Понятие, предмет и методы парламентского права России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и методы парламентского права России.



Понятие, предмет и методы парламентского права России.

Парламентское право – особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ними, организационные отношения, процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти, избирательным корпусом.

Если в конституционном праве, первенство за статутно-институциональной группой норм и принципов, то в парламентском – за процессуально-организационной, технологической группой.

Существует несколько позиций относительно роли и места парламентского права в системе права.

1. Парламентское право – неотъемлемая часть конституционного права, то есть его конституционно-процессуальная сторона.

2. Согласно другой позиции, парламентское право – самостоятельная отрасль права, наравне с конституционной.

По своей структуре парламентское право представляет собой своеобразный комплекс норм: это основополагающие конституционные нормы и другие нормы конституционного права. В отличие от других отраслей права, парламентское право двухслойно. Его основы находятся в Конституции. Парламентское право включает материальные и процессуальные нормы, со значительным преобладанием последних.

Парламентское право имеет определенную специфику предмета и метода правового регулирования.

Специфика предмета парламентского права:

Отношения между парламентом как представительным и законодательным органом и народом и межинституционные отношения.

Отношения организационного и процессуального характера (парламентские процедуры и парламентский процесс). Регулируются отношения, в основном, актами регламентарного характера.

Методы правового регулирования парламентского права характеризуются как императивно-властным воздействием, так и координирующим воздействием, а во многих случаях используются согласительные процедуры и механизмы.

Специфика парламентского права заключается в его двухуровневости, в связи с этим своеобразие предмета правового регулирования парламентского права состоит в том, что федеральный парламент и парламенты субъектов РФ не соподчинены. В то же время, принцип единства государственной власти предполагает организацию функционирования законодательной власти как федерального, так и регионального уровня в соответствии с основами конституционного строя.

 

Источники парламентского права России.

Существует три блока источников парламентского права.

Юридический блок. В него входят: Конституция, законы, указы и Постановления Президента и Правительства, решения судов, регламенты палат, внутрифедеральные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права.

Особое место занимают парламентские регламенты. Они определяют внутреннюю структуру и порядок деятельности палат парламента и занимают промежуточное положение между законодательными и подзаконными источниками конституционного права.

Рекомендательно-процедурный блок. К нему относятся парламентские традиции, обычаи, обыкновения, прецеденты.

Доктринальный блок. В западной юриспруденции в него включаются толкование правовых норм наукой. В России, об этом можно говорить только гипотетически, хотя в определенных случаях рассматриваются предложения, вносимые различными научными центрами.

 

Понятие и место парламентов в системе государственных органов.

Органы государства можно разделить на первичные и вторичные. К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия. К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением. В Российской Федерации Парламент, как и президент относится к первичным органам государства. По принципу разделения властей как конституционному принципу организации и осуществления государственной власти, закрепленному Конституцией Российской Федерации в системе государственных органов на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Парламент является высшим законодательным органом государства. Только ему как общенациональному представительному учреждению принадлежит право обсуждать и принимать законы государства, утверждать основной финансовый документ страны — государственный бюджет.

Структура современных парламентов

Парламент в общем виде можно определить как высший законодательный и представительный орган государства, формируемый в результате всеобщих выборов и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.

Термин "парламент" является родовым и используется наукой конституционного права для обозначения публичных институтов, обеспечивающих законодательный процесс. Наименование соответствующего органа в том или ином государстве имеет под собой определённые исторические основания и обусловлено национальным правовыми, политическими, культурными и лингвистическими традициями. Вариантов наименования парламента достаточно много: в США это Конгресс, в Дании - Фолькетинг, в Швеции - Риксдаг, в Испании - Генеральные Кортесы, в Израиле - Кнессет, в Польше, Литве и Латвии - Сейм, в Украине - Верховная Рада и т.д.

Структура парламентов в современном мире бывает однопалатной и двухпалатной. Редко встречаются трехпалатные парламенты. Значительное число существующих в настоящее время парламентов являются двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатными являются Конгресс США, Национальное Собрание Франции, Генеральные Кортесы Испании, парламенты Великобритании, Италии, Германии, Японии и ряда других государств, включая Россию.

В континентальной Европе многие страны имеют однопалатные парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и др.). Нижние палаты и однопалатные парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам), Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).

Верхние палаты называются сенат, но нередко имеют и другие наименования, например: Федеральный совет (Австрия), бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия).

Однопалатные парламенты и нижние палаты формируются, как правило, путём их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2 до 7 лет.

Верхние палаты в разных странах формируются различными путями. При этом срок полномочий верхних палат в большинстве стран бывает больший, чем у палат нижних. В некоторых странах используются смешанные системы, включающие в себя элементы выборности и назначения (Бельгия, Ирландия).

Структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Сове́т Федера́ции (также неофициально Сенат]) — верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

28 июня 2002 года Совет Федерации ФС России принят в Ассоциацию европейских сенатов (англ. Association of European Senates). Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС.

Штатная численность служащих на 2012 год 675.

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

 

 

Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

 

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом данного субъекта (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ).

 

 

 

Структура Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 депутатов получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партию. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.

Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Структура Государственной Думы включает в себя: 1) Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы); 2) Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу Государственной Думы); 3) депутатские объединения (фракции и депутатские группы); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Государственной Думы).

Председатель Государственной Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с рФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.

Председатель Государственной Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом.

 

Совет Государственной Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.

Все депутатские объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами.

Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы. Такие решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения, число которых составляет более 50 человек, подлежат государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

Порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок деятельности Государственной Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и Регламентом палаты.

Порядок работы государственной думы расписан в документе от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «Приложение к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями от 15 апреля, 23 октября, 4 декабря 1998 г.) в главах 5-11:

Глава 5. Начало работы Государственной Думы.

Порядок проведения заседаний Государственной Думы (ст.32-60)

Глава 6. Парламентские слушания (ст.61-71)

Глава 7. Мероприятия в Государственной Думе (ст.72-74)

Глава 8. Работа депутатов с избирателями (ст.75-77)

Глава 9. Обеспечение деятельности Государственной Думы (ст.78-82)

Глава 10. Порядок голосования и принятия решений (ст.83-95)

Глава 11. Контроль за использованием электронной системы (ст.96-102)

Основные принципы организации деятельности Государственной Думы: 1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

2) свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

Государственная Дума работает в периоды сессий: 1) весенней (с 12 января по 20 июня); 2) осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Сессия работы Государственной Думы – это период, в течение которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Государственной Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы.

Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов.

Согласно Регламенту Государственной Думы последующие заседания палаты открывает председатель Государственной Думы.

На своем первом заседании Государственной Думы депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя Государственной Думы; 2) Счетную комиссию; 3) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы; 4) Временный секретариат. Эти решения Государственной Думы оформляются постановлениями.

Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной Думы, либо в случае принятия решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы.

Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.

Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение.

Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).

На заседаниях Государственной Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).

Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.

Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Взаимодействие Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципов законности, равенства, коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, системности и прогнозирования.

В целях совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации могут заключаться соглашения между Советом Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.

Основными участниками реализации настоящей Концепции являются:

Совет Федерации и его органы;

законодательные органы субъектов Российской Федерации и их органы;

Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей), президиум Совета законодателей, комиссии Совета законодателей.

Правовую основу взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2009 года № 38рп-СФ "О взаимодействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам законодательной деятельности", а также конституции (уставы), иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Положение о Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совете законодателей), соглашения между Советом Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.

 

Взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации с Правительством России.

Основные задачи, стоящие перед российским государством, являются общими для всех ветвей власти. Конституция Российской Федерации содержит положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и применение законов, саму деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, что можно рассматривать как фундамент их взаимодействия.

Представляется возможным выделить конституционно – правовые полномочия палат Федерального Собрания по взаимодействию с Правительством Российской Федерации в законотворческой сфере по следующим основаниям:

-полномочия, касающиеся организационных вопросов (дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации);

-полномочия, касающиеся законодательного процесса (планирование законопроектной работы, принятие к рассмотрению законопроектов Правительства, вносимых им в качестве субъекта права законодательной инициативы, рассмотрение и принятие законопроектов).

По аналогии, можно выделить и конституционно – правовые полномочия Правительства Российской Федерации по взаимодействию с палатами Федерального Собрания в законодательной сфере, используя те же основания:

-полномочия, касающиеся организационных вопросов (Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопрос о доверии Правительству Российской Федерации);

-полномочия, касающиеся законодательного процесса (дача заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам, внесенным другими субъектами права законодательной инициативы по вопросам: введения или отмены налогов, о выпуске государственных займов и другим законопроектам, предусматривающим расходы из федерального бюджета в соответствии с ч.3 ст.104 Конституции Российской Федерации, разработка и представление Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации федерального бюджета, обеспечение его исполнения, отчёт об исполнении федерального бюджета, право законодательной инициативы Правительства Российской Федерации).

 

Взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации с судебными органами.

Взаимодействие Федерального Собрания и федеральных судебных органов определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г: судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Суды — одни из основных субъектов применения законов, принимаемых парламентом. Они особенно остро ощущают недостатки и пробелы в законодательстве. Поэтому Конституционному Суду РФ, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ). Высшие судебные органы Российской Федерации могут вносить законопроекты (оформленные надлежащим образом тексты законов, отдельных статей и т.п.) и законодательные предложения (идея или концепция будущего закона, проект которого должна разработать сама Государственная Дума) только по вопросам своего ведения.

Высшие судебные органы являются коллективными, субъектами права законодательной инициативы. Законопроекты могут поступать от их Пленумов, которым принадлежит решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой. Например, это прямо зафиксировано в ст. 13 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, хотя практике известны случаи вхождения с законодательной инициативой от имени Верховного Суда его Председателя1.

Процедура законодательной инициативы Конституционного Суда урегулирована в параграфе 45 Регламента Конституционного Суда РФ.

Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, может быть внесено любым судьей Конституционного Суда. При этом судья может представить текст законопроекта, либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о разработке и принятии нового федерального закона.

Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается Конституционным Судом в пленарном заседании. Для работы над законопроектом или законодательным предложением из числа судей может быть образована подготовительная комиссия.

Конституционный Суд поручает Председателю Конституционного Суда либо одному из судей принять участие в заседаниях палат Федерального Собрания в связи с прохождением внесенного Конституционным Судом законопроекта либо законодательного предложения.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действующий на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

В основном о взаимодействии Федерального Собрания и судебных органов можно вести речь (если высшие судебные инстанции не выступают субъектом законодательной инициативы) после завершения законодательного процесса. Есть и группа норм, касающихся установления личного контакта во взаимоотношениях парламента и судебных органов в законотворческом процессе. Например, Председатель и члены Конституционного Суда, Председатель и члены Верховного Суда, Председатель и члены Высшего Арбитражного Суда имеют право присутствовать на заседаниях палат.

Статья 109 Регламента Государственной Думы предусматривает направление в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ законопроектов, включенных в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц для подготовки и представления отзывов. В тексте прежнего Регламента такое правило отсутствовало. Его закрепление свидетельствует о признании важности для парламента предложений и замечаний судебных органов. Но следует иметь в виду два момента. Во-первых, так же, как и в проявлении законодательной инициативы, судебные инстанции здесь ограничены вопросами их ведения. Во-вторых, Конституционный Суд РФ в отношении Федерального Собрания осуществляет только последующий конституционный контроль. Указанное положение ст. 109 Регламента Государственной Думы противоречит ст. 125 Конституции РФ, так как по сути предполагает предварительный конституционный контроль в отношении законопроектов. Такая форма допускается только при проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации с Президентом России.

Определенное количество вопросов взаимоотношения Президента России и Федерального собрания связано с процедурой назначения каждой из палат законодательного органа круга должностных лиц по представлению главы государства. Большую часть назначений производит Совет Федерации в соответствии с ч.1 ст. 102 Конституции РФ.

Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.

В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.

ассматривая порядок взаимодействия двух основных субъектов федеральной власти – Президента и Парламента, следует отметить, что законодатель закрепил основы такого взаимодействия в главе 4 Конституции Российской Федерации, которая в целом посвящена статусу именно Президента России, что еще раз подчеркивает высший статус Президента как органа государственной власти по отношению к другим субъектам.

Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности таких, как согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и другие.22

В соответствии со ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

- утверждает военную доктрину Российской Федерации;

- формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Таким образом, совместные полномочия Президента и Парламента можно условно подразделить на несколько групп, в зависимости от выполняемых этими органами функций.

Прежде всего, это формирование органов государственной власти. Так, Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, но осуществляет это только с согласия Государственной Думы – низшей палаты парламента России.

Президент и Парламент обладают равной законодательной инициативой и вправе вносить законопроекты для обсуждения. Однако, в отличие от Парламента, Президент законы не принимает. Таким правом наделена Государственная Дума. В то же время, после принятия закона, он может быть отклонен Советом Федерации. Но и в законотворческом процессе наблюдается тесная взаимосвязь деятельности Президента и Парламента, поскольку, если закон принят Государственной Думой и не был отклонен Советом Федерации, он поступает именно к Президенту, который подписывает и обнародует его.

Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п.«е» ст.84 Конституции РФ институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Ст.84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики.

Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности. Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. Однако введение военного положения, как и введение чрезвычайного положения, возможны только при соблюдении условия незамедлительного сообщения об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч.2 ст.87 Конституции РФ). В то же время Президенту Российской Федерации не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Этот вопрос относится к исключительной компетенции Совета Федерации (ст.106 Конституции Российской Федерации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.073 с.)