Контрольные полномочия ЖК КР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные полномочия ЖК КР.



Контроль Парламента может иметь политический (Н: выражение недоверия Правительству), и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля:

1. Вопросы к высшим органам государства и высшим должностным лицам, доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на заседаниях ЖК КР т.е. заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра о работе Правительства, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты (пп.3, п.6, ст. 74 К. КР); заслушивание ежегодного доклада Акыйкатчы (Омбудсмена) (пп.4 п.6ст. 74 К.КР).

Постановка вопроса о выражении недоверия Правительству т.е. выражение недоверия Правительству, отдельному члену Правительства (п.3, ст.85 К КР) по итогам рассмотрения ежегодного отчета Премьер-министра Жогорку Кенеш по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша может рассмотреть вопрос о выражении недоверия Правительству.

2. Постановление о выражении недоверия Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша (п.4 ст.85).

Вопрос о недоверии Правительству не может рассматриваться Жогорку Кенешем за 6 месяцев до очередных выборов Президента. После выражения недоверия Правительству Президент вправе принять решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша. В случае если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия Правительству, Президент отправляет Правительство в отставку (ст.85 К.КР).

3. Парламентские расследования. Для этой цели парламент создает специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания.

4. Импичмент по отношению к Президенту КР. Согласно п.2 ст. 67 К. КР на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления, Президент может быть отрешен от должности.

Согласно ст.67 Основного закона решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем.

Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным.

5. Способом контроля также являются ратификация и денонсация международных договоров в порядке, определяемом законом (пп.3, п.2, ст.74 К КР); заслушивание выступлений Президента, руководителей и иных представителей иностранных государств, международных организаций.

Роспуск парламента. Существует два способа прекращения деятельности парламента: в обычных условиях и досрочное прекращение полномочий. В обычных условиях парламент прекращает свою деятельность с истечением срока его полномочий, избранием но­вого состава парламента и началом его работы. Второй способ предполагает, что парламент может быть досрочно распущен, хотя это допускается не во всех странах и чаще всего лишь при определенных условиях. Чаще всего может быть распущен однопалатный парламент или лишь нижняя палата. Иногда же (например, в Италии) допускается роспуск обеих палат. Право роспуска парламента (палаты) принадлежит главе государства (хотя в Венгрии допускается и самороспуск парламента), но в боль­шинстве случаев оно ограничено определенными условиями. Так, обычно парламент не может быть распущен в условиях чрезвычайного, особого или военного положения, в определенный период (чаще всего в течение нескольких месяцев) до окончания срока его полномочий и после начала работы нового состава парламента, а также до окончания срока полномочий президента.

В конституциях различных стран установлены различные основания для роспуска парламента. Наиболее типичными из них являются следую­щие:

а) выражение парламентом недоверия правительству;

б) отказ парламента в доверии при постановке этого вопроса прави­тельством;

в) неоднократное отклонение парламентом предложенной кандидатуры премьер-министра;

г) неспособность парламента сформи­ровать правительство в определенный срок;

д) неоднократный отказ парламента в доверии правительству в течение установленного перио­да;

е) непринятие государственного бюджета в определенные сроки и др.

В таких случаях глава государства не обязан распустить парламент. Он может из­брать и иной вариант выхода из сложившейся ситуации (например, отправить в отставку правительство). В парламентарных республиках и монархиях роспуск парламента осуществляется главой государства по представлению правительства, а в рамках иных форм правления — по собственному усмотрению.

Согласно статьи 78 К. КР Жогорку Кенеш может принять решение о самороспуске. Решение о самороспуске может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Президент в пятидневный срок со дня самороспуска Жогорку Кенеша назначает досрочные выборы. При этом выборы должны быть проведены не позднее 45 дней со дня назначения досрочных выборов.

Кроме того, согласно ст. 84 Конституции в случае если в установленном Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства, Президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш. В этом случае Правительство исполняет свои обязанности до формирования Правительства новым созывом Жогорку Кенеша в порядке, предусмотренном действующей Конституцией.

 

Выводы:

1. Современный парламент - это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, главная функ­ция которого в системе государственных органов заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает также и верховное распоряжение государственным бюджетом - его при­нятие и контроль за исполнением. Конституция Кыргызской Республики 1993 г. впервые использовала понятие «парламент» для обозначения предста­вительного органа государства, осуществляющего законодатель­ную власть. Она и по содержательным характеристикам прибли­зила этот орган к сложившейся в мировой практике парламент­ской модели.

2. Существуют такие функции парламента: представительская, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народных представителей, самостоятельно принимающих ответ­ственные государственные решения; законодательная - в пре­доставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимизации правопорядка в государстве; контрольная, которая осуществляется посредством утверждения республиканского бюджета.

3. Гарантии бес­препятственного и эффективного осуществления прав и обязан­ностей депутатов палат Жогорку Кенеша устанавливаются Кон­ституцией Кыргызской Республики, Законом "О статусе депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", другими законами и регламентом Жогорку Кенеша. В Конституции Кыргызской Республики за­креплены основы правового статуса депутатов Жогорку Кене­ша.

4. Компетенцию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики составляют: внешнеполитические полномочия парламента; внутриполитические полномочия ЖК КР, полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию высших государственных органов, контрольные полномочия ЖК КР. Контроль Парламента может иметь политический (Н: выражение недоверия Правительству), и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

 

Вопросы к обсуждению:

1. Что такое парламент?

2. Что представляет собой парламентаризм?

3. Каким органом является Жогорку Кенеш?

4. Каковы основные полномочия Парламента?

5. Что вы знаете о парламентском контроле над правительством?

6. Делегирование парламентских полномочий?

7. Какие акты принимаются Жогорку Кенешем?

8. Какие структуры парламента существуют?

9. В каких случаях Жогорку Кенеш может быть распущен?

10. Каков статус Торага Жогорку Кенеша?

11. Каков правовой статус членов парламента?

12. Депутатский иммунитет и индемнитет. В чем их различие?

13. Что такое сессия?

 

Практические задания:

1. Заполните в нижеприведенную таблицу виды полномочий Жогорку Кенеша КР.

 

Внешнеполитические полномочия парламента Внутриполитические полномочия ЖК КР   Полномочия ЖК КР по образованию высших государственных органов   Контрольные полномочия ЖК КР  
         

 

2. Создайте диаграмму Венна, в которой будут отображены изменения полномочий Жогорку Кенеша согласно проводимым в стране конституционным реформам начиная с 1993г.

3. Тема для дискуссии: Насколько целесообразно изменения способа формирования Жогорку Кенеша?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.009 с.)