Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 9. Конституционно-правовые принципы местного самоуправления в Кыргызской РеспубликеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: уяснить понятие органов местного самоуправления, ознакомиться с основными принципами деятельности органов местного самоуправления; научиться разграничивать предметы ведения органов местного самоуправления и местных органов государственной власти.
Основные задачи данной темы: · определить органы местного самоуправления и местные органы государственной власти; · охарактеризовать принципы деятельности органов МСУ; · выявить формы осуществления местного самоуправления.
Местное самоуправление - это самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения местной территориальной единицы - территориального коллектива (местного сообщества) и его выборных органов по управлению его делами, исходя из интересов населения, его исторических, культурных и иных местных традиций. Изучение истории развития городов мира, начиная с античных времен, показывает, что развивались бурно в основном те города, в которых государственное управление путем принуждения заменялось гражданским управлением путем согласия, означающем свободное самоуправление горожан, в условиях которого каждый гражданин получал возможность становиться блюстителем собственных интересов. В настоящее время развитое местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Упомянутая система не должна пониматься только как исключительный механизм регулирования взаимоотношений между органами государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Наряду с сочетанием различных интересов на государственном уровне необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого сельского населенного пункта, города, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Для того чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов местного значения, защиты интересов жителей, а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы территорий местного самоуправления. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - т.е. реализуют одно из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами. Следовательно, местное самоуправление не только оппонент, но одновременно и соратник государственной власти, а развитое местное самоуправление освобождает органы государства от порой хлопотных текущих дел, позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления. Таким образом, под самостоятельностью местного самоуправления следует понимать право местного сообщества непосредственно или через своих представителей в органах местного самоуправления в соответствии с действующими законами без вмешательства каких-либо иных властных структур определять круг вопросов, принимаемых к своему ведению, и решать их. При этом необходимо подчеркнуть еще один важный аспект организации местного самоуправления - его деятельность под свою ответственность. Иначе говоря, бремя последствий за решения, принятые в пределах вопросов, принятых к своему ведению, ложится в полной мере на местное самоуправление. Местное самоуправление в странах, где оно развито, в значительной мере осуществляет свою деятельность за счет государственного финансирования, но при этом, как ни парадоксально, оно экономически выгодно государству. Обеспечение текущих потребностей населения требует государственных средств независимо от наличия или отсутствия местного самоуправления. Однако, органы местного самоуправления, будучи властью, создаваемой населением из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем местной жизни, отличающиеся прозрачностью своей деятельности, объективно являются органами власти, в наибольшей степени способными решать вопросы местного значения в экономически эффективных формах. Современное видение местного самоуправления отражено в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. Этот документ включает в себя следующие главные характеристики местного самоуправления: 1) местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя; 2) право граждан участвовать в управлении государственными делами может быть осуществлено именно на местном уровне; 3) облеченные реальной властью органы местного самоуправления обеспечивают эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление; 4)укрепление местного самоуправления представляет собой значительный вклад в развитие принципов демократии и децентрализации власти; 5) местное самоуправление, созданное демократическим путем, пользуется широкой автономией как в отношении своей компетенции, так и порядка осуществления и необходимых для этого средств; 6) принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в Конституции каждой страны; 7) понятие права местного самоуправления и его субъекты; 8) сфера и пределы правового регулирования местного самоуправления; 9)принцип соответствия организационных структур и форм местного самоуправления его целям и задачам; 10)принцип свободного, т.е. независимого, самостоятельного осуществления местным самоуправлением своих полномочий; 11)принцип ограниченности рамок и пределов административного контроля за местным самоуправлением; 12)правовые гарантии местного самоуправления, в частности, право на судебную защиту. Кыргызстан в настоящее время используя мировой опыт, традиции самоуправления народа и накопившийся опыт последних лет реформы местного самоуправления, решает важную задачу - создание системы местного самоуправления, действующую в интересах и под контролем населения местных сообществ. Основными началами местного самоуправления являются: - самостоятельность местного самоуправления при решении вопросов местного значения; - выбор местными сообществами и их объединениями форм организации местного самоуправления на основе законодательства; - государственные гарантии и защита прав населения на местное самоуправление; - разграничение функций органов местного самоуправления и органов государственной власти; - взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти; - деятельность местного самоуправления на основе собственных материальных и финансовых ресурсов; - открытость и гласность в работе органов местного самоуправления; - широкая взаимосвязь с населением и избирателями,общественными объединениями и организациями.
Конституция Кыргызской Республики закрепила возможность создания и функционирования системы местного самоуправления в нашем государстве. Согласно п. 1 ст. 110 Конституциии КР местное самоуправление - гарантированное Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц (п. 2 ст.110 Конституции КР). Местное самоуправление согласно Закону КР «О местном самоуправлении» осуществляется на принципах: открытости и ответственности органов местного самоуправления перед местным сообществом и осуществления ими своих функций в интересах местного сообщества; - законности и социальной справедливости; - самообеспечения, саморегулирования и самофинансирования; - разграничения функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; - волеизъявления граждан через местные кенеши и исполнительно-распорядительные органы, а также сходы граждан, собрания и курултаи; - защиты прав и охраняемых законом интересов местных сообществ; - гласности и учета общественного мнения; - коллегиальности, свободного обсуждения при решении соответствующих вопросов; - независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции. Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с органами государственной власти, создают условия для реализации гражданами Кыргызской Республики конституционного права на участие в решении вопросов государственного и местного значения.
2. Для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения: 1) обеспечение экономического развития соответствующей территории; 2) управление муниципальной собственностью; 3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; 4) снабжение питьевой водой населения; 5) обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах; 6) обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах; 7) организация освещения мест общего пользования; 8) обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг; 9) благоустройство и озеленение мест общественного пользования; 10) обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха; 11) организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; 12) обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов; 13) охрана культурных и исторических достопримечательностей местного значения; 14) организация и обеспечение работы библиотек местного значения; 15) установление правил землепользования и обеспечение соблюдения норм и правил градостроительства и архитектуры; 16) размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики; 17) содействие охране общественного порядка; 18) создание условий для развития народного художественного творчества; 19) создание условий для организации досуга; 20) организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью; 21) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта; 22) содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. К ведению местного самоуправления относятся также и другие вопросы, переданные им действующим законодательством, а также на договорной основе. К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относятся: 1) принятие законов в области местного самоуправления, обеспечение их единообразного исполнения и контроль за их соблюдением; 2) принятие государственных программ развития местного самоуправления; 3) обеспечение гарантий осуществления обязанностей государства в области местного самоуправления, установленных Конституцией Кыргызской Республики (далее – Конституция) и законами Кыргызской Республики; 4) регулирование в соответствии с законодательством порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность; 5) наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также передача им отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством, материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных государственных полномочий, контроль за реализацией переданных государственных полномочий и средств; 6) установление и обеспечение государственных минимальных социальных норм; 7) обеспечение дошкольного образования, школьного и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; 8)обеспечение здравоохранения в соответствии с государственными стандартами; 9) регулирование отношений между республиканским и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 10) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; 11) обеспечение государственных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 12) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ с учетом административно-территориального устройства государства, а также их наименований; 13) установление порядка разграничения и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением, а также между органами местного самоуправления, в том числе различных территориальных уровней; 14) обеспечение и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 15) установление порядка проведения местных выборов и государственных гарантий избирательных прав граждан при их проведении; 16) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления; 17) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов; 18) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц; 19) регулирование в соответствии с законом особенностей организации местного самоуправления на территориях с особым статусом, обусловленным необходимостью обеспечения безопасности государства; 20) регулирование в соответствии с законами, а также настоящим Законом особенностей организации местного самоуправления на отдельных территориях, обусловленных соответствующими историческими и иными местными традициями; 21) принятие и изменение законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; 22) установление порядка регистрации уставов местных сообществ; 23) организация распределения материальной, денежной и иных видов государственной и гуманитарной помощи; 24) контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений, других хозяйствующих субъектов по исполнению законодательства об охране окружающей среды, за использованием земли и природных ресурсов, соблюдением норм и правил градостроительства и архитектуры, санитарных норм, проведением экологических мероприятий в порядке, установленном законодательством; 25) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется на основании закона с одновременным установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами. Делегирование государственных полномочий допускается лишь в случаях, когда государство одновременно с делегированием государственных полномочий предусматривает целевые трансферты из республиканского бюджета в местный бюджет или определяет иные источники финансирования, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий. По делегированным государственным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны уполномоченным органам государственной власти. Основные государственные полномочия, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, -это следующие: 1) разработка и выполнение программ занятости и миграции населения; 2) учетная регистрация граждан, осуществление контроля за выполнением правил паспортного режима, проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан, составление списков избирателей; 3) регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 4) обеспечение зданиями и иными объектами для предоставления услуг в сфере школьного, дошкольного и профессионального образования и здравоохранения; 5) совершение нотариальных действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 6) выдача гражданам документов, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и иных документов, предусмотренных законодательством; 7) ведение первичного учета военнообязанных и призывников, принятие их на воинский учет и снятие с учета, содействие в организации призыва на воинскую службу; 8) распределение и использование земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий; 9) обобщение материалов по перспективному развитию сельскохозяйственного производства, составление экономических прогнозов по производству сельскохозяйственной продукции; 10) содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве; 11) обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране выращенного урожая, лесозащитных полос и лесных массивов; 12) сбор налогов, пошлин и страховых взносов; 13) разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды; 14) обеспечение защиты прав потребителей; 15) организация теплоснабжения на соответствующей территории; 16) выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты; 17) первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики; Для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения: 1) обеспечение экономического развития соответствующей территории; 2) управление муниципальной собственностью; 3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; 4) снабжение питьевой водой населения; 5) обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах; 6) обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах; 7) организация освещения мест общего пользования; 8) обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг; 9) благоустройство и озеленение мест общественного пользования; 10) обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха; 11) организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; 12) обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов; 13) охрана культурных и исторических достопримечательностей местного значения; 14) организация и обеспечение работы библиотек местного значения; 15) установление правил землепользования и застройки на соответствующей территории населенного пункта; 16) размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 17) содействие охране общественного порядка; 18) создание условий для развития народного художественного творчества; 19) создание условий для организации досуга; 20) организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью; 21) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта; 22) содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 23) организация теплоснабжения на соответствующей территории; 24) выявление малоимущих семей, в целях организации им адресной социальной защиты; 25) первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
3. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через органы местного самоуправления. Систему органов местного самоуправления образуют: 1) местные кенеши - представительные органы местного самоуправления; 2) айыл окмоту, мэрии городов - исполнительные органы местного самоуправления. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными, осуществляемая на оплачиваемой основе за счет средств местного бюджета. Муниципальная служба в Кыргызской Республике осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О муниципальной службе КР», законодательством Кыргызской Республики и Уставом местного сообщества. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства Кыргызской Республики с особенностями, предусмотренными вышеуказанным Законом. Уставы местных сообществ принимаются соответствующими местными кенешами по итогам обсуждения на собраниях (сходах) или курултаях соответствующего местного сообщества. Решение об утверждении устава должно быть принято большинством голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша. Уставами местных сообществ определяются порядок взаимоотношений местного кенеша и исполнительного органа и другие вопросы деятельности местного самоуправления, не урегулированные Законом «О местном самоуправлении». Изменения и дополнения к принятым ранее уставам рассматриваются и принимаются местными кенешами большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша по предложению собраний (сходов), групп граждан, курултая или группы депутатов соответствующего местного кенеша численностью не менее одной трети от общего числа депутатов местного кенеша. Если уставом не урегулированы вопросы, отнесенные указанным Законом к сфере регулирования уставами, то они регулируются указанным Законом. Уставы местных сообществ должны пройти обязательную государственную регистрацию в органах юстиции. Муниципальная служба основана на принципах: 1) верховенства Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина; 3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий; 4) разграничения функций государственной власти и местного самоуправления; 5) разделения должностей муниципальной службы на политические и административные должности; 6) профессионализма, компетентности, инициативности и честности муниципальных служащих; 7) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 8) стабильности муниципальной службы; 9) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой на основе прозрачности и беспристрастности, оценки работы и продвижения кадров на конкурсной основе; 10) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих; 11) подконтрольности и подотчетности муниципальных служащих, занимающих политические должности, перед местным сообществом, а по делегированным государством полномочиям - вышестоящим органом государственной власти в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 12) постоянного совершенствования системы муниципальной службы; 13) преемственности в подборе и сохранении компетентных кадров при смене руководителя органа местного самоуправления; 14) исключения политического влияния и неправомерного вмешательства в деятельность муниципальных служащих. Граждане Кыргызской Республики имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Муниципальная должность - это должность с установленными объемами полномочий и ответственностью в представительных и исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления. Муниципальные должности подразделяются на политические и административные. К политическим муниципальным должностям относятся должности депутатов местных кенешей, глав аильных округов, поселков и городов, мэров городов и иных выборных должностных лиц, избираемых путем прямых или косвенных выборов. К административным муниципальным должностям относятся муниципальные должности, назначаемые руководителем органа местного самоуправления, путем заключения трудового договора (контракта), по результатам проведенного конкурса. Муниципальным служащим является гражданин Кыргызской Республики, достигший 18 лет, отвечающий квалификационным требованиям муниципальной должности в порядке, установленном настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Вопросы для обсуждения: 1. Что такое местное самоуправление? 2. Назовите основные отличительные черты органов местного самоуправления? 3. Входят ли органы МСУ в единую систему органов государственной власти Кыргызской Республики? 4. На каких принципах основана организация и деятельность органов МСУ? 5. Что представляет собой муниципальная служба? 6. Какие муниципальные должности вы знаете?
Практические задания: 1. Попробуйте проанализировать и выявить специфические от государственной службы особенности муниципальной службы КР. 2. Приведите примеры разграничения предметов ведения органов МСУ и местных государственных органов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.190 (0.01 с.) |