, деятельности и институтов. Здесь говорится об актуализаци потенциальной связанности человека с абсолютом (определенной ранее как онтологическое основание религии), но не раскрывается механизм и содержание этой актуализации. Поэтому следующим шагом в уточнении определения религии будет выяснение этого механизма. Необходимо будет объяснить: 1) символическую форму фиксации религиозного опыта, — точнее, обретаемого в нем смысла, 2) механизмы трансляции религиозного смысла.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.192.242 (0.013 с.) |