Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся в источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП является частью публичного права. КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей. Среди других отраслей российского права КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется следующими факторами: 1) общественными отношениями, которое оно регулирует, т. е. самим предметом КП; 2) его источником является КРФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права; 3) оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для др. отраслей права; устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми обществ. процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правого регулирования во всех сферах обществ. отнош-й. 4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация которых порождает ПО в др. отраслях права; 5) оно устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами; 6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию; 7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов. 2. Место КП РФ в системе рос.права.
Нормы и институты конституционного права Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они не всегда являются представительно обязывающими. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями. Нормы конституционного права принято классифицировать по следующим основаниям: в зависимости от функциональной роли: регулятивные и охранительные; в зависимости от характера воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие; в зависимости от характера регулируемых общественных отношений: материальные и процессуальные; по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные; по времени действия: постоянные и временные.
Особенностью конституционного права является большое количество декларативных и дефинитивных норм. Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Можно выделить пять ведущих отраслевых институтов: а) основы конституционного строя; б) основы правового статуса человека и гражданина; в) федеративное устройство государства; г) система государственной власти; д) система местного самоуправления. По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. Надо различать систему отрасли конституционного права, охватывающую всю совокупность определенных правовых норм, и систему Конституции РФ. Они приближены друг к другу, но не совпадают. Источники КП Это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они исполняют роль своеобразного резервуара, хранилища правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом конституционного права. Система источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом закона. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конституции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах. Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного Суда РФ и других органов конституционной юрисдикции. Право человека на жизнь
Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Последнее позволяет говорить о праве на жизнь как негативном праве – как свободе жить Реализация права на жизнь, помимо запрета на действия, угрожающие жизни человека, накладывает на государство ряд позитивных обязанностей. - защищать жизнь человека от посягательств третьих лиц; - принятие и проведение в жизнь законов, устанавливающих наказания за убийство; - проведение эффективного расследования всех случаев лишения человека жизни; - принятие государственными органами профилактических мер в случае непосредственной опасности для жизни. 35. Свободы мысли и слова содержание правовые пределы осуществления КП граждан на свободу слова и массовой информации. Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным?ам устно или в печати, а также другими средствами. Свободное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность. Международная практика в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала особые ограничения в пользовании свободой слова. Они устанавливаются законодательством и являются необходимыми для: а) уважения прав и репутации других лиц; б) охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также какое-либо превосходство по указанным основаниям. При этом под агитацией законодатель имел в виду активную деятельность среди широких масс, имеющую целью распространение различных идей средствами массовой информации, с помощью устных выступлений, плакатов, лозунгов. Пропаганда в данном случае — это распространение и разъяснение среди населения воззрений, идей, учений, знаний, провозглашающих социальное, расовое, национальное, религиозное или культурное превосходство. Условием функционирования правового государства является сво-бода массовой информации. Причем под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В российском законодательстве закреплены гарантии свободы массовой информации. Среди конституционных гарантий этой свободы следует назвать признание идеологического многообразия, в частности политического многообразия. Политический плюрализм предполагает возможность соперничества в рамках закона всех политических сил с помощью различных средств массовой информации. Другой гарантией является установленная законом ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности средств массовой информации. Особое внимание среди гарантий обращается на запрет цензуры — требования от редакции средств массовой информации, авторов со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Она свойственна обществам и государствам с низким уровнем демократии. Цензура в любой форме запрещается, а при обнаружении органов или организаций, учреждений или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры средств массовой информации в любой форме, их финансирование немедленно прекращается, и они ликвидируются в установленном законом порядке.
Территория РФ. Территория – это один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.. В конституционном праве России есть понятия «территория РФ» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территорию ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых КРФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории. К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Добавить про морские и воздушные суда, посольства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод и т.д.
Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся в источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП является частью публичного права. КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей. Среди других отраслей российского права КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется следующими факторами: 1) общественными отношениями, которое оно регулирует, т. е. самим предметом КП; 2) его источником является КРФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права; 3) оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для др. отраслей права; устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми обществ. процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правого регулирования во всех сферах обществ. отнош-й. 4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация которых порождает ПО в др. отраслях права; 5) оно устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами; 6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию; 7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов. 2. Место КП РФ в системе рос.права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.011 с.) |