Конституционный статус парламента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус парламента



Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание - нижняя палата парламента ~ включает 579 депутатов (557 от собственно французских регионов и 22 - от заморских территорий). Они избираются единовременно на 5 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного - во втором. Пассивным избирательным правом обладают французские граждане, достигшие 23 лет.

Верхняя палата - Сенат - формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются по департаментам избирательными коллегиями, включающими депутатов советов регионов и департаментов, а также представителей советов коммун. Именно последние составляют большинство в каждой коллегии и определяют исход выборов сенаторов. Сенат состоит из 321 члена, избираемого на 9 лет. При этом Сенат обновляется постепенно: на одну треть каждые три года. В крупных департаментах сенаторы избираются по пропорциональной избирательной системе, а в остальных - по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного во втором. Сенаторами могут быть избраны французские граждане, достигшие 35 лет.

Парламент является постоянно действующим органом. Он проводит одну очередную сессию ежегодно: она продолжается с начала октября до конца июня. Чрезвычайные сессии созываются президентом по требованию премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. Палаты парламента заседают раздельно. Совместное заседание проводится в единственном случае: когда палаты образуют Конгресс для ратификации поправок к Конституции.

Организация палат включает председателя, его заместителей, бюро палаты, партийные фракции, именуемые парламентскими группами, и комиссии. Комиссии бывают законодательные и иные (например, по расследованию). Законодательные комиссии подразделяются на постоянные и специальные. Постоянные комиссии создаются на весь период соответствующего созыва парламента (Национального собрания), а специальные - для проработки одного акта.

Статус парламентариев характеризуется свободным мандатом, несовместимостью с занятием государственных должностей, наличием индемнитета и иммунитета. Индемнитет слагается из неответственности парламентария за мнения, высказывания или голосования при выполнении депутатских функций (причем такая неответственность не может быть аннулирована палатой), а также денежного вознаграждения, которое является достаточно высоким. Парламентский иммунитет означает, что депутаты не могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (в межсессионный период - без разрешения бюро палаты), за исключением задержания на месте преступления (ст. 26). При вступлении в должность и по окончании мандата каждый парламентарий обязан представить в бюро палаты декларацию о своем имущественном положении.

Компетенция парламента является, согласно Конституции, абсолютно ограниченной. Это означает, что парламент может решать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции и органическом законе. Важнейшими из них, согласно ст. 34 Конституции, являются регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросов гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и органы местного самоуправления, государственная служба, национализации и приватизация предприятий, определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социальной обеспечения. Кроме того, парламент одобряет наиболее важные международные договоры, заключенные президентом перед их ратификацией (ст. 53).

По указанным вопросам парламент принимает законы. Существует еще ряд вопросов, решаемых парламентом, но не путем принятия законов, а посредством издания постановлений и резолюций. Это разрешение объявления войны, продление осадного положения на срок более 12 дней, контроль за деятельностью правительства, назначение членов Высокой палаты правосудия и Суда Республики. Как видно, полномочия французского парламента охватывают все сферы государственной деятельности: экономическую, финансовую, военную, чрезвычайную, внешнеполитическую и судебную.

Важнейшим направлением деятельности парламента, как и в других странах, является принятие законов. В соответствии с Конституцией следует различать простые законы, среди которых особую разновидность составляют законы финансовые, органические законы и законы, изменяющие Конституцию. Все они имеют особенности процедуры рассмотрения. Право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям. Причем премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии - законопредложения. Они могут вноситься в любую палату, а точнее - в бюро палаты, которое вносит проект в график работы палаты. Далее проект направляется в постоянную или специальную комиссию палаты. Она готовит заключение для первого чтения законопроекта или законопредложения. Обычно они проходят три чтения, но чтений может быть и больше. Особенностью законодательного процесса во французском парламенте является значительная роль в нем правительства. Оно может вносить в проект поправки, требовать блокового голосования по проекту (т.е. голосования за проект в целом). Принятый одной палатой закон передается в другую палату. Если он одобрен ей в абсолютно неизменном виде, закон передается на подпись президенту. Если же вторая палата не одобряет закон или отдельные его положения, то основным способом преодоления разногласий между ними является законодательный челнок, означающий, что закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан абсолютно идентичный его текст. Челнок может действовать как угодно долго. Но правительство может его остановить.

Согласно ст. 45 Конституции премьер-министр вправе созвать смешанную паритетную комиссию палат. Комиссия созывается либо после трехкратного голосования по закону в каждой палате, либо после однократного голосования палатами по закону, который объявлен правительством срочным. Судьба проекта, выработанного паритетной комиссией, опять-таки зависит от правительства. Оно может не представить текст, выработанный комиссией, парламенту, и тогда снова начинается челночная процедура; а может передать этот текст Национальному собранию. Национальное собрание вправе вносить в текст паритетной комиссии только те поправки, которые согласованы с правительством.

Если Национальное собрание примет таким образом закон и он будет одобрен Сенатом, закон направляется президенту. Если же паритетной комиссии не удалось выработать согласованный текст закона или какая-либо из палат не одобрила его, то Национальное собрание проводит обсуждение и голосование по тому тексту, который существовал до образования смешанной комиссии. В случае одобрения этого текста Сенатом, закон считается принятым и направляется президенту, а в случае неодобрения либо продолжает действовать челнок, либо правительство уполномочивает Национальное собрание окончательно принять закон.

После принятия парламентом закон промульгируется президентом в течение 15 дней. До истечения этого срока президент может наложить вето на закон в целом или отдельные его положения. Президентское вето может быть преодолено палатами парламента. Если это произошло, президент обязан подписать закон. После подписания закона президентом он контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром. Далее осуществляется его официальное опубликование, и закон обретает юридическую силу.

Некоторые особенности имеет рассмотрение в парламенте финансовых законопроектов. Они могут вноситься только правительством и только в Национальное собрание. Если парламент не принял закон в течение 70 дней после внесения его проекта, то по соответствующему вопросу президент может принять ордонанс.

Принятие органических законов также отличается значительным своеобразием:

- между моментом внесения проекта в парламент и его рассмотрением должно пройти не менее 15 дней;

- органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции;

- если правительство после использования челнока и паритетной комиссии предоставит право окончательного принятия органического закона Национальному собранию, он может быть принят абсолютным большинством от списочного состава депутатов (в то время как для принятия простого закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании);

- органические законы после их принятия парламентом, но до подписания президентом, подлежат обязательному конституционному контролю.

Конституционному праву Франции известен институт делегированного законодательства. Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии у него программы путем издания специального уполномочивающего закона. Последний должен предусматривать пред мет и срок делегирования. В порядке делегирования правительство издает ордонансы по вопросам, входящим в область законодательства. Такие ордонансы нуждаются в обязательном утверждении парламента.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Последний был учрежден во Франции в 1973 году. Посредник назначается на шесть лет Советом министров. Он рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод органами и должностными лицами государства. Жалобы посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Посредник не имеет властных полномочий, он может лишь давать рекомендации по устранению нарушений прав и свобод граждан и вносить предложения об улучшении работы тех или иных органов.

Перечисленные формы парламентского контроля осуществляются обеими палатами. Они не связаны с применением парламентом каких-либо неблагоприятных последствий по отношению к правительству, т.е. с парламентской ответственностью правительства. Но такая ответственность существует. Ее правительство несет только перед Национальным собранием. Формами парламентской ответственности правительства являются резолюция порицания и отказ в доверии. Резолюция порицания выносится по инициативе депутатов, которая должна исходить не менее, чем от 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания.

Голосование по резолюции может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения. Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от общего числа депутатов палаты. Резолюция порицания не может быть внесена ее авторами повторно на гой же сессии парламента, кроме тех случаев, когда она инициируется в связи с постановкой премьер-министром вопроса о доверии.

Отказ в доверии может иметь место после постановки перед Национальным собранием вопроса о доверии правительству премьер-министром. Конституция Франции (ст. 49) различает две разновидности отказа в доверии - в зависимости от того, в связи с чем премьер-министр поставил вопрос о доверии. Такой вопрос может касаться одобрения программы или декларации об общей политике правительства, либо быть связанным с принятием парламентом какого-либо акта, желательного для правительства.

В первом случае на голосование ставится вопрос об одобрении политики правительства, и если за одобрение проголосует абсолютное большинство членов палаты, программа или декларация об общей политике считается одобренной, а если меньше - нет. Если же вопрос о доверяй поставлен премьер-министром в связи с принятием законопроект а. то собственно вопрос о доверии не голосуется. Соответствующий акт считается принятым, а доверие оказанным автоматически, если только в течение 24 часов после постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию порицания.

Правовое последствие вынесения резолюции порицания и неодобрения Национальным собранием программы или декларации об общей политике правительства является одинаковым: премьер-министр должен вручить президенту заявление об отставке правительства. Впрочем, в этой ситуации президент вправе отклонить заявление правительства и распустить Национальное собрание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.198.173 (0.013 с.)