ТЕМА 2. Конституционно-правовой статус Президента Кыргызской Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Конституционно-правовой статус Президента Кыргызской Республики



Цель лекции: Цель данной темы: освоить знания об институте президентства, определить роль Президента в системе органов государственной власти; уяснить порядок избрания и вступления в должность Президента Кыргызской Республики, основания и порядок прекращения полномочий Президента КР, основания и порядок прекращения полномочий Президента КР, а также компетенцию Президента Кыргызской Республики.

 

Основные задачи данной темы:

· ознакомиться с институтом президентства;

· определить место и роль Президента КР в системе органов государственной власти;

· определить порядок избрания Президента КР, основания и порядок прекращения его полномочий;

· систематизировать компетенцию Президента КР;

· определить виды и силу актов Президента КР;

· определить функции Администрации президента КР.

 

Термин "президент" происходит от латинского слова «председатель» - старший член совещательного органа управления. В современном значении президент — это единоличный глава государства, получаю­щий свои полномочия путем выборов.

Родиной института президента является США. Конституция этой страны 1787 года, в отличие от других государств того вре­мени, где высшая государственная власть повсеместно принад­лежала наследственным монархам, установила принцип выбор­ности населением главы государства и исполнительной власти.

В Кыргызской Республике институт Президента был учрежден 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР двенадцатого созыва.Статус Президента Кыргызской Республики тогда был определен специальным Законом "Об уч­реждении поста Президента Киргизской ССР и внесении измене­ний и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР" от 24 октября 1990 г.

Учреждение поста Президента в Кыргызстане определялось рядом объективных и субъективных факторов, было связано с задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мо­бильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Правовой статус Президента Кыргызской Республики осно­ван на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем он имеет свою специфику.

Конституционно-правовой статус Президента включает в себя характеристику института Президента как государственного органа и высшего должностного лица, порядок избрания и прекращение полномочий Президента, механизм реализации его прав и обязанностей, ответственность, деятельность его Аппарата, организационное и материально-техническое обеспечение, а также политико-правовые функции Президента КР. В настоящее время порядок избрания, компетенция, основа­ния прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики регулируются главой третьей «Президент Кыргызской Республики» Конституции Кыргызской Республики. Данный раздел Конституции, определяющий правовое положение Президента Кыргызской Республики, является основой данного государственно-правового института.

В Кыргызстане Президент является главой государства, олицетворяет единство народа и государственной власти высшим должностным лицом Кыргызской Республики (статья 60 Конституции), он использует право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать за­кон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента.

Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Консти­туции Кыргызской Республики процедура импичмента — отре­шения Президента Кыргызской Республики от должности, и мно­гие другие положения.

Импичментом называют (от англ. impeachment — порицание) предусмот­ренный конституционным законодательством ряда стран (как респуб­ликанских, например, США, так и монархических, например, Великоб­ритания, Япония) особый порядок (процедура) привлечения к ответ­ственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конститу­ции и совершении преступлений.

Вместе с тем устройство президентской власти в Кыргыз­стане имеет свою специфику, отражающую внутренние условия общественной и политической жизни и не дает оснований гово­рить о механическом копировании опыта какой-либо одной стра­ны.

Основные черты, особенности организации инсти­тута президента в Кыргызской Республике:

1. Президентская власть в Кыргызстане сочетает в себе признаки различных классических моделей института президента

Наука конституционного (государственного) права выделя­ет три формы института президента:

1) президентские республики, имеющие сильного прези­дента, наделенного широким объемом прав, в том числе по фор­мированию кабинета министров (США, Мексика, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и др.);

2) парламентарные республики — имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по форми­рованию правительства, которым занимается парламент (Австрия, Германия, Италия, Индия, Латвия, Эстония и др.);

3) смешанные (полупрезидентские) республики, где пар­ламент играет существенную роль в формировании правительст­ва, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия, Российская Федерация, Украина и др.)

По ряду основных позиций кыргызская модель, безус­ловно, тяготеет к парламентской республике.Ее главная черта формирование Правительства и контроль за его деятельностью парламентом. Тем не менее, в Конституции Кыргызской Республики Президент характеризуется как глава государства и именно Президент издает указы о назначении и освобождении от должности членов Правительства, принимает решение о его отставке.

Кыргызская модель института президентства имеет ряд принципи­альных особенностей:

Президент Кыргызской Республики избирается народом. Он представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами; ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам.

Имеются существенные отличия и в механизме ответствен­ности, правительства перед парламентом. Согласно статьи 50 Кон­ституции Французской Республики, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то Пре­мьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. В таком случае Президент обязан отправить Правительство в отставку, хотя наряду сэтим может принять и реше­ние о роспуске Национального собрания. Что же касается Кыр­гызстана, то после выражения Жогорку Кенешем недоверия Премьер-министру Президент Кыргызской Республики вправе объявить об отставке Премьер-министра либо не согласиться с решением парламента; в случае если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия Правительству, Президент отправляет Правительство в отставку.

В отличие от Конституции Французской Республики, Ос­новной Закон Кыргызской Республики предусматривает право частичной контрасигнатуры (подписи) актов Президента со сто­роны Премьер-министра, которое выступает правовым средст­вом согласования главой государства своих решений с Прави­тельством. Так, Президент согласно Конституции ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях;

при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша (ст. 65)

Следовательно, м одель президентской вла­сти в Кыргызстане соответствует парламентско-президентской.

2. Согласно п. 2 ст. 60 Конституции Кыргызской Республики Президент олицетворяет единство народа и государственной власти.

Данное положение по Конституции обращено к деятельности само­го главы государства, которая должна строго соответствовать Кон­ституции и быть направлена на единение народа и власти. Выполняя соответствующую функцию, Президент имеет право требовать от всех ор­ганов государственной власти неуклонного соблюдения Конститу­ции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом обеспечивает охрану суверенитета, терри­ториальной целостности Кыргызской Республики (пункт 9.1 статьи 64 Конституции). Реализуя эти функции, Президент при наличии оснований, предусмотренных Законом "О чрезвычай­ном положении" от 24 октября 1998 г., предупреждает о возмож­ности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объяв­ления, о чем незамедлительно сообщает в Жогорку Кенеш (пункт 7 статьи 46 Конституции); при на­личии оснований, предусмотренных Законом "О военном поло­жении" от 30 сентября 1998 г., при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу (п.п.9.2 ст. 64)

4. Президент Кыргызской Республики обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ранее уже отмечалось, что разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономи­ческого и социального развития.

В Кыргызской Республике такие координаторские функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он на­деляется полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначении на высшие должности в государстве. Президент взаимо­действует и Жогорку Кенешем (в связи с назначением Премьер-министра, Генерального прокурора, избрании Председателя Прав­ления Национального банка, су­дей Верховного суда, др.).

Безусловно, соответствующие полномочия Президента — это и его обязанности, их исполнение является средством осуще­ствления конституционных прав, закрепленных в Конституции Кыргызской Республики.

Необходимость координации возникает и при осуществле­нии органами государственной власти такой важной функции, как законотворческая деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработ­ки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопро­ектов. Согласно нормам действующей Конституции Президент не наделен правом законодатель­ной инициативы, однако он имеет право на воз­вращение принятого законодателем закона со своими замеча­ниями - право отлагательного вето.

Наличие широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о выведении Президента Кыргызской Республики из общей системы разделения властей, превращении его в верховного арбитра, обеспечивающего единство и преемственность государственной власти, согласо­ванное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.

5. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики Президент представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами ( пункт 6.1 статьи 64 Конституции).

Основные параметры, направления государственной политики Кыргызской Республики определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим известный компромисс различных по­литических сил. Поэтому шаги Президента, нацеленные на опреде­ление основных направлений государственной политики, ограни­чены действующей Конституцией. В ней определено, что:

- Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрес­сии и территориальных притязаний, решаемых военной силой;

- она отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны;

- Вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности;

- право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязатель­ствами коллективной обороны, не признается;

- использование Вооруженных Сил для решения внутриго­сударственных политических вопросов запрещается, военнослу­жащие могут быть использованы для ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных аналогичных ситуациях, прямо предумостренных законом;

- Кыргызская Республика стремится к всеобщему и спра­ведливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем, соблюдает общепризнанные принципы международного права;

- действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов, пропаганда и разжигание межнациональной розни яв­ляются противоконституционными (статья 9 Конституции).

Деятельность Президента должна соответствовать законам, что ограничи­вает его влияние на государственную политику.

Отмеченные черты конституционного статуса Президента Кыргызской Республики, закрепленные в общем виде в статье 64 Конституции Кыргызской Республики, во многом характеризуют специфику организации и функционирования института прези­дента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.017 с.)