Верховный суд Кыргызской Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховный суд Кыргызской Республики



Верховный суд Кыргызской Республики является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства, он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Кыргызской Республики. В соответствии с п.1 ст. 96 Конституции КР Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом.

Компетенция, организация и порядок деятельности Верховного суда Кыргызской Республики определяются Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами о статусе судов, о статусе судей, процессуальными законами и Законом «О верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции» от 18 июля 2003 г.

Верховный суд Кыргызской Республики:

1. в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора;

2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты;

3. избирает секретаря Верховного суда из состава судей Верховного суда;

4. утверждает по представлениям председателей областных судов, Бишкекского городского суда и Военного суда Кыргызской Республики;

5. рассматривает вопросы организации работы аппарата Верховного суда;

6. оказывает методическую помощь местным судам общей юрисдикции в правильном применении законодательства;

7. принимает Регламент Верховного суда Кыргызской Республики по внутренним вопросам деятельности, не урегулированным действующим законодательством;

8. изучает и обобщает судебную практику;

9. утверждает по представлению Верховного суда КР структуру и штатное расписание аппарата Верховного суда Кыргызской Республики;

10. утверждает по представлению председателя Верховного суда Кыргызской Республики состав научно-консультативного Совета при Верховном суде;

11. решает другие вопросы организации деятельности Верховного суда Кыргызской Республики в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Конституции КР пленум Верховного суда в составе председателя Верховного суда и коллегий Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Гражданские, уголовные и административные дела в Верховном суде Кыргызской Республике рассматриваются в составе не менее двух третей судей Верховного суда. Решения Верховного суда принимаются в совещательной комнате открытым голосованием. Судьи не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Председательствующий на судебном заседании голосует последним.

При рассмотрении дела в судебном заседании председательствует председатель Верховного суда либо его заместитель, а в отдельных случаях по поручению председателя Верховного суда – судьи Верховного суда.

Решение Верховного суда Кыргызской Республики считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Решение Верховного суда выносится и провозглашается немедленно. В исключительных случаях по особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок до десяти дней, но резолютивная часть решения, подписанная всеми судьями, участвовавшими при рассмотрении дела, объявляется на том же заседании.

По делам, рассмотренным в порядке надзора, Верховный суд Кыргызской Республики выносит постановления. По вновь открывшимся и иным обстоятельствам выносит определения, которые подписываются председательствующим на заседании Верховного суда и секретарем Верховного суда.

Постановления и определения Верховного суда Кырыгзской Республики по судебным делам являются окончательными и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно по их принятии и исполняются в порядке, предусмотренном процессуальным законом. Это закреплено в Конституции КР: «акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат» (п.3. ст.96).

Одновременно с принятием постановления, определения по делу Верховный суд в необходимых случаях частным определением может указать внимание руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и других должностных лиц на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. Указанные лица обязаны в течение одного месяца сообщить Верховному суду о мерах, принятых ими по частному определению.

В Верховном суде Кыргызской Республики для предварительного рассмотрения жалоб и представлений образуются судебные составы из трех судей Верховного суда, которые проверив жалобы и представления, вправе:

-в случаях и порядке, установленных процессуальным законодательством, приостановить исполнение решений, приговоров, постановлений и определений по судебным делам;

-в месячный срок вынести определение о возбуждении надзорного производства либо об отказе в возбуждении надзорного производства с возвращением материалов заявителю или прокурору;

Судебный состав может отказать в возбуждении надзорного производства в следующих случаях:

1) если жалоба или представление по форме и содержанию не соответствуют требованиям процессуального закона;

2) если жалоба и представление исходят от ненадлежащего лица;

3) если жалоба или представление не содержат обстоятельств, не охваченных судебными документами, и требование (жалобщика) выходит за пределы рассмотрения нижестоящими судами;

4) если жалоба или представление явно необоснованны и неприемлемы.

Определение об отказе в возбуждении надзорного производства может быть обжаловано в течение трех месяцев в Верховный суд Кырыгзской Республики.

 

6. Осуществление конституционного правосудия.

Конституционный контроль над соблюдением норм Конституции на предмет соответствия норм текущего законодательства нормам Конституции осуществляет Конституционная палата Верховного суда. Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль(п. 1 ст. 97).

Конституционная палата Верховного суда учреждена в целях обеспечения верховенства Конституции Республики на территории Кыргызской Республики, защиты конституционного строя, прав и свобод граждан. Состав и порядок формирования Конституционной палаты Верховного суда, избрания и освобождения председателя, заместителя председателя Конституционной палаты, а также порядок осуществления конституционного судопроизводства определяются конституционным законом.

Формально-юридически конституционный контроль представляет собой проверку соответствия законодательного акта конституции государства. Выделяютдве модели или две системы органов конституционного контроля, к которым тяготеют те или иные группы государств: децентрализованная (ее еще называют "американской") и централизованная (или "европейская")1.

Децентрализованная модель конституционного контро­ля предполагает предоставление права контроля всем судеб­ным органам в данной правовой системе.Наиболее характер­ные формальные признаки этой системы таковы:

- осуществление контроля профессиональными судьями, для которых решение вопроса о конституционности неразрывно связано с конкретным судебным делом;

- акцент на чисто правовом, судебном характере функции конституционного контроля, отказ от рассмотрения политических вопросов и от предоставления консультации другим политическим органам власти.

Американская модель конституционного контроля была воспринята рядом государств Латинской и Центральной Амери­ки, в странах, где действует англо-саксонская (прецедентная) система права - в Канаде, Австралии, Индии: Децентрализован­ная система конституционного контроля, в соответствии с Кон­ституцией 1947 г., была введена также в Японии. Есть аналоги этой системы и в Европе (Швейцария, Норвегия, Дания).

Характерной чертой централизованной системы (в странах, где дейст­вует континентальная (романо-германская) система права) является создание специализированных органов квази-судебного характе­ра, отделенных от органов общей юрисдикции. Такими органами являются конституционные суды (в Австрии, Болгарии, Венг­рии, Италии, ФРГ и т.д., в странах-членах СНГ - Армении, Бела­руси, Грузии, Кыргызстане, Российской Федерации, Узбекистане, Украине) и конституционные советы (в Казахстане, Франции), которые не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса на том основании, что он является политическим.

Контроль за конституционностью нормативных актов мо­жет быть предварительным и последующим.

Классический пример предварительного контроля - соот­ветствующая деятельность конституционных советов в Казахста­не и во Франции. Например, Конституционный совет Франции осуществляет контроль за законами до проведения голосования по законопроектам и до его промульгирования (подписания). Наиболее часто контроль осуществляется по требованию прези­дента республики, премьер-министра, председателей палат пар­ламента, 60 депутатов или 60 сенаторов после голосования, но до промульгирования (подписания) закона, при этом закон, объяв­ленный неконституционным, не может быть ни обнародован, ни введен в действие.

Сторонники такой формы конституционного контроля счи­тают ее более совершенной, поскольку она позволяет не нару­шать принцип верховенства закона и более практичной, посколь­ку признание неконституционными положений законопроекта не влечет за собой тех последствий, с которыми связана отмена уже вступившего в силу закона, особенно если за подобной отменой признается обратная сила. Однако необходимо иметь в виду, что контроль за конституционностью Нормативных актов вне связи с применением их конкретных норм в правоотношениях фактиче­ски предоставляет широкие возможности использования инсти­тута конституционного контроля в качестве важного инструмен­та для контролирования и вмешательства в деятельность парла­мента

Последующим называется такой контроль, который рас­пространяется на принятые парламентом, надлежащим образом опубликованные и вступившие в силу законы. Различают две разновидности процедуры последующего контроля за нормативными актами: конкретный (инцидентный) и абстрактный (прямой).

В порядке конкретного контроля вопрос о конституционно­сти ставится, рассматривается и решается только в связи с кон­кретным судебным спором. Наиболее широко этот вид контроля используется в странах с децентрализованной системой консти­туционного контроля.

Абстрактный контроль осуществляется органами конститу­ционного контроля вне связи с конкретным судебным делом. Имеется в виду, что после вступления в силу закона, независимо от возникновения споров по его применению можно возбудить вопрос о признании закона и ли его нормы противоречащим кон­ституции. Такой вид контроля, как правило, применяется в стра­нах с децентрализованной системой конституционного контроля.

Закон, признанный неконституционным, может рассматри­ваться как ничтожный с момента его принятия, т.е. утратившим силу, причем решение, как правило, имеет обратную силу.

Конституционный контроль в Кыргызской Республике осуществляется Конституционной палатой Верховного суда, т.е. в Кыргызстане согласно действующей Конституции не существует квазисудебного органа по осуществлению конституционного контроля. Однако данный государственный орган в составе Верховного суда осуществляет подобные полномочия. Согласно нормам Конституции Конституционная палата Верховного суда осуществляет последующий контроль за конституционностью нормативных правовых актов. Нужно отметить, что решение Конституционной палаты Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Установление Конституционной палатой Верховного суда неконституционности законов или их положений отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных актов. Конституционная палата Верховного суда принимает акты в виде решений, заключений, представлений, определений и посланий.

 

Определяя компетенцию Конституционной палаты Верховного суда, Основной закон КР устанавливает, что Конституционная палата Верховного суда:

1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;

2) дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

3) дает заключение к проекту закона об изменениях в настоящую Конституцию.

Право на обращение в Конституционную палату Верховного суда, т.е. субъектом может стать каждый человек, поскольку согласно Конституции «Каждый вправе оспорить конституционность закона и иного нормативного правового акта, если считает, что ими нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией» (ст. 97).

Судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты.

К судьям Конституционной платы Верховного суда предъявляются отличные от других требования. Так, согласно ст. 97 Конституции КР судьей Конституционной палаты Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Судьи Конституционной палаты Верховного суда из своего состава избирают председателя, заместителя председателя сроком на 3 года.

Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Конституционной палаты Верховного суда два срока подряд.

Судьи Конституционной палаты Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента на основании предложения Совета судей.

Конституционное судопроизводство – это установленные Конституцией Кыргызской Республики, законами порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, отведенных к компетенции Конституционной палаты Верховного суда.

Задачами конституционного производства считают всестороннее, полное и объективное рассмотрение дел по защите Конституции Кыргызской Республики, в целях утверждения верховенства Конституции Кыргызской Республики обеспечения конституционной законности.

В качестве принципов конституционного судопроизводства отмечают: коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность рассмотрения дел, тайна совещания судей, состязательность и равноправие сторон, законность и обоснованность решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.022 с.)