ТОП 10:

Государственный механизм в годы Первой мировой войны.



Военно-промышленные комитеты (ВПК). Война потребовала создания новых органов управления которые не обладали государственными функциями непосредственно, но контактируя с реально властвующими выполняли задачи по обеспечению фронта. Таким общественным органом стали ВПК, которые выполняли следующие функции:

1)/перевод промышленности на военный рельсы

2)/поставка снаряжения на фронт

3)/примирение капиталистов и рабочих

Особые совещания – государственный орган, для координации действий думы, правительства, общественности и т.д. Туда входили представители ВПК и многие другие. Их было создано несколько: по вопросам обороны – самое главное. Для реализации решений и контроля был создан особый аппарат.

Из-за войны – спад промышленности, следовательно в больших городах проявляются очереди и возникают взрывоопасные ситуации (одна из них вылилась в феврале 17 года). 26 февраля происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей, переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших.

Создаются сразу 2 органа управляющих этим восстанием: петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и временный комитет членов государственной думы (которые выехали на встречу с императором, который ехал с фронта, и в Пскове предложили ему отречься от престола в пользу сына, но царь отрекся в пользу брата Михаила, который 2 марта отложил принятие решения до созыва учредительного собрания ). На время безвластия (со 2 марта) комитет государственной думы создал временной правительство, но параллельно действовал и петроградский совет, который фактически управлял армией. То есть двоевластие в армии привело к двоевластию в стране (войскам предписывалось выполнять только те приказы командования которые одобрялись петросоветом) .

Советы 17 года – выборный орган, но без единого документа об избрании, поэтому долгое время не существовало органа координирующего действия советов и петросовет взял на себя эту роль. В результате во всех губерниях были созданы свои советы, причем создавались 2 типа советов независимых друг от друга: 1/ рабочих и солдатских депутатов; 2/ крестьянских депутатов (и так будет до 18 года). Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

Параллельно работала дума, временное правительство, государственный комитет, которые заменили губернаторов комиссарами от временного правительства. Серьезно изменилась министерство внутренних дел: жандармерия уничтожена полностью. Накануне свержения временное правительство создало предпарламент, который был совещательным органом (большевики отказались входить туда).

Судебные органы и прокуратура почти не изменились, но стали создаваться народные суды (председатель + два заседателя).

Двоевластие продолжалось по официальной версии до 25 октября.

3 июля произошла политическая демонстрация, на которую все пришли с оружием, в результате чего временное правительство разогнало ее и перешло в наступление на партию большевиков, так как их считали зачинщиками. ВЦИК поддержал временное правительство. Так закончилось двоевластие, но сама советская система продолжала существовать.

Но в сентябре во главе большинства советов стояли представители большевиков и естественно, что с этого времени начинается большевизация советов и возникает опять двоевластие (хотя ВЦИК до сих пор состоит в основном из меньшевиков и эсеров).

 

Изменения в праве в годы Первой мировой войны.

В годы первой мировой войны (1914-1917) возникла необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

Административное законодательство: водилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры, как в местностях театра военных действий, так и вне их (Главная военно-цензурная комиссия и местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры). В положении подчеркивалось: военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Виновные в нарушении правил привлекались к уголовной ответственности. Указом о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. В 1915 создаются особые органы по обороне, по торговле, по топливу, по продовольственному делу и по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Эти органы по существу подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур.

Финансовое право: Прав-во увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые: повышен налог на землю и наследство; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости (сахар, спички, керосин).

Гражданское право: Внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса и др. продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды).

Промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Трудовое законодательство: прав-во ликвидировало нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась ограничением эксплуатации. В 1915 г. издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы.

Уголовное право: внесены изменения в Воинский устав о наказаниях: военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть ссылки на каторжные работы на срок до 20 лет или без срока. Принят указ о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонения от несения военной службы. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав, состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Новый закон об ответственности за шпионаж. В годы войны вводилась уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья.

Изменения в системе судебных органов: Законом 1914 г. утверждена новая редакция “О суде в военное время “: в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или коалиционному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.005 с.)