Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права



Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права

КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся в источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП является частью публичного права. КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей. Среди других отраслей российского права КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется следующими факторами:

1) общественными отношениями, которое оно регулирует, т. е. самим предметом КП;

2) его источником является КРФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;

3) оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для др. отраслей права; устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми обществ. процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правого регулирования во всех сферах обществ. отнош-й.

4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация которых порождает ПО в др. отраслях права;

5) оно устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;

6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию;

7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов.

2. Место КП РФ в системе рос.права.
Система права в РФ состоит из многих отраслей — ГП, УП, ТП, АП и т. д. Среди них КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется след.факторами: 1) обществ. Отнош-ми, кот.оно регулирует, т. е. самим предметом КП; 2) его источником явл.КРФ — основной з-н в гос-ве, нормы кот.явл.исходными для всех отраслей права; 3) оно устанавливает основополагающие принципы конституц.строя, являющиеся важнейшими нормами и для др.отраслей права; устанавоивает основополаг.принципы устройства общ-ва и гос-ва,определяя общие основы управления всеми обществ.процессами,какой бы стороны жизни общ-ва лни не касались,эта отрасть тем самым дает ориентиры пр.регулирования во всех сферах обществ.отнош-й. 4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация кот.порождает ПО в др.отраслях права; 5) оно устанавливает принципы гос.-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее суб-тами; 6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию; 7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов. Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет др.отрасли права. Оно устанавливает основополаг.принципы, кот.должны соответствовать нормы др.отраслей права. Напр.,определяя систему органов исполнит.власти,их пр.статус, компетенцию,нормы КП устанавливают основные начала для адм.права.Закрепляя разл.формы собств-ти,права собственника,принципы хозяйствования,КП служит базой для ГП и хоз.прва. Регулируя основы бюджетной системы РФ,нормы КП предопределяют основы финансового права.

Нормы и институты конституционного права

Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они не всегда являются представительно обязывающими. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями. Нормы конституционного права принято классифицировать по следующим основаниям:

в зависимости от функциональной роли: регулятивные и охранительные;

в зависимости от характера воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

в зависимости от характера регулируемых общественных отношений: материальные и процессуальные;

по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные;

по времени действия: постоянные и временные.

Особенностью конституционного права является большое количество декларативных и дефинитивных норм. Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Можно выделить пять ведущих отраслевых институтов: а) основы конституционного строя;

б) основы правового статуса человека и гражданина;

в) федеративное устройство государства;

г) система государственной власти;

д) система местного самоуправления.

По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. Надо различать систему отрасли конституционного права, охватывающую всю совокупность определенных правовых норм, и систему Конституции РФ. Они приближены друг к другу, но не совпадают.

Источники КП

Это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они исполняют роль своеобразного резервуара, хранилища правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом конституционного права. Система источников конституционного права характеризуется следующим:

1) множественностью форм выражения правовых норм;

2) иерархической соподчиненностью;

3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права;

4) приоритетом закона.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конституции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах. Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного Суда РФ и других органов конституционной юрисдикции.

Право человека на жизнь

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах:

во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц;

во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Последнее позволяет говорить о праве на жизнь как негативном праве – как свободе жить

Реализация права на жизнь, помимо запрета на действия, угрожающие жизни человека, накладывает на государство ряд позитивных обязанностей.

- защищать жизнь человека от посягательств третьих лиц;

- принятие и проведение в жизнь законов, устанавливающих наказания за убийство;

- проведение эффективного расследования всех случаев лишения человека жизни;

- принятие государственными органами профилактических мер в случае непосредственной опасности для жизни.

35. Свободы мысли и слова содержание правовые пределы осуществления

КП граждан на свободу слова и массовой информации. Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным?ам устно или в печати, а также другими средствами. Свободное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность. Международная практика в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала особые ограничения в пользовании свободой слова. Они устанавливаются законодательством и являются необходимыми для: а) уважения прав и репутации других лиц; б) охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также какое-либо превосходство по указанным основаниям. При этом под агитацией законодатель имел в виду активную деятельность среди широких масс, имеющую целью распространение различных идей средствами массовой информации, с помощью устных выступлений, плакатов, лозунгов. Пропаганда в данном случае — это распространение и разъяснение среди населения воззрений, идей, учений, знаний, провозглашающих социальное, расовое, национальное, религиозное или культурное превосходство. Условием функционирования правового государства является сво-бода массовой информации. Причем под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В российском законодательстве закреплены гарантии свободы массовой информации. Среди конституционных гарантий этой свободы следует назвать признание идеологического многообразия, в частности политического многообразия. Политический плюрализм предполагает возможность соперничества в рамках закона всех политических сил с помощью различных средств массовой информации. Другой гарантией является установленная законом ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности средств массовой информации. Особое внимание среди гарантий обращается на запрет цензуры — требования от редакции средств массовой информации, авторов со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Она свойственна обществам и государствам с низким уровнем демократии. Цензура в любой форме запрещается, а при обнаружении органов или организаций, учреждений или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры средств массовой информации в любой форме, их финансирование немедленно прекращается, и они ликвидируются в установленном законом порядке.

Территория РФ.

Территория – это один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.. В конституционном праве России есть понятия «территория РФ» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территорию ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых КРФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории. К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Добавить про морские и воздушные суда, посольства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод и т.д.

Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права

КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся в источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП является частью публичного права. КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей. Среди других отраслей российского права КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется следующими факторами:

1) общественными отношениями, которое оно регулирует, т. е. самим предметом КП;

2) его источником является КРФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;

3) оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для др. отраслей права; устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми обществ. процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правого регулирования во всех сферах обществ. отнош-й.

4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация которых порождает ПО в др. отраслях права;

5) оно устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;

6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию;

7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов.

2. Место КП РФ в системе рос.права.
Система права в РФ состоит из многих отраслей — ГП, УП, ТП, АП и т. д. Среди них КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется след.факторами: 1) обществ. Отнош-ми, кот.оно регулирует, т. е. самим предметом КП; 2) его источником явл.КРФ — основной з-н в гос-ве, нормы кот.явл.исходными для всех отраслей права; 3) оно устанавливает основополагающие принципы конституц.строя, являющиеся важнейшими нормами и для др.отраслей права; устанавоивает основополаг.принципы устройства общ-ва и гос-ва,определяя общие основы управления всеми обществ.процессами,какой бы стороны жизни общ-ва лни не касались,эта отрасть тем самым дает ориентиры пр.регулирования во всех сферах обществ.отнош-й. 4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация кот.порождает ПО в др.отраслях права; 5) оно устанавливает принципы гос.-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее суб-тами; 6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию; 7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов. Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет др.отрасли права. Оно устанавливает основополаг.принципы, кот.должны соответствовать нормы др.отраслей права. Напр.,определяя систему органов исполнит.власти,их пр.статус, компетенцию,нормы КП устанавливают основные начала для адм.права.Закрепляя разл.формы собств-ти,права собственника,принципы хозяйствования,КП служит базой для ГП и хоз.прва. Регулируя основы бюджетной системы РФ,нормы КП предопределяют основы финансового права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.016 с.)