Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления в Кыргызской Республике

Поиск

Цель лекции: закрепить знания об органах местного самоуправления, уяснить порядок избрания и компетенцию представительных органов местного самоуправления в КР, порядок формирования и компетенцию исполнительных органов местного самоуправления.

.

 

Основные задачи данной темы:

· определить систему органов местного самоуправления;

· определить порядок формирования и компетенцию представительных органов МСУ;

· определить порядок формирования и компетенцию представительных органов МСУ

 

1. Систему органов местного самоуправления Кыргызской Республики, как известно, образуют:

1) местные кенеши - представительные органы местного самоуправления;

2) айыл окмоту, мэрии городов - исполнительные органы местного самоуправления.

Местные кенеши – представительные органы местного самоуправления, формируемые в порядке, установленном настоящим Законом, законодательством о выборах и о статусе депутатов местных кенешей, сроком на 4 года. В Кыргызской Республике устанавливаются следующие местные кенеши:

1) айылный кенеш – представительный орган местного самоуправления в айылном аймаке;

2) городской кенеш – представительный орган местного самоуправления в городе;

3) районный кенеш – представительный орган местного самоуправления на территории района.Местные кенеши состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов депутатов местных кенешей определяется законом «О выборах депутатов местных кенешей».

Избранные депутаты городских, районных кенешей объединяются в депутатские фракции (далее – фракции). Большинством в городском, районном кенеше считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в городском, районном кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов. Фракция или фракции, не входящие в состав фракций или коалиции фракций большинства, считаются меньшинством в местном кенеше.

Численный состав местных кенешей устанавливается с учетом численности населения соответствующей административно-территориальной единицы, кроме кенешей городов Бишкек и Ош и районных кенешей:

1) кенеши городов Бишкек, Ош – 45 депутатов;

2) районные кенеши – 35 депутатов;

3) городские и айылные кенеши (по численности населения административно-территориальной единицы по состоянию на 1 января года, в котором проводятся выборы согласно статистическим данным):

до 6000 – 11 депутатов;

от 6001 до 20000 – 21 депутат;

от 20001 и выше – 31 депутат.

Депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста.

Компетенция городского, айылного, районного кенеша

1. Городской, айылный, районный кенеш правомочен рассматривать вопросы и принимать по ним решения в пределах полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики.

2. На сессии городского, айылного кенеша решаются следующие вопросы:

1) установление порядка управления вопросами местного значения;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также заслушивание информации о ходе исполнения бюджета и использовании внебюджетных фондов;

3) утверждение и контроль за выполнением программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения;

4) введение местных налогов, сборов и льгот по ним, а также установление ставок по ним в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

5) установление порядка пользования и распоряжения муниципальной собственностью местного сообщества, в том числе путем утверждения программы приватизации объектов муниципальной собственности, осуществление контроля за использованием муниципальной собственности;

6) заслушивание отчета о деятельности соответствующего исполнительного органа местного самоуправления;

7) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, установленных законодательством;

8) утверждение устава местного сообщества;

9) выработка предложений по административно-территориальному устройству с целью их внесения в соответствующие органы государственной власти;

10) избрание председателя кенеша и его заместителя, освобождение их от должности, отмена решений председателя кенеша, противоречащих законодательству Кыргызской Республики;

11) принятие регламента кенеша;

12) контроль за исполнением своих решений;

13) утверждение структуры и штатной численности исполнительного органа местного самоуправления на основе типовых нормативов, определяемых Правительством;

14) утверждение тарифов за использование холодной воды, канализации, теплоснабжение, а также за сбор, вывоз и уничтожение твердобытовых отходов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

15) установление ограничений по времени и месту продажи алкогольных напитков и табачных изделий вплоть до запрета, правил проведения ритуальных мероприятий;

16) установление порядка содержания ирригационных сетей, домовых и придомовых участков;

17) решение других вопросов в соответствии с уставом местного сообщества и законодательством Кыргызской Республики.

3. На сессиях кенешей городов дополнительно решаются следующие вопросы:

1) избрание мэра города;

2) выражение недоверия мэру города в порядке, предусмотренном Законом;

3) установление дифференцированных ставок налога на городские земли в пределах базовых ставок налога на городские земли, утвержденных законодательством.

На сессиях айылных кенешей дополнительно могут решаться следующие вопросы:

1) избрание главы айыл окмоту;

2) выражение недоверия главе айыл окмоту в порядке, предусмотренном Законом;

3) установление дифференцированных ставок налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом баллов бонитета почв в пределах общей суммы земельного налога, установленного для айылного аймака, рассчитанного на базе утвержденной законодательством базовой ставки для соответствующего района;

4) определение порядка сдачи в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий, сенокосов.

К компетенции районного кенеша относят:

1) утверждение стратегий, прогнозов, плана и программы социально-экономического развития района, программы восстановления и охраны окружающей среды в районе и осуществление надзора за их выполнением;

2) утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении, а также порядка использования специальных фондов;

3) вопросы использования невостребованных и неиспользованных пастбищ;

4) заслушивание не реже одного раза в год информации главы местной государственной администрации о положении дел на соответствующей территории;

5) внесение предложения по кандидатуре для назначения на должность главы местной государственной администрации – акима в порядке, установленном законом;

6) выражение недоверия главе местной государственной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей двумя третями голосов от общего числа депутатов районного кенеша;

7) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики;

8) выработка предложений по административно-территориальному устройству с целью их внесения в соответствующие органы государственной власти;

9) избрание председателя кенеша и его заместителя, освобождение их от должности, отмена решений председателя кенеша, противоречащих законодательству Кыргызской Республики;

10) принятие регламента районного кенеша;

11) контроль за исполнением решений районного кенеша;

12) утверждение структуры и штатного расписания аппарата районного кенеша на основе типовых нормативов, определяемых Правительством;

13) внесение предложений по осуществлению проектных работ, строительству, содержанию и модернизации дорог, мостов, жилого фонда в соответствии с законом, а также других объектов в области коммунального хозяйства, экономики, социальной сферы и сферы развлечений районного значения;

14) согласование вопросов о создании, реорганизации и ликвидации социально-культурных учреждений районного значения;

15) принятие решения об организации и проведении научных, учебно-воспитательных, культурно-воспитательных, молодежно-спортивных мероприятий районного значения;

16) принятие в соответствии с законом решения об объединении усилий с другими органами местного самоуправления, в том числе по вопросам трансграничного сотрудничества, в целях реализации общественно-полезных работ и услуг, продвижения и защиты интересов органов местного самоуправления, а также о сотрудничестве с отечественными и зарубежными хозяйствующими субъектами и общественными объединениями для осуществления мероприятий или выполнения работ, представляющих общий интерес;

17) утверждение символики района;

18) осуществление контроля за деятельностью территориальных подразделений государственных органов власти, кроме судей, прокуроров, руководителей территориальных подразделений государственного органа национальной безопасности и органов государственной статистики Кыргызской Республики, а также иных учреждений, организаций, расположенных на подведомственной территории, а также внесение вопроса об отстранении от должности руководителей вышеуказанных органов в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;

19) иные вопросы, предусмотренные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Исполнительную власть местного самоуправления в городе республиканского и областного значения осуществляют мэр и мэрия.

Мэр - выборное должностное лицо в системе органов местного самоуправления города, руководитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, ответственный за проведение в городе государственной политики и осуществление функций исполнительной власти в пределах полномочий, делегированных ему государством.

3. Мэрия - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций и полномочий исполнительного органа местного самоуправления в городе. В состав мэрии города входят структурные и территориальные подразделения.

Мэры городов избираются городским кенешем на срок его созыва. Выборы мэров городов Бишкек и Ош определяются отдельным законом. Право на выдвижение кандидатуры на должность мэра имеют фракции городского кенеша и Премьер-министр. Выборы мэра города назначаются Центральной избирательной комиссией и должны быть проведены территориальной избирательной комиссией не позднее 30 дней со дня образования вакансии. Выборы мэра города считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее двух третей от общего числа депутатов городского кенеша. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего кенеша. Избранному мэру города выдается соответствующее удостоверение территориальной избирательной комиссии.

В случае неизбрания депутатами соответствующего кенеша мэра города в месячный срок с момента образования вакансии по предложению Премьер-министра Президент осуществляет роспуск местного кенеша и назначает досрочные выборы в соответствующий местный кенеш. Премьер-министр назначает исполняющего обязанности мэра до избрания мэра новым составом соответствующего местного кенеша.

Что касается освобождения мэра, мэр города может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Премьер-министром: 1) на основании личного заявления; 2) за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства, установленное органами прокуратуры, или делегированных государственных полномочий – с согласия большинства от общего числа депутатов городского кенеша, а в случае повторного факта нарушения, невыполнения законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства, установленного органами прокуратуры, – с уведомлением депутатов городского кенеша; 3) на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда; 4) в случае признания его судом недееспособным; 5) в случае вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, а также смерти; 6) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики; 7) в случае выхода из гражданства Кыргызской Республики, утраты гражданства Кыргызской Республики или принятия гражданства иностранного государства; 8) в случае невозможности исполнять свои должностные обязанности в результате стойкой нетрудоспособности; 9) в случае выражения недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов городского кенеша; 10) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (принятие соответствующего закона, иные обстоятельства, предусмотренные законодательством).

В случае выражения недоверия мэру городским кенешем Премьер-министр вправе принять решение о досрочном освобождении его от должности либо не согласиться с решением городского кенеша. В случае повторного выражения недоверия мэру города депутатами городского кенеша в течение 3 месяцев Премьер-министр освобождает его от занимаемой должности. В случае досрочного освобождения мэра от должности Премьер-министр до избрания нового мэра может назначить своим актом исполняющего обязанности мэра.

К полномочиям мэра города относится следующее. Он: 1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Правительства, а также устава города, решений городского кенеша, принятых в пределах его полномочий; 2) руководит деятельностью мэрии, муниципальных организаций и учреждений по обеспечению жизнедеятельности города, отвечает за результаты этой деятельности; 3) назначает и освобождает от должности вице-мэров города, руководителей структурных подразделений, а также работников аппарата мэрии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 4) осуществляет управление вопросами местного значения, а также делегированными государственными полномочиями, за исключением тех, которые относятся к полномочиям местного кенеша; 5) несет персональную ответственность за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий; 6) представляет город в органах государственной власти, неправительственных, общественных и иных организациях Кыргызской Республики и за рубежом; 7) не позднее 3 месяцев с момента вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение городскому кенешу проект программы социально-экономического развития города; 8) представляет на утверждение городского кенеша проект городского бюджета, не реже двух раз в год отчитывается перед городским кенешем об общем состоянии дел в городе, исполнении бюджета, использовании муниципальной собственности и средств внебюджетного фонда, выполнении программ социально-экономического развития города и социальной защиты населения; 9) вносит предложения в городской кенеш по введению местных налогов и сборов согласно законодательству; 10) вносит предложения о созыве сессии городского кенеша, участвует в ее работе; 11) ходатайствует в установленном порядке перед Президентом о награждении государственными наградами; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Для осуществления исполнительной власти в айылном аймаке действует айыл окмоту.

Айыл окмоту оказывает содействие депутатам айылного кенеша в осуществлении ими своих полномочий, подготовке и проведении отчетов перед избирателями. Айыл окмоту в своей деятельности подотчетен айылному кенешу, а по делегированным государственным полномочиям – соответствующим государственным органам. Решения, принимаемые айыл окмоту по вопросам, отнесенным к его компетенции, подписываются главой айыл окмоту. Акты айыл окмоту, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на соответствующей территории. В структуру айыл окмоту могут входить участковый врач, ветеринарный врач, сотрудник органов внутренних дел (участковый инспектор). Участковый врач, ветеринарный врач, сотрудник органов внутренних дел (участковый инспектор) набираются в штат айыл окмоту на контрактной основе, в порядке, устанавливаемом Правительством.

Айыл окмоту:

1) разрабатывает проекты программ социально-экономического развития территории и обеспечивает их выполнение после утверждения айылным кенешем;

2) разрабатывает проект местного бюджета и исполняет его после утверждения айылным кенешем;

3) осуществляет мероприятия по охране памятников истории, архитектуры и культуры;

4) разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию новых рабочих мест;

5) участвует в приватизации предприятий и передаче на баланс айыл окмоту объектов социально-культурного, бытового и хозяйственного назначения и оборудования, необходимого для их функционирования;

6) разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию жилого фонда, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству территории;

7) разрабатывает и осуществляет мероприятия по рациональному использованию земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;

8) разрабатывает и реализует генеральный план застройки территории, осуществляет контроль за соблюдением норм и правил архитектуры и градостроительства;

9) осуществляет мобилизационные и организационно-практические мероприятия по предупреждению и предотвращению стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава айыл окмоту избирается депутатами айылного кенеша путем тайного голосования на срок созыва айылного кенеша из числа кандидатур, выдвигаемых депутатами (депутатом) айылного кенеша, а также представляемых главой государственной администрации района – акимом. Выборы главы айыл окмоту назначаются Центральной избирательной комиссией и должны быть проведены территориальной избирательной комиссией не позднее 30 дней со дня образования вакансии. Выборы главы айыл окмоту считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее двух третей от общего числа депутатов соответствующего кенеша. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего кенеша. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то голосование производится по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным во втором туре признается тот кандидат, который набрал большее количество голосов от общего числа депутатов. Территориальная избирательная комиссия объявляет результаты выборов и составляет соответствующий протокол.

В случае неизбрания депутатами местного кенеша главы айыл окмоту в месячный срок с момента образования вакансии по предложению Премьер-министра Президент осуществляет роспуск местного кенеша и назначает досрочные выборы в соответствующий местный кенеш.

4. С целью учета широкого спектра общественного мнения и участия населения в решении важнейших вопросов организации его жизнедеятельности могут проводиться курултаи местных сообществ.

На курултай могут выноситься вопросы социально-экономического развития территории, формирования местного бюджета, использования и развития муниципальной собственности. Решения курултая носят рекомендательный характер для соответствующего местного кенеша и рассматриваются местным кенешем и главой исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Особое внимание слушателей обращается на такой институт, как суды аксакалов, не имеющих аналогов в странах СНГ. В соответ­ствии с Конституцией Кыргызской Республики, по решению собра­ния граждан, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории айылов, поселков, городов из числа аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и ав­торитетом, могут создаваться суды аксакалов.

Суды аксакалов - это создаваемые на добровольных началах и на основе выборности и самоуправления общественные органы, призванные осуществлять рассмотрение материалов, направляемых им в установленном порядке судом, прокурором, органами внутренних дел и другими государственными органами и их должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, а также дела о спорах между гражданами в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

Суды аксакалов могут учреждаться по решению собрания граждан, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, мужчин и женщин, пользующихся уважением и авторитетом.

Суды аксакалов не являются юридическими лицами и не подлежат регистрации в органах юстиции. Суды аксакалов имеют печать и штампы со своим наименованием.

Суды аксакалов рассматривают и разрешают:

- направляемые местными судами материалы по гражданским делам в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством;

- направляемые судами, прокурорами, органами следствия и дознания с санкции прокурора материалы, по которым были прекращены уголовные дела, для применения мер общественного воздействия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Судами аксакалов также могут быть рассмотрены дела по заявлению самих граждан (с согласия сторон) для разрешения имущественных и семейных споров с целью достижения примирения сторон и иные предусмотренные настоящим Законом дела.

Суды аксакалов не вправе рассматривать материалы, по которым уже были вынесены судебные решения, наложены административные взыскания или состоялось решение суда аксакалов, принятое в пределах его компетенции.

В состав судов аксакалов могут быть избраны совершеннолетние граждане Кыргызской Республики, как мужчины, так и женщины, пользующиеся уважением и авторитетом среди населения аилов, поселков и городов, по деловым и моральным качествам способные выполнять задачи, поставленные перед судами аксакалов.

Кандидаты в члены суда аксакалов выдвигаются гражданами (жителями) и органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.

Суды аксакалов вправе рассматривать дела (материалы):

а) об имущественных и семейных спорах граждан:

- по взысканию имущественного долга;

- по истребованию имущества из чужого незаконного владения;

- по возврату имущества из чужого незаконного владения;

- по возврату имущества, переданного на хранение;

- по взысканию арендной платы;

- по возмещению за причиненный имуществу вред;

- по разделу общего совместного имущества супругов;

- по национальным брачным отношениям и традициям, связанным с брачно-семейными отношениями;

б) о невыполнении родителями и другими членами семьи обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

в) о невыполнении совершеннолетними детьми обязанностей по содержанию нетрудоспособных родителей или лиц, воспитавших и содержавших их в установленном порядке;

г) об оплате выполненной работы по трудовому соглашению;

д) споры по поливу между пользователями земельных участков.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие органы выделяются в системе органов местного самоуправления?

2. Каково соотношение понятий «местное управление» и «местное самоуправление»?

3. Какие государственные полномочия могут быть делегированы органам МСУ?

4. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

 


[1] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. –М.: Юристъ, 2000. –С.254.

[2] Арабаев А.А. Парламентаризм и Парламент Кыргызстана. –Б., 2008. –С.35.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.015 с.)