Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политичнские взгляды Будного и ТяпинскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Крупным мыслителем был СымонБудный (1530-1590 гг.) – книгоиздатель, историк, философ, переводчик, крупнейший представитель философской и общественно-политической мысли Беларуси 2-ой половины XVI века. Его идеи и взгляды были хорошо известны в Польше и странах Западной Европы. Будный издал «Катехизис», в котором считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Критиковал абсолютизм. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Войны считал большим бедствием для людей. Он впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые. Был против несправедливых войн и поддерживал войны справедливые, в оборону своего Отечества. Он являлся также одним из известных и активных деятелей Реформации на Беларуси, сторонником протестантизма. По своим взглядам Тяпинский был близок к СымонуБудному. Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах, отстаивал права христианского государства вести справедливые войны против вражеских нашествий и тирании. Главным делом жизни Василя Тяпинского стало просвещение народа. Ради этого он взялся за перевод на белорусский язык Евангелия и на собственные деньги основал в своем имении Тяпино типографию. Эта трудная и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел. По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеривался издать и Катехизис, однако этот план остался нереализованным. "Евангелие" Василя Тяпинского напечатано в два столбца - на церковнославянском и белорусском языках с многочисленными толкованиями и ссылками на источники. Удачное оформление инициалами и орнаментами напоминает виленские издания Ф. Скорины. Просветитель взволнованно пишет о необходимости культурного подъема и сплоченности белорусов - перед угрозой полонизации. Он отстаивает право на образование на родном языке, а тем, кто отрекся от "науки в слове своем", дает совет вспомнить братьев Кирилла и Мефодия, ставших гордостью славянской культуры. Он также призывает светских и духовных властителей сохранять традиции и обычаи предков.Обращаясь к истории, просветитель утверждает, что славяне дали пример другим европейским народам, когда "своим влоснымезыком от так давного часу слово Боже выложили". 8. Лев Сапега и бел влзрождение Возрождение середины XVI столетия это культурное явление первостепенной ценности в духовной жизни белорусского народа. Интеллектуальное движение, которое началось под неоспоримым влиянием западного-европейской культуры, было источником развития индивидуалистического настроения в белорусском гражданстве и помогал возникновению демократической буржуазной интеллигенции. Беларусь в XVI столетии была связана с Западной Европой экономически. Белорусские землевладельцы сделались крупными поставщиков сырья на западного-европейский рынок и направляли свои товары по всем речным и сухопутных путям. Быт белорусской знати революционировался под беспосредническомвлиянием польских образцов и западного-европейской культуры. Белорусские шляхтичи привыкают к путешествиям направляемую за границу и интересуются научными занятиями. Представители белорусской шляхты часто встречались в западного-европейских университетах. Белорусская знать до определенной степени была охвачена религиозным скептицизмом и проявляла значительный наклон к протестантизму, особенно к его крайних направлениях - к кальвинизму и социнианства. Отличным представителем белорусского национально-культурного возрождения был литовский канцлер Лев Сапега, который имел большие имущества в Беларуси и Польше. Уже в молодом возрасте Лев Сапега обнаружил свои чрезвычайные способности. Окончив первоначальное образование, Сапега был направлен в Лейпциг для получения высшего образования. Политическая карьера Льва Сапеги, благодаря его большим способностям, была очень быстрая. В 23 года Лев Сапега был назначен секретарем Великого Княжества Литовского. Канцлер Лев Сапега оставался верным своим гуманистической идеям до конца своей жизни. Он не подпал под влияние католической церкви и отцов иезуитов. Белорусский гуманист был противником религиозного фанатизма. Лев Сапега был последним представителем белорусского возрождения. Католическая реакция остановила культурно-национальное развитие. Гуманисты сошли со сцены, но национально-культурная традиция не умерла. Она ощущается в первой четверти XVII столетия в изданиях Виленское братская типография в Ивье. 9.Выбор исторических путей_____ Ефим Карский Евфимий Карский родился 20 декабря 1860 года (1 января 1861) в селе Лаша Гродненского уезда Гродненской губернии. Отцом его был дьячок местной церкви Фёдор Новицкий, а матерью - девушка из причетнической семьи Карских. Под её фамилией и был записан ребёнок, так как он родился без официально зарегистрированного. Начальное образование Ефим Карский получил в приходском училище села Ятра, в церкви которого на тот момент служил его отец. В августе 1871 года по инициативе отца Евфимий (под отцовской фамилией, Новицкий) поступил в Минскую духовную семинарию. По окончании семинарии он поступил (уже под фамилией Карский, записанной в метриках) в Нежинский историко-филологический институт, где изучал славяно-русскую филологию под руководством профессора Р.Ф. Брандта. Окончив институт в 1885 году Карский начал преподавать во 2-ой Виленской гимназии. В это время он начал собирать этнографический материал, в этом ему помогали родители, и печататься в научных журналах. В 1877 году Евфимий Карский женился на дочери священника Софье Николаевне Сцепуржинской. В гимназии он проработал до 1893 года, в котором его зачислили преподавателем русского языка в Варшавский университет, а через год назначили экстраординарным профессором на кафедру русского и церковнославянского языков. В 1901 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Российской Академии наук. В 1902 году Карский стал деканом историко-филологического факультета. В 1903 году Карский предпринял этнографическую экспедицию по Белоруссии, в ходе которой было собрано немало материала для исследований, и по итогам которой был издан первый том главного труда учёного - полномасштабной научной работы "Белоруссы", заслужившей впоследствии название "энциклопедии белорусоведения". В 1905 году Карский стал ректором Варшавского университета. Должность ректора Карский занимал до 1910 года. Также с 1905 по 1917 год он был главным редактором журнала "Русский филологический вестник". В 1916 году его избрали действительным членом Академии наук. В 1917 году Карский стал профессором Петроградского университета. С 1920 года он редактировал "Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук". В 1922 году стал действительным членом Института белорусской культуры (теперь Национальная академия наук Белоруссии), а в 1929 году - членом Чешской Академии наук. Также работал директором Музея антропологии и этнографии. При советской власти Карский не единожды терпел невзгоды из-за своих убеждений. Взгляды учёного раздражали как большевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусов отдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как часть единого русского народа, наряду с велико руссами и мало руссами, а белорусскую речь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился к насильственной белорусизации, проводимой советской властью. Он подвергался давлению со стороны партийного научного сообщества, а в 1929 году был снят с должность директора Музея антропологии и этнографии. Восстановиться на прежних позициях Карскому так и не удалось - 29 апреля 1931 года он скончался. Похоронен на Смоленском православном кладбище Ленинграда. Заходнеруссизм Белорусский историк Александр Цвикевич отмечал, что на формирование идей западнорусизма сильное влияние оказал Замойский церковный собор 1720 года. По мнению Якова Трещенка, первые идеи, названные впоследствии западнорусизмом, возникли во времена Речи Посполитой и их катализатором был так называемый «диссидентский вопрос» (вопрос о равных правах православных с католиками). Этот же автор утверждает, что основополагающий комплекс представлений западнорусизма сложился под идейным руководством епископа Белорусского св. Георгия Конисского еще во второй половине XVIII в.Влияние на развитие западнорусизма оказала идея славянофильства, разработанная А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, И. С. Аксаковым и др. Идеи западнорусизма развивались в окружении виленского епископа Иосифа (Семашко), особенно в связи с проведением Полоцкого собора 1839 года, ликвидировавшего униатство на территории Российской империи. Окончательно теория западнорусизма была научно разработана в трудах русского историка, выходца из Гродненской губернии Михаила Кояловича, который для обозначения современной территории Беларуси ввёл в научный оборот термин «Западная Россия». Другими видными представителями западнорусизма были Григорий Киприанович, Платон Жукович,Константин Харлампович, Афанасий Ярушевич, А. Демьянович. Сообщества западнорусистов образовывались вокруг некоторых изданий, таких как журналы «Вестник Западной России» под редакциейКсенофонта Говорского, «Крестьянин», «Окраины России», газеты «День», «Московские новости», «Новое время», «Северо-западная жизнь», «Минское слово», «Минское русское слово», «Белорусский вестник» и других.Сами термины «белорусский народ» и «Белая Русь» не были широко распространены среди населения. Как писал близкий к кругам западнорусистов филолог и этнограф Евфимий Карский в 1903 году: Политика царизма Восстание 1863 года заставило царское правительство обратить пристальное внимание на западные губернии. Разработка и реализация государственной политики России в этом регионе была возложена на Западный комитет, возобновивший свою деятельность в 1862 году. В его состав входили руководители основных министерств: военных и внутренних дел, госимущества, образования, финансов, а также шеф жандармов и обер-прокурор Синода. Комитетом были рассмотрены предложения по управлению Северо-Западным краем. Однако в декабре 1864 года по решению правительства он прекратил свое существование, и выработкой политики, в основном, занималось Министерство внутренних дел. Исполнительную власть осуществляли виленский генерал-губернатор и губернаторы Западного края. Они непосредственно подчинялись министру внутренних дел. Из всех губернаторов только Н.М.Муравьев был непосредственно вхож к Александру II. После подавления восстания 1863 года он снискал титул "спасителя России".
Во второй половине 60-х годов перед царским правительством остро встала проблема ликвидации польского влияния на западные земли. Опора полонизации виделась им в шляхте. Поэтому было предпринято ряд мер политического и экономического характера с целью ее изоляции. Шляхта западных губерний была либо польского происхождения (католики), либо белорусского (православные), однако давно полонизированная. Не была она однородной и в имущественном плане. В начале 60-х годов лишь 14% шляхты были владельцами земли и крестьян. Остальные 86% либо имели небольшой участок земли, либо арендовали ее, либо получали средства за счет службы или работы по найму.
Помещики, чиновники и офицеры, которые по наследству получали поместья, относились к дворянскому сословию. Однако и они в большинстве своем (9261 из 9929 помещиков Северо-Западного края - 1862 год) были польского происхождения. Лишь незначительный процент дворянства составляли выходцы из России и Прибалтики, а также татары. Традиционно, пренебрегая фактом существования белорусов, царские власти подразделяли дворян на русских (православных) и поляков (католиков).
Чтобы подорвать экономическое и политическое влияние польской шляхты в западных губерниях, царское правительство в 1864 году ввело новые правила подтверждения дворянства. Для доказательства дворянства необходимо было предоставить за 3 года документы, подтверждающие право владения землей с крестьянами, либо принадлежность к шляхетскому сословию во времена Речи Посполитой. Подавляющее большинство мелкой шляхты (более 200 тысяч человек) таких документов не сумело предоставить, а это автоматически переводило их в разряд однодворцев или граждан.
Поскольку главной движущей силой восстания 1863 года была шляхта, то царское правительство жестоко расправилось с его участниками. Поместья повстанцев конфисковывались, а их владельцы ссылались в Сибирь. Были предусмотрены меры и по замене польских землевладельцев выходцами из России. 10 декабря 1865 года Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний предлагалось в течение 2-х лет продать или обменять свои земли. Покупать же эти земли могли только православные. Лицам "польского происхождения" (католикам) это запрещалось.
Вскоре помещики попытались использовать лазейку, переходя из католицизма в православие. Но министерство государственных имуществ 10 апреля 1869 года издало распоряжение, в соответствии с которым только потомки перешедших в православие считались русскими и имели право сохранять свои земли.
С целью привлечения в западные губернии большего количества русских землевладельцев и чиновников была предусмотрена целая система льгот.
На льготных условиях им выдавалась ссуда, право на винокурение, продавалась конфискованная земля, предусматривалась 50%-ная надбавка к жалованию.
Политика замены местных чиновников-католиков на русских, гарантированные льготы приезжим сделали Северо-Западный край привлекательным для многих желающих быстро разбогатеть. После восстания в западных губерниях некоторое время сохранялось военное положение. Действовали следственные комиссии и суды. Продолжались аресты участников восстания, в большинстве своем лиц польского происхождения. Закон о военном положении запрещал лицам мужского пола, кроме крестьян, уда пяться с места жительства более чем на 30 верст без разрешения местных властей. Польская шляхта лишалась возможности отмечать даже семейные праздники, так как существовал запрет собираться вместе нескольким человекам. По каждому малейшему поводу накладывался штраф. Местная администрация в этом деле до того преуспела, что регулированием штрафов вынужден был заниматься преемник Муравьева на посту виленского генерал-губернатора Кауфман. В 1866 году им был составлен перечень "проступков", подлежащих штрафованию: употребление польского языка в общественных местах и в официальной переписке, ношение траура, различных польских отличий, неуважительное отношение к православной церкви, ее духовенству и так далее.
С целью вытеснения польской шляхты из Западного края царизм использовал так называемую "сарматскую теорию". Согласно ей происхождение польской шляхты исходило от кочевников-сарматов, которые с незапамятных времен подчинили себе поляков-славян и превратили их в крестьян. Ликвидируя сарматскую шляхту, царизм, таким образом, представлялся спасителем поляков-славян и объединителем всех славянских народов под скипетром русского самодержавия.
Относительно "белорусского вопроса" царское правительство вело себя неоднозначно. Белорусский народ, в основе своей крестьянство, подлежал русификации. Во время восстания царизм заигрывал с крестьянами: ликвидировал временнообязанное состояние, снизил на 20% ежегодные выкупные платежи, наделил безземельных крестьян 3-мя десятинами земли. Чиновники и служители православной церкви натравливали крестьян на польских помещиков, разжигали ненависть к полякам. Имели место случаи, особенно в восточной части Белоруссии, когда крестьяне вместе с царскими войсками нападали на отряды повстанцев, следили за польскими помещиками, докладывали властям об их действиях и так далее. Использовались даже подкупы за доносы.
После поражения восстания правительство ужесточило русификаторскую политику, а выступления белорусских крестьян часто подавлялись войсками. С целью усиления русского влияния на местное православное население и воспитания верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство разработало свою стратегию. Особое внимание было обращено на начальную школу. В большей степени, чем в центральных губерниях, она ставилась под контроль православной церкви. Школа и церковь были призваны воспитывать детей-белорусов в духе покорности, верности монархии, содействовать русификации края. Исходя из этого создавались программы, подбирались учительские кадры. В конце 60-х годов в начальных классах школ 5 западных губерний, помимо учителей, преподавание вели 580 священников, 93 диакона и причетника, 116 выпускников духовных семинарий.
Преподавание велось на русском языке. Белорусский язык, как и польский, вытеснялся из сферы употребления. Куратор Виленского округа, ссылаясь на "несовершенство" и "бедность" белорусского языка, настаивал на полной бессмысленности "печатать книги на белорусском диалекте". Во второй половине XIX века не было издано ни одной книги на белорусском языке.
Власти закрыли все дворянские училища и гимназии, за исключением губернских городов. Эти учебные заведения готовили, в основном, чиновников для государственной службы и были, по мнению властей, рассадниками польских идей. Поэтому доступ в них детей польской шляхты был ограничен. В гимназиях и училищах запрещалось употребление польского языка, конфисковывались польские книги из библиотек, запрещалось издание и использование польских учебников.
В "русском духе" предусматривалось и развитие женского образования. Обучение и воспитание в женских учебных заведениях строилось с таким расчетом, чтобы их выпускницы в будущем воспитывали детей в верноподданническом духе и влияли в этом направлении на своих мужей - местных чиновников и помещиков.
Борьбе с полонизацией служило также искусственное сдерживание развития высшего образования в крае. Выходцы из северо-западных губерний должны были обучаться в высших учебных заведениях России и после окончания учебы трудоустраиваться там, так как на родине их на работу не принимали.
Дискриминационные меры предпринимались также в области культуры и религии. В Северо-Западном крае запрещалось издание любой литературы на польском языке, кроме молитвенников, многие из них передавались в ведение православного духовенства. Под видом политической борьбы власти вмешивались во внутренние дела костела. Православная церковь стала занимать господствующее положение. Ей отводилась главенствующая роль в воспитании белорусского крестьянства в духе "православия, самодержавия, народности". Многие крестьяне-католики насильственно переводились в православие. В конце 60-х годов царизм вынужден был внести некоторые изменения в свою политику в Северо-Западном крае. Этому способствовало ряд причин. Потерпели неудачу усилия по подрыву польского землевладения. К 1869 году все конфискованные земли были проданы, а оснований для новых конфискаций не появилось. К тому же польское дворянство решило отойти от прямой конфронтации с царизмом, чтобы сохранить свое имущественное положение и подготовиться к будущей борьбе за независимость. Учитывая ситуацию в крае, царское правительство решило ориентироваться не только на русское и немецкое (остзейское) поместное и служилое дворянство, но и на благонадежную часть польских помещиков. Постепенно в течение 1866 - 1870 годов было отменено военное положение. В конце 70-х годов в северо-западных губерниях было создано общество сельских хозяев, потребность в котором испытывали местные землевладельцы. Однако его деятельность строго регламентировалась. Запрещалось обсуждать вопросы, выходящие за рамки сельскохозяйственных отношений. Под влиянием этих изменений дворянство белорусских губерний начало проявлять лояльность к русскому самодержавию. Свидетельством тому было относительное спокойствие в регионе в период подъема народнического движения. Но, несмотря на это, царизм не пошел на значительное расширение прав шляхты. Допускались только некоторые послабления, в частности, замена русских предводителей дворянства местными помещиками из числа православных. В качестве исключения назначались на эти должности и помещики-поляки, но только после тщательной проверки на предмет политической благонадежности. Местному католическому дворянству в обход существующих циркуляров разрешалось также поступать на службу в губернские и уездные учреждения. Перемены в отношении к местному дворянству коснулись также польской культуры и католического костела. Власти стремились избегать действий, которые могли быть расценены как гонения на католицизм, вмешательство во внутренние дела костела. Полиции поручалось только вести надзор за служителями культа и докладывать об этом начальству. Запрещался насильственный перевод из католицизма в православие. Но закрытие костелов продолжалось. Для этого, правда, искали более веские причины: ветхость зданий, например, отсутствие верующих-католиков и так далее. Не дал ожидаемого результата и запрет на издание и распространение польской литературы. С 1869 года в западных губерниях начали издавать книги на польском языке. Эти небольшие отступления не привели к существенным изменениям в положении католической шляхты на территории Белоруссии. Здесь, как и ранее, с нее продолжали взимать контрибуцию. За счет этих средств строились церкви, осуществлялись выплаты жандармским командам, 50%-ные надбавки присланным из России чиновникам. Контрибуционные выплаты были отменены только в 1897 году. В конце 70 - начале 80-х годов царизм вновь ужесточил свою политику по отношению к полякам. Это было вызвано недоверием и подозрительностью по отношению к польскому дворянству. Исходя из официальной установки, новый виленский генерал-губернатор Коханов провел чистку государственных учреждений. В 1884 - 1885 годах большинство поляков были уволены с государственной службы, на их место пришли русские чиновники. Это коснулось и предводителей дворянства. Дворянскому банку было запрещено выдавать кредиты землевладельцам католического вероисповедания. Дискриминационную политику осуществлял царизм в Белоруссии и по отношению к еврейскому населению. В 1882 году евреям было запрещено селиться за пределами городов и местечек, арендовать и покупать землю. В начале 90-х годов в Белоруссию были выселены евреи из городов Центральной России, в результате чего возникла искусственная перенаселенность белорусских городов. Евреев не принимали на работу в государственные учреждения, полицию, на офицерские должности в армии, на железнодорожный транспорт. Существовала и процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения. Реформы 60 - 70-х годов XIX века привели к значительным изменениям в политической жизни России и Белоруссии. Был сделан шаг вперед на пути превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Вместе с тем они несли в себе пережитки крепостничества, были непоследовательными и ограниченными. Большие изменения и опоздания, с которыми проводились Реформы в Белоруссии, придавали им еще более ограниченный и непоследовательный характер в сравнении с другими регионами России.
После убийства народовольцами императора Александра II в 1881 году во внутренней политике России произошли значительные изменения. В руководстве государством верх взяли реакционные силы, реформы 60 - 70-х годов начали оцениваться как "фатальные ошибки". 14 августа 1881 года было введено в действие "Положение о мерах по охране государственной безопасности и общественного спокойствия", по которому любая местность и в любое время могла быть объявлена на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Согласно положению любой житель местности мог быть арестован по распоряжению местной администрации сроком до 3 месяцев или подвергнут штрафу до 3 тысяч рублей. Власти имели право конфисковать имущество и направлять виновных в ссылку в отдаленные губернии, закрывать учебные заведения, торговые учреждения и промышленные предприятия, органы печати.
Начали пересматриваться и реформы 60 - 70-х годов. Первые контрреформы коснулись народного образования. В 1884 году церковно-приходские школы были переведены в подчинение синоду, а в 1887 году в гимназии было запрещено принимать детей прислуги, возчиков, мелких лавочников и так далее. В 1882 году был установлен также жесткий контроль за газетами и журналами, многие из них были закрыты.
Попыткой реставрации крепостнических порядков было введение в 1889 году института земских начальников. На эти должности назначались дворяне, они имели право вмешиваться в решения сельских собраний, подвергать крестьян различным наказаниям. Правда, в Белоруссии из-за боязни влияния польских помещиков закон о земских начальниках царские власти ввели только в 1900 году и только в пределах Витебской, Могилевской и Минской губерний. В 1892 году было введено также новое "Городское положение", которое резко повышало имущественный ценз при выборах органов городского самоуправления и усиливало над ними контроль со стороны правительственной администрации. 14.Создание белорусской печати в белорусском издательстве___ На пачатку ХХ ст. ужо можна весці гаворку аб станаўленні ўласнага беларускага літаратуразнаўства. Перш за ўсё гэты працэс звязаны з дзейнасцю Я. Карскага і М. Багдановіча. Яўхім Карскі - аўтар трохтомнага даследавання "Беларусы" (1903-1922). Вучоны правёў значную работу па збіранню і навуковаму апісанню помнікаў старажытнай пісьменнасці, а таксама твораў новай беларускай літаратуры. Сістэматызаваўшы новыя і раней вядомыя творы, вучоны зрабіў спробу ўстанавіць перыядызацыю гісторыка-літаратурнага працэсу на Беларусі. Гэтым ён закладваў аснову далейшых гісторыка-літаратурных даследаванняў. Максім Багдановіч у працах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця" (1911), "За сто лет" (1911), "Глыбы і слаі" (1911), "Санет" (1911)"Новы перыяд у гісторыі беларускай літаратуры", (1912), "За тры гады" (1913), абгрунтоўваў ідэю самастойнасці і самабытнасці беларускай нацыянальнай літаратуры, сцвярджаў перспектыўнасць вывучэння літаратуры ў яе гістарычным развіцці, у сувязі з духоўным жыццём народа і грамадска-культурнымі ўмовамі.М. Багдановічам была ўдакладнена перыядызацыя літаратурнага працэсу, коратка, але даволі грунтоўна прааналізавана старажытная, новая і навейшая беларуская літаратура, дадзена ацэнка творчасці пісьменнікаў ХІХ - пач. ХХ стст., засяроджана ўвага на шэрагу тэарэтыка-літаратурных праблем. Адштурхоўваючыся ў цэлым ад метадалагічных прынцыпаў культурна-гістарычнай школы, М. Багдановіч разам з тым стараўся пераадольваць слабыя бакі гэтага літаратуразнаўчага накірунку і тым самым выпрацоўваў сваю ўласную метадалогію. Многа зрабіў для станаўлення і развіцця беларускай літаратурнай крытыкі Сяргей Палуян, аб чым сведчыць яго артыкул "Беларуская літаратура ў 1909 г." (1910). Гэтай працай істотна пашыраліся жанравыя рамкі беларускай крытыкі, замацоўвалася ў ёй форма гадавога агляду. Акрамя адзначанага артыкула пяру С. Палуяна належаць публіцыстычныя нататкі "Лісты з Украіны" (1910), у якіх побач з іншымі пытаннямі закраналіся і праблемы развіцця беларускай літаратуры. Даволі адмысловым крытыкам з’яўляўся Вацлаў Ластоўскі. Да бясспрэчных яго здабыткаў і здабыткаў усёй беларускай крытыкі пач. ХХ ст. трэба аднесці артыкулы "Памяці Сяргея Палуяна", "Эліза Ажэшка" (1910), "Людвіг Кандратовіч" (1912), "Леся Украінка" (1913), рэцэнзіі на зборнікі "Васількі" Ядвігіна Ш., "Рунь" М. Гарэцкага, "Родныя з’явы" Т. Гушчы (Я. Коласа) (1914). Шэраг змястоўных рэцэнзій на творы і кнігі беларускіх пісьменнікаў пачатку ХХ ст. даў Антон Навіна (А. Луцкевіч). Праграмнымі для развіцця беларускага прыгожага пісьменства і беларускага тэатра пачатку ХХ ст. сталі артыкулы Максіма Гарэцкага "Наш тэатр" (1913) і "Развагі і думкі" (1914). Акрамя названых аўтараў пасільны ўклад у станаўленне ўласнай беларускай літаратурнай навукі і крытыкі зрабілі У. Самойла, А. Бульба, М. Янчук, Л. Гмырак, Я. Купала, Р. Зямкевіч, Я. Лёсік, З. Бядуля, А. Вілейскі, В. Лявіцкая.
1.3 Развіццё беларускай літаратурнай навукі ў 1920-1930-я гг. 1920-1930-я гг. сталі якасна новым этапам у станаўленні і развіцці беларускай літаратурнай навукі. Менавіта ў дадзены перыяд, і асабліва ў першай яго палове, беларускае літаратуразнаўства надзвычай вырасла, пасталела і набыло статут самастойнай нацыянальнай галіны навуковых ведаў. Дасягненні беларускага літаратуразнаўства гэтага часу ў першую чаргу звязаны з дзейнасцю М. Гарэцкага, І. Замоціна, Я. Барычэўскага, А. Вазнясенскага, М. Піятуховіча. Усе яны ў той альбо іншай ступені мелі дачыненне да Інбелкульта, які з’яўляўся асноўным каардынацыйным цэнтрам беларускага літаратуразнаўства на працягу 1922-1928 гг. З 1927 г. у ім існаваў аддзел гуманітарных навук, у які ўваходзіла і кафедра беларускай літаратуры (з камісіяй па выданні твораў беларускіх пісьменнікаў). Выдаваліся "Запіскі аддзела гуманітарных навук" Інбелкульта. Максімам Гарэцкім напісана першая сістэматызаваная навуковая праца па гісторыі развіцця беларускай літаратуры, якая стала адначасова і першым грунтоўным падручнікам па беларускай літаратуры. У ёй разгледжана развіццё нашай нацыянальнай літаратуры ад старажытнасці да першых паслякастрычніцкіх гадоў, ахарактарызаваны вядомыя на той час літаратурныя помнікі, творы новай і найноўшай літаратуры, паказана станаўленне літаратурных плыней і кірункаў, вызначана месца і роля вядучых аўтараў у гісторыі нацыянальнага прыгожага пісьменства. "Гісторыя беларускае літаратуры" М. Гарэцкага вытрымала некалькі выданняў і, што таксама немалаважна, не страціла сваёй каштоўнасці і практычнай значнасці па сённяшні дзень. Немалыя заслугі М. Гарэцкага і ў станаўленні беларускай літаратурнай крытыкі. Ён даволі рэгулярна змяшчаў у розных перыядычных выданнях свае крытыка-біяграфічныя нарысы па творчасці самых розных аўтараў - як пісьменнікаў-адраджэнцаў старэйшага пакалення, так і маладых літаратараў. Як буйны вучоны-літаратуразнаўца М. Гарэцкі не мог не выпрацаваць уласную тэарэтыка-метадалагічную сістэму. Асноўнае, самае сутнаснае з яе адлюстравалася ў "Назваслоўі", якое ўвайшло ў склад "Гісторыі беларускае літаратуры" выдання 1924-га г. Нямала зрабіў для развіцця беларускага літаратуразнаўства прафесар Іван Замоцін. Ён даў грунтоўную, у цэлым аб’ектыўную ацэнку спадчыны М. Багдановіча ("М. Багдановіч. Крытыка-біяграфічны нарыс", 1927), драматургіі Я. Купалы ("Беларуская драматургія", 1927), Ц. Гартнага ("Драматычныя творы Цішкі Гартнага", 1928), ліра-эпасу Я. Коласа ("Пуціны беларускай літаратуры. Якуб Колас. "Новая зямля", 1924; "Паэма Якуба Коласа "Сымон-музыка" як аўтахарактарыстыка", 1926). Прыкметнай з’явай у беларускім літаратуразнаўстве сталі спробы І. Замоціна стварыць самастойны кірунак даследавання на аснове т. зв. "тэорыі чатырох сінтэзаў" (спалучэнне пры аналізе генетычнага, фармальна-мастацкага, сацыялагічнага і ідэалагічнага падыходаў).І. Замоцін слушна крытыкаваў многае ў тагачасных модных фрэйдысцкіх і інтуітывісцкіх канцэпцыях, фармалістычных трактоўках мастацтва і суб’ектыўна-ідэалістычных прынцыпах яго вывучэння. Шмат цікавых назіранняў над творчасцю М. Багдановіча, Я. Купалы, Я. Коласа зрабіў Аляксандр Вазнясенскі. Асабліва неабходна вылучыць яго працу "Паэтыка М. Багдановіча" (1926), якая была адной з этапных з’яў у распрацоўцы пытанняў тэорыі літаратуры і метадалогіі. На жаль, А. Вазнясенскі даволі доўгі час знаходзіўся ў палоне фармальнага метаду, што перашкодзіла яму сапраўды аб’ектыўна ацаніць многія з’явы ў беларускім прыгожым пісьменстве. Этапнымі ў распрацоўцы шэрагу пытанняў тэорыі літаратуры і метадалогіі ў беларускім літаратуразнаўстве сталі таксама працы Яўгена Барычэўскага "Паэтыка літаратурных жанраў" (1927) і "Тэорыя санета" (1927). Даследчык арганічна спалучаў у літаратуразнаўчым аналізе гісторыю развіцця і тэорыю жанравых форм лірыкі, эпасу, драмы. Гэтым вучоны замацоўваў плённую традыцыю адзінства гістарычнага і тэарэтычнага падыходу да мастацтва. Даволі значнай фігурай у беларускім літаратуразнаўстве 1920-1930-х гг. быў Мікола Піятуховіч. Але, на жаль, яго літаратуразнаўчая канцэпцыя мела вельмі моцны сацыялагізатарскі ўхіл. Яскрава гэта выявілася і ў адной з самых буйных прац даследчыка - "Нарысах гісторыі беларускай літаратуры" (1928). У аснову перыядызацыі літаратуры М. Піятуховіч паклаў этапы эканамічнага развіцця грамадства. Спрошчана разумеючы ўзаемасувязь грамадзянскай гісторыі і літаратуры, выводзячы ўзровень развіцця прыгожага пісьменства непасрэдна з узроўню эканомікі, Піятуховіч не здолеў глыбока выявіць вядучыя тэндэнцыі літаратурнага працэсу, аб’ектыўна ацаніць творчасць В. Дуніна-Марцінкевіча, Ф. Багушэвіча, М. Багдановіча, Цёткі. На станаўленне і далейшае развіццё маладой беларускай літаратурнай навукі ў 1920-я - пачатку 1930-х гг. аказвала плённае ўздзеянне літаратурная крытыка, як правіла, пісьменніцкая. Найбольш значныя дасягненні беларускай літаратурнай крытыкі гэтага перыяду звязаны з дзейнасцю літаратурных арганізацый "Маладняк", "Узвышша", "Полымя" і іх аднайменных перыядычных выданняў, якія абгрунтоўвалі і праводзілі ў жыццё ідэйна-эстэтычныя праграмы дадзеных аб’яднанняў. У распрацоўцы тэарэтычных асноў беларускай крытыкі, павышэнні яе прафесійнага ўзроўню вялікая заслуга належыць А. Бабарэку, У. Дубоўку, К. Чорнаму, Я. Пушчу, Ф. Купцэвічу. Зборнікамі "Якуб Колас у літаратурнай крытыцы" (1926), "Творчасць К.М. Міцкевіча (Якуба Коласа)" (1926), "Янка Купала ў літаратурнай крытыцы" (1928) і "Цішка Гартны ў літаратурнай крытыцы" (1928) закладзены асновы мэтанакіраванага вывучэння творчасці старэйшых беларускіх майстроў слова. У канцы 1920-х гг. распачалася сур’ёзная тэксталагічная праца, звязаная з падрыхтоўкай да выдання двухтомніка М. Багдановіча, а таксама збораў твораў Я. Купалы і Я. Коласа. Развіццё беларускага літаратуразнаўства ў 1930-я гг. адбывалася ў надзвычай складаных умовах: грубейшыя парушэнні законнасці, што мелі месца ў гэты час, істотна запаволілі далейшы рост літаратурнай навукі і крытычнай думкі; акрамя таго, палітычныя абставіны ўнутры краіны паўплывалі на ўзмацненне вульгарнага сацыялагізму і дагматызму ў крытычных ацэнках. У 1930-я гг. вывучэнне літаратуры было сканцэнтравана пераважна ў Інстытуце літаратуры і мастацтва АН БССР. Першачарговай задачай з’яўлялася падрыхтоўка навуковай "Гісторыі беларускай літаратуры". У 1932-1934 гг. калектыў у складзе І. Замоціна, М. Аляхновіча, М. Піятуховіча, М. Ларчанкі і некаторых іншых вучоных напісаў шэраг раздзелаў для гэтай працы. Але, на вялікі жаль, завяршыць яе паспяхова не ўдалося. Аўтары не пераадолелі цяжкасцей, звязаных з тэарэтычнай распрацоўкай прынцыпаў пабудовы "Гісторыі беларускай літаратуры" як абагульняючай працы і ўстанаўленнем заканамернасцей літаратурнага развіцця. Адмоўны ўплыў на даследчыкаў зрабіла таксама назвычай узмацніўшая к таму часу сваю дзейнасць т. зв. "аглабельная" крытыка ў асобах Л. Бэндэ, А. Кучара, В. Вольскага і некат. інш. беларускае літаратуразнаўства дасягненне навука Роль газеты наша нива Выходила в Вильне с 10 (23) ноября 1906 по 7 августа 1915 на белорусском языке кириллицей и с первого номера до № 42, 18 (31) октября 1912) также белорусской лат
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.014 с.) |