Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционный статус монарха в ЯпонииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Хотя Конституция Японии 1947 года резко ограничила статус монарха, она, отдавая дань традиции уважения персоны императора, регламентирует его статус в самой первой главе (после нее следуют даже такие важные главы, как "Отказ от войны" и "Права и обязанности народа"). Император провозглашается символом государства и единства народа. Этой почетной ролью его функции, однако, почти полностью ограничиваются. Конституция устанавливает, что суверенитет исходит от народа (а не от императора) и именно волей народа определяется статус императора (ст. 1). В соответствии с Конституцией императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Престолонаследие осуществляется по салической системе: предпочтение отдается старшему сыну императора; женщины престол наследовать не могут. Политическая слабость императора весьма откровенно констатируется Конституцией Японии. "Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти", - гласит ст. 4. Он осуществляет только те действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией. К их числу Конституция относит: · - назначение премьер-министра по представлению парламента; · - назначение Главного судьи Верховного суда по представлению Кабинета; · - промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; · - созыв парламента; · - роспуск Палаты представителей; · - объявление всеобщих парламентских выборов; · - подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц; · - подтверждение амнистии и помилования; · - пожалование наград; · - прием иностранных послов и посланников и т.д. (ст. 7). Но ни одно из этих полномочий не может быть осуществлено императором самостоятельно. Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность (ст. 3). Японский парламент Парламент определен Конституцией как высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства (ст. 41). Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников, избираемых непосредственно населением. Активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадцатилетнего возраста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей. Право быть избранным в Палату представителей возникает с 25 лет, а в Палату советников - с 30. Закон предусматривает обязанность кандидатов внести избирательный залог в размере двух миллионов йен при баллотировке в Палату советников и трех - в Палату представителей. Залог возвращается, если за кандидата проголосовало установленное законом число избирателей. Обе палаты с 1996 года избираются по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Так, из 500 депутатов Палаты представителей 300 избираются по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства, а 200 - по 11 многомандатным округам с применением пропорциональной избирательной системы. Палата советников также избирается по смешанной системе. Из 252 советников 152 избираются по системе единственного передаваемого голоса. При этом избирательными округами являются префектуры и столица. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу с использованием пропорциональной избирательной системы (партийные списки являются жесткими, а результаты выборов определяются по методу д'Ондта). Срок полномочий Палаты представителей составляет четыре года, причем весь состав палаты на всеобщих выборах переизбирается одновременно. Единого срока полномочий Палаты советников не существует, Срок полномочий советников составляет шесть лет, причем каждые три года палата обновляется наполовину (ст. 45, 46). Статус парламентариев характеризуется наличием у них иммунитета и индемнитета. При этом неприкосновенностью они обладают только в период сессии. Арестованные же до открытия сессии депутаты по требованию палаты должны освобождаться на время сессии. Каждая палата избирает председателя, его заместителей, иных должностных лиц, принимает регламент. Как и в других парламентах, в Палате представителей и Палате советников формируются комиссии двух видов - постоянные и специальные. Структура постоянных комиссий частично привязана к структуре министерств. Постоянные комиссии рассматривают законопроекты в промежутках между их чтениями на пленарных заседаниях палаты, формулируя предложения о поправках. Парламент проводит ежегодно одну очередную сессию, продолжающуюся большую часть года. Решение о созыве парламента на внеочередную сессию может принять Кабинет. Заседания палат, как правило, являются открытыми. Решение о проведении закрытого заседания принимается 2/3 голосов присутствующих депутатов. Такое решение не может быть принято при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов. Главной функцией парламента является законотворчество. Конституция не определяет круг субъектов права законодательной инициативы. Согласно закону о парламенте таким правом обладают депутаты парламента и Кабинет министров. Причем депутаты не вправе вносить проект закона индивидуально: он может исходить лишь от группы численностью не менее 20 представителей или 10 советников (а при внесении бюджета - 50 и 20 соответственно). Законопроекты могут вноситься в обе палаты (проект бюджета - только в Палату представителей). После принятия закона одной палатой он передается на одобрение другой. Если между ними возникли разногласия, перевес имеет нижняя палата. Вето Палаты советников (а оно считается наложенным не только, если советники проголосовали против закона, принятого нижней палатой, но и если в течение 60 дней верхняя палата не рассмотрит его) преодолевается Палатой представителей путем повторного принятия законопроекта в прежней редакции 2/3 голосов от числа присутствующих депутатов. Но до этого по требованию Палаты представителей может быть созвано совместное заседание обеих палат (ст. 59). Еще проще преодолевается вето Палаты советников на бюджет. Если она не рассмотрела принятый Палатой представителей бюджет в течение 30 дней или если соглашение не достигнуто на совместном заседании палат, решение по бюджету Палаты представителей становится решением парламента (ст. 60). В таком же порядке преодолеваются разногласия палат при ратификации международных договоров (ст. 61). Все принятые парламентом законы подписываются министром, i ведению которого они относятся, и контрассигнуются премьер-министром. После этого они направляются императору для промульгации Закон должен быть опубликован в течение 30 дней после подписание императором, а через 20 дней после опубликования он вступает в сил> Парламент осуществляет также функции контроля за деятельностью правительства. Главной формой контроля является интерпелляция. Она принимается Палатой представителей по инициативе ее депутатов. Интерпелляция подается председателю палаты и может быть вынесена им единолично, а если он отказывается это сделать, депутат может поставить вопрос об интерпелляции на заседании палаты. Кабинет обязан письменно или устно ответить на запрос в течение семи дней. Обе палаты вправе проводить парламентские расследования. Парламент не только осуществляет контроль за правительством, но и применяет к нему меры парламентской ответственности. К их числу Конституция относит вынесение резолюции недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии Палатой представителей. В обоих случаях правительство должно уйти в отставку в полном составе, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена (ст. 69). Таким образом, роспуску подлежит только нижняя палата японского парламента. Тем не менее, если она распущена, Палата советников одновременно прекращает заседания. Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне необходимо в интересах страны. Решения Палаты советников, принятые на такой ее чрезвычайной сессии, должны быть одобрены Палатой представителей в течение 10 дней с момента открытия ее первой после выборов сессии, иначе они теряют силу (ст. 54). Парламент осуществляет и несколько необычную судебную функцию. Из числа членов обеих палат он образует суд для рассмотрения в порядке импичмента дел об отстранении от должности судей, виновных в совершении правонарушений (ст. 64). Исполнительная власть Исполнительная власть осуществляется согласно Конституции Кабинетом министров (ст. 65). В его состав входят премьер-министр, который возглавляет его, и министры: 12 министров, возглавляющих министерства, и 8 министров без портфелей (выполняющих главным образом роль советников премьер-министра, но им могут поручаться и другие функции). Премьер-министр выдвигается резолюцией парламента их числа своих членов. Такое выдвижение должно стать первым вопросом, поставленным на обсуждение перед вновь избранным парламентом. Резолюция о выдвижении конкретного кандидата должна быть принята обеими палатами. Если палаты приняли резолюции о выдвижении различных кандидатов или Палата советников в течение 10 дней после принятия резолюции Палатой представителей не приняла никакого решения о выдвижении или если соглашение о кандидатуре премьер-министра не достигнуто на совместном заседании палат, то решение Палаты представителей о кандидатуре премьер-министра считается решением парламента (ст. 67). После принятия парламентом решения о выдвижении премьер-министра он утверждается императором. Естественно, чаще всего премьер-министром становится лидер парламентской партии или блока. Вновь назначенный премьер-министр назначает министров. Он обладает правом отстранять министров от должности по своему усмотрению (ст. 68). Конституция требует, чтобы премьер-министр и другие министры были гражданскими лицами и чтобы больше половины министров назначалось из числа парламентариев (ст. 66, 68). Основной закон устанавливает принцип коллективной ответственности Кабинета. Это означает, что недоверие или отказ в доверии могут быть выражены парламентом только всему Кабинету в целом, также весь Кабинет должен уйти в отставку в случае прекращения полномочий премьер-министра. Основанием отставки является также созыв нового состава парламента после всеобщих выборов, т.е. выборов Палаты представителей (ст. 70). Особое положение в Кабинете занимает премьер-министр. Он вносит от имени Кабинета на рассмотрение парламента законопроекты, докладывает ему об общем состоянии государственных дел и внешних сношений, осуществляет координацию и контроль за различными сферами управления (ст. 72). Компетенция Кабинета определена Конституцией, в отличие от многих других стран, в виде перечня важнейших полномочий. Ее образуют добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел, руководство внешней политикой, заключение международных договоров с разрешения парламента, организация государственной службы в соответствии с законом, составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента (ст. 73). Судебная власть в Японии Особенностями судебной системы Японии являются ее многостепенность и осуществление конституционного контроля высшим судебным органом страны общей юрисдикции. Судебную систему страны образуют: - дисциплинарные суды (575), рассматривающие незначительные гражданские и уголовные дела, это аналог мировых судей в других странах; дела слушаются единолично судьями, которые не обязательно должны иметь юридическое образование; - окружные суды (50), слушающие основную массу гражданских и уголовных дел по первой инстанции и являющиеся апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами; дела в них рассматриваются судьей единолично, а наиболее важные дела -коллегией из трех судей; при окружных судах создаются специализированные суды по семейным делам, которые разрешают семейно-правовые споры, споры о наследстве, дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; - высшие суды (8) являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным окружными судами и судами по семейным делам; - Верховный суд Японии, возглавляющий судебную систему страны, состоит из Главного судьи и 14 судей-членов Верховного суда, назначаемых Кабинетом. Верховный суд является судом последней инстанции. Он действует в качестве суда второй инстанции по делам, рассматриваемым по первой инстанции высшими судами, а по остальным делам - в качестве суда третьей инстанции. Важным направлением деятельности Верховного суда является конституционный контроль. Суд вправе решать вопрос о соответствии Конституции любого закона, указа, постановления или административного акта. Решение о неконституционности считается принятым, если за него проголосовало не менее 8 членов Верховного суда, в таком случае соответствующий правовой акт теряет юридическую силу. Конституционный контроль является абстрактным. Некоторые особенности имеет в Японии статус судей. Они назначаются Кабинетом на неопределенный срок. Отставка может последовать в результате применения процедуры импичмента, объявления судьи неспособным физически или умственно исполнять свои функции (осуществляется в судебном порядке), а отставка судей Верховного суда возможна также еще в одном случае: после назначения нового судьи Конституция требует вынесения вопроса о пересмотре данного назначения на голосование избирателей, проводимое одновременно с ближайшими выборами Палаты представителей. Повторное вынесение вопроса о пересмотре на голосование осуществляется через каждые 10 лет после назначения судьи. Если большинство избирателей выскажется в ходе указанных голосований за смещение судьи, он должен уйти в отставку (ст. 79). Кроме того, отставка наступает по достижении судьями определенного возраста, установленного законом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.013 с.) |