ТОП 10:

III.7.4. Акты органов прокуратуры



Действия и решения прокуратуры находят отражение в документах. Их основные виды обозначены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Одной из особенностей является высочайшая степень формализации, поскольку соблюдение требований по составлению документов является гарантией прав и законных интересов личности, общества и государства. Не случайно в деятельности органов прокуратуры активно используются установленные образцы бланков и форм тех или иных актов.
Этому всегда уделялось большое внимание.

15сентября 2003 г. генеральным прокурором был издан приказ «О бланках процессуальных документов». Любое искажение приведенных в нем бланков процессуальных документов влечет нарушение законности, а сам документ признается ничтожным, не имеющим юридической силы. Кроме того, бланки отдельных документов приводятся в качестве приложения к иным актам генерального прокурора. Так, к письму «Об устранении недостатков в оформлении административных дел и направлении их в органы, осуществляющие административную юрисдикцию» от 9 июня 2000 г. «для сведения» были приложены «формы»: определения о возбуждении дела в связи с нарушением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства в области защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и т. д.

В процессе реализации полномочий органами прокуратуры создаются различные виды документов.

Акты прокурорского реагирования.На противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти, местного самоуправления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управления, а также должностными лицами приносится протест прокурора. Условия и порядок принесения прокурором протеста определяются законом о прокуратуре.

Протест приносится, как правило, прокурором в соответствии с его территориальной юрисдикцией, хотя эту функцию может взять на себя и вышестоящий прокурор. Право опротестовывать правовые акты федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений и должностных лиц имеют лишь генеральный прокурор и его заместители. Протест приостанавливает действие правового акта. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона, как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т. д.

Форма протеста законодательством не установлена, но она выработана многолетней практикой. Помимо адресата, подписи, сроков рассмотрения он должен включать следующие элементы:
-содержание опротестованного правового акта, кем и когда правовой акт издан или совершено действие;

-правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта с указанием нормы нарушенного закона или иного нормативного акта, когда, кем издан, что в нем сказано, место публикации;

-предложение по поводу устранения допущенного нарушения, а в необходимых случаях предложение о привлечении виновного к ответственности.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а о его результатах незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Если адресат, кому был направлен протест прокурора, оставил его без ответа или отклонил, то прокурор вправе направить свой протест (который трансформируется в заявление прокурора) в суд.

Акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона или их причин - представление прокурора.Оно вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочному решить этот вопрос. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении виновных в нарушении закона к дисциплинарной, административной или материальной ответственности.

Представление состоит из трех частей: вводной, обобщающей аналитической и заключительной. В них последовательно излагаются:

-материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования
преступления и т. д.);

-наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения;

-изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению;

-предлагаемые меры по предупреждению нарушений, устранению причин и условий, способствовавших им;

-указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях, и предложение прокурора о привлечении их к ответственности.

Представление прокурора в основном рассматривается в течение месяца. Причем если оно будет рассматриваться коллегиальным органом, например коллегией министерства, то прокурору сообщается о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Акт прокурорского реагирования, содержащий требование о привлечении к ответственности правонарушителя (либо уголовной, либо административной), называется постановлением.
Видам ответственности соответствуют и виды постановлений прокурора:

-о возбуждении уголовного дела;

-о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Существуют определенные требования к форме постановления. При возбуждении уголовного дела прокурор руководствуется Уголовно-процессуальным кодексом, а административного производства - Кодексом об административных правонарушениях.

Постановление чаще всего состоит из трех частей. Вступительная -содержит общие сведения, которые приводятся и в других актах прокурора, указываются обстоятельства, послужившие поводом для внесения постановления. В описательной части излагаются фактические обстоятельства содеянного и наименование законодательных актов, предусматривающих ответственность за содеянное.

В заключительно-постановляющей части выносится вердикт о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении. Здесь же фиксируются данные о направлении постановления компетентному органу или должностному лицу.

В 1999 г. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» был дополнен статьей, предусматривающей еще один вид акта прокурорского реагирования - предостережение.
Впервые оно фигурировало еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1987 г. о внесении изменений в закон «О прокуратуре СССР». За весьма короткий срок оно оправдало свое предназначение, но в дальнейшем по непонятным причинам на некоторое время было «забыто» законодателем.

Предостережение принимается прокурором или его заместителемв целях предупреждения правонарушений. Оно возможно только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами используются другие средства прокурорского реагирования.

Вынесению предостережения в обязательном порядке предшествует проверка сведений о готовящихся правонарушениях. Чаще всего она проводится на основании заявлений и обращений граждан, информации контролирующих органов и иных конкретных сигналов.

Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу под расписку либо непосредственно в прокуратуре, либо по месту работы.

Акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.Генеральный прокурор руководит системой органов прокуратуры и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры акты в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений, указаний.

По ключевым, основополагающим вопросам организации системы прокуратуры, отдельным отраслям прокурорского надзора и порядку реализации мер материального и социального обеспечения ее работников издаются приказы.В этой связи можно назвать приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 24 октября 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 5 января 1997 г. «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе», от 24 ноября 1998 г. «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» и др.

Приказы также конкретизируют и детализируют законы либо разъясняют порядок их применения. Есть у приказов генерального прокурора и еще одна функция - ими вводятся в действие положения и инструкции, регулирующие отдельные аспекты деятельности органов прокуратуры. Таким образом, приказы Генерального прокурора Российской Федерации - один из основных элементов нормативно-правовой базы организации и деятельности всей системы органов прокуратуры.

Среди всего многообразия видов актов Генеральной прокуратуры, встречающихся и в других органах государственной власти (распоряжения, положения, инструкции), есть особенные, характерные только для нее - указания.

Указание - это правовой акт, издаваемый по вопросам организации исполнения приказов, инструкций и других актов, а также по вопросам информационно-методического характера.
Как правило, указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они касаются вопросов организации надзора за исполнением законов внешнеэкономической деятельности и т. д. Они могут издаваться на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. Некоторые из них выходят за рамки ведомственной принадлежности. Такие указания - результат обобщения практической деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений.

Процедура подготовки, согласования, регистрации и учета актов органов прокуратуры, контроля за их исполнением определяется Регламентом Генеральной прокуратуры, утвержденным приказом от 15 января 2003 г.

Проекты документов готовятся в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры. Основанием их разработки могут быть поручение руководства, решение коллегии и координационного совещания, а также инициатива со стороны управлений и отделов. В последнем случае к проекту документа прилагается рапорт на имя генерального прокурора с соответствующим обоснованием. При необходимости проводят согласование проекта суправлениями и отделами, НИИпроблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре и его правовой анализ. Порядок официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации устанавливается приказом генерального прокурора.

 

Контрольные вопросы

1. Функции и компетенции органов прокуратуры.

 

2. Виды надзора Прокуратуры Российской Федерации.

 

 

3. Система органов прокуратуры.

 

4. Порядок образования территориальных прокуратур Российской Федерации.

 

5. Особая компетенция специализированных прокуратур.

 

6. Организационное устройство органов прокуратуры.

 

7. Основной организационный принцип Генеральной прокуратуры.

8. Акты органов прокуратуры.

 

9. Акты прокурорского реагирования.

 

Заключение

XXI век назван веком информатизации, а информация рассматривается как стратегический ресурс. Давно известны такие понятия, как ресурсы полезных ископаемых, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, а во 2-й половине XX века появляется понятие "информационные ресурсы". Но информация часто нуждается в сохранении, чтобы к ней можно было обратиться спустя какое-то время.

Знание истории и современной организации государственных учреждений (властных структур) является необходимой предпосылкой для изучения истории и организации архивного дела, теории и методики архивоведения, истории и организации делопроизводства и других специальных дисциплин, и, кроме того, позволяет вести практическую работу с документами, отложившимися в деятельности государственных учреждений, а именно: научно-техническую обработку фондов учреждений, экспертизу ценности документальных материалов и организацию их непосредственного использования в научных и народнохозяйственных целях.

Понимание социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата – органов власти), их изменений и упразднений, объем полномочий, компетенции, направления деятельности и взаимодействия, общего и особенного в развитии органов государственной власти, реформ и контрреформ в области государственного строительства окажет помощь в поиске необходимых информационных ресурсов и позволит совершенствовать систему документооборота и документационное обеспечение управления.

Авторский коллектив выражает надежду, что данная работа позволит читателям глубже осмыслить российский опыт государственного управления, логику его развития в единстве с прогрессом общества, во взаимодействии всей совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, в конкретно-исторических условиях; понять, как и почему именно так заменена советская система современной системой государственного управления.

При этом авторы стремились также раскрыть характер, сущность, противоречия, степень эффективности, конкретные результаты, политические и социально-экономические последствия, позитивные и негативные уроки каждого акта (или системы актов) государственной власти, издававшегося в период реформ.

Надеемся, что учебное пособие позволит читателям не только обогатить свои научно-теоретические познания, но и поможет им лучше разбираться в проблемах становления и развития современной государственной системы управления, организации государственной власти в современной России, успешнее решать проблемы совершенствования и повышения эффективности управления.

Успеха Вам

Автор

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.008 с.)