Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация высшей исполнительной власти в государствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. 3 стране имеется правительство, включающее премьер-министра и около 100 министров. Премьер-министром обычно становится лидер партии парламентского большинства, а министрами - другие ее влиятельные члены. Формально назначения осуществляет монарх (министры назначаются им по предложению премьер-министра). Однако правительство никогда вместе на заседания не собирается. В рамках правительства действует кабинет - гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Назначения в состав кабинета, производятся лично премьер-министром. Именно кабинет принимает от имени правительства все решения. Следует отметить, что кабинет существует только на основе обычая. Ни правительство, ни тем более министры не имеют права первичного нормотворчества. Они могут осуществлять регулирование только по уполномочиванию парламента, т.е. в порядке делегированного законодательства. Впрочем, оно применяется весьма активно. Судебная система Великобритании Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом судебными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, который помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе). Судебная система Англии и Уэльса является многозвенной. В ее основании находятся магистратские суды и суды графств, рассматривающие большинство уголовных и гражданских дел соответственно. Они традиционно считаются низшими судами. К числу высших судов относятся судебные органы, входящие в состав Верховного суда. Это Высокий суд, Суд Короны и Апелляционный суд. Высокий суд подразделяется на три отделения: королевской скамьи (разрешает дела, регулируемые общим, торговым правом), канцлерское (ему подсудны дела по авторскому и изобретательскому праву; и семейное. Суд короны - это сравнительно новое образование, созданное актами о суде 1971 года. Он рассматривает наиболее важные уголовные дела. Постановления Высокого суда и Суда Короны могут быть обжалованы в Апелляционный суд, а его постановления -в Апелляционный комитет Палаты лордов, который составляют лорды-юристы или ординарные лорды по апелляции, назначаемые монархом. Споры между Соединенным Королевством и заморскими территориями или странами Содружества, а также между центральными органами государственной власти и вновь созданными региональными органами Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии разрешает Тайный совет. Территориальное деление Соединенного Королевства Исторически страна состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Страна образовалась вокруг и на основе Англии, которая составляет большую часть государства и по территории, и по численности населения. Поэтому для других трех регионов в большей или меньшей степени всегда были свойственны стремление к усилению самоуправления или даже сепаратизм. Однако долгое время в этих регионах отсутствовали собственные органы управления. В 1997-1998 годах во всех трех регионах прошли референдумы, на которых были приняты решения об учреждении региональных законодательных и исполнительных органов власти. В 1998-1999 годах они были созданы и избраны. Законодательные ассамблеи Шотландии и Северной Ирландии получили исключительные законодательные полномочия, т.е. право первичного законодательства в сферах здравоохранения, образования, местного самоуправления и политико-административного деления, жилищного и коммунального хозяйства, окружающей среды и т.п. Парламент Уэльса может регулировать эти вопросы только с помощью "вторичного" законодательства т.е. конкретизируя общенациональные законы. Политико-административное деление регионов различно. Англии и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа - на общины. Графства Уэльса непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит из графств они - из округов, округа - из общин. Шотландия территориально по делена на округа, состоящие из общин. В каждой местной единице действуют органы местного самоуправления: выборные непосредственно населением советы и исполнительные органы. Чиновники, осуществляющие местное управление, отсутствуют. Компетенция органов местного самоуправления традиционно однако на практике возникают сложности по вопросу о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней. Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. Традиционно он управлялся избираемым Советом Большого Лондона, но в 1985 году Совет был упразднен правительством консерваторов. Лейбористское правительство добилось принятия закона о восстановлении самоуправления Большого Лондона. Органами такого самоуправления являются Ассамблея (включающая 25 депутатов) и мэр, избираемые непосредственно на четыре года. Их первые выборы состоялись в 2000 году. Островные и зависимые территории Великобритании Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мэн и острова пролива Ла-Манш. Они являются "коронными" владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела обязательные для них законы принимает английский парламент. Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В основном это малочисленные острова, например, остров Святой Елены, Англия, Бермудские острова. В каждой территории имеются собственные парламент, правительство и суды. Но по вопросам обороны, внешней политики и безопасности законы для них принимает парламент Великобритании. В каждой территории (как и в островных) действует назначаемый короной губернатор, представляющий интересы короны и осуществляющий контроль за органами власти территорий. Некоторые территории имеют собственные конституции. Основной закон ФРГ Действующий основной закон ФРГ - это четвертая в истории Германии конституция. Данный документ был принят парламентским советом - своеобразным учредительным собранием, в состав которого входили представители, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель. После ратификации Основного закона большинством земель, вошедших в состав ФРГ (его отвергла лишь Бавария, мотивируя это чрезмерно централистским характером Основного закона), он вступил в силу 23 мая 1949 года. Основной закон ФРГ имеет целый ряд особенностей. Одна из них выражена в его названии. В отличие от большинства аналогичных документов он называется не конституцией, а именно Основным законом. Тем самым подчеркивается, что данный правовой акт - это вынужденная, временная мера, поскольку он был принят в условиях расчленения единой германской нации, что исключало подлинную свободу волеизъявления всего немецкого народа. Конституция же обязательно должно являться результатом свободного народной волеизъявления. Это, по мнению авторов Основного закона, будет возможным только условиях воссоединения Германии, т.е. объединения всех трех ее частей, на которые он; была разделена после второй мировой войны: ФРГ, ГДР и Западного Берлина. Исходя из этого, в ст. 146 понятия Конституции и Основного закона разграничиваются: "настоящий Основной закон прекратит свое действие в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным решением всего немецкого народа". Как известно, 3 октября 1990 года объединение Германии произошло, но Основной закон с некоторыми поправками действует до сих пор как вполне приемлемый для нового государства документ конституционного значения. Конституция имеет еще ряд особенностей. В ней закреплено федеративное устройство государства, причем оно не может быть ликвидировано при пересмотре Основного закона. С' учетом того, что Основной закон был принят вскоре после крушения фашистского режима, он содержит антитоталитарные, антимилитаристские положения. Это право на достоинство, с которого начинается перечень всех прав и свобод (ст. 1), и право на сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы (ст. 20); объявление антиконституционными и наказуемыми действий, способных нарушить мирное сосуществование народов (ст. 26). Некоторые положения, ставшие классическими нормами послевоенных демократических конституции, впервые были закреплены в Основном законе ФРГ. Это характеристика государства как правового (ст. 20, 28 и др.), установление основ статуса политических партий (ст. 21), положение о том, что "собственность обязывает" (ст. 14). В целом же Основной закон ФРГ базируется на комплексе традиционных для современных западных конституций принципов. Это демократический, правовой, социальный и светский характер государства, парламентаризм, разделение властей, плюрализм, равноправие, народный суверенитет и т.д. По способу изменения Основной закон ФРГ является жестким. Поправки в него вносятся специальным законом, который должен быть принят как минимум двумя третями голосов от общего числа депутатов Бундестага и двумя третями голосов от общего числа членов Бундесрата, выполняющих функции нижней и верхней палат парламента (ст, 79 Основного закона). Парламент ФРГ Основной закон не содержит термина "парламент". В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй - назначаемым. На этом основании большинство немецких конституционалистов заявляет, что парламентом Германии следует считать Бундестаг - избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям: является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание верховной бюрократии земель. Большинство российских теоретиков, однако, справедливо полагает, что функции и полномочия Бундесрата аналогичны традиционным функциям и полномочиям слабых верхних палат парламентов, поэтому его вполне можно считать верхней палатой парламента ФРГ, а сам этот парламент уместно характеризовать как двухпалатный. Бундестаг избирается единовременно на четыре года прямыми всеобщими равными выборами по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Половина депутатов избирается от одномандатных избирательных округов по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина - по земельным партийным спискам с использованием 5% заградительного барьера. Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Число мест, которое имеет каждая земля в Бундесрате, колеблется от трех до шести в зависимости от численности населения земли. При этом голоса членов Бундесрата от каждой земли подаются только согласованно, что наилучшим образом служит выражению и балансу интересов земель и предназначению верхней палаты. Организация палат во многом сходна с организацией парламентов других стран. Они имеют председателей, их заместителей, бюро, секретариаты, парламентские комитеты - постоянные и временные, а Бундестаг - также партийные фракции. Заседания палат являются публичными, если только сама палата не примет постановление о проведении закрытого заседания. Решения принимаются большинством голосов. Палаты имеют регламенты. Депутаты Бундестага обладают свободным мандатом, а члены Бундесрата - императивным. Одно лицо не может одновременно быть депутатом Бундестага и членом Бундесрата. Депутаты Бундестага обладают ограниченным индемнитетом (за речи и высказывания в палате они могут привлекаться к ответственности только самой палатой) и иммунитетом (привлечение депутатов к ответственности или арест возможны лишь с согласия Бундестага за исключением случаев задержания при совершении преступления или в течение следующего дня). Основным направлением деятельности германского парламента является законотворчество. Законы принимаются по вопросам исключительной компетенции федерации, конкурирующей компетенции федерации и земель и рамочной компетенции федерации. Законопроекты вносятся в Бундестаг. Правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрат. При этом законопроекты Федерального правительства вносятся через Бундесрат, который высказывается о них в течение шести недель, а по проектам, объявленным правительством срочными, - в течение трех недель. Наоборот, законопроекты Бундесрата направляются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение трех месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Депутаты Бундестага могут вносить законопроекты напрямую в свою палату, но не единолично, а лишь в количестве не менее 5% от общего числа членов палаты или от имени одной фракции. Законопроекты, как правило, рассматриваются в Бундестаге в трех чтениях, между которыми они обсуждаются в комитетах. Третье чтение завершается принятием закона (или его отклонением). Принятый Бундестагом закон передается немедленно в Бундесрат для одобрения. Одобрение может быть выражено в активной или пассивной формах, т.е. путем голосования или без такового. Впрочем, некоторые законы нуждаются в обязательном активном согласии Бундесрата. Это ряд финансовых законов, законы о территориальных изменениях федерации, об изменении Основного закона и др. Если Бундесрат дает согласие, закон считается принятым окончательно, а если нет - он в течение трех недель с момента получения принятого Бундестагом закона может потребовать созыва комитета, образуемого из парламентариев обеих палат для совместного обсуждения законопроекта. При этом если для принятия закона согласие Бундесрата обязательно, то созыва комитета могут потребовать не только Бундесрат, но и Бундестаг и Федеральное правительство. Если комитет предложит внести изменения в принятый Бундестагом законопроект, то Бундестаг должен вновь принять решение по такому законопроекту. Если же для принятия закона согласия Бундесрата не требуется, то он может по окончании работы согласительного комитета в течение двух недель заявить протест против принятого Бундестагом закона. Протест, принятый большинством голосов членов Бундесрата, может быть отклонен большинством депутатов Бундестага. Таким образом, в принципе Бундесрат является слабой верхней палатой. Но Основной закон предусматривает ситуацию, когда он превращается в сильную палату, которая вправе принимать законы в обход Бундестага, без его согласия. Это состояние законодательной необходимости, которое может объявить Федеральное правительство, считающее тот или иной законопроект неотложным. Бундестаг вправе делегировать право издавать акты по вопросам законодательства Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли. Такая передача полномочий возможна только на основе делегирующего закона, предусматривающего предмет, цель, объем и срок делегирования. Делегирование полномочий по целому ряду вопросов нуждается в согласии Бундесрата. Еще одним важным направлением деятельности парламента ФРГ как парламентарного государства является осуществление контроля за деятельностью Федерального правительства. Его члены несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом, Бундестаг может сместить Федерального канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания нового канцлера. В этом случае все правительство уходит в отставку. Основной закон ФРГ установил и другую форму политической ответственности Федерального правительства перед парламентом. Это вотум доверия. Вопрос о доверии ставится Федеральным канцлером. Если за доверие не проголосует большинство депутатов Бундестага, то по предложению Федерального канцлера Федеральный президент в течение 21 дня может распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, если Бундестаг большинством голосов изберет нового Федерального канцлера. Парламент ратифицирует многие международные договоры. Он может объявить состояние обороны, если страна подверглась вооруженной агрессии или ей угрожает такая агрессия. Статус Федерального президента Федеральный президент избирается Федеральным собранием, которое представляет собой орган, созываемый специально для избрания президента в сроки, установленные конституцией. Федеральное собрание состоит из депутатов Бундестага и такого же количества представителей, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Пассивным избирательным правом обладают граждане ФРГ, достигшие 40 лет. Избрание Федерального президента происходит без прений. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Если после проведения двух туров голосования абсолютного большинства не получил никто, то в третьем туре избранным считается кандидат, за которого проголосовало относительное большинство членов Федерального собрания. Федеральный президент избирается на пять лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз. Согласно Основному закону Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в состав парламента как федерации, так и земли. Он также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по профессии и иметь занятие, входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющих целью получение прибыли. Федеральный президент представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Президент назначает и увольняет федеральных судей, чиновников, офицеров и унтер-офицеров, если законом не установлено иное. В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации помилование. Основной закон устанавливает, что условием действительности актов Федерального президента является их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным министром. Исключение составляю1 акты об отставке Федерального канцлера и роспуске Бундестага. На президента распространяются нормы об иммунитете депутате: Бундестага. Кроме того, президент может быть лишен должности Федеральным конституционным судом, если он установит, что президент виновен в умышленном нарушении Основного закона ФРГ или иного федерального закона. После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности вплоть до разрешения дела. Полномочия президента в случае каких-либо препятствий к выполнению им своих полномочий или их досрочного прекращения осуществляет председатель Бундесрата. Но такое замещение при досрочном прекращении президентских полномочий является недолгим, т.к. в течение 30 дней после такого прекращения должно быть созвано Федеральное собрание. Федеральное правительство Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера (главы правительства) и федеральных министров. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Федерального президента. Если кандидат получил абсолютное большинство голосов в Бундестаге, он считается избранным. Если предложенное президентом лицо не избрано, то в течение 14 дней после голосования по кандидатуре президента Бундестаг может избрать канцлера по своему усмотрению - опять же абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов. Причем если в результате этого последнего голосования кандидат соберет абсолютное большинство голосов членов Бундестага, Федеральный президент обязан в течение семи дней назначить его канцлером. Если же за кандидата проголосовало лишь относительное большинство депутатов, президент в течение семи дней либо назначает его, либо распускает Бундестаг (ст. 63). Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера и увольняются в том же порядке. Основной закон ФРГ установил правила о несовместимости должности члена правительства с некоторыми видами деятельности. Ни Федеральный канцлер, ни федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства коммерческого предприятия, а без согласия Бундестага - и в состав его наблюдательного совета (ст. 66). Особую роль в правительстве и в государственном механизме вообще играет Федеральный канцлер. Он определяет основные направления политики и несет за них ответственность. Он может быть смещен с должности только в результате выражения ему конструктивного вотума недоверия. Именно канцлер несет ответственность за деятельность правительства: со сменой канцлера оно в полном составе уходит в отставку (ст. 69). Что касается полномочий Федерального правительства, то они определены применительно к разграничению компетенции между федерацией и землями в исполнительной сфере. Судебная система ФРГ Основы судебной системы установлены в IX разделе Конституции. Основной закон провозглашает, что судебная власть вверяется судьям, она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными конституцией, и судами земель. Федеральный конституционный суд - это орган конституционной юстиции. Он состоит из 16 федеральный судей, половину из которых избирает Бундестаг, а половину - Бундесрат. Часть судей Федерального конституционного суда избирается из числа судей других высших судебных органов, а часть - из состава граждан, достигших 40 лет и имеющих диплом, дающий право занимать должность судьи. Избранные судьи назначаются на должность Федеральным президентом. Основной закон устанавливает правило о несовместимости должности судьи Федерального конституционного суда: он не может входить ни в состав Бундестага, ни в состав Бундесрата, ни в состав Федерального правительства, ни в соответствующие органы земель. Срок полномочий судей составляет 12 лет, а предельный возраст их пребывания в должности - 68 лет. Федеральный конституционный суд разделен на две палаты, каждая из которых включает по восемь судей. Компетенция конституционного суда охватывает разрешение следующих категорий дел: - о толковании федерального Основного закона по поводу споров о компетенции между органами публичной власти, предусмотренными конституцией; - о соответствии законодательства земель федеральной конституции или иному федеральному праву - по предложению Федерального правительства, правительства земли или 1/3 депутатов Бундестага; - споры между федерацией и землями о компетенции, иные споры публично-правового характера между федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной порядок; - конституционные жалобы, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или некоторых иных прав, предусмотренных конституцией (на сопротивление, равноправие, право избирать и др.); - конституционные жалобы общин и общинных союзов на нарушение их права на местное самоуправление федеральным законом, а также законом земли, если жалоба не может быть передана в конституционный суд земли; - о лишении основных прав; - о неконституционности политических партий; - по обвинениям в отношении Федерального президента и т.д. Решения Федерального конституционного суда имеют постановляющий характер. В основном законе говорится еще о пяти ветвях юстиции: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной, которые возглавляются соответственно Федеральной судебной палатой, Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым делам и Федеральным судом по социальным делам. Система общих судов включает действующие в землях участковые суды (суды первой инстанции); суды земель (апелляционная инстанция, а по некоторым делам - первая); высшие суды земель (апелляционная и надзорная инстанция) и Федеральную судебную палату, выступающую надзорной инстанцией. Система специальных судов имеет, как правило, три уровня: первой, апелляционной и надзорной инстанции. Основной закон закрепляет главные принципы судебной системы: несменяемость и независимость судей, подчинение их только закону, недопустимость создания чрезвычайных судов, учреждение судов только законом. Обращает на себя внимание также норма об отмене смертной казни (ст. 102). Органы прокуратуры в ФРГ действуют при судах соответствующего уровня. 40 Документы конституционного значения, Документами конституционного значения считаются в настоящее время Конституция 1958 года, а также правовые акты, прямо упоминаемые в ней как определяющие права человека и принципы национального суверенитета. Это Декларация прав человека и гражданина 1789 года и Преамбула Конституции 1946 года. Конституция 1958 года комплексно регулирует основы устройства государства, а два других названных конституционных акта посвящены правам человека. Действующая Конституция Франции была принята в условиях острого политической кризиса. Мятеж в Алжире, неэффективное парламентаризма, учрежденного предшествующей Конституцией Франции 1946 года частая смена правительства, угроза войны стране привели к разочарованию общественности во многих демократических института и породили необходимость конституционны перемен. 1 июня 1958 года парламент Франции принял закон о наделении правительства, возглавляемого генералом Ш. де Голле? полномочиями по разработке проекта ново конституции. Конституция была одобрена е референдуме 28 октября 1958 года. Она наложила начало историческому периоду, именуемому Пятой французской республикой. Это семнадцатая по счету конституция Франции. Исторические особенности принятия данного документа, причины, его породившие, обусловили целый ряд особенностей его содержания. Основное внимание Конституция уделяет регулированию организации государственного механизма. Идейную основу такого регулирования составила концепция "рационализированного парламентаризма", предполагающая умеренное использование в деятельности государства демократических институтов, олицетворяемых, прежде всего, парламентом. Целью ограничений демократизма объявлялось повышение эффективности государственного управления. Конституция устанавливает главные принципы организации и деятельности государства, объявляя Францию неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип демократизма выражен формулой: "Правление народа, по воле народа и для народа" (ст. 2), а также положением о том, что " национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление" (ст. 3). Важнейшим проявлением "рационализированного парламентаризма" является установление в качестве формы правления смешанной (или полупрезидентской или президентско-парламентарной) республики. Она сочетает элементы президентской и парламентарной республик, е частности, силу президентской власти и ответственность правительства перед нижней палатой парламента с возможностью ее роспуска президентом. "Рационализация" парламентаризма выражается также в закреплении Конституцией абсолютно ограниченной компетенции парламента; в признании за правительством права отменять акты парламента, если он вышел за пределы своей компетенции (при наличии заключения Конституционного совета); в наличии у президента прав назначения референдума и объявления чрезвычайного положения без согласия парламента; а также почти неограниченного права роспуска нижней палаты парламента - Национального собрания и т.п. Таким образом, действующая Конституция Франции характеризуется достаточно скромным демократическим потенциалом, особенно по сравнению со своей предшественницей - Конституцией 1946 года, считающейся самой демократичной в истории Франции. По способу изменения Конституция Франции 1958 года является жесткой. Процедура ее пересмотра регламентируется в XVI разделе, содержащем лишь одну статью (89). При этом Конституция регулирует важнейшие вопросы осуществления трех стадий пересмотра: инициирования поправок, их принятия и ратификации. Право инициировать о предложения о внесении поправок имеют президент, действующий по предложению премьер-министра, а также парламентарии. Предложение может быть внесено в любую палату. Принимается поправка путем издания закона о внесении в Конституцию поправки. Такой закон должен быть принят в идентичной редакции обеими палатами. Ратификация поправки должна осуществляться референдумом, на котором поправка считается одобренной, если за нее проголосует абсолютное большинство избирателей страны. Но референдум -это не единственный возможный способ ратификации поправки. По предложению президента поправка к Конституции может быть передана для ратификации в Конгресс, представляющий собой совместное заседание палат парламента. Поправка считается одобренной Конгрессом, если за нее проголосуют 3/5 от общего числа поданных голосов парламентариев. Хотя референдум согласно Конституции является главным способом ратификации поправки, а Конгресс - альтернативным, на практике в большинстве случаев ратификация поправок до сих пор осуществлялась именно Конгрессом. Конституция не может быть изменена при посягательстве на целостность территории страны. Республиканская же форма правления вообще не подлежит пересмотру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.016 с.) |