Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регламентация прав граждан в Конституции КНР

Поиск

Регламентации прав и свобод личности посвящена вторая глава Конституции КНР. Особенностями конституционного статуса личности являются:

- отрицание естественного происхождения прав и свобод;

- отсутствие разделения конституционных прав на права человека и права гражданина, а также национального правового режима для иностранцев: статус граждан и иностранцев разграничивается, при этом большая часть конституционных прав адресована гражданам КНР;

- наличие прав особой категории граждан - трудящихся;

- отсутствие некоторых важнейших основных прав - права на жизнь и свободу, а также свободы мысли, передвижения, выбора места жительства и др.;

- социалистическая направленность прав человека, их подчиненность целям и задачам строительства социализма в КНР;

- слабая регламентация судебных гарантий прав личности;

- наличие достаточно большого числа обязанностей.

Среди политических прав, которыми открывается конституционный перечень прав и свобод, Конституция наделяет граждан правом избирать и избираться, свободой слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, правом обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих. Регламентируя избирательное право, Конституция устанавливает, что правом избирать обладают все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости. Исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону. К числу таких лиц относятся душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять избирательные права (факт неспособности устанавливают избирательные комиссии), лица, лишенные судом политических прав за "контрреволюционные преступления", а также приговоренные к смертной казни или пожизненному лишению свободы. Пассивным избирательным правом обладают граждане, имеющие право избирать. При этом возрастной ценз для избрания лица депутатом собрания народных представителей любого уровня, включая ВСНП, составляет 18 лет, а для избрания председателем КНР или его заместителем - 45 лет.

К числу социально-экономических прав, которым Конституция уделяет наибольшее внимание, относятся право на труд, отдых, пенсионное обеспечение по старости, болезни и нетрудоспособности, право собственности и наследования, право на образование, свобода научно-исследовательской деятельности и творчества. Следует отметить и значительное число прав, связанных с брачно-семейными отношениями: свобода брака, государственная защита семьи и брака, материнства и младенчества. Запрещается жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми.

Перечень конституционных прав замыкают личные права и свободы: право на свободу и неприкосновенность личности, на неприкосновенность чести и достоинства, свобода совести, свобода и тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на компенсацию государством ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими.

Конституция КНР, как и другие социалистические конституции, содержит значительное количество обязанностей. Это обязанности соблюдать Конституцию и законы страны, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию (воинская служба и участие в народном ополчении являются почетными обязанностями граждан), защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, платить налоги в соответствии с законом, трудиться, учиться, обязанность родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей - содержать и поддерживать родителей. Специфической конституционной обязанностью является обязанность супругов осуществлять планирование рождаемости. Очевидно, что это связано со сложной демографической ситуацией в стране. В целом же значительное число обязанностей свидетельствует о стремлении государства подавить самостоятельность граждан и их свободу, внушить им понимание их подчиненного положения по отношению к государству, что характерно для всякого недемократического режима.

В качестве ограничения прав и свобод Конституция КНР устанавливает недопустимость при их осуществлении нанесения ущерба интересам государства, общества и коллектива, а также правам и свободам других граждан.

59 Конституционный статус
Всекитайского собрания народных представителей

Согласно Конституции КНР Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является верховным органом государственной власти. ВСНП является однопалатным. Число его депутатов не должно превышать 3000 человек. В настоящее время их немного меньше. ВСНП избирается непрямыми выборами. Его депутатов выбирают собрания народных представителей наиболее крупных территориальных единиц государства - провинций, городов центрального подчинения, автономных районов, а также собрания представителей военнослужащих. Каждая из этих территориальных единиц представлена несколькими депутатами, число которых примерно пропорционально численности их избирателей. Таким образом, избирательные округа при выборах в ВСНП являются естественными и многомандатными.

Выборы депутатов ВСНП являются не только непрямыми, но и неравными: депутаты, избранные в городской местности, представляют в восемь раз меньше избирателей, чем депутаты от сельских населенных пунктов. Это должно обеспечить диктатуру рабочего класса. Требованием закона о выборах является обязательное представительство в ВСНП всех наций и народностей, проживающих в КНР. Особенностью формирования и состава ВСНП является то, что Народно-освободительная армия Китая избирает депутатов отдельно. Избрание осуществляется на собраниях представителей военнослужащих главных штабов, крупных военных округов, родов войск, Государственного научно-технического комитета обороны, государственного управления оборонной промышленности и военных академий. Депутаты ВСНП избираются одновременно сроком на пять лет.

ВСНП работает в сессионном порядке. Очередные сессии продолжаются всего несколько дней в году. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению Постоянного комитета ВСНП или по предложению 1/5 депутатов ВСНП.

Структуру ВСНП образуют президиум сессии, секретариат, Постоянный комитет ВСНП, специальные комиссии, делегации. Президиум руководит подготовкой и проведением заседания сессии. Специальные комиссии, образуемые ВСНП по отраслям и сферам управления, предварительно рассматривают законопроекты, прорабатывают другие вопросы, подлежащие обсуждению в ВСНП. Особенностью структуры ВСНП являются делегации - объединения депутатов, избранных от одной избирательной единицы (провинции, автономного района, города центрального подчинения). Делегации наделены правом законодательной инициативы, они предварительно обсуждают перед каждой сессией выносимые на нее вопросы, излагают на заседаниях ВСНП единую позицию по тому или иному вопросу, рассматриваемому ВСНП. Как видно, делегации ВСНП частично выполняют роль партийных фракций, а частично - роль верхней палаты, представляющей территориальные интересы: и то, и другое в ВСНП отсутствует.

Правом законодательной инициативы обладает весьма широкий круг субъектов: президиум сессии ВСНП, Постоянный комитет BCHQ, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет (правительство), Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации ВСНП и не менее 30 его депутатов. Предложения об изменении Конституции могут вносить лишь Постоянный комитет ВСНП и 1/5 его депутатов.

Полномочия ВСНП весьма обширны. Оно принимает законы, избирает другие высшие органы государства и высших должностных лиц, утверждает планы социально-экономического развития страны, государственный бюджет и отчет о его исполнении, решает вопросы войны и мира и т.д. Перечень полномочий ВСНП является открытым. В соответствии с концепцией полновластия собраний народных представителей оно может иметь и другие полномочия, присущие высшим органам государственной власти.

Постоянный комитет ВСНП

Особенностью государственного механизма КНР является двойственность законодательных органов, к числу которых относятся не только ВСНП, но и его Постоянный комитет. Существование последнего обусловлено огромным численным составом и непродолжительностью сессий ВСНП, что чрезвычайно снижает его работоспособность.

Поэтому ВСНП из числа своих депутатов на первой же после выборов сессии избирает Постоянный комитет на весь срок своих полномочий, т.е. на пять лет. В его состав входят председатель, заместитель председателя, начальник секретариата и члены Постоянного комитета ВСНП.

Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца. Полномочия Постоянного комитета можно подразделить на две группы: собственные полномочия Постоянного комитета и выполняемые им полномочия ВСНП. К собственным полномочиям Постоянного комитета относятся принятие законов; толкование Конституции и законов; контроль за деятельностью Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; отмена актов органов власти провинций, городов центрального подчинения и автономных районов, противоречащих Конституции, законам или административным актам; принятие решений о всеобщей или частичной мобилизации в стране; ратификация и денонсация международных договоров; награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий; помилование; назначение и отзыв дипломатических представителей КНР.

В период между сессиями ВСНП его Постоянный комитет вносит частичные изменения в законы, принятые ВСНП: рассматривает и утверждает поправки к планам социально-экономического развития страны и государственному бюджету в ходе их выполнения; по представлению премьера Государственного совета принимает решения о назначении и смещении министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата; по представлению председателя Центрального военного совета назначает и смещает его членов; объявляет войну, если КНР подверглась вооруженному нападению или при необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.009 с.)