Консультативные и совещательные органы при Правительстве Российской Федерации показаны в приложении 10. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультативные и совещательные органы при Правительстве Российской Федерации показаны в приложении 10.



На преодоление этих негативных тенденций было направлено постановление правительства от 5 июля 1994 г. Выход виделся в уточнении организационно-правового статуса создаваемых при правительстве вспомогательных органов. Их разделили на координирующие и консультативные. Первые предназначались для обеспечения согласованных действий в решении определенных народно-хозяйственных задач. Они получили название «комиссии». Вторые, предусматриваемые для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений рекомендательного характера, получили название «советы». В свою очередь, комиссии и советы могли быть правительственными или межведомственными, которые отличались характером деятельности и составом.

Межведомственные комиссии и советы занимались проблемами, имеющими межотраслевое, межведомственное или межтерриториальное значения. Инициатива создания, как правило, принадлежала какому-либо ведомству. Возглавлял их руководитель федерального органа исполнительной власти. Организационно-техническое обеспечение деятельности осуществлял аппарат одного из заинтересованных ведомств.

Правительственные комиссии и советы создавались по проблемам, имеющим общегосударственное значение, по инициативе правительства. Их возглавлял сам премьер или один из его заместителей, а в состав, как правило, входили руководители федеральных органов исполнительной власти. Обеспечение их деятельности брал на себя полностью правительственный аппарат.

Необходимо отметить, что в состав и тех и других могли входить не только представители соответствующих органов исполнительной власти, но и представители органов законодательной власти, предпринимательских структур, общественных организаций, ученые, специалисты и общественные деятели. Для выполнения конкретного задания в ограниченные сроки могли образовываться временные комиссии, включающие в название определение -государственная или «рабочая».

Создание, реорганизация, ликвидация и межведомственных, и правительственных органов, назначение их руководителей, утверждение персонального состава и определение компетенции осуществлялись постановлениями правительства. Сами же решения комиссий и советов оформлялись в виде протоколов их заседаний, а при необходимости - проектов распоряжений и постановлений правительства.

Унификация организационно-правовых форм правительственных органов вместе с тем не принесла ожидаемого результата. Количество комиссий и советов продолжало увеличиваться, отражая, с одной стороны, объем полномочий правительства, а с другой - свидетельствуя о проблемах организации управления, реализации государственной политики в различных направлениях.

Апробированные формы работы вспомогательных правительственных органов нашли отражение в законе «O Правительстве Российской Федерации», который не внес каких-либо существенных изменений в концепцию создания и деятельности подобных структур. Лишь название «консультативные» было заменено на «совещательные», сохранив за ними название «советы».

В числе правительственных комиссий имеются такие, как: по военно-промышленным вопросам; по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности; морская коллегия, по проведению административной реформы. Их возглавляют члены правительства.

Почти одновременно последовало изменение порядка создания вспомогательных органов. Оно было санкционировано постановлением правительства «О правительственных и межведомственных координационных и совещательных органах, образуемых Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти» от 30 апреля 2004 г.
С одной стороны, правительство отказалось от участия в создании межведомственных комиссий и советов. Они должны образовываться непосредственно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. С другой стороны, появилась еще одна форма координационных органов - организационные комитеты. Они должны заниматься проведением мероприятий общегосударственного значения.

Несмотря на предписание, что организационно-техническое обеспечение деятельности правительственных комиссий должен осуществлять Аппарат Правительства России, эти функции в отношении ряда комиссий выполняют федеральные министерства.

Аппарат Правительства Российской Федерации. Для обеспечения деятельности правительства создается специальное подразделение - аппарат. Положение о нем утверждается постановлением правительства. Деятельность регламентируется инструкцией по делопроизводству и самим Регламентом правительства.
Руководитель аппарата, являясь членом правительства в ранге министра, назначается на должность и освобождается от нее президентом по представлению главы правительства.

Положение аппарата в структуре правительства, его задачи и функции не были статичны. Первоначально он рассматривался исключительно как орган по обеспечению деятельности кабинета министров. Именно такое определение было дано в первом Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденном 18 июня 1998 г.(Постановление Правительства Российской Федерации №604 от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» // С3 РФ. 1998. № 27. Ст. 3176.). В более поздних документах он уже представлен как государственный орган, на который возложена организация контроля за выполнением министерствами и ведомствами правительственных решений, чем подчеркивалось его значение в организации деятельности кабинета министров. В то же время функции аппарата изначально не исчерпывались
организационно-техническими задачами.

В его работе можно выделить несколько направлений:

-подготовка материалов к заседанию правительства;

- проработка документов и обращений, поступающих в его адрес;

-обеспечение взаимодействия с другими органами государственной власти;
-работа с обращениями граждан;

-документационное обеспечение деятельности правительства.

Некоторые дополнительные полномочия аппарата были предусмотрены его положением, утвержденным 5 октября 2000 г.
Он получал право самостоятельно запрашивать информационные и другие материалы, необходимые для деятельности правительства, что предполагало повысить оперативность его работы и вместе с тем статус. Появилась у него также возможность принимать решение о возвращении органам исполнительной власти документов, которые они представили в правительство с нарушением установленного порядка. Кроме того, он получил возможность переправлять им относящиеся к их компетенции документы, поступившие в адрес правительства, но не требующие его решения. Все это придавало большую самостоятельность аппарату.

Организационная структура аппарата складывалась с учетом его функций. Одной из тенденций развития, как и самого правительства, было постоянное увеличение численности и структурных подразделений. Указание на необходимость сокращения аппарата на 20% фигурировало еще в упоминавшемся выше президентском указе от 23 декабря 1993 г. Одна из попыток оптимизации структуры Аппарата Правительства Российской Федерации была предпринята в середине мая 1998 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 526-р от 15 мая 1998 г. «О структуре Аппарата Правительства Российской Федерации» // С3 РФ. 1998. № 23. Ст. 2591.), она заключалась в уточнении названий департаментов и управлений, ликвидации в общей сложности 11 структурных подразделений:

Штатная численность сотрудников сократилась на 30% и составила 1039 единиц. Вместе с тем были созданы новые подразделения - отдел по работе с обращениями граждан и Управление правительственной информации. В окончательном варианте в структуру аппарата вошли 2 секретариата, 11 департаментов, 5 управлений и 1 отдел.

В дальнейшем в структуру аппарата вносились изменения, связанные с новыми направлениями деятельности правительства или продиктованные структурными и кадровыми перестановками. В ноябре 1999 г. он насчитывал уже 21 подразделение. Тенденция к росту сохранялась, хотя в распоряжениях правительства постоянно указывалось на необходимость его сокращения.
В сентябре 2001 г. были созданы Управление по защите государственной тайны и Контрольное управление. В январе 2002 г. в структуру аппарата вошли полномочные представители правительства в Федеральном Собрании и судах Российской Федерации. В ходе подготовки административной реформы было образовано Управление по вопросам административной реформы. Почти одновременно с ним, в августе 2003 г., появилось Управление протокола. Спустя месяц еще одна структура Департамент финансовых рынков и имущественных отношений.

Новое Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации было утверждено 1 июня 2004 г. В целом оно сохранило прежний подход к определению его компетенции, лишь скорректировав функции. Немного иначе расставлены акценты в его деятельности: ему предназначается роль связующего звена без подмены собой деятельности, в частности, федеральных органов исполнительной власти. Это хорошо видно на примере следующих его полномочий. Он должен направлять в федеральные
ведомства проекты законов, поступающие в правительство на согласование, для подготовки заключений и внесения поправок к ним, а не организовывать подготовку проектов, как это было раньше. Кроме того, аппарат должен осуществлять контроль за соблюдением требований регламента при внесении в правительство проектов законов, указов президента и других актов, а не заниматься их подготовкой к рассмотрению на заседании и т.д. На аппарат также возложено обеспечение взаимодействия правительства с администрацией президента, аппаратами палат Федерального Собрания.

В ходе административных преобразований весной 2004 г. произошли изменения и в Аппарате Правительства Российской Федерации. В его структуре были оставлены только департаменты, получившие новый статус, - департаменты правительства. В соответствии с новой структурой, утвержденной распоряжением правительства от 26 апреля 2004 г., созданы всего 12 департаментов. В результате проведенных преобразований высвободились 240 человек.

Кроме того, руководителю аппарата разрешили иметь не одного, а двух заместителей.

Таким образом, Аппарат Правительства Российской Федерации по своей структуре фактически идентичен сферам компетенции правительства, а его функции направлены на обеспечение правительственных полномочий. При таком подходе, с одной стороны, действительно должна повыситься эффективность деятельности кабинета министров, но с другой - сохраняется опасность его подмены аппаратом, в котором сосредоточены все вопросы подготовки и обеспечения принятия решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.007 с.)