Теория «прав собственности» Р. Коуза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория «прав собственности» Р. Коуза.



3.1 Теорема Р. Коуза

Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, "взаимообязывающий" характер: "При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба".

Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A.C.Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал "теоремой Коуза" (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит отизменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Сгиглер выразил следующим образом: "...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".

Сравнение системы ценообразования, включающей ответствнность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценносгь производства.

Р.Коуз приводит следующий пример. По соседству расположен земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть yспешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: "либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства".

Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако "конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек". При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек "от противного". В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.

3.2 Значение теоремы Коуза

Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов:

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам - это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть - для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, "кто виноват", а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.

Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждлго субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффектов.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его "провалах". По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника

Содержание и основные направления экономической реформы в России.

Экономические реформы в России осуществлялись в три этапа.

В реферате проанализированы основные этапы и результаты экономических реформ в России.

1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

На первом этапе можно выделить два направления реформ: либерализация и приватизация.

Реформатором выступал Гайдар. Е. Гайдар не был сторонником наличия собственного пути у России и считал, что ей необходимо встраиваться в капиталистическую систему. Он поддерживал вариант быстрой и бесплатной приватизации, дающей каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности.

Либерализация

Цели либерализации:

Устранение товарного дефицита, запуск рыночного механизма «спроса и предложения».

Подготовка к следующему этапу реформ приватизации (создание рыночных условий для оценки производственных фондов и рыночных перспектив предприятия).

По всей видимости, Правительство стремилось идти по предложенному МВФ пути, в рекомендациях МВФ говорилось, что для успеха рыночных реформ России необходим импорт, а средства на закупку импортных товаров необходимо зарабатывать на экспорте энергетических ресурсов и сельскохозяйственных товаров. Что подразумевало открытие страны для международной торговли, создание условий для импорта продуктов питания, специалистов, оборудования с Запада. Превращение России в поставщика сырья, так как товары отечественных производителей были неконкурентоспособны по сравнению с импортными.

Существовало несколько проектов реформ. Была принята «Программа 91»

«Программу 91» отстаивало Правительство во главе с Е. Гайдаром.

Конечными целями данной программы реформ являлись экономическое, социально-политическое и духовное возрождение России, рост и процветание национальной экономики, консолидация на этой основе благополучия и свободы ее граждан, развитие демократии и укрепление государства. В новой российской экономике равновесие между экономической эффективностью и социальной справедливостью должно быть достигнуто.

Существовала также Программа «500 дней» Г. Явлинского, С. Шаталина

«Программа 91» исходила из полного отрицания возможностей «особого пути» развития российской экономики и сосредоточивалась прежде всего на вопросах реформирования и оздоровления денежного сектора.

Она предусматривала ряд экстренных мер: стабилизацию экономики и рационализацию управления на принципах рыночной экономики; либерализацию цен и ограничительную финансовую политику; борьбу с необеспечнной денежной массой и т. п.- совокупность мер, известных под названием «шоковой терапии».

28 октября Президент выступил в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен.

Таким образом, предстояло решить следующие проблемы.

отсутствие регулирования экономики страны, системы Госплана и Госснаба были разрушены;

денежное регулирование нарушено за счет работы Центров научно-технического творчества молодежи, кооперативов, которые могли переводить безналичные деньги в наличные;

нарушение хозяйственных связей, стабильной работы предприятий;

система хозяйства СССР уже не функционировала. Появляющиеся новые формы организации не могли были быть приведены в соответствие с принципами плановой экономики и подрывали оставшиеся системы регулирования;

отсутствовала официально принятая концепция экономики государства, которая бы задавала целостность экономики страны.

28 января 1987 г. постановлением ГКНТ ССР, Госплана СССР, Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ было утверждено «Положение о центре научно -технического творчества молодежи». Партия разрешила им «заключать договоры» с последующей выплатой наличных денег исполнителям.

В 1987 г. был принят, а с 1988 г. введен в силу «Закон о государственном предприятии (объединении)». Он предполагал «полный хозрасчет».

26 мая 1988 г. Верховным Советом был принят Закон «О кооперации СССР».

Были созданы молодежные центры и молодежные кооперативы. Мелкие и средние предприятия можно было преобразовывать в кооперативы, сдавать в аренду с выкупом, продавать.

25 декабря 1990 года принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который также вводил понятия об ОАО, трудовых коллективах).

28 октября 1991 г. Президент выступил в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию, и получил на год чрезвычайные полномочия.

Либерализация цен:

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» Президентом РСФСР был издан 3 декабря 1991 Указ № 297 «О мерах по либерализации цен». В соответствии с принятым Указом со 2 января 1992 года осуществлен переход на прменение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. На ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг применяются государственные регулируемые цены.

2 января 1992 г. произошел единовременный отпуск цен, которые еще оставались под контролем. Свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплата и плата за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7; на уголь - в 5,5 раза.

Цены на нефть «отпустили» в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт переход к свободным ценам на уголь в 1993 г. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий - газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т.п.

Дерегулирование экономики:

В 1992 г. основным содержанием процесса дерегулировния экономики был демонтаж институтов планово-распределительной системы, ликвидация отраслевых министерств, главков, ВПО и т.п. В начале 1992 г. ликвидация совмещалась со слиянием союзных и российских ведомств, реорганизацией одних, ликвидацией других. Министерства трансформировались в следующие основные формы:

часть работников переходила в новые российские ведомства;

на базе министерств создавались отраслевые союзы и ассоциации.

преобразование министерств в какие-либо государственные компании и правительственные агентства. Например, Росконтракт оптовая компания, преобразованная из Госснаба СССР; Росхлебопродукт бывшее Министерство заготовок, превратилось в государственную компанию.

Госпланы СССР и РСФСР слились в Министерство экономики Российской Федерации. Так же образовался Минфин России. Два союзных министерства остались неприкосновенными - МПС и Минатом (бывший Минсредмаш).

Снятие ограничений на доходы и заработную плату:

Были сняты ограничения на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление (указ Президента «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление» (15 ноября 1991)).

В результате быстро росла степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения.

Хотя предприятия и организации теперь самостоятельно определяли размер средств, направляемых на потребление, государство не могло не регулировать размер минимальной месячной оплаты труда (МРОТ). В связи с высокими темпами инфляции МРОТ довольно часто пересматривался.

Основные элементы рынка.

Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм) - включает три элемента: спрос, предложение, цену и конкуренцию. Спрос) -то количество товара, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах. Величина спроса -то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при данной цене. Закон спроса - указывает на функциональную зависимость спроса от цены - обратная пропорциональность: чем выше цена, тем меньше величина спроса (при прочих равных условиях), чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Предложение - то количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при данных ценах. Величина предложения - то количество товаров, которое потребитель может и готов продать при данной цене.
Закон предложения: чем выше цена, тем большее количество товаров готовы поставить производители на рынок при прочих равных условиях.

Товар и его свойства.

Центральной категорией рыночного хозяйства является товар. Товар — это любой объект, предназначенный не для собственного использования его владельцем, а для отчуждения путем продажи. Товарную форму могут принимать самые различные объекты. Но большинство товаров — это продукты труда. Поэтому часто говорят, что товар представляет собой особую форму продукта труда, отличающуюся тем, что он поступает к конечному потребителю через продажу.

В соответствии с трудовой теорией стоимости товар обладает тремя свойствами:

1) потребительной стоимостью;

2) меновой стоимостью;

3) стоимостью.

Потребительная стоимость — это внешний полезный эффект, составляющий природу любого продукта труда, в том числе и товара. Появление нового продукта труда означает, прежде всего, появление новой потребительной стоимости, т. е. новой совокупности полезных качеств результата человеческой деятельности.

Меновая стоимость — это специфическое свойство, присущее только товарной форме продукта труда. Она представляет собой ту количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой.

Подобные количественные пропорции в обмене разных товаров (одинаковые товары по их потребительской стоимости друг на друга обменивать не имеет смысла) прежде всего свидетельствуют о том, что в различных по своим потребительным стоимостям товарах, обмениваемых друг на друга, содержится нечто общее, нечто одинаковое. Ведь иначе невозможно сопоставлять, сравнивать, соизмерять и соответственно обменивать.

Общим для обмениваемых товаров служит их стоимость. Она представляет собой воплощенный в товарах труд. При эквивалентном обмене, когда предложение и спрос совпадают, каждый товар обменивается на любой другой товар только в той количественной пропорции, которая фиксирует равенство воплощенного в них труда. Таким образом, меновая стоимость есть форма выражения стоимости товара, которая сама по себе в отдельно взятом товаре проявиться не может, как бы мы его не исследовали. Стоимость товара выражается только в его обмене, а именно: в той количественной пропорции, в которой он обменивается на другой товар.

21. Тео́рия преде́льной поле́зности

Тео́рия преде́льной поле́зностиили преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У. С. Джевонсом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. ф. Визер.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.051 с.)