Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 2. Конституционно-правовой статус Президента Кыргызской РеспубликиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: Цель данной темы: освоить знания об институте президентства, определить роль Президента в системе органов государственной власти; уяснить порядок избрания и вступления в должность Президента Кыргызской Республики, основания и порядок прекращения полномочий Президента КР, основания и порядок прекращения полномочий Президента КР, а также компетенцию Президента Кыргызской Республики.
Основные задачи данной темы: · ознакомиться с институтом президентства; · определить место и роль Президента КР в системе органов государственной власти; · определить порядок избрания Президента КР, основания и порядок прекращения его полномочий; · систематизировать компетенцию Президента КР; · определить виды и силу актов Президента КР; · определить функции Администрации президента КР.
Термин "президент" происходит от латинского слова «председатель» - старший член совещательного органа управления. В современном значении президент — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президента является США. Конституция этой страны 1787 года, в отличие от других государств того времени, где высшая государственная власть повсеместно принадлежала наследственным монархам, установила принцип выборности населением главы государства и исполнительной власти. В Кыргызской Республике институт Президента был учрежден 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР двенадцатого созыва.Статус Президента Кыргызской Республики тогда был определен специальным Законом "Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР" от 24 октября 1990 г. Учреждение поста Президента в Кыргызстане определялось рядом объективных и субъективных факторов, было связано с задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Правовой статус Президента Кыргызской Республики основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем он имеет свою специфику.
Конституционно-правовой статус Президента включает в себя характеристику института Президента как государственного органа и высшего должностного лица, порядок избрания и прекращение полномочий Президента, механизм реализации его прав и обязанностей, ответственность, деятельность его Аппарата, организационное и материально-техническое обеспечение, а также политико-правовые функции Президента КР. В настоящее время порядок избрания, компетенция, основания прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики регулируются главой третьей «Президент Кыргызской Республики» Конституции Кыргызской Республики. Данный раздел Конституции, определяющий правовое положение Президента Кыргызской Республики, является основой данного государственно-правового института. В Кыргызстане Президент является главой государства, олицетворяет единство народа и государственной власти высшим должностным лицом Кыргызской Республики (статья 60 Конституции), он использует право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента. Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции Кыргызской Республики процедура импичмента — отрешения Президента Кыргызской Республики от должности, и многие другие положения. Импичментом называют (от англ. impeachment — порицание) предусмотренный конституционным законодательством ряда стран (как республиканских, например, США, так и монархических, например, Великобритания, Япония) особый порядок (процедура) привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. Вместе с тем устройство президентской власти в Кыргызстане имеет свою специфику, отражающую внутренние условия общественной и политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо одной страны. Основные черты, особенности организации института президента в Кыргызской Республике: 1. Президентская власть в Кыргызстане сочетает в себе признаки различных классических моделей института президента
Наука конституционного (государственного) права выделяет три формы института президента: 1) президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров (США, Мексика, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и др.); 2) парламентарные республики — имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент (Австрия, Германия, Италия, Индия, Латвия, Эстония и др.); 3) смешанные (полупрезидентские) республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия, Российская Федерация, Украина и др.) По ряду основных позиций кыргызская модель, безусловно, тяготеет к парламентской республике.Ее главная черта формирование Правительства и контроль за его деятельностью парламентом. Тем не менее, в Конституции Кыргызской Республики Президент характеризуется как глава государства и именно Президент издает указы о назначении и освобождении от должности членов Правительства, принимает решение о его отставке. Кыргызская модель института президентства имеет ряд принципиальных особенностей: Президент Кыргызской Республики избирается народом. Он представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами; ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам. Имеются существенные отличия и в механизме ответственности, правительства перед парламентом. Согласно статьи 50 Конституции Французской Республики, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. В таком случае Президент обязан отправить Правительство в отставку, хотя наряду сэтим может принять и решение о роспуске Национального собрания. Что же касается Кыргызстана, то после выражения Жогорку Кенешем недоверия Премьер-министру Президент Кыргызской Республики вправе объявить об отставке Премьер-министра либо не согласиться с решением парламента; в случае если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия Правительству, Президент отправляет Правительство в отставку. В отличие от Конституции Французской Республики, Основной Закон Кыргызской Республики предусматривает право частичной контрасигнатуры (подписи) актов Президента со стороны Премьер-министра, которое выступает правовым средством согласования главой государства своих решений с Правительством. Так, Президент согласно Конституции ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша; объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша (ст. 65) Следовательно, м одель президентской власти в Кыргызстане соответствует парламентско-президентской. 2. Согласно п. 2 ст. 60 Конституции Кыргызской Республики Президент олицетворяет единство народа и государственной власти. Данное положение по Конституции обращено к деятельности самого главы государства, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на единение народа и власти. Выполняя соответствующую функцию, Президент имеет право требовать от всех органов государственной власти неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. 3. Президент возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом обеспечивает охрану суверенитета, территориальной целостности Кыргызской Республики (пункт 9.1 статьи 64 Конституции). Реализуя эти функции, Президент при наличии оснований, предусмотренных Законом "О чрезвычайном положении" от 24 октября 1998 г., предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает в Жогорку Кенеш (пункт 7 статьи 46 Конституции); при наличии оснований, предусмотренных Законом "О военном положении" от 30 сентября 1998 г., при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу (п.п.9.2 ст. 64) 4. Президент Кыргызской Республики обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ранее уже отмечалось, что разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Кыргызской Республике такие координаторские функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделяется полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначении на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует и Жогорку Кенешем (в связи с назначением Премьер-министра, Генерального прокурора, избрании Председателя Правления Национального банка, судей Верховного суда, др.).
Безусловно, соответствующие полномочия Президента — это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав, закрепленных в Конституции Кыргызской Республики. Необходимость координации возникает и при осуществлении органами государственной власти такой важной функции, как законотворческая деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Согласно нормам действующей Конституции Президент не наделен правом законодательной инициативы, однако он имеет право на возвращение принятого законодателем закона со своими замечаниями - право отлагательного вето. Наличие широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о выведении Президента Кыргызской Республики из общей системы разделения властей, превращении его в верховного арбитра, обеспечивающего единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом. 5. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики Президент представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами ( пункт 6.1 статьи 64 Конституции). Основные параметры, направления государственной политики Кыргызской Республики определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим известный компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, нацеленные на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией. В ней определено, что: - Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой; - она отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны; - Вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности; - право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается; - использование Вооруженных Сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, военнослужащие могут быть использованы для ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных аналогичных ситуациях, прямо предумостренных законом;
- Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем, соблюдает общепризнанные принципы международного права; - действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов, пропаганда и разжигание межнациональной розни являются противоконституционными (статья 9 Конституции). Деятельность Президента должна соответствовать законам, что ограничивает его влияние на государственную политику. Отмеченные черты конституционного статуса Президента Кыргызской Республики, закрепленные в общем виде в статье 64 Конституции Кыргызской Республики, во многом характеризуют специфику организации и функционирования института президента.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.012 с.) |