Основания и порядок прекращения полномочий Президента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и порядок прекращения полномочий Президента



Конституция Кыргызской Республики устанавливает не­сколько оснований прекращения полномочий Президента.

Обычным порядком полномочия главы государства пре­кращаются в связи с истечением срока, на который он был из­бран. Момент окончания этого срока определяется днем прине­сения присяги вновь избранным главой государства (пункт 2 статьи 63 Конституции).

Конституционное регулирование статуса Президента преду­сматривает основания досрочного прекращения его полномо­чий. Этих оснований четыре: в случае отставки по его заявлению,

отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке,

а также при невозможности осуществления полномочий по болезни

или в случае его смерти (п.1 ст. 66).

Под отставкой Президента, согласно общепринятой госу­дарственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция Кыргызской Республики не конкретизирует условия и формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отстав­ке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки. Вот почему необходимо их де­тальное правовое регулирование в законодательном порядке.

Не менее важные вопросы возникают при использовании такого основания прекращения президентских функций, как не­возможность осуществления полномочий по болезни. Пункт 2 ст. 66 Конституции устанавливает, что при невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики своих обя­занностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой ими государственной медицинской ко­миссии принимают решение о досрочном освобождении Прези­дента Кыргызской Республики от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов ЖК КР.

В нормах закона необходимо дать ответы на вопросы: кто и каким образом устанавливает сам факт невозможности осущест­вления Президентом Кыргызской Республики своих обязанно­стей по болезни; порядок создания государственной медицин­ской комиссии и ее работы; каковы критерии невозможности осуществления полномочий по болезни; каков порядок принятия решения: на совместном заседании или раздельных заседаниях Жогорку Кенеша; решение, кто его обнародует и т. д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, преду­преждающие возможные злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.

В отличие от двух названных оснований прекращения пол­номочий Президента, порядок отрешения его от должности в Конституции Кыргызской Республики закреплен более детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве фор­мы государственно-правовой ответственности главы государ­ства. Основанием для такого решения парламента, согласно Кон­ституции, является наличие в действиях Президента признаков преступления. Конституция не указывает, о каком именно преступлении идет речь.В предыдущей редакции Конституции указывалось при совершении Президентом государственной измены или иного особо тяжкого преступления (пункт 1 статьи 51).

Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каж­дый гражданин Кыргызской Республики за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответст­венность в виде освобождения от занимаемой должности.

В Конституции Кыргызской Республики урегулирована процедура отрешения Президента от должности. Эта процедура достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном механизме, необходимостью соз­дания системы гарантий от необоснованного применения.

Пункт 2 ст. 67 действующей Конституции указывает, что Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления.

Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем.

Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным (п.3, 4 ст. 67).

При отрицательном заключении Генеральной прокуратуры обвинение считается отклоненным.

В Конституции Кыргызской Республики также отрегулиро­ван вопрос о замещении должности Президента Кыргызской Республики в случае досрочного прекращения его полномочий (смерти).

Пункт 1 ст. 68 Конституции устанавливает, что в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр.

В таком случае досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента (п.1 ст. 68).

Конституция Кыргызской Республики для случаев времен­ного замещения должности главы государства предусматривает некоторые ограничения в осуществлении президентских полно­мочий. Это сделано для исключения возможных попыток зло­употребления властью в этот переходный период.

Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку (п. 2 ст. 68).

Выводы:

1. В Кыргызской Республике институт Президента был учрежден 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР двенадцатого созыва. Порядок избрания, компетенция, основа­ния прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики регулируются главой третьей «Президент Кыргызской Республики» Конституции Кыргызской Республики 1993 года. Учреждение поста Президента в Кыргызстане определялось рядом объективных и субъективных факторов, было связано с задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мо­бильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.

2. В Конституции Кыргызской Республики закреплена следующая процедура вступления в должность Президента: результаты выборов Президента Кыргызской Республики должны быть подтверждены Конституционным судом Кыргыз­ской Республики не позднее 7 дней после их окончания; после оглашения Председателем Конституционного суда Кыргызской Республики результатов голосования в течение 30 дней Президент приносит присягу в присутствии депутатов Жогорку Кенеша. Обязательным атрибутом вступления кандидата, победив­шего на выборах, на пост Президента Кыргызской Республики является присяга Президента.Течение президентского мандата начинается с момента принятия присяги; при этом полномочия предыдущего Прези­дента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

3. Компетенция Президентапредставляет собой совокуп­ность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Кыргыз­ской Республики. Полномочия Президента Кыргызской Республики могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было про­анализировать их.

4. Полномочия Президента Кыргызской Республики реа­лизуются через принятие им нормативных правовых актов. Президент Кыргызской Респуб­лики издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат общие пра­вила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение, и относятся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц: решения о на­значении и освобождении от должности руководителей цен­тральных структур системы исполнительной власти, награжде­нии государственными наградами, присвоении специальных зва­ний и классных чинов, рангов, почетных званий Кыргызской Республики, о помиловании, о гражданстве.

5. Конституция Кыргызской Республики устанавливает не­сколько оснований прекращения полномочий Президента. Обычным порядкомполномочия главы государства пре­кращаются в связи с истечением срока, на который он был из­бран. Оснований досрочного прекращения полномочий: отставка Президента, отрешение Президента от должности, невозможность осуществления полномочий по болезни, смерть Президента. Под отставкойПрезидента, согласно общепринятой госу­дарственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

 

Вопросы к обсуждению:

1. К какой ветви власти относится Президент?

2. Каков статус Президента Кыргызской Республике в отличие от президентов стран Германии, Франции и Российской Федерации.

3. Какие взаимоотношения Президента с Парламентом и Правительством?

4. Какие акты издает Президент, и какой юридической силой они обладают?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)