Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой статус депутата парламента.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Члены парламента обычно обладают специальным статусом, который закрепляется в конституциях и конституционных законах, специальном законодательстве и регламентах палат. Эти нормативно-правовые акты наделяют парламентариев специфическими правами, обязанностями и привилегиями, необходимыми им для выполнения их функций. Члены парламента и его палат чаще всего в целом именуются парламентариями, члены нижних палат и однопалатных парламентов — депутатами, а члены верхних палат в двухпалатных парламентах — сенаторами. В большинстве стран за свою деятельность парламентарии получают достаточно высокое вознаграждение (обычно в несколько тысяч долларов США в месяц), имеют льготное пенсионное обеспечение и т.д. Важнейшими элементами правового статуса парламентариев являются их независимость, равноправие и недопустимость совмещения постов. Независимость парламентариев означает прежде всего то, что в своей деятельности они юридически не подчинены каким-либо государственным, партийным или иным органам и организациям. Что касается независимости парламентариев от воли избирателей, нужно отметить, что в большинстве стран депутат рассматривается представителем не только избирателей своего избирательного округа, но и всего народа страны, всей нации. В связи с этим он призван руководствоваться в своей деятельности только конституцией страны и собственным пониманием своего долга. Вследствие чего он не подчинен воли своих избирателей, не обязан выполнять их наказы и не может быть досрочно отозван по их требованию и т.д. Это — своего рода «свободный мандат» депутата. Установленный в некоторых государствах «императивный» мандат предполагает обязанность депутата выполнять наказы своих избирателей и право его досрочного отзыва этими избирателями. «Большое значение в деле обеспечения независимости парламентариев имеет институт депутатского (парламентского) иммунитета (от лат. immunitas — освобождение от чего-либо), ограждающий их прежде всего от возбуждения уголовного дела и уголовного преследования (задержания и ареста) без получения на то согласия парламента или его соответствующей палаты. Исключение обычно составляют случаи, когда депутат был застигнут на месте совершения преступления. В ряде стран (например, в ФРГ) без согласия парламента или его палаты к депутату не может быть предъявлен и гражданский иск. Депутатский иммунитет может распространяться на весь срок полномочий парламентария (например, в ФРГ, Италии, Испании и др.) или только на время сессии парламента (например, Франция, США, Япония и др.). В одних странах депутатский иммунитет охватывает освобождение от уголовной ответственности за все виды преступлений, а в других — только за часть из них. Так, в США члены палаты представителей и сенаторы не пользуются парламентским иммунитетом в случаях, если они совершили измену, тяжкое преступление или нарушение общественного порядка. В целом вместе с демократизацией политической жизни в мире наблюдается тенденция ограничения депутатского иммунитета как по срокам его действия, так и по его объему» [ ………….]. Независимость парламентария может выражаться в институте депутатского индемнитета. Депутатский индемнитет, в одном значении предполагает депутатское вознаграждении, включая жалование, компенсацию расходов на проезд, содержание помощников и иного вспомогательного аппарата, использование почтовых и иных средств связи и т.д., а в другом —неответственность депутата за высказывания в парламенте и за действия, поддержанные его голосованием, даже если эти действия позднее будут признаны противоправными, а также за содержание вносимых им проектов законов, иных решений, за запросы, вопросы, поправки и т.п Равноправие депутатов означает, что они обладают одинаковыми правами: законодательной инициативы; участия в обсуждениях и голосовании; избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов и комиссий, участия в их работе; правами запроса и вопроса к высшим должностным лицам государства и на внеочередной прием у них и т.д. Равноправие распространяется и на обязанности депутатов: присутствие на сессиях парламента, пленарных заседаниях палат и заседаниях комитетов и комиссий и т.д. В отношении парламентариев во многих странах установлены различные дисциплинарные взыскания, которые в одних случаях (например, за систематическое непосещение заседаний без уважительных причин) могут сопровождаться более или менее серьезным сокращением жалования, а в крайних случаях (не только за непосещаемость, но и за совершение определенных правонарушений, нарушений этических норм и др.) депутат может быть лишен своего мандата чаще всего квалифицированным большинством членов парламента или его палаты. Недопустимость совмещения постов предполагает невозможность депутатов, работая в парламенте на профессиональной основе, одновременно находиться на государственной службе. Но в некоторых странах, особенно в парламентарных республиках, депутат может быть одновременно министром. Кроме того парламентариям часто запрещается в той или иной мере всякая профессиональная, промышленная, торговая и иная деятельность, связанная с извлечением прибыли, участие в руководстве государственными предприятиями и частными фирмами, получение вознаграждения, кроме как за научную, педагогическую и иную творческую деятельность и т.д. В некоторых странах не допускается вхождение в состав другой палаты и иных представительных органов. Например, в Конституции Ирландии (ч. 14 ст. 15) говорится, что «никто не может быть одновременно членом обеих палат Парламента». Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутатов Жогорку Кенеша устанавливаются Конституцией Кыргызской Республики, Законом "О статусе депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", другими законами и регламентом Жогорку Кенеша. В статьях 72-73 Конституции Кыргызской Республики закреплены основы правового статуса депутатов Жогорку Кенеша. Для анализа статуса депутатов парламента необходимо выяснить характер депутатского мандата. Одной из важнейших особенностей действующей Конституции КР в определении депутатского статуса является отсутствие парламентского иммунитета, означающего отсутствие неприкосновенности депутата. Конституция КР устанавливает в качестве правовой защиты деятельности депутата парламентский индемнитет. Согласно п.1 ст. 72 Конституции депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Депутатский индемнитет также означает неответственность за высказывания и иные действия при осуществлении депутатских обязанностей: на заседаниях ЖК, в комитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, за голосование, вопросы и т.п. Правовой защитный механизм в виде иммунитета, устанавливаемый Конституцией и законами с целью создания депутату надлежащих условий деятельности и защиты его от необоснованных и незаконных посягательств со стороны государственных органов и частных лиц, ограничивающих или лишающих его возможности свободно выполнять депутатские обязанности отсутствует в Конституции КР, что усиливает ответственность депутатов ЖК. Более того Основной закон КР устанавливает юридическую ответственность депутата за противоправные действия. Согласно п.2 ст. 72 привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений. Срок действий парламентского индемнитета распространяется на весь срок депутатских полномочий. Пункт 2 статьи 72 Конституции закрепляет правило, в соответствии с которым одно и то же лицо не может одновременно находиться на иной государственной или муниципальной службе, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Указанные ограничения являются вполне демократическими и обоснованными; они позволяют депутату независимо от влияния, связанного с его возможным пребыванием на других государственных должностях, свободно и беспристрастно осуществлять свои депутатские полномочия. Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью, если такая деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей. В различных странах депутатский мандат прекращает свое действие по следующим основаниям: в связи с окончанием срока полномочий парламентария; ввиду его кончины; по собственному заявлению парламентария о сложении с себя депутатских полномочий; вследствие лишения депутатского мандата; в результате признания выборов недействительными. Пункт 3 статьи 73 Конституции Кыргызской Республики устанавливает основания досрочного прекращения депутатских полномочий и лишения депутатских полномочий. Полномочия депутата ЖК КР прекращаются досрочно в случае подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий; выхода из гражданства, утраты гражданства либо приобретения иного гражданства; перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий; признания выборов недействительными; выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным; вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим, а также смерти депутата; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него; отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии, вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим; смерти депутата Досрочное прекращение полномочий депутата осуществляются решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.008 с.) |