Идея проведения парламентских расследований зародилась еще в СССР во времена перестройки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея проведения парламентских расследований зародилась еще в СССР во времена перестройки.



В своем послании Федеральному Собранию 2005 г. президент четко дал понять, что принятие закона, регламентирующего парламентское «следствие», необходимо. В Государственную Думу этот документ поступил в конце сентября 2005 г. Его инициатором выступил сам президент. 27 декабря 2005 г. его он уже и подписал.

Как следует из закона, парламентскому расследованию подлежат факты грубого и массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые привели к негативным последствиям. Для расследования обстоятельств этих фактов Совет Федерации и Государственная Дума на паритетных началах создают комиссию, которую возглавляют обладающие равными правами сопредседатели, избираемые обеими палатами Федерального Собрания. В ходе проведения парламентского расследования комиссия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от правительства, федеральных органов государственной власти, органов региональной и местной власти, а также учреждений и организаций всю необходимую информацию и копии документов, относящихся к предмету расследования. Комиссия наделяется правом приглашать на свои заседания для дачи объяснений должностных лиц и граждан.

По результатам парламентского расследования комиссия обязана подготовить итоговый доклад, который утверждает сначала Государственная Дума, а затем Совет Федерации. В случае если одна из палат не утвердила итоговый доклад, расследование прекращается. Утвержденный обеими палатами итоговый доклад комиссии направляется президенту, в правительство, публикуется в «Парламентской газете». После этого парламентское расследование считается завершенным.

Вместе с тем круг вопросов, которые могут стать предметом парламентского расследования, невелик. По сути, парламентариям оставлены расследования обстоятельств, связанных с природными и техногенными катастрофами и их последствиями, а также факты грубого или массового нарушения прав и свобод граждан. Но и в этом случае есть ограничение: как только по факту, привлекшему внимание парламентариев, начинается уголовное дело, его расследование депутатами и сенаторами прекращается.

Другой формой парламентского контроля является парламентский запрос, который может быть адресован широкому кругу лиц: председателю и членам правительства, Генеральному прокурору, Председателю Центробанка, Председателю Центральной избирательной комиссии, руководителям федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также ряда государственных фондов (пенсионного, социального страхования и т. д.).

В Государственной Думе этим правом обладают все депутаты, а в Совете Федерации оно принадлежит председателю и его заместителям, комитетам и комиссиям по вопросам их ведения, двум членам палаты, представляющим один субъект Российской Федерации, или группе членов численностью не менее пяти человек.
Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него либо на заседании палаты, либо в письменной форме.

На практике, однако, не всегда такое взаимодействие палат Федерального Собрания с членами Правительства России было безоблачным. В конце 1990-х годов Государственная Дума не раз отмечала, что приглашенные члены Кабинета Министров не являются на заседания палат. Несмотря на ее неоднократные обращения к правительству, ряд руководителей исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления продолжали проявлять невнимание к депутатским запросам и обращениям и допускать формальный подход к их рассмотрению.

Кадровые полномочия палат Федерального Собрания. Большинство из них носят для каждой палаты исключительный характер. Тем не менее есть должности, в назначении на которые участвуют обе палаты. Так, комитеты и комиссии палат Федерального Собрания участвуют в консультациях по вопросам назначения и отзыва президентом дипломатических представителей в иностранных государствах и организациях. Предложения по этим кандидатурам оформляются решением Министерства иностранных дел или иного министерства Российской Федерации и представляются вместе с документами, характеризующими каждого кандидата. Аналогичные документы представляются на отзываемых кандидатов дипломатических представителей. Обсуждение кандидатуры проходит на заседаниях комитетов и комиссий. Их заключение направляется президенту.

В соответствии с Конституцией и Государственная Дума, и Совет Федерации участвуют в формировании Счетной палаты Российской Федерации. Это конституционный орган финансового контроля, организация и деятельность которого определены Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации». Срок ее полномочий шесть лет. Государственная Дума назначает ее председателя, а также шесть из двенадцати аудиторов, Совет Федерации - заместителя председателя и шесть других аудиторов.

Кандидатуры Председателя Счетной палаты и его заместителя предлагает президент, которому, в свою очередь, их могут предложить депутатские объединения Государственной Думы, комитеты и сами депутаты (не менее одной пятой) обеих палат, а также комиссии Совета Федерации. Все предложенные кандидатуры предварительно рассматриваются: в Государственной Думе - Комитетом по бюджету и налогам, а в Совете Федерации - Комиссией по взаимодействию со Счетной палатой. Само же решение принимается на заседании палат. В случае отклонения предложенных кандидатур в течение двух недель президент должен внеси новую, при этом она может быть той же, а может быть и иной. Первым Председателем Счетной палаты был Х. Кармоков. 19 апреля 2000 г. на эту должность назначили С.В. Степашина, работающего в этой должности уже второй срок.

Другой государственный орган, в формировании которого участвуют обе палаты, - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Эти полномочия палат предусмотрены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Они назначают по пять ее членов: Государственная Дума из числа кандидатур, предложенных депутатами и депутатскими объединениями, а Совет Федерации - законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Все кандидатуры предварительно рассматриваются соответствующими комитетами палат, а само назначение осуществляется на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации.

Палаты Федерального Собрания также участвуют в формировании коллегиального органа Центробанка - Национального банковского совета. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Государственная Дума назначает из своего состава трех его членов, а Совет Федерации - двух.

Исключительные полномочия Государственной Думы. К ним относятся назначение на определенные государственные должности, некоторые контрольные полномочия, выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности, объявление амнистии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы относятся следующие кадровые вопросы:

-дача согласия президенту на назначение главы правительства;

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России;

-назначение на должность и освобождение от нее уполномоченного по правам человека.

Все кадровые назначения имеют определенную процедуру. Они проходят в присутствии рассматриваемой кандидатуры, которая прошла предварительное обсуждение в комитетах Государственной Думы. Порядок назначения устанавливается соответствующими федеральными законами и Регламентом палаты. Все кандидаты представляют программу своей деятельности, которая обсуждается депутатами и служит основанием для принятия решения простым большинством голосов. Все назначения оформляются постановлениями палаты.

Представляет палате программу основных направлений деятельности будущего правительства и кандидат на должность Председателя Правительства России, предложенный президентом. Вопрос о даче согласия на назначение решается как тайным, так и открытым голосованием. На практике с 1998 г. практикуется именно последнее. За годы действия Конституции палата использовала это право 7 раз. Согласие на назначение одного из кандидатов было дано лишь с третьего раза в апреле 1998 г., когда возможность роспуска Государственной Думы стала реальной. В августе-сентябре 1998 г. имела место следующая ситуация: после двукратного отклонения представленной кандидатуры президент на третий раз внес новую, которую палата поддержала.

Порядок и условия назначения и освобождения Председателя Центробанка регламентируются Федеральным законом от 1О июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Его кандидатуру предлагает президент. Он же ставит перед палатой и вопрос о его освобождении от этой должности. В случае отклонения предложенной кандидатуры глава государства может ее представить в течение двух недель вновь, но не более двух раз. Предварительно предложенная кандидатура рассматривается в Комитете по бюджету и налогам и в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Глава Центробанка избирается сроком на четыре года, и он может быть освобожден от должности, например, при нарушении федеральных законов, регулирующих вопросы, связанные с его деятельностью.

Государственная Дума назначает также членов Совета директоров Центрального банка. Эти кандидатуры ей представляет сам глава банка по согласованию с президентом. Он же инициирует освобождение их от должности.

Другим должностным лицом, назначение которого находится в исключительном ведении Государственной Думы, является уполномоченный по правам человека. Его организационно-правовой статус и деятельность регламентируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Срок его полномочий пять лет.

Предложения о кандидатах на эту должность могут вносить депутатские объединения, депутаты, президент, Совет Федерации. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов. Само назначение осуществляется тайным голосованием обычным большинством голосов.

После оглашения результатов голосования назначенный на должность уполномоченного по правам человека кандидат приносит присягу, текст которой приведен в законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Ее принесение удостоверяется подписью, поставленной под текстом, который затем хранится в Государственной Думе. Впервые такую присягу произнес 0.0. Миронов, бывший депутат Государственной Думы, член фракции КПРФ, который в июле 1998 г. стал
первым уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Исключительная контрольная компетенция Государственной Думы складывается из полномочий по решению вопроса о доверии правительству и функций финансового контроля.

Вопрос о доверии правительству решается в двух формах: выражение недоверия по инициативе группы депутатов или в связи с постановкой такого вопроса самим председателем правительства. В первом случае число депутатов должно быть не менее 1/5.
Президент, получив соответствующее постановление Государственной Думы, вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с ее решением. Тогда в течение трех месяцев палата должна определить свое отношение к правительству. Повторное выражение недоверия может повлечь роспуск Государственной Думы, если президент все же не согласится с ее решением.

Недоверие правительству рассматривалось Государственной Думой неоднократно, однако принято такое решение было лишь однажды, в июне 1995 г. При этом президент не отказал правительству в поддержке. При повторном голосовании в палате большинства голосов уже не было.

Вопрос о доверии правительству, инициируемый самим премьер-министром, рассматривается во внеочередном порядке.

Если в доверии отказано, то автоматически ставится вопрос уже о недоверии правительству.

Финансовый контроль Государственная Дума осуществляет через Счетную палату. В соответствии с законом «О Счетной палате Российской Федерации» Государственная Дума может дать ей поручения провести плановые и внеплановые контрольные мероприятия, которые подлежат обязательному включению в планы и программы ее работы. Обращения к ней о проведении контрольных мероприятий могут исходить также непосредственно от депутатов (одной пятой от общего числа), а также комитетов и комиссий. Такие поручения оформляются соответствующими постановлениями.

Все отчеты Счетной палаты о результатах проверок подлежат обязательному рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы, по итогам которого принимается соответствующее постановление. Так, 8 марта 1998 г. было принято постановление «O результатах проверки Счетной палатой Российской Федерации деятельности руководства РАО "ЕЭС России». В нем констатировалось, что Счетная палата проверила факты злоупотребления служебным положением со стороны возглавлявшего тогда правление Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО - ЕЭС России») Б.А. Бревнова и деятельность представителей государства в совете директоров по соблюдению интересов государства. На это обстоятельство Государственная Дума просила обратить внимание правительство. Однако такие постановления не носят обязательного характера для правительства и иных органов государственной власти, которые оставляют за собой право
выбора дальнейших действий. На указанное постановление должной реакции правительства вообще не последовало.

Помимо отчетов о фрагментарных проверках, инициируемых самой Государственной Думой, Счетная палата представляет ежегодный отчет о своей работе.

Еще одной формой осуществления финансового контроля являются рассмотрение и утверждение Государственной Думой годовых отчетов Центробанка России, которые она также направляет президенту и на заключение в правительство. В их предварительном рассмотрении принимают участие сразу несколько комитетов: Комитет по бюджету и налогам, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам и Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Первые два готовят проект постановления Государственной Думы по данному вопросу. При рассмотрении отчета
Государственная Дума заслушивает доклад главы Центробанка и принимает соответствующее постановление.

Прерогативой Государственной Думы является выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности. Инициатива по принятию такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов. Предложение о выдвижении обвинения направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Такая комиссия формируется по представлению депутатских объединений. После заключения комиссии решение о выдвижении обвинения против президента принимается квалифицированным большинством голосов.

В истории российского президентства процедура импичмента была апробирована лишь однажды. В мае 1998 г. поступило предложение от 246 депутатов Государственной Думы об отрешении Б.Н. Ельцина от должности. Обвинение выдвигалась по пяти позициям, в том числе:

-подписание им Беловежского соглашения, которое не только привело к развалу СССР вопреки союзному референдуму от 17 марта 1991 г., но и поставило экономику России на край гибели, россияне лишились возможности свободного перемещения по всей территории бывшего Советского Союза, права на выбор места жительства, на свободное общение с родственниками и близкими людьми;

-принятие президентом указа от 21 сентября 1993 г. о досрочном прекращении деятельности съезда народных депутатов и Верховного Совета прямо противоречило действовавшей тогда Российской Конституции и характеризовалось в обвинении как государственный переворот; расстрел Дома Советов по его приказу от 4 октября 1993 г. унес жизни многих ни в чем не повинных людей;

-президент ответственен за чеченскую трагедию, которая привела к тяжелым последствиям для России как во внутриполитическом, так и внешнеполитическом аспектах и унесла жизни почти 100 тыс. человек;

-как Верховный главнокомандующий Вооруженными силами президент несет ответственность за их разрушение - утеряны морские и воздушные составляющие ядерных стратегических сил, в критическом состоянии находятся наземные войска, Вооруженные силы утрачивают профессионализм и боеспособность;

-президент обвинялся в геноциде собственного народа, выражающемся в том, что последствиями проводимой политики является резкое сокращение численности населения страны, превышение смертности над рождаемостью, ухудшение жизни миллионов россиян, т. е. речь шла о предумышленном создании условий, ведущих к физическому уничтожению коренных народов России.

Для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения против президента Государственной Думой 19 июня 1998 г. была образована специальная комиссия.
Заключение комиссии о выдвижении обвинения было положительным. Однако на заседании Государственной Думы ни одно из выдвинутых обвинений не получило необходимых 2/3 голосов депутатов. Обвинение отклонили.

К исключительным полномочиям Государственной Думы также относится объявление амнистии. Более того, это единственный вопрос, который полностью самостоятельно решает палата. Амнистия оформляется постановлением, которое подлежит обязательному опубликованию в течение трех дней. Впервые правом объявления амнистии Государственная Дума воспользовалась через два месяца после начала своей работы. В целях достижения национального согласия 23 февраля 1994 г. она постановила прекратить все уголовные дела в отношении лиц, участвовавших в событиях августа 1991 г. и 21 сентября - 4 октября 1993 г., а также по факту столкновения демонстрантов и сотрудников органов внутренних дел 1 мая 1993 г. в Москве. Лица, осужденные за эти деяния, освобождались от наказания. По сути, это была политическая амнистия, которая вызвала неудовольствие со стороны президента и его окружения.

В дальнейшем это право использовалось Государственной
Думой еще неоднократно.

Исключительные полномочия Совета Федерации. К ним относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положений, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории России, назначение выборов президента и отрешение его от должности и ряд кадровых полномочий.

Изменение границ между субъектами Российской Федерации требует не только их взаимного согласия, но и утверждения Советом Федерации. Такая конструкция обусловлена тем, что вопрос о границах может выйти за рамки интересов договаривающихся сторон и затронуть интересы самой Федерации и других ее субъектов. Соответствующие постановления, например, дважды принимались в 1994 г.: об утверждении изменения границ между Ивановской и Нижегородской, между Костромской и Вологодской областями.

Совет Федерации принимает решение об изменении границ на основании представленных документов: соглашения (договора) об изменении границ, подписанного высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и утвержденного законодательными региональными парламентами (указание на необходимость подписания такого соглашения (договора) высшим должностным лицом появилось совсем недавно, в феврале 2005 г.), обоснования изменения границ, согласованного с субъектами Российской Федерации (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами Российской Федерации, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно- территориальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации мнения населения, (проживающего на передаваемых территориях), по данному вопросу; карты местности с нанесенными на ней линией существующей границы между субъектами Российской Федерации и предполагаемой линией границы между ними, описания границ.

Все документы предварительно рассматриваются в Комитете по делам Федерации и региональной политики, а решение принимается на заседании палаты.

Конституционные полномочия Совета Федерации по утверждению указов президента о введении военного и чрезвычайного положений также зафиксированы в федеральных конституционных законах от 30 января 2002 г. «О военном положении» и от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

Указы президента о введении военного или чрезвычайного положения сразу же после обнародования должны быть переданы на утверждение Совета Федерации. Предварительно они рассматриваются в Комитете по обороне и безопасности и Комитете по делам Федерации и региональной политики. Решение по указу о введении военного положения должно быть принято в течение 48 часов, а чрезвычайного - 72. Если же палата их не утверждает, то они перестают действовать.

Пик принятия указов о введении чрезвычайного положения приходился на январь-декабрь 1994 г. В этот период были утверждены семь таких указов, устанавливающих режим чрезвычайного положения на части Республики Северная Осетия и Ингушской Республики. Рассмотрение указа от 31 января 1995 г. не состоялось из-за отсутствия в Совете Федерации кворума. Правда, был прецедент - президенту отказали в утверждении указа: это касалось указа от 4 февраля 1995 г., по которому палата приняла отрицательное решение.

Вопрос о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами российской территории рассматривается Советом Федерации по предложению президента. Заключение по нему также готовится Комитетом по обороне и безопасности и Комитетом по международным делам (или Комитетом по делам Содружества Независимых Государств). Как правило, решение по данному вопросу принимается на закрытом заседании палаты, на котором обязательно присутствуют президент или его полномочный представитель, председатель правительства и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Эти полномочия Совет Федерации реализовывал неоднократно. С согласия Совета Федерации были использованы контингенты российских Вооруженных сил для поддержания мира в зоне грузино-абхазского конфликта, в Боснии и Герцеговине, в Косово, в Республике Сьерра-Леоне.

По отношению к президенту Совет Федерации наделен двумя полномочиями: назначение выборов и отрешение президента от должности.

Выборы президента назначаются либо по истечении срока его пребывания в должности, либо в случае досрочного прекращения исполнения полномочий. В соответствии с законом «O выборах Президента Российской Федерации» решение об их назначении должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, причем днем голосования считается первое воскресенье после месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах, а в случае досрочного прекращения полномочий - последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий.

Проект постановления о назначении выборов президента вносится на заседание Совета Федерации Комитетом по конституционному законодательству. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Совет Федерации вправе отрешить президента от должности только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое выдвинуто Государственной Думой и подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации. Также необходимо заключение Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В соответствии с Конституцией решение об отрешении президента от должности должно быть принято Советом Федерации не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения.

К исключительным конституционным кадровым полномочиям Совета Федерации относятся назначение на должность судей высших судов, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда представляет Совету Федерации Президент России. До рассмотрения их на заседании палаты они обсуждаются в комитетах Совета Федерации: кандидатуры на должности судей Конституционного Суда - в Комитете по конституционному законодательству, на должности судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда - в Комитете по правовым и судебным вопросам.

Совет Федерации вправе отклонить предложенные президентом кандидатуры. В этом случае предусматриваются различные согласительные процедуры и консультации. Статистика свидетельствует, что чаще других отклоняются кандидатуры на должности судей Конституционного Суда. С 1994 по 2004 г. Совет Федерации назначил 12 судей Конституционного Суда, одновременно восемь из представленных кандидатур были отклонены, причем одна из них отклонялась дважды, а одна кандидатура - три раза. Видимо, из-за того что представление президента по кандидатурам на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда вносится с учетом мнения председателя соответствующего суда из многих десятков предложенных кандидатур палата отклонила только две - в январе 1995 г.

Из числа судей Совет Федерации назначает Председателя Верховного Суда и его заместителей, членов президиума и кассационную коллегию. Верхняя палата парламента также назначает Председателя Высшего Арбитражного Суда и его заместителей. Председателя Конституционного Суда выбирают сами судьи на своем пленарном заседании.

После назначения на должности судей предусмотрены две торжественные процедуры. Первая - это приведение к присяге судей Конституционного Суда, а вторая - торжественное вручение лицам, назначенным на должность председателей, их заместителей и судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, копии постановления Совета Федерации об их назначении.

Совет Федерации назначает судей еще одного суда - Экономического суда Содружества Независимых Государств (СНГ). Это полномочие палаты не содержится в Конституции, оно установлено Положением об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, которое утверждено Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г. Кандидатуры на должности судей этого суда также представляет президент. Порядок же их рассмотрения и назначения аналогичен порядку назначения судей Высшего Арбитражного Суда, однако в данном случае присутствует еще одна инстанция: предварительно кандидатуры рассматривает Комитет по делам Содружества Независимых Государств.

Совет Федерации дает свое согласие на назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации, кандидатуру которого ему предлагает президент. Заключения по представленной кандидатуре готовят Комитет по правовым и судебным вопросам и Комитет по обороне и безопасности. Если предложенная кандидатура не получит необходимого количества голосов при голосовании на заседании палаты, то она отклоняется и в течение 30 дней президент обязан представить Совету Федерации новую кандидатуру.

После оглашения результатов тайного голосования Председатель Совета Федерации приводит к присяге назначенного Генерального прокурора Российской Федерации. Текст такой присяги прописан в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Принесение присяги удостоверяется личной подписью Генерального прокурора под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет. Досрочное освобождение Генерального прокурора от должности также осуществляется с согласия Совета Федерации. Инициировать такое освобождение может президент. Процедура рассмотрения этого вопроса схожа с назначением: требуются заключения комитетов палаты, вопрос решается тайным голосованием. Однако, как показала практика, воспользоваться таким правом оказалось непросто, когда Б.Н. Ельцин своим указом от 2 апреля 1999 г. отстранил от должности Генерального прокурора Ю.И. Скуратова на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Вопрос рассматривался на трех заседаниях Совета Федерации, однако большинство его членов не поддержали первого президента.

Заключительный аккорд этой довольно трагичной 1З-месячной истории прозвучал в зале заседаний Совета Федерации 19 апреля 2000 г. Представление об освобождении от должности было внесено уже новым Президентом России В.В. Путиным.

Выступая перед палатой, Ю.И. Скуратов, несмотря на то, что вопрос по существу был предрешен, не объявил о своей добровольной отставке. При этом он сказал, что примет с благодарностью любое решение и одновременно попросил принять меры по укреплению Генеральной прокуратуры страны. Четвертое голосование об освобождении Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора было положительным. Вскоре назначили и нового Генерального прокурора - В.В. Устинова.

Совет Федерации назначает не только Генерального прокурора, но и назначает на должность и освобождает от должности его первого заместителя и заместителей. Это полномочие палаты не прописано в Конституции, но предусмотрено Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Кандидатуры на эти должности Совету Федерации представляет сам Генеральный прокурор.

Исключительные кадровые полномочия Совета Федерации предусмотрены также Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Верхняя палата парламента назначает десять членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - представителей общественности. Стоит отметить, что в этом случае она участвует в формировании не государственного органа, а общественного института.

Кандидатуры на эти должности предлагают общероссийские общественные организации юридической направленности и общероссийские общественные организации, имеющие государственную регистрацию и основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина, а также научно-педагогические коллективы юридических научных организаций и юридических образовательных учреждений. Предварительное обсуждение предложенных кандидатур проходит в Комитете по правовым и судебным вопросам. Палата же решает и вопрос о досрочном прекращении полномочий члена Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, которого она назначила.

 

III.2.4. Организационное устройство палат Федерального Собрания Российской Федерации

Организация и деятельность палат осуществляется в соответствии с регламентом, который утверждается постановлениями палат. За все время существования нового парламента было принято два Регламента Государственной Думы и три - Совета Федерации. Каждый новый состав верхней палаты сопровождался утверждением нового регламента.

Действующий в настоящее время Регламент Государственной Думы утвержден 22 января 1998 г. Необходимо учитывать, что регламент - это очень динамичный документ. В него постоянно вносятся изменения и дополнения, диктуемые реальными задачами. Однако даже малейшая корректировка обязательно оформляется постановлением палаты. Так, в Регламент Государственной Думы 1998 г. к настоящему времени внесено уже более 40 поправок.

Первый Регламент Совета Федерации был принят 2 февраля 1994 г. Он был весьма лаконичным, многие его положения носили рамочный характер, которые затем получили развитие в последующих регламентах. Второй регламент утвержден постановлением Совета Федерации 6 февраля 1996 г. Третий, ныне действующий, был принят 30 января 2002 г. По словам Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, в его основу были положены три основных принципа: точное отражение конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы.

Структура палат фактически идентична и характерна для большинства парламентов: председатель и его заместители; советы, комитеты и комиссии; секретариаты председателя и его заместителей; аппараты комитетов и комиссий; аппарат самих палат.
В Государственной Думе, кроме того, есть депутатские объединения, которых нет в Совете Федерации в силу иного принципа формирования. Зато в Совете Федерации есть другие, отличные от думских, структурные подразделения - Совет законодателей и должности Почетного председателя и Председателя Совета Федерации первого созыва.

Председатели палат Федерального Собрания. Они избираются из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на заседаниях палат. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения и депутаты, а Совета Федерации - члены верхней палаты.

Порядок выдвижения кандидатов на должности заместителей председателя Государственной Думы такой же, как и председателя, за исключением возможности их предварительного рассмотрения в Совете Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов.

В Государственной Думе число заместителей определяется самой палатой. Опыт показывает, что оно весьма произвольное. Регламентом Государственной Думы 1994 г. оговаривалось, что председатель и его заместители не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы. Регламент 1998 г. такого запрета не содержит. В результате ряд заместителей председателя четвертой Думы представляют одну партию - «Единая Россия», что, по сути, позволяет ей именоваться партией власти.

В Совете Федерации кандидатуры на должности заместителей предлагают сами председатели. Регламентом верхней палаты изначально предусматривалось три заместителя председателя, которые были равны по своему статусу. Однако в 2002 г. была введена должность первого заместителя. Просуществовала она недолго, была ликвидирована в мае 2004 г., оставив председателю четырех заместителей одного ранга. При этом представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на должности председателя и его заместителей. Один из членов Совета Федерации избирается заместителем Председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы.
По условиям материально-технического обеспечения он приравнивается к заместителю Председателя Совета Федерации.

Спикером четвертой Думы (действующей в настоящее время)стал Б.В. Грызлов, ранее занимавший пост министра внутренних дел.

В декабре 2001 г. на пост Председателя Совета Федерации избрали СМ. Миронова - представителя «питерской команды» президента. Он является представителем в Совете Федерации от Законодательного собрания Санкт- Петербурга. Почетным председателем может быть избран председатель, прекративший свои полномочия на этом посту. Им является Е.С. Строев. Это звание, так же как и звание первого председателя, пожизненное, оно дает право участвовать с правом совещател



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.052 с.)