Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и свободы человека и гражданина в Конституции США

Поиск

Основные черты статуса президента США

Исполнительная власть согласно второй статье Конституции США осуществляется президентом. Он является не только главой государства, но и главой его высшей исполнительной власти.

Президент избирается выборщиками (которые, в свою очередь, выбираются непосредственно избирателями) сроком на четыре года. Президентом может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35 лет и постоянно проживающий в стране не менее 14 лет. Одно и то же лицо не может избираться президентом более двух раз. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство выборщиков.

Если ни один кандидат в президенты не получил абсолютного большинства голосов выборщиков, президент выбирается Палатой представителей из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.

Выборы вице-президента проводятся отдельно по аналогичной схеме. Если выборщики не избрали вице-президента, он избирается Сенатом из числа двух кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.

В случае досрочного прекращения президентом своих полномочий (смерть, отставка, отстранение от должности) его функции все оставшееся до очередных выборов президента время выполняет вице-президент. Сам вице-президент никакими определенными полномочиями не обладает, за исключением обязанности председательствовать в Сенате.

К числу полномочий президента США Конституция относит исполнение законов, определение полномочий всех должностных лиц США, представительство государства в международных отношениях, назначение высших должностных лиц с совета и согласия Сената, а нижестоящих ~ без такого согласия. Президент ведет переговоры с иностранными государствами, заключает международные договоры с совета и согласия Сената, является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, осуществляет помилование, награждает орденами и другими знаками отличия т.д.

Существенны полномочия президента и в законодательном процессе. Он обращается к Конгрессу с посланиями, в которых по сути содержатся планы законодательных мероприятий. Президент подписывает законы, обладая правом вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов парламентариев каждой из палат.

Президент руководит кабинетом. При этом министры являются лишь советниками при нем: все решения по руководству исполнительной властью принимаются президентом единолично.

Президент не несет политической ответственности перед кем бы то ни было, но к нему может быть применена юридическая ответственность в форме импичмента. Основаниями импичмента являются согласно Конституции государственная измена, коррупция либо иное тяжкое преступление или проступок. Правовым последствием импичмента является отрешение президента от должности и лишение права занимать какие-либо должности на государственной службе США. За всю историю США ни один президент не был отрешен от должности в результате импичмента.

Согласно Конституции президент не обладает неприкосновенностью.

Судебная система США

Судебная система США является двухуровневой. Она включает федеральную судебную систему, а также суды штатов, федерального округа Колумбия и зависимых территорий. В федеральных судах рассматриваются правовые споры только по тем вопросам, которые отнесены Конституцией к компетенции федерации. Как правило, постановления федеральных судов не могут быть обжалованы в судах штатов и наоборот.

Федеральная судебная система состоит из Верховного суда и других судов, учреждаемых время от времени Конгрессом. Федеральные судьи назначаются президентом с совета и согласия Сената и остаются в должности пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения импичмента.

Особенностью американских судов является осуществление ими толкования Конституции и конституционного контроля.

Система федеральных судов является трехзвенной. Она включает Верховный суд, апелляционные суды и районные суды.

Судебные системы штатов весьма разнообразны. Во многих из них судьи избираются.

Конституция Великобритании

Британская Конституция представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Британские правоведы характеризуют ее как неписаную, подчеркивая ее главную специфическую черту - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев). В российской же науке конституционного права можно иногда встретить мнение о том, что английская конституция является смешанной, т.е. включает как письменные, так и устные источники. Действительно, в Великобритании отсутствует документ, официально именующийся конституцией. Но это вовсе не означает, что в данной стране конституции нет вообще. Безусловно, она существует. Более того, Великобритания является родиной конституционализма. Именно в этой стране впервые укоренились идеи ограниченного правление и свободы личности, составляющие суть конституционного строя, были приняты правовые акты, воплощавшие эти идеи, а также возник и стал постоянно действовать парламент - главный ограничитель власти монарха. Давние и крепкие корни конституционализма, англосаксонская правовая система, почти полное отсутствие в стране революционных потрясений - вот те причины, по которым принятия конституции как единого документа, обладающего высшей юридической силой, пока не потребовалось.

Британская конституция состоит из огромного, не поддающегося точному исчислению, числа источников. Существует несколько видов источников конституции Великобритании. Это статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктринальные источники.

Статуты как источники конституционного права - это акты парламента, имеющие конституционное значение. Вместе взятые, они образуют статутное право. В английской правовой доктрине нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных, т.к. все акты, принятые парламентом, имеют одинаковую юридическую силу, а также порядок принятия, изменения и отмены. Тем не менее не все акты парламента считаются частью конституции. К числу статутов, являющихся чисто конституционными, т.е. признаваемых источниками конституционного права целиком, относятся акты, регулирующие:

- статус парламента, его палат и парламентариев (Акты о парламенте 1911 и 1949 годов, Акт о пэрах 1963 года, Акт о палате общин 1978 года, Акт о палате лордов 1999 года и т.п.;

- главные аспекты правового положения человека (Хабеас корпус акт 1679 года, Билль о правах 1689 года, положения которых, правда, сейчас применяются не буквально, а в качестве общих принципов уголовного и уголовно-процессуального права);

избирательное право (Акты о народном представительстве 1983, 1985,1989 и 2000 годов; Акт о политических партиях, выборах и референдуме 2000 года);

~ статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 года);

- территориальную организацию государства и местное самоуправление (Акты о местном управлении 1972, 1985, 1988, 1994, 1999 и 2000 годов).

Таких актов в настоящее время насчитывается более 40. Кроме того, конституционно-правовые нормы содержатся в статутах, регламентирующих как конституционные, так и другие отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такие статуты являются источниками конституционного права не целиком, а лишь в той или иной Части. Таковы, например, акты о министрах Короны 1937, 1964 и 1975 годов, которые помимо конституционно-правовых норм содержат административно-правовые.

В целом статутное конституционное право имеет фрагментарный характер, т.е. регулирует лишь отдельные отношения, составляющие предмет конституционного нрава.

Конституционные обычаи занимают весьма значительную роль в системе источников английской конституции: по большей части она состоит именно из обычаев. Конституционные обычаи - это не зафиксированные письменно правила поведения в сфере конституционно-правовых отношений, которые сложились в результате многократного совершения субъектами одних и тех же действий. Специфика правовых, в том числе конституционных, обычаев состоит в том, что они не защищаются судами (за исключением так называемых древних), т.е. их нарушение не влечет юридической ответственности. Поэтому конституционные обычаи в английской правовой литературе часто именуют конституционными соглашениями, имея в виду, что обычай действует до тех пор, пока с ним согласны все стороны соответствующего отношения. Обычаями в конституционном праве Великобритании являются, например, формирование правительства из членов партии парламентского большинства, назначение лидера этой партии премьер-министром, обязательное санкционирование закона, принятого обеими палатами парламента и т.д.

Судебные прецеденты как источники конституционного права - это постановления судов по конституционным вопросам, являющиеся обязательными при рассмотрении судами аналогичных дел в будущем. В отличие от обычаев прецеденты в настоящее время составляют лишь небольшую часть источников конституционного права, т.к. со временем они постепенно заменяются статутами. Значение прецедентов признается в Великобритании не за всеми судебными постановлениями, а лишь за актами высших судов, к числу которых относятся суды, входящие в состав Верховного суда Англии и Уэльса (и аналогичного суда Северной Ирландии), а также Палата лордов и Тайный совет.

Доктринальные источники британской конституции - это опубликованные мнения ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним имеют право обращаться британские суды для обоснования своих постановлений. Чаще всего это делается тогда, когда имеется пробел в статутном или прецедентном регулировании какого либо вопроса, т.е. вопрос не регламентирован ни статутом, ни судебным прецедентом.

По способу изменения конституция Великобритании является гибкой. Тем не менее гибкость не означает ее нестабильности. Эффективной гарантией стабильности британской конституции выступает знаменитый британский консерватизм. Возможность же создания изменения и отмены правовых норм судами обеспечивает возможность оперативного приспособления конституционных положений изменяющимся условиям жизни.

Охарактеризованные особенности британской конституции позволяют утверждать, что в данной стране существует лишь материальная конституция. Конституции же в формальном смысле здесь нет.

Британский парламент

В настоящее время парламент Великобритании состоит из монарха, Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата - Палата общин - это общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства. От каждого избирательного округа избирается один депутат. Палата общин с 1997 года включает 659 депутатов. Руководит палатой спикер, имеющий достаточно обширные полномочия по организации работы палаты. Важную роль в работе Палаты представителей играют парламентские комитеты. Они подразделяются на три вида: постоянные, временные и комитет всей палаты. Постоянные, в свою очередь, делятся на специализированные и неспециализированные. Специализированные создаются для осуществления парламентского контроля за правительством, поэтому их система повторяет систему министерств. Неспециализированные комитеты образуются для предварительного прохождения законопроектов и обозначаются первыми буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д.

Разумеется, важную роль в работе палаты играют партийные фракции. Наибольшую значимость имеют фракции правящей партии и оппозиции. Оппозиционной считается самая большая по численности фракция. За соблюдением партийной дисциплины следят партийные "кнуты", назначаемые каждой фракцией.

Палата лордов - это верхняя палата английского парламента. Традиционно она состояла из наследственных пэров (пэры - это лица, имеющие дворянские титулы не ниже барона), пожизненных пэров, духовных лордов (архиепископов и епископов) и лордов-юристов, которые от имени палаты осуществляют ее судебные функции. Общая численность палаты составляла около 1100 лордов, из них более 700 были наследственными пэрами. В настоящее время палата существенно реформирована. В 1999 году принят закон об упразднении членства в ней большинства наследственных пэров: сохраняется членство лишь 92-х пожизненных пэров. В Палате лордов имеются только неспециализированные комитеты, т.к. функциями контроля за правительством она не обладает. Создание фракций в Палате лордов запрещено.

Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль и в законодательном процессе, и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Большинство законопроектов вносится именно в Палату общин, а проекты финансовых законов могут быть внесены только в эту палату.

Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, т.к. Палата общин вправе преодолеть возражения верхней палаты (на раздумья ей отводится год). Возражения Палаты лордов на обычные законы преодолеваются путем голосования: если дважды в течение года после того, как верхняя палата отклонила закон, Палата представителей примет его е прежней редакции, закон считается принятым и направляется монарху для дачи санкции.

Еще проще и оперативные преодолеваются возражения Палат лордов на финансовые законы: если в течение месяца Палата общин не согласится с такими возражениями, они считаются преодоленным! даже без специального рассмотрения законопроекта Палатой общин повторно.

Можно утверждать, что парламентарии не обладают иммунитетом: депутаты Палаты общин не могут быть подвергнуты аресту рамках гражданского судопроизводства во время сессии, за 40 дней до ее начала и в течение 40 дней после ее окончания. Но после отмен! долговых ям за неуплату долга эта норма перестала иметь значение Лорды же могут быть судимыми только своей палатой. Деятельность депутатов Палаты общин является оплачиваемой, а лордов - нет.

Компетенция парламента является абсолютно неопределенно: Считается, что парламент может урегулировать любой вопрос (учреждение

региональных местных ассамблей в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии презумпцию компетенции парламента не нарушает, т.к. их полномочия считаются делегированными именно парламентом).

Основной закон ФРГ

Действующий основной закон ФРГ - это четвертая в истории Германии конституция. Данный документ был принят парламентским советом - своеобразным учредительным собранием, в состав которого входили представители, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель. После ратификации Основного закона большинством земель, вошедших в состав ФРГ (его отвергла лишь Бавария, мотивируя это чрезмерно централистским характером Основного закона), он вступил в силу 23 мая 1949 года. Основной закон ФРГ имеет целый ряд особенностей. Одна из них выражена в его названии. В отличие от большинства аналогичных документов он называется не конституцией, а именно Основным законом. Тем самым подчеркивается, что данный правовой акт - это вынужденная, временная мера, поскольку он был принят в условиях расчленения единой германской нации, что исключало подлинную свободу волеизъявления всего немецкого народа. Конституция же обязательно должно являться результатом свободного народной волеизъявления. Это, по мнению авторов Основного закона, будет возможным только условиях воссоединения Германии, т.е. объединения всех трех ее частей, на которые он; была разделена после второй мировой войны: ФРГ, ГДР и Западного Берлина. Исходя из этого, в ст. 146 понятия Конституции и Основного закона разграничиваются: "настоящий Основной закон прекратит свое действие в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным решением всего немецкого народа". Как известно, 3 октября 1990 года объединение Германии произошло, но Основной закон с некоторыми поправками действует до сих пор как вполне приемлемый для нового государства документ конституционного значения.

Конституция имеет еще ряд особенностей. В ней закреплено федеративное устройство государства, причем оно не может быть ликвидировано при пересмотре Основного закона.

С' учетом того, что Основной закон был принят вскоре после крушения фашистского режима, он содержит антитоталитарные, антимилитаристские положения. Это право на достоинство, с которого начинается перечень всех прав и свобод (ст. 1), и право на сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы (ст. 20); объявление антиконституционными и наказуемыми действий, способных нарушить мирное сосуществование народов (ст. 26).

Некоторые положения, ставшие классическими нормами послевоенных демократических конституции, впервые были закреплены в Основном законе ФРГ. Это характеристика государства как правового (ст. 20, 28 и др.), установление основ статуса политических партий (ст. 21), положение о том, что "собственность обязывает" (ст. 14).

В целом же Основной закон ФРГ базируется на комплексе традиционных для современных западных конституций принципов. Это демократический, правовой, социальный и светский характер государства, парламентаризм, разделение властей, плюрализм, равноправие, народный суверенитет и т.д.

По способу изменения Основной закон ФРГ является жестким. Поправки в него вносятся специальным законом, который должен быть принят как минимум двумя третями голосов от общего числа депутатов Бундестага и двумя третями голосов от общего числа членов Бундесрата, выполняющих функции нижней и верхней палат парламента (ст, 79 Основного закона).

Парламент ФРГ

Основной закон не содержит термина "парламент". В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй - назначаемым. На этом основании большинство немецких конституционалистов заявляет, что парламентом Германии следует считать Бундестаг - избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям: является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание верховной бюрократии земель. Большинство российских теоретиков, однако, справедливо полагает, что функции и полномочия Бундесрата аналогичны традиционным функциям и полномочиям слабых верхних палат парламентов, поэтому его вполне можно считать верхней палатой парламента ФРГ, а сам этот парламент уместно характеризовать как двухпалатный.

Бундестаг избирается единовременно на четыре года прямыми всеобщими равными выборами по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Половина депутатов избирается от одномандатных избирательных округов по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина - по земельным партийным спискам с использованием 5% заградительного барьера.

Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Число мест, которое имеет каждая земля в Бундесрате, колеблется от трех до шести в зависимости от численности населения земли. При этом голоса членов Бундесрата от каждой земли подаются только согласованно, что наилучшим образом служит выражению и балансу интересов земель и предназначению верхней палаты.

Организация палат во многом сходна с организацией парламентов других стран. Они имеют председателей, их заместителей, бюро, секретариаты, парламентские комитеты - постоянные и временные, а Бундестаг - также партийные фракции. Заседания палат являются публичными, если только сама палата не примет постановление о проведении закрытого заседания. Решения принимаются большинством голосов. Палаты имеют регламенты.

Депутаты Бундестага обладают свободным мандатом, а члены Бундесрата - императивным. Одно лицо не может одновременно быть депутатом Бундестага и членом Бундесрата. Депутаты Бундестага обладают ограниченным индемнитетом (за речи и высказывания в палате они могут привлекаться к ответственности только самой палатой) и иммунитетом (привлечение депутатов к ответственности или арест возможны лишь с согласия Бундестага за исключением случаев задержания при совершении преступления или в течение следующего дня).

Основным направлением деятельности германского парламента является законотворчество. Законы принимаются по вопросам исключительной компетенции федерации, конкурирующей компетенции федерации и земель и рамочной компетенции федерации.

Законопроекты вносятся в Бундестаг. Правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрат. При этом законопроекты Федерального правительства вносятся через Бундесрат, который высказывается о них в течение шести недель, а по проектам, объявленным правительством срочными, - в течение трех недель. Наоборот, законопроекты Бундесрата направляются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение трех месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Депутаты Бундестага могут вносить законопроекты напрямую в свою палату, но не единолично, а лишь в количестве не менее 5% от общего числа членов палаты или от имени одной фракции.

Законопроекты, как правило, рассматриваются в Бундестаге в трех чтениях, между которыми они обсуждаются в комитетах. Третье чтение завершается принятием закона (или его отклонением). Принятый Бундестагом закон передается немедленно в Бундесрат для одобрения. Одобрение может быть выражено в активной или пассивной формах, т.е. путем голосования или без такового. Впрочем, некоторые законы нуждаются в обязательном активном согласии Бундесрата. Это ряд финансовых законов, законы о территориальных изменениях федерации, об изменении Основного закона и др.

Если Бундесрат дает согласие, закон считается принятым окончательно, а если нет - он в течение трех недель с момента получения принятого Бундестагом закона может потребовать созыва комитета, образуемого из парламентариев обеих палат для совместного обсуждения законопроекта. При этом если для принятия закона согласие Бундесрата обязательно, то созыва комитета могут потребовать не только Бундесрат, но и Бундестаг и Федеральное правительство.

Если комитет предложит внести изменения в принятый Бундестагом законопроект, то Бундестаг должен вновь принять решение по такому законопроекту. Если же для принятия закона согласия Бундесрата не требуется, то он может по окончании работы согласительного комитета в течение двух недель заявить протест против принятого Бундестагом закона. Протест, принятый большинством голосов членов Бундесрата, может быть отклонен большинством депутатов Бундестага.

Таким образом, в принципе Бундесрат является слабой верхней палатой. Но Основной закон предусматривает ситуацию, когда он превращается в сильную палату, которая вправе принимать законы в обход Бундестага, без его согласия. Это состояние законодательной необходимости, которое может объявить Федеральное правительство, считающее тот или иной законопроект неотложным.

Бундестаг вправе делегировать право издавать акты по вопросам законодательства Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли. Такая передача полномочий возможна только на основе делегирующего закона, предусматривающего предмет, цель, объем и срок делегирования. Делегирование полномочий по целому ряду вопросов нуждается в согласии Бундесрата.

Еще одним важным направлением деятельности парламента ФРГ как парламентарного государства является осуществление контроля за деятельностью Федерального правительства. Его члены несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом, Бундестаг может сместить Федерального канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания нового канцлера. В этом случае все правительство уходит в отставку.

Основной закон ФРГ установил и другую форму политической ответственности Федерального правительства перед парламентом. Это вотум доверия. Вопрос о доверии ставится Федеральным канцлером. Если за доверие не проголосует большинство депутатов Бундестага, то по предложению Федерального канцлера Федеральный президент в течение 21 дня может распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, если Бундестаг большинством голосов изберет нового Федерального канцлера.

Парламент ратифицирует многие международные договоры. Он может объявить состояние обороны, если страна подверглась вооруженной агрессии или ей угрожает такая агрессия.

Статус Федерального президента

Федеральный президент избирается Федеральным собранием, которое представляет собой орган, созываемый специально для избрания президента в сроки, установленные конституцией. Федеральное собрание состоит из депутатов Бундестага и такого же количества представителей, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Пассивным избирательным правом обладают граждане ФРГ, достигшие 40 лет. Избрание Федерального президента происходит без прений. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Если после проведения двух туров голосования абсолютного большинства не получил никто, то в третьем туре избранным считается кандидат, за которого проголосовало относительное большинство членов Федерального собрания.

Федеральный президент избирается на пять лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз. Согласно Основному закону Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в состав парламента как федерации, так и земли. Он также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по профессии и иметь занятие, входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющих целью получение прибыли.

Федеральный президент представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Президент назначает и увольняет федеральных судей, чиновников, офицеров и унтер-офицеров, если законом не установлено иное. В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации помилование.

Основной закон устанавливает, что условием действительности актов Федерального президента является их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным министром. Исключение составляю1 акты об отставке Федерального канцлера и роспуске Бундестага.

На президента распространяются нормы об иммунитете депутате: Бундестага. Кроме того, президент может быть лишен должности Федеральным конституционным судом, если он установит, что президент виновен в умышленном нарушении Основного закона ФРГ или иного федерального закона. После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности вплоть до разрешения дела.

Полномочия президента в случае каких-либо препятствий к выполнению им своих полномочий или их досрочного прекращения осуществляет председатель Бундесрата. Но такое замещение при досрочном прекращении президентских полномочий является недолгим, т.к. в течение 30 дней после такого прекращения должно быть созвано Федеральное собрание.

Федеральное правительство

Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера (главы правительства) и федеральных министров. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Федерального президента. Если кандидат получил абсолютное большинство голосов в Бундестаге, он считается избранным. Если предложенное президентом лицо не избрано, то в течение 14 дней после голосования по кандидатуре президента Бундестаг может избрать канцлера по своему усмотрению - опять же абсолютным большинством голосов.

Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов. Причем если в результате этого последнего голосования кандидат соберет абсолютное большинство голосов членов Бундестага, Федеральный президент обязан в течение семи дней назначить его канцлером. Если же за кандидата проголосовало лишь относительное большинство депутатов, президент в течение семи дней либо назначает его, либо распускает Бундестаг (ст. 63).

Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера и увольняются в том же порядке.

Основной закон ФРГ установил правила о несовместимости должности члена правительства с некоторыми видами деятельности. Ни Федеральный канцлер, ни федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства коммерческого предприятия, а без согласия Бундестага - и в состав его наблюдательного совета (ст. 66).

Особую роль в правительстве и в государственном механизме вообще играет Федеральный канцлер. Он определяет основные направления политики и несет за них ответственность. Он может быть смещен с должности только в результате выражения ему конструктивного вотума недоверия. Именно канцлер несет ответственность за деятельность правительства: со сменой канцлера оно в полном составе уходит в отставку (ст. 69).

Что касается полномочий Федерального правительства, то они определены применительно к разграничению компетенции между федерацией и землями в исполнительной сфере.

Судебная система ФРГ

Основы судебной системы установлены в IX разделе Конституции. Основной закон провозглашает, что судебная власть вверяется судьям, она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными конституцией, и судами земель.

Федеральный конституционный суд - это орган конституционной юстиции. Он состоит из 16 федеральный судей, половину из которых избирает Бундестаг, а половину - Бундесрат. Часть судей Федерального конституционного суда избирается из числа судей других высших судебных органов, а часть - из состава граждан, достигших 40 лет и имеющих диплом, дающий право занимать должность судьи.

Избранные судьи назначаются на должность Федеральным президентом. Основной закон устанавливает правило о несовместимости должности судьи Федерального конституционного суда: он не может входить ни в состав Бундестага, ни в состав Бундесрата, ни в состав Федерального правительства, ни в соответствующие органы земель. Срок полномочий судей составляет 12 лет, а предельный возраст их пребывания в должности - 68 лет.

Федеральный конституционный суд разделен на две палаты, каждая из которых включает по восемь судей.

Компетенция конституционного суда охватывает разрешение следующих категорий дел:

- о толковании федерального Основного закона по поводу споров о компетенции между органами публичной власти, предусмотренными конституцией;

- о соответствии законодательства земель федеральной конституции или иному федеральному праву - по предложению Федерального правительства, правительства земли или 1/3 депутатов Бундестага;

- споры между федерацией и землями о компетенции, иные споры публично-правового характера между федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной порядок;

- конституционные жалобы, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или некоторых иных прав, предусмотренных конституцией (на сопротивление, равноправие, право избирать и др.);

- конституционные жалобы общин и общинных союзов на нарушение их права на местное самоуправление федеральным законом, а также законом земли, если жалоба не может быть передана в конституционный суд земли;

- о лишении основных прав;

- о неконституционности политических партий;

- по обвинениям в отношении Федерального президента и т.д. Решения Федерального конституционного суда имеют постановляющий характер.

В основном законе говорится еще о пяти ветвях юстиции: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной, которые возглавляются соответственно Федеральной судебной палатой, Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым делам и Федеральным судом по социальным делам.

Система общих судов включает действующие в землях участковые суды (суды первой инстанции); суды земель (апелляционная инстанция, а по некоторым делам - первая); высшие суды земель (апелляционная и надзорная инстанция) и Федеральную судебную палату, выступающую надзорной инстанцией.

Система специальных судов имеет, как правило, три уровня: первой, апелляционной и надзорной инстанции.

Основной закон закрепляет главные принципы судебной системы: несменяемость и независимость судей, подчинение их только закону, недопустимость создания чрезвычайных судов, учреждение судов только законом. Обращает на себя внимание также норма об отмене смертной казни (ст. 102).

Органы прокуратуры в ФРГ действуют при судах соответствующего уровня.

40 Документы конституционного значения,
действующие во Франции

Документами конституционного значения считаются в настоящее время Конституция 1958 года, а также правовые акты, прямо упоминаемые в ней как определяющие права человека и принципы национального суверенитета. Это Декларация прав человека и гражданина 1789 года и Преамбула Конституции 1946 года. Конституция 1958 года комплексно регулирует основы устройства государства, а два других названных конституционных акта посвящены правам человека.

Действующая Конституция Франции была принята в условиях острого политической кризиса. Мятеж в Алжире, неэффективное парламентаризма, учрежденного предшествующей Конституцией Франции 1946 года частая смена правительства, угроза войны стране привели к разочарованию общественности во многих демократических института и породили необходимость конституционны перемен. 1 июня 1958 года парламент Франции принял закон о наделении правительства, возглавляемого генералом Ш. де Голле? полномочиями по разработке проекта ново конституции. Конституция была одобрена е референдуме 28 октября 1958 года. Она наложила начало историческому периоду, именуемому

Пятой французской республикой. Это семнадцатая по счету конституция Франции. Исторические особенности принятия данного документа, причины, его породившие, обусловили целый ряд особенностей его содержания. Основное внимание Конституция уделяет регулированию организации государственного механизма. Идейную основу такого регулирования составила концепция "рационализированного парламентаризма", предполагающая умеренное использование в деятельности государства демократических институтов, олицетворяемых, прежде всего, парламентом. Целью ограничений демократизма объявлялось повышение эффективности государственного управления.

Конституция устанавливает главные принципы организации и деятельности государства, объявляя Францию неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип демократизма выражен формулой: "Правление народа, по воле народа и для народа" (ст. 2), а также положением о том, что " национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление" (ст. 3).

Важнейшим проявлением "рационализированного парламентаризма" является установление в качестве формы правления смешанной (или полупрезидентской или президентско-парламентарной) республики. Она сочетает элементы президентской и пар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.014 с.)