Орган государственной власти как разновидность органа государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орган государственной власти как разновидность органа государства.



В нынешней Конституции КР отсутствуют противоречия между терминами «органы государственной власти» и «органы государства», поскольку речь идет об однотипных явлениях. К тому же в Конституции КР термин «органы» используется в самых различных вариантах и словосочетаниях. К примеру, определены разновидности этих органов: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В Конституции встречаются и такие термины, как «государственные органы», «органы местного самоуправления». В целом названные понятия однопорядковые, охватывающие структурно-организационные формы реализации государственной власти и местного самоуправления. Орган государства - это структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. Орган государства - это часть аппарата (механизма) государства, образуемая в установленном законом порядке для выполнения функций и задач государства. В организационно-управленческом значении орган государства есть такая структурная часть государственного аппарата, которая представлена коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями, и располагает материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. В целом, конечно, органы государства – это государственные институции, но не каждая из них является органом государства и тем более органом государственной власти. Таковы, например, отделы кадров, организационные отделы местной государственной администрации и некоторые другие вспомогательные, функционально-штабные по своему характеру службы и подразделения.

Для отнесения государственных институций к числу органов государства необходимо наличие совокупности органообразующих признаков.

Такими общепринятыми признаками выступают следующие:

1) Орган государства (организация, институция) – составная и в то же время организационно обособленная самостоятельная часть государственного аппарата (механизма). Нельзя быть органом государства и в то же время не входить в качестве составной части в государственный аппарат.

Можно определить государственный аппарат как совокупность органов, звеньев и институций, имеющих в целом государственные природу и характер. Однако в этом аппарате различаются две составные части:

а) органы институции, являющиеся по своему правовому статусу органами государства;

б) звенья и подразделения, хотя и включаемые в названный аппарат, но являющиеся не органами государства, а только внутренними, вспомогательными подразделениями соответствующих самостоятельных государственных органов (кадровые, финансовые, информационные управления министерств и других органов исполнительной власти КР).

2) Орган государства действует при осуществлении своих полномочий от имени и по поручению государства. Органы государства образуется в особом, установленном Конституцией КР порядке. Специфическим признаком органа государственной власти является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в Конституции КР, конституционных законах и иных законодательных актах. Входящие же в структуру органа внутренние вспомогательные структурные подразделения далеко не всегда имеют такой статутно-правовой характер, не выступают от имени и по поручению государства, объем их функций четко ограничен.

3) Орган государства обладает государственно-властными полномочиями, образующими в своей совокупности его компетенцию. Компетенция органов государственной власти (Президента КР, Жогорку Кенеша КР, Правительства КР, судов) определена в Конституции КР. Наличие государственно-властных полномочий означает: во-первых, то, что орган государственной власти вправе принимать решения, обязательные для всех; во-вторых, обязательность принимаемых им решений обеспечивается возможностью использования мер государственного принуждения.

4) Орган государства учреждается для осуществления определенных Конституцией КР задач и функций государственной власти - осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке

5) Орган государства применяет присущие данному виду органа организационно-правовые и методы деятельности (так, организационно-правовой формой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти являются сессии, парламентские слушания, пленарные заседания палат, заседания комитетов и комиссий и др. Суды в Кыргызской Республике осуществляют свою деятельность - правосудие в форме уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства).

Таким образом, орган государства – составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и по поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей (части госаппарата) организационно-правовые формы деятельности.

Виды и особенности органов государственной власти. Разновидностью государственного органа является орган государственной власти - орган государства, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государственной власти - это тот инструмент, посредством которого многонациональный народ осуществляет принадлежащую ему власть (ст. 1 Конституции КР), а также посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей строится деление органов государственной власти на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из названных групп органов и есть вид (разновидность) органов государственной власти. Несмотря на общие, присущие всем органам государственной власти черты, каждая из названных разновидностей обладает определенной спецификой.

Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов.

Органы исполнительной власти – это назначаемые органы. Основная особенность деятельности, осуществляемой данными органами – ее практический организующий характер, направленный на реализацию Конституции КР, законов, иных нормативных правовых актов. Кроме того, данные органы выполняют и распорядительную, правотворческую деятельность, которая состоит в издании нормативных и индивидуальных (административных) правовых актов, направленных на исполнение законов и всего обширного объема полномочий этих органов – Правительства КР, министерств, иных органов исполнительной власти.

Специфическую разновидность органов государственной власти представляют органы судебной власти, т.е. суды. Важнейшая особенность судебной власти и ее органов (судов) состоит в осуществлении правосудия, являющегося содержанием деятельности данной власти. Она направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от посягательств на закрепленные в Конституции КР основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты.

Органы местного самоуправления.

Местным самоуправлением называют публичную власть населения адми­нистративно-территориальной единицы (территориального коллекти­ва), основанную на его самоорганизации и самодеятельности, обладаю­щую большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящую в систему государственной власти. Государ­ство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного само­управления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самоде­ятельности местного населения и избираемых им негосударственных органов, что составляет суть местного самоуправления.

Местное самоуправление обеспечивает воз­можность на основе закона самостоятельно, т.е. опираясь прежде всего на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной тер­ритории. Оно является одним из устоев современной де­мократической системы управления, выражением власти народа в свое­образной форме и на соответствующем уровне.

Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправ­ления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., местное само­управление означает право и действенную способность местных ор­ганов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью обще­ственных дел. Эта Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.

В отличие от этого, местное управление представляет собой административное управление местными делами государственными органами и их пред­ставителями на местах. При государственном управлении местные ор­ганы управления выступают как территориальные или отраслевые структурные подразделения местных органов государственной власти, центральных министерств и ведомств. Для него характерно назначение центральными или иными вышестоящими государственными органа­ми органов государственной администрации в нижестоящие территориальные единицы, через которые и осуществляется управление ими.

О природе местного самоуправления и управления и об их соотношении в различных странах существуют различные мнения, в целом, однако, можно признать, что при демократи­ческой системе управления не следует их разрывать и особенно про­тивопоставлять. Местное управление и местное самоуправление — это не антиподы, а качественно различные формы проявления единой системы управления страной, не только не исключающие, но и совме­щающиеся и дополняющие друг друга. Связано это с тем, что, как правило, одни вопросы жизнедеятельности мест целесообразно решать на путях их негосударственного самоуправления, а другие — на путях государст­венного управления, опираясь на центральные или иные вышестоя­щие органы власти. Известная автономность местного самоуправле­ния и его органов, устанавливаемая к тому же по закону государством, не означает их изоляцию от государственного управления, отказ от взаимодействия с ним, тем более что государство может передавать осуществление некоторых функций своих органов органам местного самоуправления.

В Кыргызстане вопросы жизни населе­ния аилов, поселков, городов, районов, областей, имеющие местное значение, решаются на началах местного самоуправления, действующего наряду с государственной властью. Оно осуществляется местными кенешами (местными пред­ставительными органами), избираемыми населением соответствую­щих территориальных единиц. При этом председатели аильных и по­селковых кенешей являются главами местного самоуправления и одно­временно выполняют функции местной государственной администра­ции. Но местные кенеши действуют независимо от местной государст­венной администрации. В пределах своих полномочий они принимают обязательные для исполнения на их территории акты (ст. 110, 111, 112, 113 Конституции Кыргызстана).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.01 с.)