Общественно-политичнская жизнь беларуси в послевоенное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политичнская жизнь беларуси в послевоенное время



В послевоенных условиях общественно-политическая жизнь в стране была довольно противоречивой. С одной стороны, существовали выраженные признаки культа личности Сталина, с другой — определенная часть общества стремилась к переменам.

Первым секретарем ЦК КП(б)Б до 1947 г. являлся П. К. Пономаренко, а с 1947 по 1950 г. — Н. И. Гусаров. Они не были белорусами, на руководящие должности назначались центральными органами власти. Авторитетом в народе пользовался П. К. Пономаренко — бывший руководитель Центрального штаба партизанского движения, однако вскоре он был отозван на другую работу за пределами республики.

Признаком послевоенного времени стало усиление репрессий, которые затронули почти все слои населения Беларуси. Политика репрессий в Беларуси связана с деятельностью министра государственной безопасности БССР Л. Ф. Цанавы. По его личному указанию были репрессированы многие известные партийные и государственные деятели, представители белорусской интеллигенции. В национализме и контрреволюционной деятельности был обвинен министр просвещения БССР П. В. Саевич, готовилась расправа над известным государственным и партийным деятелем С. О. Притыцким. В республике происходили аресты писателей, причем некоторые из них арестовывались неоднократно. Так случилось с В. Дубовкой, С. Граховским, А. Александровичем и др.

Усилению репрессий содействовала и сложная ситуация в западных регионах Беларуси. Тут продолжали вооруженную борьбу против Советской власти бывшие коллаборационисты и участники формирований Армии Крайовой. Они пользовались поддержкой у определенной части населения, недовольной проведением коллективизации. Жертвами антисоветских бандитских формирований становились партийные и комсомольские активисты, интеллигенция, военнослужащие. Ситуация в Западной Беларуси нормализовалась только к середине 1950-х гг.

17.Особенности процесса демократизации общественно политичнской жизни. Попытка демократизации общественно-политической жизни в БССР во второй половине 50 – первой половине 60-х гг. ХХв. Была связана с принятием при Н.С.Хрущеве курса на десталинизацию общества, который был направлен на преодоление отрицательных последствий правления И.В.Сталина после его смерти в 1953г. В 1956 г. На ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) впервые был поставлен вопрос о культе личности Сталина и злоупотреблениях во время его руководства партией и страной. Такая политика получила в истории название «курс ХХ съезда».

В БССР пост первого секретаря ЦК КПБ (Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси) с 1956г. Занимал Кирилл Трофимович Мазуров – активный участник партизанской борьбы в годы войны с фашизмом. Он первым из белорусов был назначен на эту должность после войны. До него все послевоенные руководители республики прибывали на должность первого секретаря ЦК КПБ по направлению из Москвы.

Мероприятия, которые были проведены в СССР при Н.С.Хрущеве, получили в литературе название политики «оттепели», или «хрущевской оттепели». Были прекращены массовые репрессии. Началась реабилитация (восстановление доброго имени) безвинно осужденных. Было реабилитировано около 40 тыс. жителей республики, в том числе известные политические деятели Беларуси А.Червяков, Н.Голодед и др. Появилась возможность более свободно высказывать свои мысли. И хотя к середине 1960-х гг. реабилитация практически прекратилась, вернуть население к прежнему состоянию скованности и страха было уже невозможно.

Политика «оттепели» была направлена на реформирование политического режима. В этих целях с середины 1950-х гг. делались попытки повысить роль Советов в руководстве страной и обществом. Но дальше некоторого ослабления контроля «сверху» и расширения роли местных Советов дело не пошло. По-прежнему выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим контролем.

В целом население поддержало политический курс Н.С.Хрущева на демократизацию общества. Однако эта политика проводилась без учета объективных законов развития общества и реальных обстоятельств. Она характеризуется как политический волюнтаризм, при котором воля руководителя становится определяющей в развитии общества. Проявлением волюнтаризма стало принятие в 1961г. Программы КПСС. В ней было объявлено о курсе на строительство коммунизма в СССР к 80-м гг. ХХв.

Нарастание консервативных взглядов(в книге)

Способобы реформирования системы в годы перестройки(в книге).

20.Оформление государственного скверинитета(книга)

У марины

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Деятельность иезуитов.

С распространением реформационных идей католическая церковь начала с ними активную борьбу. В Западной Европе действовал церковный суд. Был издан список книг, запрещенных для чтения, так как их содержание признавалось вредным для католической веры. Дело дошло до физического уничтожения протестантов.

С 1545 по 1563 г. заседал Тридентский собор. На нем руководители католической церкви отклонили возможность компромисса с протестантами. На церковном соборе было отмечено, что источником веры являются как Библия, так и постановления Вселенских соборов и послания римских пап. Католическая церковь сохранила семь основных обрядов, запрет священникам вступать в брак, латинский язык богослужений. Но главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты. «Чертовым семенем» называл их Сымон Будный.

Историческая справка

Иезуиты - члены католического монашеского ордена Общества Иисуса, созданного в 1534 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией и укрепления католичества.

В 1569 г. виленский епископ Валериан Протасевич пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. А уже через год количество иезуитов увеличилось до 300 человек. Среди них были миссионеры, богословы, проповедники, писатели.

Орден иезуитов занимался прежде всего миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали на городских площадях с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали споры-диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Например, аптеки иезуитов бесплатно обеспечивали лекарствами местное население. Иезуиты ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам.

Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений — коллегиумов. В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимали в коллегиумы детей разных вероисповеданий, поскольку склонение к католичеству предусматривалось всем ходом воспитания.

Главной задачей ордена являлась борьба с реформационным движением. Иезуиты содействовали закрытию протестантских и православных школ, типографий. Под их руководством в городах осуществлялись погромы. Один из них произошел в Вильне. Местные иезуиты 3 апреля 1682 г. уговорили виленского воеводу Михала Казимира Паца снять крест с евангелического сбора в городском предместье. После этого приведенные иезуитами студенты с горожанами внезапно напали, разрушили и разгромили сбор. Пасторов, от страха спрятавшихся под гробами умерших, вытащили оттуда и глумились над ними.

На площадях иезуиты сжигали «вредные» для католической церкви книги. В 1581 г. виленский епископ Юрий Радзивилл приказал уничтожить книги, изданные местной протестантской типографией. Через десять лет в Вильне сожгли кальвинистский сбор. Виновные так и не были наказаны. Однако на белорусских землях Контрреформация не приобрела такой жестокости, которая наблюдалась в Западной Европе.

Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов. При их поддержке в XVI—XVIII вв. францисканцы открыли 17 монастырей, доминиканцы — 41, кармелиты — 16. Появились в Великом Княжестве и монахи-бенедиктинцы, пиары.

Контрреформация в Княжестве была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство. Этот план предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия» (1586): «Уния, а за нею святое вероисповедание католическое придут на Восток из Львова и Луцка, из Вильны и Полоцка».

Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах ВКЛ, где преобладало православное население. Особое внимание они уделяли северо-восточной части белорусских земель. Недаром в Полоцке и Орше орден открыл свои коллегиумы.

Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Широкую известность получили слова Стефана Батория: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». 27 марта 1577 г. он издал грамоту, в которой запрещал строить в Вильне некатолические храмы и школы. «Иезуитским королем» называли Сигизмунда III Вазу. Он с детства был воспитан иезуитами в духе верности и преданности католичеству. Сигизмунд III Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию 1596 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.012 с.)