Скорость обращения денег и количественная теория денег. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорость обращения денег и количественная теория денег.



Определим скорость обращения денег (V) как отношение совокупных расходов к реальным денежным балансам:

(10) .

Учитывая, что спрос на деньги является функцией дохода и ставки процента, получаем: . Таким образом, скорость обращения денег положительно зависит от номинальной ставки процента. Влияние реального дохода на скорость обращения денег зависит от эластичности спроса на деньги по доходу. Если бы эта эластичность равнялась единице, то спрос на деньги был бы пропорционален доходу и не влиял бы на скорость обращения денег. При эластичности, меньшей единицы (которую мы получили в модели Баумоля-Тобина) спрос на деньги изменяется в меньшей степени, чем доход и мы получаем положительную зависимость между скоростью обращения денег и доходом.

Соотношение (10) можно переписать следующим образом:

(11) .

Уравнение (11), связывающее уровень цен, выпуск, скорость обращения и денежную массу, называют уравнением количественной теории денег. Рассмотрим важное следствие из этого соотношения. Предположим, что скорость обращения денег постоянна и экономика находится в состоянии полной занятости, то есть выпуск также неизменен и равен выпуску при полной занятости, тогда согласно уравнению (11) уровень цен в экономике пропорционален денежной массе.

Прямым следствием из уравнения количественной теории денег является постулат о нейтральности денег. Действительно при постоянстве скорости обращения и полной занятости кредитно-денежная политика является нейтральной по отношению ко всем реальным переменным (занятость, доход, реальные денежные балансы), воздействуя только на номинальные переменные (уровень цен).

Современные монетаристы признают влияние денежной массы на реальные переменные в краткосрочном периоде, но по-прежнему отвергают возможность использования кредитно-денежной политики в стабилизационных целях, ссылаясь на длительные временные лаги этой политики. Итак, руководствуясь зависимостью между денежной массой и уровнем цен, вытекающей из уравнения (11), монетаристы выступают за жесткий контроль за денежной массой, то есть, за поддержание постоянного низкого темпа роста денежной массы.

Литература основная:

Р. Дорнбуш, С. Фишер, Макроэкономика, 1997, гл.10.

Дж. Сакс, Ф. Ларрен, Макроэкономика: глобальный подход, 1995, гл.8.

М.Бурда, Ч.Виплош, Макроэкономика. Европейский текст, 1998, гл.8.

Н.Г.Мэнкью, Макроэкономика, 1994, гл.18.

Литература дополнительная:

Классические работы по

Ø трансакционному спросу на деньги: W.Baumol, The Transaction Demand for Cash: An Inventory Theoretic Approach, Quarterly Journal of Economics, November 1952 и J.Tobin, The Interest Elasticity of Transactions Demand for Cash, Review of Economics and Statistics, August 1956,

Ø спросу на деньги из предосторожности: E.H.Whalen, A Rationalization of the Precautionary Demand for Cash, Quarterly Journal of Economics, May 1966,

Ø спекулятивному спросу на деньги: J.Tobin, Liquidity Preferences as Behavior Towards Risk, Review of Economic Studies, February 1958 и

Ø M Friedman, The Quantity Theory of Money-a Restatement, in Friedman (ed.) Studies in the Quantity Theory of Money, Chicago, 1956.

Обзор результатов эмпирических исследований спроса на деньги:

D. Laidler, The Demand for Money: Theories, Evidence and Problems, 3d ed., New York: HarperCollins,1990.

Спрос на деньги в условиях гиперинфляции: P. Cagan, The Monetary Dynamics of Hyperinflation, in M.Friedman (ed.), Studies in the Quantity Theory of Money, Chicago, University of Chicago Press, 1956.


Лекция 13. Предложение денег

 

В большинстве стран институтом, отвечающим за выпуск денег, является Центральный Банк. Обычно он отвечает за выпуск денег, регулирование банковской системы и за политику в области обменного курса. В развитых странах председатель Центрального Банка не выбирается, а назначается выборным органом (парламентом). Подобная практика имеет место и в России: кандидатура председателя Банка России утверждается Государственной Думой. Степень независимости Центрального Банка сильно меняется от страны к стране. Обычно в развитых странах стремление разделить кредитно-денежную и фискальную политику приводит к значительной самостоятельности Центрального Банка, а в развивающихся странах Центральный Банк испытывает значительное давление со стороны правительства и президента.

В России, как и в большинстве стран, действует двухуровневая банковкая система: Центральный банк на первом уровне и коммерческие банки на втором. Коммерческие банки являются финансовыми посредниками между вкладчиками, приносящими в банк свои сбережения, и инвесторами. Центральный банк, в отличии от коммерческих банков не привлекает сбережения и не выдает кредиты для инвестиций. Центральный банк выступает в качестве регулятора банковской системы, эмиссионного центра и института, ответственного за кредитно-денежную политику.

Функции Центрального Банка

Основная функция Центрального Банка связана с выпуском денег. обязательств. Сумму наличных деньги (банкнот и монет), находящихся в обращении и резервов коммерческих банков называют денежной базой. Под предложением денег (денежной массой) мы будем понимать сумму наличности и депозитов, при этом мы не будем проводить различия между разными видами депозитов, чтобы упростить анализ.

Другой функцией Центрального Банка является контроль за деятельностью банковской системы. Центральный Банк выдает (и отзывает) лицензии на банковскую деятельность и наблюдает за тем, чтобы банки в своей деятельности не отклонялись от норм, установленных банковским законодательством. В частности Центральный Банк устанавливает для всех банков нормы обязательного резервирования (определенную долю депозитов банки обязаны держать на своих счетах в Центральном Банке). Помимо этого, Центральный Банк предоставляет банкам кредиты. Ставка процента, по которой банки могут взять кредит у Центрального Банка называется ставкой рефинансирования и является еще одним инструментом контроля.

И, наконец, Центральный Банк ответственен за регулирование обменного курса. Обычно правительство выбирает режим обменного курса (фиксированный или плавающий), а обязательства по реализации этого решения принимает на себя Центральный Банк. При фиксированном обменном курсе Центральный Банк осуществляет интервенции на рынке иностранной валюты, покупая национальную валюту при избыточном предложении национальной валюты и продавая национальную валюту в противном случае. Для осуществления подобной политики Центральный Банк должен иметь запасы (резервы) иностранной валюты. При плавающем обменном курсе Центральный Банк не должен вмешиваться в функционирование рынка иностранной валюты, однако при резких изменениях обменного курса Центральный Банк зачастую осуществляет интервенции и в этом случае.

Принципиальным вопросом при изучении деятельности Центрального Банка является вопрос о том, что Банк может контролировать. Основным ограничением выступает наличие лишь одного инструмента, каковым является количество денег в экономике (то есть, за пределами Центрального Банка). Обладая лишь одним инструментом, Центральный банк может контролировать лишь одну переменную. В результате при фиксированном обменном курсе (когда Банк берет на себя обязательства по поддержанию обменного курса на определенном уровне), Банк не может контролировать какие-либо другие переменные, например ставку процента или предложение денег.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.83.160 (0.007 с.)