ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа церкви во второй половине XVII – начале XVIII в.



Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборные уложения стали юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширении ее юрисдикции. Уже в конце 17в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться разного рода подати: ямские, стрелецкие, полоняночные. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. Часть духовенства стало подвергаться военному призыву, на часть духовенства была распространена подушная подать. В 1718 г. Духовный регламент учредил высший орган церковного управления Синод. (1721). Контроль за деятельностью Синода был возложен на светсткого чиновника. Создается специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, проводится отмена торговых привилегий духовенства. Управление церковными землями переходит к органам, ведавшим госимуществом.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, Ведавший церковным управлением, однако почти полный госконтроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами. Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежащие ранее церкви переводились в положение государства.. Представлялась право перехода из духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.

Традиционное духовенство делилось на черное и белое. Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Белое духовенство состояло из священнослужителей и церковнослужителей. Дети духовенства были обязаны поступать в духовные училища, в противном случае они шли в солдаты. С 1737г. детям духовенства было разрешено выставлять вместо себя рекрутов. С 1722г. духовенство становится наслдественным.

Духовенство было неподатным сословием. Лишь вначале 18 в. по “разбору” на военную службу призывались некоторые категории священных служителей и их дети. В 1769г. Сенат особым указом усилил ответственость за обиды и притеснения, чинимые духовенством. Последние освобождалось от телесных наказаний, их гражданские иски в светских судах рассматривались в обязательном присутствии представителей духовенства.

Вместе с тем указ 1698г. запрещал духовенству заниматься торговлей и промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, и приобретать населенные имения.

 

Реформы местного управления Петра I.

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система об­ластных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дво­рянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

Преобразование местных органов управ­ления началось в городах. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой были подчинены все выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских губ вхо­дили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты. В 1702 г. отменяется институт губных старост, и их функ­ции передаются воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление госу­дарства: учреждались восемь губерний, по которым были рас­писаны все уезды и города. Во главе губернии - губернатор или генерал-губернатор, объединяв­шие административную, судебную и воен­ную власть. В ходе реформы 1715 г. сложилась трехзвенная систе­ма местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния.

В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждаются ландраты (советники) из мест­ных дворян.

В 1719г.- вторая областная реформа. Суть ее: одиннадцать губерний были раз­делены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или вое­воды. Делились провинции на округа-дистрикты. Администра­ция провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчин­ная) располагали на местах собственным разветвленным ап­паратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходова­ние денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городско­го самоуправления. Созданы новые орга­ны — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руко­водство осуществлял Главный магистрат. Система управле­ния стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В начале XVIII в. сложилось две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Обязанности фиска­лов: доносить о государствен­ных, должностных и иных тяжких преступлениях и наруше­ниях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

 

Артикул воинский Перта I.

Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. Артикул содержит, главным образом, нормы уголовного права. Кроме того, в нем имеется много сугубо военных правил и норм государственного права. Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права. Артикул делится на 24 главы. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их.

Уголовное право. По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза.

В Артикуле есть наказание за голый умысел, т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение.

Из содержания Артикула можно сделать вывод о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом.

Необходимая оборона. (арт. 156, 157). Подробно регламентированы пределы необходимой обороны: соразмерность обороны нападению, одновременность обороны и нападения, невозможности для обороняющегося уступить или уйти «без опасения смертного». Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство.

Смягчающим вину обстоятельством был аффект. (арт. 152). Оскорбление в гневе – извинение, за него же в обычном состоянии – до полугода тюрьмы. Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания. (арт. 154, толкование). Совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность.

Цели наказания: устрашение; изоляция преступника (тюрьма, каторга); возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге).

Характерные черты наказания: неопределенность («по делу», «сему подобным»); Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями; несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле.

Виды наказаний: Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение); Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение); Срочная и бессрочная ссылка. В отношении офицеров применялись особые наказания: Отставление от службы (временное или постоянное); Лишение чина; Служба в качестве рядово; Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.009 с.)