Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земские соборы. Формирование, состав, компенеция.

Поиск

Земские соборы - принципиально новый высший орган государства. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. ЗС были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - войн, взыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить угодную им политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (собор примирения) созвали в 1549 г. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения.

В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата: дворянство, верхи посадского населения (крупное купечество). Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было важно для решения различных финансовых проблем.

Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопрос обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

Продолжительность работы соборов зависела от обстоятельств их созыва и существа обсуждавшихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые трудности, и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

Четыре основные группы ЗС: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) созывал царь, но по требованию сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство. Первая группа соборов была преобладающей. ЗС были совещательными органами при царе, в действительности они являлись высшими органами государственной власти.

20. Приказная система управления.

Переход к ПСУ (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период становления ведущая роль - военно-административные приказы. Реорганизация армии, основа - дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. Российская армия состояла из подданных (в Зап.Евр-пе - из наемников). Лица, обязанные нести службу: «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.). На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние "беспородных людей".

Разрядный приказ ведал личным составом боярской и дворянской конницы, регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. (по принципу местничества (по родовитости, знатности). Поместный приказ ведал поместным земельным владением служилых дворян, следил за получением поместных земли за военную службу. Казачий приказ - казачьими войсками. Территориальные приказы, ведавшие делами недавно присоединенных территорий к России. (Казанский и Сибирский приказы). В дальнейшем функционирует Малороссийский приказ (по делам Украины).

Возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ - разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголов­ной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Дворцовые приказы: Обслуживание личных потребностей царя и членов семьи. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей приказов важные и почетные; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

Челобитный приказ: При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя.

Система судебных приказов: функции высших судебных органов; возникают в конце XVII в. (Московский, Владимирский, и др.). В дальнейшем они слились с челобитным в единый Судебный приказ.

Посольский приказ: ведалвнешнеполитическими вопросами, имел большое значение в деятель-ть Рос.гос-ва. Основные обязанности - вести переговоры с представителями ин-ных гос-в. Вырабатывались важнейшие документы, в кот. обосновывалась позиция Рос.гос-ва по различным внешнеполитическим вопросам. Решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Казенный приказ ведавший делами о холопах. Главная обязанность - регистрация кабальных записей в особых книгах. Рассматривал иски по делам о беглых холопах.

21. Местное управление в XVI-XVII веках.

Во время перехода к сословно-представительной монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были учреждены губные органы. - выбирались определенными слоями населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого затем в должности утверждал Разбойный приказ.

Аппарат губного старосты - целовальники - выборные должностные лица, назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности. Избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства.

Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов - грамот, даваемых феодалам особые права и привилегии: право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено.

Земские органы самоуправления: созданы наряду с губной реформой. По предложения царя Стоглавым собором введены в стране должности выборных старост, целоваль­ников, сотских и пятидесятских. Первом шагом в этом направлении - издание Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты. Она предусматривала замену суда кормленщиков судом выборных старост. Ряд северных районов переводился на откуп (определенные денежные суммы, выплачиваемые земскими органами центральному правительству). Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.

Ведение земских органов: сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматри­вали губные органы. Земские старосты обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения.

Вводятся должности воевод их подбирал Разрядный приказ из числа бояр, дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Функции: обеспечение финансового контроля, учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах, набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. Командовал стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе - приказная изба во главе с дьяком. Велись все дела по управлению городом и уездом. Воеводам начинают подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам. Права и обязанности воевод неопределенны, сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало возможности для произвола.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды - военно-административ­ные округа, возникавшие в пограничных районах (Тульский, Белгородский, Смоленский др.). Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.007 с.)