ТЕМА 1. Конституционно-правовые основы системы высших органов государственной власти Кыргызской Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Конституционно-правовые основы системы высших органов государственной власти Кыргызской Республики



Особенная часть

 

ТЕМА 1. Конституционно-правовые основы системы высших органов государственной власти Кыргызской Республики

Цель лекции: Цель данной темы: освоить знания об основных понятиях, видах и системы органов государственной власти; конституционных принципах организации и деятельности органов государственной власти Кыргызской Республики.

 

Основные задачи данной темы:

· определить систему высших органов государственной власти;

· определить виды органов государственной власти;

· выявить конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти

· определить понятие государственной службы

 

Прежде всего, следует отметить, что система государственной власти, органы местного самоуправления выступают надежными и эффективными инструментами реализации основ современной Кыргызской государственности, прав и свобод человека, активного участия Кыргызской Республики на международной арене.

При рассмотрении проблемы конституционного права выделяется один из основополагающих институтов данной отрасли права, куда входят органы государства. Этот институт составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти и местного самоуправления, виды органов государства, принципы их образования и деятельности.

Следует, отметить, что в Конституции Кыргызской Республики 1993 года не используется, в отличие от прежних конституций, термин «органы государства». Поскольку в данном случае вопрос терминологии в Конституции Кыргызской Республики 1993 года имеет смысловое, политико-правовое значение. Но, тем не менее, данный термин используется в юридической литературе.

В Конституции КР достаточно четко определен статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.

В главе I «Основы конституционного строя» имеется ряд основополагающих положений, касающихся характера и статуса государственной власти, а также органов, осуществляющих эту власть. В п.2 ст. 2 установлено: «Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции КР и законов». В данной норме сформулированы три направления реализации народовластия:

а) в форме непосредственной (прямой) демократии;

б) через органы государственной власти;

в) через органы местного самоуправления.

Основополагающее значение при рассмотрении данной проблемы имеет ст. 3 Конституции КР, где провозглашен важный принцип: «Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

- верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым главой государства – Президентом Кыргызской Республики;

- разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

- ответственности государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

- разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Итак, статус органов государственной власти в Кыргызской Республике определяется в Конституции КР, в конституционных законах и других нормативных правовых актах.

Какие органы образуют систему государственной власти?

Дай те определение органам государственной власти?

Назовите принципы организации органов государственной власти?

Дайте перечень основных принципов, которым руководствуются органы государственной власти в своей деятельности?

Практические задания:

Кыргызской Республики

Избрание первого Президента Кыргызстана было осуществлено на основе Закона "Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополне­ний в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР" от 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР.

При этом необходимо учитывать, что до 8 декабря 1991 го­да Кыргызстан на правах союзной республики входил в состав единого союзного государства - СССР.

Выборы Президента независимого Кыргызстана в соответ­ствии с Конституцией Кыргызской Республики 1993 г. были про­ведены 24 декабря 1995 г. Действующая Конституция уста­навливает следующие принципы проведения выборов Президен­та Кыргызской Республики (статьи 61, 62, 63):

Президент избирается на 6 лет гражданами Кыргызской Республики.

Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды.

Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей.

Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

Президент Кыргызской Республики не может, быть депу­татом Жогорку Кенеша, занимать какие-либо иные должности, осуществлять предпринимательскую деятельность;

Президент Кыргызской Республики на период осуществ­ления полномочий должен приостановить свою деятельность в политических партиях и организациях до начала новых выборов Президента Кыргызской Республики. Президент Кыргызской Республики избирается гражда­нами Кыргызской Республики большинством поданных голосов общим, тайным, равным и прямым голосованием.

Согласно Конституции полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти.

При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр.

Досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента.

Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку.

Число кандидатов на пост Президента Кыргызской Рес­публики не ограничивается; кандидатом в Президенты Кыргыз­ской Республики может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей;

2) выборы Президента считаются состоявшимися, если в них приняло участие более пятидесяти процентов всех избирате­лей республики; избранным считается кандидат на пост Прези­дента Кыргызской Республики, набравший при первом туре го­лосования свыше половины голосов всех принявших участие в выборах избирателей; если в первом туре голосования ни один из кандидатов не получил более половины голосов, то во втором туре голосования участвуют только два кандидата, получившие наибольшее число голосов, если в нем приняло участие не менее 50 процентов всех избирателей.

В Конституции Кыргызской Республики закреплена следующая процедура вступления в должность Президента (статья 63):

При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызстана.

Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий.

Правовой статус органов исполнительной власти, их функции и виды. Министерства, государственные комитеты, агентства, государственные комиссии и службы.

Отдельные министерства и ведомства — это отраслевые органы исполнительной власти, каждый из которых, в отличие от правитель­ства в целом, обладает не общей, а специальной компетенцией, т.е. совокупностью полномочий лишь в определенной сфере государст­венного управления. Во главе министерств стоят министры (от лат. minister — служитель, подручный), которые единолично решают во­просы в соответствующей области управления, хотя и могут опирать­ся на мнение коллегии министерства или иного круга высокопостав­ленных министерских специалистов. Ведомства подразделяются на правительственные, руководители которых входят в состав прави­тельства, имеют ранг министра и назначаются главой государства, и неправительственные, руководители которых не имеют ранга министра, не входят в состав правительства и назначаются премьер-министром.

 

 

Выводы:

1. Правительством называют обычно коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной. Правительство отличается от органов законодатель­ной власти тем, что оно не творит законы, а исполняет их, проводит их в жизнь.

2. Правовой статус Правительства Кыргызской Республики базируется на положениях Конституции и на законодательстве об исполнительной власти. Главное качество этого высшего государственного органа состоит в том, что он призван олицетворять и возглавлять одну из трех ветвей власти, а именно исполнительную власть и осуществлять его самостоятельно. Конституция КР конституционно-правовой статус Правительства Кыргызской Республики определяет в ст. 83 следующим образом: «исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации» (ст. 83 К. КР).

3. Формирование правительства по своему способу во многом зависит от избранной в стране формы государственного правления. В связи с этим прежде всего различают два основных пути формирова­ния правительств — парламентский и внепарламентский.

Порядок формирования структуры Правительства в Кыргызской Республике, его состава определен Конституцией Кыргызской Республики. Согласно ст. 84 Конституции КР в Кыргызской Республике установлен парламентский путь формирования правительства.

4. Компетенция Правительства Кыргызской Республики закреплена в ст. 88, 90 Конституции КР.

Полномочия ЖК КР выражаются в том, что Правительство реализует внутреннюю и внешнюю политику государства; обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах; разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка; обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности.

5. В формировании Правительства в Кыргызской Республике, как указывалось, большая роль принадлежит Жогорку Кенешу. В то же время акт о назначении Премьер-министра издается Президентом. Правительство Кыргызской Республики подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных действующей Конституцией. Необходимо отметить, что несмотря на формирование Правительства Жогорку Кенешем, срок полномочий Правительства совпадает со сроком деятельности Президента. При сложении им своих полномочий Правительство уходит в отставку

6. Порядок отставки и сложения полномочий Правительства определен в Конституции Кыргызской Республики. Следует отметить, что Основной закон Кыргызской Республики устанавливает как индивидуальную, так и солидарную ответственность Правительства.

7. Для исполнения законов необходимы организационные меры, распорядительная деятельность, издание индивидуальных и нормативных актов. Наиболее значительные из актов Правительства принимаются в форме постановлений, а в форме распоряжений — акты по оперативным и другим текущим вопросам.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое правительство и каково его место в системе органов государст­венной власти?

2. Каков состав правительства? Что такое однопартийное, коалиционное и беспартийное правительства и когда они складываются?

3. Как формируются правительства? Чем отличаются парламентский и вне­парламентский путь формирования правительства?

4. В чем отличие конституционно-правового статуса правительства в прези­дентских и парламентских республиках?

5. Каковы основные полномочия правительства, в том числе и по отдельным важнейшим сферам его деятельности?

6. Как организуется деятельность правительства и в чем проявляется здесь особая роль премьер-министра?

7. Каков конституционно-правовой статус Правительства КР?

8. Как формируется Правительство КР?

9. Какова компетенция Правительства КР в различных областях обществен­ной жизни?

Практические задания:

 

1. Составьте диаграмму Венна по конституционно-правовому статусу Правительства согласно действующей Конституции КР и редакции Конституции КР 2007 года (т.е. определить общее и специфичное).

2. Представьте схематично структуру Правительства Кыргызской Республики.

 

Особенная часть

 

ТЕМА 1. Конституционно-правовые основы системы высших органов государственной власти Кыргызской Республики

Цель лекции: Цель данной темы: освоить знания об основных понятиях, видах и системы органов государственной власти; конституционных принципах организации и деятельности органов государственной власти Кыргызской Республики.

 

Основные задачи данной темы:

· определить систему высших органов государственной власти;

· определить виды органов государственной власти;

· выявить конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти

· определить понятие государственной службы

 

Прежде всего, следует отметить, что система государственной власти, органы местного самоуправления выступают надежными и эффективными инструментами реализации основ современной Кыргызской государственности, прав и свобод человека, активного участия Кыргызской Республики на международной арене.

При рассмотрении проблемы конституционного права выделяется один из основополагающих институтов данной отрасли права, куда входят органы государства. Этот институт составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти и местного самоуправления, виды органов государства, принципы их образования и деятельности.

Следует, отметить, что в Конституции Кыргызской Республики 1993 года не используется, в отличие от прежних конституций, термин «органы государства». Поскольку в данном случае вопрос терминологии в Конституции Кыргызской Республики 1993 года имеет смысловое, политико-правовое значение. Но, тем не менее, данный термин используется в юридической литературе.

В Конституции КР достаточно четко определен статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.

В главе I «Основы конституционного строя» имеется ряд основополагающих положений, касающихся характера и статуса государственной власти, а также органов, осуществляющих эту власть. В п.2 ст. 2 установлено: «Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции КР и законов». В данной норме сформулированы три направления реализации народовластия:

а) в форме непосредственной (прямой) демократии;

б) через органы государственной власти;

в) через органы местного самоуправления.

Основополагающее значение при рассмотрении данной проблемы имеет ст. 3 Конституции КР, где провозглашен важный принцип: «Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

- верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым главой государства – Президентом Кыргызской Республики;

- разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

- ответственности государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

- разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Итак, статус органов государственной власти в Кыргызской Республике определяется в Конституции КР, в конституционных законах и других нормативных правовых актах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.048 с.)