Основные направления развития других ветвей права в 50-80 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития других ветвей права в 50-80 гг.



Брачно-семейное право

Основные тенденции развития советского брачно-семейного законодательства этого периода - это покровительство семьи и поддержание института брака. Юридической базой совершенствования брачно-семейного законодательства в союзных республиках стали принятые в 1968г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и сям 'и.

В соответствия с Основами был разработанный и утвержденный в 1969 г. Верховным Советам БССР новый Кодекс БССР о браке и семьи, который внес многочисленные изменения в регулирование наиважнейших институтов семейного права.

Кодекс складывался с 5 частей, которые разделялись на 23 разделы. Он включал в себя общие положения брачно-семейного законодательства, вопросы брачных отношений (порядок и условия заключения брака, права и обязанности мужа и жены, прекращение и недействительность брака), регулирования семейных отношений (выявление происхождения чад, права и обязанности отцов по воспитанию чад, алиментные обязанности, порядок платы или взыскания алиментов, вопросы усыновления, опеки и попечительство). Актам гражданского состояния и правовой процедуры их оформления был посвященный целый отдельный раздел.

Многочисленные нововведения были внесены в институты заключения и прекращения брака, алиментных обязанностей, усыновления и опеки. Да, в качества общего правила был сохраненный судебный порядок упразднения брака. Было определенно, что ради интересов семьи суд может отложить рассмотрение дела об упразднении брака и предназначить мужу и жене термин к 6 месяцев на примирение. Когда в течение этого термину примирение ни произойдет и будет установлено, что "дальнейшая совместная жизнь мужа и жены противоречить принципам коммунистической морали, а сохранение семьи ни способствует правильному воспитанию чад", суда представлялось право вынести решение об упразднении брака.

Помимо того, в кодексе были определенный основания развода через органы Загса: взаимное согласие на развод мужа и жены, которые ни имели несовершеннолетних чад, отсутствие без известий или недееспособность мужа или жены, осуждение за криминальное преступление мужа или жены, заключения на срок не менее трех лет.

При возникновении спора о чадах, о разделе имущества, о выплате средств на удержание мужа или жены, которые живут в недостачи, брак обязательно должен был расторгаться в судебном порядке. Новеллой кодекса явилась норма, согласно какой муж без согласия жены ни имел право возбуждать дело об упразднении брака во время ее беременности и в течение года после рождения дитяти. Шеренга норм был направленный на покровительство прав дитяти.

В следующий период в Кодекс БССР о браке и семьи вносились некоторые дополнения и изменения. Например, был увеличенный термин (к 2 годов), на который в исключительных случаях мог быть сниженный регламентированный кодексам брачный возраст, и пр.

Рабочее право

В сферы рабочего права БССР наиболее значительным коррективам подверглись нормы, которые регулировала вопросы трудоустройства, режим рабочего времени, рабочую дисциплину и оплату работы, формы привлечения к работе, пенсионное обеспечение. Многочисленные нормативные акты в послевоенный период в значительной степени были направленный на укрепление рабочей дисциплины, улучшение условий работы. Особенное внимание законодательницы была обращено на совершенствование законодательства о повышении квалификации тружеников 3 1960-х гг. принимаются меры по сокращению протяженности рабочего дня и рабочей недели. В 1960 г. Верховный САВЕТСССР принял закон о проведении мероприятий по переводу основной категории рабочих и служащих на семичасовой рабочий день. В 1967 г. в СССР был введенная пятидневная рабочая неделя.

В 1970 г. были принятый Основы законодательства СССР и союзных республик о работе, в каких были изложенный главные законодательные положения относительно регулирования работы работников. На их основанию был разработанный новый Кодекс законов о работе Белорусской ССР (КЗАП), который в 1972 г. был утвержденный и введенный в действие.

КЗАП складывался с введения 18 разделов, которые включали в себя 258 статей. Все более важные институты рабочего права нашли в кодексе юридическое закрепление. В первые девять разделов кодекса были приобщены нормы, которые касались основных положений и принципов советского рабочего права, коллективного договору, рабочего договору, а тоже нормы, которые регулировала рабочее время и время отдыха, вопросы заработной платы и рабочей дисциплины. В остальных разделах регламентировались вопросы о работе и облегчениях отдельных категорий работников, порядка рассмотрения рабочих споров, деятельности профсоюзов работников и пр.

Характерными чертами КЗАП стола закрепление правовых гарантий надлежащего уровню условий работы и провозглашение целого комппекса рабочих прав работника. Более детально были изложены статьи, которые регламентировали разные аспекты упразднения рабочего договору. В кодексе было дано понятие рабочего договору, изложены основные права и обязанности сторон, закреплены гарантии приема на работу, основания прекращения и упразднения рабочего договору. В конфиденциальности, была регламентировано запрет на упразднение рабочего договору по инициативе администрации без согласия на это профсоюзного комитета предприятия или учреждения.

КЗАП детально регулировал порядок рассмотрения рабочих споров. Органами, которые имели право рассматривать рабочие споры, являлись комиссии по рабочим спорам, местные комитеты профессиональных союзов, народные суды.

В тот период права на работу, на гарантированную государством заработную плату, материальное обеспечение в старости сотоварищи права в сферы рабочих правоотношений были отнесенный к числу конституционных прав гражданина. КЗАП соответствовал существующим реалиям рабочих правоотношений и был призванный развить механизмы правового регулирования работы.

Земельное право

В 1955г. в земельном законодательстве были введенный обязательный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователях и государственная регистрация всех землепользователей по единственной общесоюзной системе. Учета подлежали все земли, которые находились в пользования колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий и организаций, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а тоже земли государственного земельного запаса и государственного лесного фонда.

Руководство учета земель и регистрацией землепользования, контроль за правильным использованием земель, в чьем бы подчинении они ни находились, возлагался на Министерство сельского хозяйства СССР, указания которого являлись обязательными для всех министерств, ведомств, учреждений, организаций. 3 1963 г. в этот порядок были внесенный изменения и функции учета и регистрации земель были возложенный на производственные колхозно-совхозные вправления, а в границах городов областного и республиканского подчинения - на горисполкомы.

В 1965 г. Совет Министров БССР в соответствия с общесоюзным законом принял постановление, которой ликвидировались твердые ограничения размеров личного падсобного хозяйства. Семьям рабочих, служащих и других граждан, ни членов колхозов, что проживали в сельской местности, были установленный дифференцирования (от 0,15 к 0,4 га) размеры приусадебных участков.

В декабри 1968 г. Верховный Совет Союза ССР принял Основы земельного законодательства СССР и союзных республик.

Верховный Совет БССР 24снежня 1970 г. принимает Земельный кодекс БССР, каким особенная значимость придавалась землям сельскохозяйственного назначения. Нормы кодекса предусматривали гарантии против необоснованной выдержки в особенности ценных сельскохозяйственных угодий, устанавливали права землепользователей и их ответственность за нарушение земельного законодательства.

В 1975 г. Совет Министров СССР принял постановление о выдаче всем землепользователям государственных октав на право пользования землей и утвердил единственную форму этих октав.

Другие сферы законодательства.

Необходимо отметить следующие нормативные правовые акты, принятые в этот период:

1969 г. - был принятый и утвержденный ЦК КПСС и Советам Министров СССР новый примерный Статус колхозов,

1971 г. - Исправительно-рабочий кодекс БССР,

1972 г. - Водный кодекс БССР, 1979 г. - Лесной кодекс БССР,

1983 г. - Жилищный кодекс БССР,

1984 г. - первый Кодекс об административных правонарушениях БССР.

Все кодифицированные законодательные акты принимались в соответствия с общесоюзными Основами законодательства. Их принятие стола основанием для дальнейшего развития соответствующих ветвей права и усиления позиции государства в регулирования этих правоотношений.

Законодательница в этот период главной задачей устанавливал покровительство социалистического правопорядка, укрепление и покровительство государственной собственности. В то же время расширение сферы правового регулирования, кодификация законодательства, его определенная демократизация явились характерными тенденциями развития многочисленных ветвей права Белоруской ССР второй половины XX ст. Однако большое количество нормативных правовых октав, принятых в этот период, остро поставила вопрос о систематизации действующего советского законодательства в масштабах Союза ССР в целом.

2 сентября 1976г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление "О подготовке и издания Увода законов СССР". Работы по формированию ввода законов были развернуты и в Белоруской ССР. Однако к концу идея создания ввода законов так и ни была реализована.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

Какие основные тенденции наблюдаются в развития права БССР в 50-80 гг.?

Назовите новеллы УК БССР 1961 г.

Какие смены и дополнения были внесенный в УК БССР 1961 г.?

Назовите новеллы ГК БССР 1964 г.

Какие изменения и дополнения были внесенный в УК БССР 1964 г.?

Когда был изданный первый Кодекс об административных правонарушениях БССР?

 

Тестовые задания по теме:

 

Активизации нормотворческой деятельности БССР способствовали решения

1. ХХ съезда КПСС

2. Сталина И.В.

3. ХХ съездов КПБ

4. ХХ съездов Верховного Совета БССР

 

К компетенции БССР не относилась законодательство

1. о судебном строе и судопроизводстве

2. гражданское

3. криминальное

4. Об Основах законодательства в этих сферах

 

Начало международному уголовному законодательству в СССР положил

1. закон о защите мира 12 марта 1951 г.

2. Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г.

3. Основы начал уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г.

4. УК БССР 1960 г.

 

25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял

1. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

2. Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик

3. Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик

4. Основы рабочего законодательства СССР и союзных республик

 

Порядок опубликования и вступления в действие законов БССР был определенный

1. указом Президиума Верховного Совета БССР от ЗО мая 1959 г.

2. декретом ЦИКА БССР от 24 января 1922 г. "О силе для ССРБ декретов и распоряжений РСФСР"

3. Конституцией СССР 1924 г.

 

Упрощенный порядок судопроизводство по делам о террористических актах и террористических организациях, вредительстве и диверсиях был отмененный

1. в 1956 г.

2. 1955 г.

3. 1961 г.

4. 1938 г.

 

Количество статей этого кодекса к 1992 г. увеличилась с 399 к 411, явились две новые части и новые разделы

1. КПК 1960 г.

2. КК 196

3. КПК 1927 г.

4. КК 1928 г.

 

Первая общесоюзная кодификация норм советского гражданского права была проведена

1. В 1961 г.

2. В 1923 г.

3. В 1922 г.

4. В 1964 г.

 

Увеличение размеров неустойки за неисполнение или ненадлежащее выполнение плановых и планово-договорных обязательств предусматривали

1. положение о социалистическом государственном производственном предприятии 4 октября 1965 г.

2. нормативные акты от 1967 г.

3. постановления от 1967-1969 гг.

4. новые правила о договорах подряда от 1970 г.

 

Постановление "О ликвидации необоснованных ограничений личного подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих" была принято Советам Министров БССР

1. в 1965 г.

2. в 1967 г.

3. в 1970 г.

4. в 1964 г.

 

В соответствия с Положением о порядке рассмотрения рабочих споров от 1 января 1957 г.

1. рабочие споры рассматривались исключительно народными судами в присутствия народных заседателей

2. рабочие споры рассматривались в Госарбитражи

3. большую часть рабочих конфликтов стали рассматривать комиссии по рабочим спорам и фабрично-заводские комитеты профсоюзов

 

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 мая 1954 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан".

1. закрепляла преимущественное судебное рассмотрение таких дел

2. приводила примерный пересчет подлежащик установлению в суде фактов.

3. сообщила рассмотрение таких дел комиссии по рабочим спорам и фабрично-заводским комитетам профсоюзов

4. Устанавливала основания для возникновения гражданских прав и обязанностей, исковую давность.

 

Положения о Государственном нотариате в послевоенное время утверждались

1. 1950 г., 1956 г., 1967 г., 1974 г.

2. 1950 г., 1956 г.,1954 г.,1967 г.

3. 1950 г., 1956 г., 1967 г., 1970 г.

4. 1950 г., 1954 г., 1967 г., 1970 г.

 

С … сеть нотариальных контор в республике утверждалась Министерством юстиции БССР.

1. 1950 г.

2. 1956 г.

3. 1954 г.

4. 1967 г.

 

Необходимость изменения правового регулирования деятельности Госарбитража и нотариату в 1967 г. было вызываемо

1. нуждой совершенствования порядка организации нотариальных контор, определялись функции и общие правила их деятельности

2. вступлением в силу нового ГК и ГПК БССР

3. принятием общесоюзного закона о деятельности нотариата

 

К особенности ГПК БССР 1964 г., которые отличали его от кодексов других союзных республик относились:

1. несколько другие процессуальные термины;

2. судебные представители относились к числу особ, которые участвуют в деле;

3. правомочия адвоката должны подтверждаться не только ордерам, но и доверенностью клиента;

4. возможность возбуждения по инициативе суда дел о признании гражданина отсутствующим без известий или умершим;

5. все причисляемые положения.

 

Окончательное решение об упразднении брака было в 1966 г. отнесено к компетенции:

1. органов ЗАГСА

2. районных (городских) народных судов

3. местных Советов

4. Верховного суда БССР

 

Обязательная публикация сообщения об упразднении брака в печати была ликвидировано

1. в 1966 г.

2. в 1958 г.

3. 1964 г.

4. 1965 г.

 

Положение о прокурорском наблюдении в СССР, какое главной задачей установила надзор за следованием органами дознания и предыдущего следствия установленного законам порядка расследования преступлений, а тоже наблюдение за вынесением судебными органами законных и обоснованных приговоров и постановлений было утверждено:

24мая 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР

24мая 1958 г. ЦК КПСС

24мая 1954 г. Президиумом Верховного Совета БССР

24мая 1955 г. Советам министров СССР

 

Преступление - общественно опасное действие, предусмотренное действием криминального закона. Такое определение понятия давалась

1 Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

2 Основах начал уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г.

3 Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г.

4 Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

 

Юридически более совершенными стали формулировки норм о соучастии в преступлении, формах вины, бессознательности, необходимой защите, крайней необходимости в

1. Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

2. Основа уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г.

3. Основа начал уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г.

4. УК БССР 1960 г.

 

Понятие "в особенности опасного рецидивиста" впервые было дано

1. УК БССР 1960 г.

2. УК БССР 1928 г.

3. УПК БССР 1960 г.

4. В дополнениях и изменениях к УК БССР 1928 г.

 

УК БССР 1960 г. предусматривал

1. Сокращение с 25 к 15 лет срока лишения свободы

2. Сокращение максимальный срока ссылки с 10 к 5 годов

3. уменьшение с 25 к 20 % размера удержания с заработка при назначении исправительных работ

4. все причисляемые нормы.

 

Впервые вводилась понятие "тяжелое преступление", которое положила начало новой классификация преступлений

1. УК БССР 1928 г.

2. УК БССР 1922 г.

3. УК БССР 1960 г.

4. УПК БССР 1960 г.

 

УК БССР 1960 г. предусматривало нововведение:

1. положения о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера

2. возможность освобождения от криминальной ответственности в случае, когда к времени рассмотрения дела в суде совершенной преступления потеряла характер общественно опасного, или сам виновник перестал быть общественно опасным

. введенные институты освобождения от криминальной ответственности с передачей дела в общительный суд и в связи с передачей виновника на поруки

4. все причисляемые нормы.

 

К новым составам преступлений по УК БССР 1960 г. были отнесенный:

1. совершенное впервые самогоноварение;

2. получение взятки при отягчающих обстоятельствах;

3. нерадивое пользование сельскохозяйственной техникой;

4. сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, ни сопряженного с насильно или угрозой его применения;

5. самовольная без нужды остановка поезда;

6. втягивание несовершеннолетних в пьянства;

7. все причисляемые составы.

 

УК БССР 1960 г. удерживал нормы, которые ни отвечали требованиям общепризнанных принципов международного права в области покровительства прав человека

1. нормы о нарушении паспортных правил

2. нормы о систематическом занятии бродяжничеством или попрошайничанием

3. частнопредпринимательской деятельности и коммерческим посредничествам

4. норма об ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду

5. все причисляемые составы.

 

Статья, который предусматривал ответственность за угон автомототранспортных средств без цели их кражи в УК был введенный

1. в 1965 г

2. в 1973 г.

3. 1975 г.

4. 1960 г.

 

В 1973-1975 гг. за доведение несовершеннолетней особы состояния опьянения устанавливается

1. уголовная ответственность

2. административная ответственность

 

УК БССР 1960 г. пруд официально называться Уголовном кодексом Республики Беларусь

3 сентября 1991 г.

27 июля 1990 г.

8 декабря 1990 г.

20 сентября 1991 г.

 

 

Літаратура:

  1. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: вучэбны дапаможнік для студэгтаў ВНУ / А.Ф. Вішнеўскі. –Мінск: Экаперспектыва, 2000. – 314 с.
  2. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: некаторыя пытанні і адказы / А.Ф. Вішнеўскі, І.А. Саракавік. – Мінск: ЗА «Веды», 1997. - 108 с.
  3. Доўнар Т.І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі / Т,І, Доўнар. – 2-е выданне. Мінск: Амалфея, 2008. – 400 с.
  4. Юхо, І.А. Гісторыі дзяржавы і права Беларусі: вучэбны дапаможнік Ч. 2 / І.А. Юхо. – Мінск: РІВШ БДУ, 2003. – 275 с.

 

Тема 16.2 Государство и право Республики Беларусь в конце XX — начале XXIв. (2 часа)

 

Тематический план:

1. Направления в равитии праваРеспублики Беларусь в начале 90 г.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 г.: история принятия, общая характеристика, система органов власти, раздел компетенций.

3. Изменения и дополнения 1996 г. к Конституции Республики Беларусь 1994 г.

4. Особенности в развитии отраслевого законодательтва. Кодификация Республики Беларусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.105 с.)