Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный строй Древней Руси.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Образование Древнерусского государства. Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Форма общественных отношений в VII-VIII вв. – «военная демократия». Её признаками являлись: -участие всех членов племенного союза в решении важнейших общественных проблем. -особая роль народного собрания как высшего органа власти -всеобщее вооружение населения Это равенство всех членов общества. Правящий класс формировался из двух слоёв: 1) старой племенной знати(вожди, жрецы, старейшины). 2) из общинников. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. Образовывались славянские племена, организация и сохранение этих организаций требовала усиление власти. (Князь и княжеская дружина). В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образовалось Древнерусское гос-во. Др-е гос-во стало своеобразной федерацией племён, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Первые упоминания – в договорах Руси и Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было. Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью.
Государственный строй Древней Руси. Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Во главе стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Выполняли князья и судебные функции. Великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде. Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Первоначально применялась десятичная, или численная, система управления (десятские, сотские, тысяцкие) являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Тысяцкий - функции военачальника, сотский - городское судебно-административное должностное лиц. Со временем система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны за службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (отменена лишь в середине XVI в.). военная организация - великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Вирники - собирали уголовные штрафы за убийство. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Поначалу - добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, затем станов. обязательным налогом. Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.
Источники права Древней Руси. До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права. Источники древнерусского права: 1. Правовой обычай - обычное право, складывающееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским. 2. Договоры: договоры Руси с Византией (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров времен Киевской Руси. 3. Судебные прецеденты - решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды. 4. Законодательство - писаные законы стали издаваться на Руси с Xв. Тогда был издан Устав кн. Владимира, устанавливавший церковную десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн. Ярослав Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь церковное законодательство было заимствовано из Византии (греческий номоканон – постановления церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).
Опричнина. Иван IV, учреждая опричнину, стремился к ликвидации своих политических врагов: прежде всего, крупного владетельного боярства. Также причиной опричнины стала необходимость завершения централизации России, ликвидации существовавшей "лоскутности" русских земель. Опричнина была учреждена в 1565. Опричнина - это особая государственная политика, включающая в себя: 1. Земельный вопрос. Вся территория России делится на 2 части. Первая - опричнина – территория под непосредственным управлением царя с собственными органами власти. Вторая – земщина – на которой сохранялось старое правление. В опричнину вошли северные богатые города; царские земли; районы, где хорошо развито земледелие: Ростов, Суздаль, Вязьма, Переяславль Залесский; некоторые земли купцов. На две части (между опричниной и земщиной) была разделена Москва. 2. Новые органы власти. В опричнине создаются свои казна, дума, суд, войско, приказы. Чтобы попасть в опричное войско, нужно было отказаться от всяких связей с земщиной и родными. Вначале в опричники набрали 1000чел. из разных уездов страны. Опричниками были совершенно разные люди. В 1572 опричников было 5-6 тыс.чел. Опричники носили особую форму (черные одеяния наподобие монашеских), ездили на конях, символами опричников были собачья голова и метла (чтобы соответственно выгрызать и выметать измену). Опричное войско было организовано наподобие монашеского братства со строгим подчинением царю. Опричники пили, насиловали, грабили, громили. Метод проведения опричнины – террор. Сохранилось несколько опричных документов. Опричниками применялись пытки, давление на свидетелей. С этого момента Ивана IV стали называть Иваном Грозным. Опричный террор был направлен не только против бояр, противников усиления царской власти, но и против простого населения. Самым страшным эпизодом опричнины стал поход на Новгород. Опричнина была отменена в 1572 после того, как опричное войско не сумело противостоять набегу крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Но даже после отмены опричнины террористический царский режим Ивана IV Грозного сохранился. И даже есть мнение, что опричнина все же существовала вплоть до смерти царя Ивана Грозного. В последние годы некоторые исследователи связывают опричнину с начальными этапами самодержавия в России. Но существуют и другие взгляды по этому вопросу: опричнина была своеобразным политическим режимом военной диктатуры в условиях сословно-представительной монархии. В 1648 г. царь и Дума вместе с собором дух-ства решили согласовать между собой все источники действовавшего права и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. Обсуждение Уложения закончено в 1649г. Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. Было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". СУ1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян. В гл. XI "Суд о крестьянах" собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам. Вопросам судопроизводства была посвящена самая большая гл. Х ("О суде"). В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных, пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности. С гл. Х связаны также главы XI "Суд о крестьянах", XX "Суд о холопах", XXI "О разбойных и татиных делах", XXII перечень "вин", за которые "чинити смертная казнь" или "смертию не казнити, а чинити наказание" и др. Организации вооруженных сил страны посвящены гл. VII ("О службе всяких ратных людей Московского государства") Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность. СУ1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Во второй половине XVII в. были приняты законы, способствующие развитию внутренней торговли и внешнеторговых связей Российского государства.
30. Уголовное право в период сословно-представительной монархии. Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их "лихим делом", хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует. За ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от социальной принадлежности лиц, их совершивших. Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы Особенной части уголовного права. На первое место законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений -воинских, имущественных, против личности. СУ1649 г. было разработано на более высоком уровне, но общая часть уголовного права специально не выделялась, основное внимание сосредотачивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в СУ лишь в виде разрозненных статей. Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний. По мере развития государства разнообразнее становились меры наказания, одновременно они более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в СУ являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифицированная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьем в землю. Применялось наказание к жене, совершившей умышленное убийство мужа. К квалифицированным видам смертной казни относились также сожжение, залитие горла расплавленным оловом или свинцом, четвертование, колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания - отрезали нос, ухо, руку; били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка. Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди наказаний. Артикул воинский Перта I. Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. Артикул содержит, главным образом, нормы уголовного права. Кроме того, в нем имеется много сугубо военных правил и норм государственного права. Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права. Артикул делится на 24 главы. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их. Уголовное право. По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза. В Артикуле есть наказание за голый умысел, т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение. Из содержания Артикула можно сделать вывод о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом. Необходимая оборона. (арт. 156, 157). Подробно регламентированы пределы необходимой обороны: соразмерность обороны нападению, одновременность обороны и нападения, невозможности для обороняющегося уступить или уйти «без опасения смертного». Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство. Смягчающим вину обстоятельством был аффект. (арт. 152). Оскорбление в гневе – извинение, за него же в обычном состоянии – до полугода тюрьмы. Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания. (арт. 154, толкование). Совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность. Цели наказания: устрашение; изоляция преступника (тюрьма, каторга); возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге). Характерные черты наказания: неопределенность («по делу», «сему подобным»); Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями; несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле. Виды наказаний: Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение); Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение); Срочная и бессрочная ссылка. В отношении офицеров применялись особые наказания: Отставление от службы (временное или постоянное); Лишение чина; Служба в качестве рядово; Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного).
Учреждение и деятельность Государственной думы В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т.п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям: - дворянская курия; Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями. В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года: - даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …) - изменился статус государственной думы: 1) законодательный орган (без него ни один закон не проходит); 2) должны быть представлены те классы, которые раньше не были; 3) получает контроль за деятельностью исполнительной власти Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т.п. Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство. В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия – рабочих. Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе. Волости à уезды à губернии à губернское собрание выборщиков – для крестьян. Предприятия à губернский съезд à губернское собрание выборщиков – для рабочих. Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть – в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты). Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее).
ВЧК, место в системе. Новые органы государственной власти были более или менее обычными. Но наряду с ними была создана особая система органов, специально предназначенных для борьбы с политическими противниками Советской власти. Сначала были создан Революционный Военный Комитет (РВК), а позднее (7 декабря 17 г.) - ВЧК (Всероссийский чрезвычайный комитет по борьбе с контрой и саботажем. Сеть ВЧК к весне 18 года стала системой органов безопасности революции. Сначала ВЧК – исполнительный орган, но в начале 18 года получает возможность вынесения приговора (после объявления декрета о борьбе со шпионами). Тогда же впервые начали создаваться концентрационные лагеря. По началу ВЧК – в рамках закона, но после столкновений между наркоматом юстиции (органом заменившем прокуратуру) партия встала на сторону ВЧК и фактически ликвидировала всякий контроль на его деятельностью. Всероссийская чрезвычайная комиссия и ее местные учреждения. Этот орган возник стихийно. ВЧК по борьбе с контрреволюцией, но его функции оказались намного шире: 1.Он занимался подавлением контрреволюционных преступлений; 2.Агентурной работой. 3.Осуществлял контроль за печатью эсеров и других партий. 4.Боролся с беспризорностью. 5.Имел право внесудебной репрессии. Действовали губернаторские и уездные ЧК, пик их деятельности конец 1918 г. начало 1919 г. Но считается, что именно ВЧК принадлежала решающая роль в реализации проекта СНК «о красном герое» (принят в октябре 1918 г.) В течении 1918 г. ВЧК репрессировал 31000 человек, 6000 расстреляно, примерно 5000 заложники. От белого террора пострадало 10000 человек. Демонстрировалось пренебрежение к любому закону, поэтому уже в начале 1919 г. ограничиваются полномочия ЦК. Теперь, они могли возбуждать дела и вести предварительное следствие. В марте 1920 г. у ВЧК отобраны все судебные полномочия, а ликвидация этого органа и его местных отделов происходит в 1922 г. УК РСФСР 1922 г. УК вступил в действие с июня 1922 г. и состоял из введения и двух частей - общей и особенной. Под преступлением кодекс понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Провозглашенными целями наказания были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществлялось судебными органами на основе «социалистического правосознания». Руководящих начал и статей УК. При отсутствии в кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись согласно статьям УК, т. е. использовался принцип аналогии, что давало судам возможность широкого толкования закона. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления, совершенного им. Наказание должно быть «целесообразным», что также определял суд. Система наказаний варьировалась от общественного порицания до изгнания за пределы РСФСР. По делам, находящимся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. Кроме перечисленных в общей части УК наказаний, судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Система преступлений по УК включала: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и другие преступления. УК предусматривал ряд мер, направленных на борьбу с незаконным частным предпринимательством: наказания за расточительное отношение арендатора к государственному имуществу, за злонамеренное использование договора с государственной организацией, за нарушение законов о труде, за искусственное повышение цен и злостный невыпуск товаров на рынок, за сокрытие доходов, за нарушение законов о государственных монополиях и т. п. Виды преступлений разбивались на две группы: - направленные против общественных и экономических отношений и - направленные против «пережитков дореволюционного строя». УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью; вводил понятие «экономическая контрреволюция» (ст.57 УК). Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, в форме организации «лжекооператива». Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. При разработке УК выдвигалось даже предложение ограничиться одной общей частью кодекса, предоставив суду самому определять вид и размеры наказания. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содержащих военную, дипломатическую или государственную тайну). Суд не ограничивался формальными доказательствами, и сам осуществлял их отбор. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.
ГК РСФСР 1922 г. В революционном преобразовании общества, в строительстве социализма Ленин бол. значение придавал рев-ной законности, законод-ой деят-сти Сов. гос-ва, развитию и систематизации права. Важнейшим периодом становления и развития сов. права являлись годы перехода к нэпу. В 1921-22г развернулась широкая кодификационная работа. Гражданский Кодекс состоял из 4х разделов: общей части, вещного права. обязат. права и наслед-ного. Он установил одно из важнейших положений: гражд. права охраняются законом лишь тогда, когда они используются в соот-вии с их соц-хоз-ным предназначением. закреплены права независ. от пола, расы, нац-сти, вер-ния: свободное передвиж. по РСФСР, избрание невоспрещенных законом занятий, приобретение и отчуждение имущ-ва, орг-ция пром. и торг. предприятий. Основные имущ. права предоставлялись гражданам в целях установления точных взаимоотношений гос. органов с объединениями и частными лицами, а также взаимоотношений между собой. Ленин о ГК: мы и здесь старались соблюдать грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с эк-ким оборотом, и тем, что представляет собой злоупотребления нэпом, кт-ые во всех гос-вах легальны и кт-ые мы легализовать не хотим. Искл. соб-сть гос-ва: земля, ее недра, вода, ж/д, вагоны, летат. аппараты. Эти объекты, а также обобществленные предприятия и их оборудование, суда, строения, взрывч. вещ-ва, воинское снаряжение, средства связи и некоторые др.; искл. из гражд. оборота (ст21-23). Ст.30: недейств. сделки, совершаемые с целью, противной закону, или в обход закона, или направ. к ущербу гос-ва. Ст.147: недейств. сделки, закл. под влиянием обмана, угроз, под влиян. нужды, сделки мнимые, притворные. Охраняя гос. и коопер-ую соб-сть, ГК допускал сущ-ние и част. соб-сти, предметом кот. могло быть лишь имущ-во, не изъятое из част. оборота (немуниципализированные строения, торг. предприятия, пром. предприятия с числом раб, не б. устан. законом). Гарант-лась только та част. соб-сть, кт исп. в соот-вии с законом. Закон огранич. воз-сть ее роста. Размер имущ-ва по наслед. огранич. 10тыс. руб. Вывод: ГК, с од. стороны, закреплял незыблемость соц. системы произ-ва и соц. соб-сти, охранял и укреплял интересы социализма и труд. масс в области имущ. отношений. С др. стороны, предоставляя дост. широкие влз-сти проявления хоз-ной инициативы, в т.ч. частной, в целях развития производ. сил, что в конечном счете способствовало строит-ву социализма. Но: частнопредприним-кая деят-сть разрешалась в строго определенных Сов. гос-вом рамках, отступление от ктх влекло за собой применение санкций, предусмотренных ГК (недей-сть сделки, возврат имущ-ва и пр), а также адм-ные меры или угол. наказание.
Образование СССР. 1. Образование СССР определялось следующими причинами: — необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа; — объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства. 2. 29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин. Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами. На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав. РСФСР) и двух самостоятельных государств — Хорезмской и Бухарской народных советских республик. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. 13 мая 1925 г. на III съезде Советов СССР были одобрены решения Узбекской ССР и Туркменской ССР, и последние были приняты в состав СССР. На них стало распространяться действие договора об образовании Союза ССР. Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926 г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистан» принял Декларацию, в которой провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР. На VI съезд Советов Союза ССР^ прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР. На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР. В ее составе в феврале 1925 г. возникла Кара-Калпакская Автономная Область, которая в 1930 г. вошла непосредственно в РСФСР, а в 1932 г. была преобразована в АССР. В октябре 1924 е образовалась Кара-Киргизская Автономная Область (в составе РСФСР), переименованная в 1925 г. в Киргизскую АО и преобразованную затем в АССР (1927 г.).
Семейное право в 30-е годы. Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины. Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях — представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двух лет.
Распад СССР. 1. Выход союзных республик из состава СССР; 2. Референдум; 3. Последствия августа 1991 г. 1. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава СССР. Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок. Крах СССР был предрешён начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь. 2. Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство СССР решило провести референдум. В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут г
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 5508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.18 (0.018 с.) |