ТОП 10:

Вместе с Конституцией, предшествующим законодательством и новыми кодексами они составили правовую основу организации и деятельности органов судебной власти.



Создание правовой базы судебной системы в Российской Федерации тем не менее не завершено. Она еще в стадии своего оформления: 14 марта 2002 г. принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», 20 августа 2004 г. - «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Однако до сих пор нет закона о судах общей юрисдикции. Их организация осуществляется на основании закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», правда, в той части, которая не противоречит закону «О судебной системе Российской Федерации». Не решен вопрос, несмотря на существующие проекты, о создании административных судов.

В 2001 г. правительство утвердило Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2002- 2006 гг.». Она предусматривает комплекс мероприятий по укреплению судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти. Среди основных задач значатся: усиление авторитета судебной власти, развитие материально-технического и информационного обеспечения судов, укрепление кадрового и научного потенциала. В связи с этим намечается разработка нормативных правовых актов по вопросам дисциплинарной ответственности судей, изменения порядка прекращения ими своих обязанностей и ряда других документов, направленных на регламентацию правового статуса судей.

Разработчики программы вместе с тем признают, что эффективность деятельности судов во многом зависит от законодательного оформления механизма взаимодействия всех ветвей власти, единства подходов к правоприменительной практике.
Таким образом, реализация судебной реформы находится в прямой зависимости от многих факторов развития страны и государственной политики в различных сферах общественной жизни.

Понятия «судебная власть» и «судебная система» новые для России.
Они появились в науке и законодательстве в начале 1990-х годов в связи с пересмотром концепции организации власти и началом судебной реформы.

Впервые понятие «судебная власть» нашло отражение в Декларации о суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г.: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

Конституция 1993 г. несколько изменила формулировку: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Судебная власть осуществляется судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в сотрудничестве с институтами государства и общества.

Под судебной системой понимается установленная российской Конституцией и принятым на ее основании федеральным конституционным законом совокупность судов различных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Современная судебная системазакреплена Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и включает федеральные суды и суды субъектов Федерации. Перечень судов, установленный законом, носит исчерпывающий характер, создание чрезвычайных судов не допускается.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Суды общей юрисдикции представлены Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами.

Система и структура судов общей юрисдикции показана в приложении 12.

К арбитражным судам относятся Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, арбитражные суды округов, апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов Федерации.

Судами субъектов Федерации являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи, которые относятся к судам общей юрисдикции.

Судебная власть в Российской Федерации едина, вследствие чегоустановлено единство судебной системы, которое выражается в следующем:

-финансирование федеральных судов и мировых судей осуществляется из федерального бюджета;

-законодательно закреплен единый статус судей всех судов;
-всеми федеральными и мировыми судьями соблюдаются установленные правила судопроизводства;

-судебные решения, вступившие в силу, обязательны для исполнения на всей территории страны;

-всеми судами применяются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации.

Однако для судов субъектов Федерациихарактерны некоторые особенности их организации и деятельности. Например, правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает не федеральный законодатель, а сам субъект Федерации. Он же осуществляет и их финансирование.

Регламентация полномочий и порядка деятельности мировых судей, в свою очередь, отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В частности, региональными
законами устанавливается порядок производства по некоторым делам об административных правонарушениях.

Организационные связимежду судами регулируютсязаконодательством о судоустройстве, функциональные - законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов одной юрисдикции принято делить на звенья. Под звеном судебной системыпонимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. Традиционно говорят о трех звеньях: основное, среднее и высшее.

Для судов общей юрисдикции основное звено - районный суд; среднее - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;высшее -Верховный Суд Российской Федерации.

Свои звенья выделяются и в системе арбитражных судов: основное звено - арбитражные суды субъектов Федерации; среднее - окружные и апелляционные арбитражные суды; высшее - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Не образуют систему, т. е. не могут рассматриваться как звенья единого целого, только суды конституционной юрисдикции.

Функциональные связи между судами одинаковой юрисдикции определяются понятием «инстанция». Судебной инстанциейсчитается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Традиционно выделяют следующие инстанции:рассмотрение дел в первой инстанции, апелляционное или кассационное производство и пересмотр дела в порядке надзора.

Правосудие в первой инстанции - это рассмотрение дела по существу: уголовного дела в целях осуждения или оправдания подсудимого, а гражданского или арбитражного - для удовлетворения или отказа в иске.Дела в первой инстанции рассматривают суды всех звеньев. Выбор конкретного суда происходит на основании федерального законодательства.

Кассационное рассмотрение дела осуществляется, главным образом, в судах второго звена. Оно заключается в проверке приговоров и решений суда первой инстанции и производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. В уголовном и гражданском судопроизводстве кассация возможна только в отношениине вступивших в законную силу решений,а в арбитражном судопроизводстве, напротив, только вступивших в силу решений.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы дается оценка законности, обоснованности и справедливости приговора или решения суда первой инстанции.

Апелляционная инстанция предполагает проверку не вступивших в силу приговоров и решений. В России она предусматривается в двух случаях: по делам, рассмотренным мировыми судьями, и по арбитражным спорам. Отличия апелляции от кассации еле уловимы, но все же они есть. Отменив решение суда первой инстанции, апелляционный суд одновременно может рассмотреть дело заново с вынесением нового решения или приговора.

Надзорная инстанция рассматривает дело после того, как ранее вынесенный приговор или решение вступили в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Цель - устранить ранее допущенные нарушения или пересмотреть дело в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее неизвестных суду. Инициировать пересмотр дел в порядке надзора может ограниченный круг лиц, перечисленных в законодательных актах. Осуществляется он в президиумах судов среднего звена или в судах высшего звена. Стоит обратить внимание, что надзорная инстанция - российское изобретение - и с процессуальной точки зрения очень уязвимое.

Не случайно Страсбургский суд не считает надзорное производство эффективным средством правовой защиты. Ведь его основная задача - уберечь от судебной ошибки. При этом рассмотрение дел в надзорных инстанциях занимает около двух с половиной лет, несмотря на установленный годовой срок. Страсбургский суд продолжает настаивать, что это только мешает «определенности и стабильности правопорядка»..







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.008 с.)